родная программа по родному языку
рабочая программа (4 класс)

Бикметова Венера Марсовна

родная программа по родному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочаяпрограммаучебногопредмета

«Родной (русский) язык»

1 – 4классы

1.Планируемые результаты освоения программы учебного предмета родной  язык

Родной (русский)язык.

1 класс

Изучение предмета «Родной русский язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной русский язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийсянаучится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое инастоящее»:

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной

тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;понимать        значение        русских        пословиц        и        поговорок, связанных        с изученнымитемами;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную рольударения;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать        этикетные        формы        обращения        в        официальной        и неофициальной речевойситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных        текстов        об        истории        языка        и        культуре        русского народа

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.

Планируемые результаты освоения программы 2-го класса предмета родной (русский) язык

Изучение предмета «Родной русский язык» во 2-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именнознаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной русский язык» во 2-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной русский язык»  на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийсянаучится:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»;

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать   словарные   статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок,        связанных с изученнымитемами;

  1. понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевогообщения;

2.при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную рольударения;

3.проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями  для определения лексического значения слова;

4.пользоваться орфографическим словарём  для  определения нормативного написания слов при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения        в официальной        и неофициальной речевойситуации;

5.владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; 6.использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

7. анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные        факты от        второстепенных; выделять        наиболее существенные факты;

8. устанавливать логическую связь между фактами;

9. создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

Планируемые результаты освоения программы 3-го класса предмета родной (русский) язык

Изучение предмета «Родной русский язык» в 3-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса

соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной русский язык» в 3-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийсянаучится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребленияв современных ситуациях речевого общения;
  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
  • пользоваться        учебными        толковыми        словарями        для определения лексического значения слова;
  • пользоваться        орфографическим        словарём        для определения нормативного написания слов;
  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать
  • этикетные        формы        обращения        в        официальной
  • и неофициальной речевойситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать   информацию   прочитанного и прослушанного        текста: отделять главные        факты        от        второстепенных,        выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах,связанных с народными промыслами;
  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;

Планируемые результаты освоения программы 4-го класса предмета родной (русский) язык

Изучение предмета «Родной русский язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именнознаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной русский язык»  в 4-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной русский язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийсянаучится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое инастоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»: соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамкахизученного);

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять
  • синонимическими         конструкциями        отдельные
  • глаголы,        у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
  • выявлять        и                исправлять        в        устной        речи        типичные
  • грамматические ошибки,                связанные        с                нарушением        согласования        имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
  • пользоваться        учебными        толковыми        словарями        для        определения лексического значения слова;
  • пользоваться        орфографическим        словарём        для        определения нормативного написания слов;
  • пользоваться        учебным        этимологическим        словарём        для        уточнения происхожденияслова;
  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать
  • этикетные        формы        обращения        в        официальной
  • и неофициальной речевойситуации;  владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять        главные

факты        от        второстепенных,        выделять

наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого наабзацы;

пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Выше приведены планируемые результаты изучения русского родного языка в 4-м классе. Полный перечень планируемых результатов освоения программы курса в начальной школе, который складывается как сумма по годам обучения, размещён в «Примерной программе по учебному предмету.

2. Содержание учебного предмета по родному языку

Родной (русский) язык

Первый год обучения

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Сведения  об  истории  русской  письменности:  как  появились  буквы

современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной

строки и заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

  1. дом в старину: что как называлось (изба,терем,хоромы,горница,

светлица, светец, лучина и т.д.);

  1. как  называлось  то,  во  что  одевались  в  старину (кафтан,кушак,

рубаха, сарафан, лапти и т.д.).

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание. Словарь в картинках.

Раздел 2. Язык в действии

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить?Как похвалить товарища?Как правильнопоблагодарить?).Цели и виды вопросов(вопрос-уточнение,вопрос какзапрос на новое содержание).

Резерв учебного времени – 2 ч.

  • Второй год обучения (68 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 ч)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки,салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

  1. слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,

ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);

  1. слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря,полба,

каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка):какие из нихсохранились до нашего времени;

  1. слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например,

шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь,ни за какиековрижки).Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами ипоговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать вТулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).

Проектное задание. Словарь«Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (15 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов исказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (25 ч)

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершениедиалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Резерв учебного времени – 3 ч.

  • Третий год обучения (68 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 ч)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда–ложь,друг–недруг,брат–братство–побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик,извозчик,коробейник,лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка,гусли,гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,дубрава,сокол,соловей,зорька,солнце и т. п.):уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия?Историямоего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (15 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга,книжка,книжечка,книжица,книжонка,книжища;заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т.п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (25 ч) Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

Резерв учебного времени – 3 ч.

  • Четвёртый год обучения (68 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный);слова,связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка,батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки;вся семья вместе,так и душана месте; прописать ижицу и т.д.).Сравнение с пословицами ипоговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Раздел 2. Язык в действии (6 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Резерв учебного времени – 4 ч.

 3. В Примерной программе по учебному предмету «Русский родной  язык» и в рабочих программах всё содержание обучения в 1-м классе распределено по трём разделам: «Русский язык: прошлое и настоящее»,

«Язык в действии», «Секреты речи и текста». Внутри каждого из разделов заложена логика последовательного освоения содержания. Но в первые месяцы обучения первоклассники ещё не могут письменно выполнять упражнения, поэтому учебное пособие для 1-го класса начинается и заканчивается  параграфами  раздела  «Секреты  речи  и  текста».  При  этомвначале учебного года главной задачей является осмысление роли языка в жизни человека, его важнейшей функции – выступать средством общения, а также развитие устной речи учащихся. В конце года работа в рамках раздела направлена на развитие письменной речи.

Ниже представлено два варианта планирования. Это связано с тем, что темп освоения графических навыков зависит прежде всего от возможностей конкретного класса, а форсировать его не только нецелесообразно, но и вредно. В связи с этим готовность к работе с параграфами, требующими обязательного письменного выполнения заданий, варьируется по срокам. Эта вариативность и нашла отражение в программе.

Первый вариант планирования целесообразен в ситуации, когда педагог планирует за первое полугодие завершить обучение грамоте по

«Букварю»ивовторомполугодииприступитькизучениюосновногокурса«Русский язык».

№ урока

Тема

Кол- во

часов

Дата проведения

План

Факт

Секреты речи и текста(8)

1

Как люди общаются друг

с другом.

1

2

Общение.        Устная        и письменнаяречь

        1        1

3

Вежливыеслова.

1

4

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать взрослого и сверстника?Каквежливопопросить? Какпохвалитьтоварища? Какправильно

отблагодарить?)

      1

5

Как люди приветствуют друг друга.Секретыдиалога:        учимсяразговаривать друг с другом и со взрослыми.

        1        1

6

Зачем людям имена.Имена        в малых        жанрах фольклора

        1        1

7

Спрашиваем и отвечаем.

        1        2

8

Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новоесодержание)

1

Язык в действии(10)

911

Выделяем голосом важные слова. Роль логического ударения.

3        3

12

Как можно играть звуками. Звукопись в стихотворномхудожественном тексте

1        1

1316

Где поставить ударение. Смыслоразличительнаяроль ударения

4        4

17

Как сочетаются слова.

    1

18

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по        предупреждению ошибок всочетаемостислов)

   1

Русский язык: прошлое и настоящее(12)

19

Как писали в старину

4      1        

20

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

   1

21

Сведения об истории                русской письменности:                        как появились                        буквы современного русского алфавита.

       1

22

Практическаяработа        «Оформление

буквиц и заставок»

 1

2324

Дом в старину: что как называлось.

4        2

25-26

Слова,обозначающиепредметы традиционного русского быта

2

2728

Во что одевались в старину

4        2

29-30

Слова,        обозначающие предметы традиционного русского быта

2

Секреты речи и текста(1)

31

Сравниваем

тексты.

1        1

32, 33

Резерв

2        2

Второй вариант планирования целесообразен в ситуации, когда педагог планирует отвести на обучение по «Букварю» не только первое полугодие, но и часть второго полугодия и приступить к изучению основного курса «Русский язык» не с самого начала второго полугодия.

№ урока

Тема

Кол- во

часов

Дата проведения

План

Секреты речи и текста(8)

1

Как люди общаются друг с другом

1

2

Устная        и письменнаяречь

1

3

Вежливыеслова

1

4

Стандартные обороты речи для участия в диалоге

1

5

Как люди приветствуют друг друга

1

6

Зачемлюдямимена

1

7

Спрашиваем и отвечаем

1

8

Цели        и        виды        вопросов(вопрос-уточнение,                вопрос

как        запрос        на        новое содержание)

1

Русский язык: прошлое и настоящее(12)

9

Какписали в старину

1

10

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

1

11

Сведения об истории        русской письменности: как появились буквысовременного русского        алфавита

1

12

Практическая                                работа

«Оформление предложенных красных срок и заставок»

1

1314

Дом в старину: что как называлось

2

15-16

Слова,        обозначающие предметы традиционного русского быта.

2

1718

Во что одевались в старину

2

19-20

Слова,        обозначающие предметы традиционного русского быта.

2

Язык в действии(10)

2122

Выделяем голосом важные слова

2

23

Рольлогическогоударения

1

24

Какможноигратьзвуками

1

2526

Гдепоставитьударение

2

27-28

Смыслоразличительнаярольударения

2

29

Каксочетаютсяслова

1

30

Наблюдениезасочетаемостью        слов

1

Секреты речи и текста(1)

31

Сравниваем тексты

1

32, 33

Резерв

2

2 класс

№ урока

Тема

Кол- во

часов

Дата проведения

План

Факт

Русский язык: прошлое и настоящее(25)

1

Поодёжкевстречают…

1

2

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта

1

3

Ржаной хлебушко- калачу дедушка.

1

4

Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени

1

5

Пословицы, поговорки,        фразеологизмы, возникновение которых связано с едой

1

6, 7

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи

2

8–10

Каша – кормилицанаша.

3

11

Любишь кататься, люби и саночки возить

1

12

Слова, называющие детские забавы, игрушки

1

13

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскимизабавами

1

14

Делу-время,потехе–час.

1

15

Слова, называющие игры и игрушки.

1

16-17

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, история  которых связано с детскими

играми и игрушками

2

18

В решете воду не удержишь

1

19

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта – домашнюю утварь.

1

20

Пословицы, поговорки,        фразеологизмы, возникновение которых связаносдомашней утварью

1

21–22

Самовар кипит, уходить не велит

2

23-24

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традициейрусского чаепития

2

25

Представление результатов выполнения        проектных заданий: «Секреты семейной кухни», «Интереснаяигра»,

«Музеи        самоваров        в        России», «Почему        это        так называется?»

1

Язык в действии(25)

26-27

Помогает ли ударение различать

слова?

2

28-29

Длячегонужнысинонимы?

2

30-31

Длячегонужныантонимы?

2

32–34

Как появились пословицы и фразеологизмы?

3

35–37

Как можно объяснить значение слова?

3

38-39

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

2

40

Представление результатов выполнения практической работы «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением иударением»

1

Секреты речи итекста(25)

41

Учимся вести диалог

      1

42

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение        от инициативы, завершение диалога и др.(например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

       1

43

Особенности русского речевого этикета.

       1

44

Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы

       1

45-46

Составляем развёрнутое толкование значения слова

2

47-48

Создание собственного текста: развёрнутое толкование значения слова

2

49-50

Устанавливаем связь предложений в тексте

2

51-52

Связьпредложений в тексте

        2

53

Практическое        овладениесредствамисвязи

      1

54

Лексическийповтор, местоименныйповтор

      1

55–

56

Создаём тексты- инструкции и тексты- повествования

2

57-58

Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный текст

      2

59-60

Созданиетекстов-повествований

      2

61-62

Заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках

      2

63

Представление результатов выполнения

проектных заданий

1

64

Устный ответ как жанр монологической устной учебно- научной речи

      1

65

Творческая проверочная работа «Что мне больше всегопонравилось на уроках русского родного языка в этом году»

  1

66–

68

Резерв

3

3 класс

№ урока

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

Русский язык: прошлое и настоящее (25)

1

Где путь прямой, там не езди по кривой.Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь).

1

8,09

2

Пословицы,                поговорки, фразеологизмы, в которых отраженыособенностимировосприятия и отношений между людьми

1

3, 4

Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми

2

5–7

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова,        называющие        природные явления: образные названиядождя

3

8–10

Сошлись два друга– мороз да вьюга.Слова, называющие        природные явления: образные названияснега

3

11, 12

Ветер без крыльев летает.Слова, называющие        природные явления: образные названияветра

2

13–15

Какой лес без чудес. Слова, называющие растения

3

16–18

Дело        мастера боится. Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие

занятиялюдей.

3

19, 20

Заиграйте,        мои гусли… Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющиемузыкальные инструменты

2

21–23

Что ни город, то норов.Названия старинных        русских городов,        сведения опроисхождении этих названий

3

24- 25

У        земли        ясно солнце, учеловека

– слово.Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение заиспользованиемв произведениях фольклораи художественной литературы

2

Секреты речи и текста  (5)

26–28

Представление проектных заданий        и

результатов мини-исследований, выполненных        при изучении        раздела

«Русский        язык:

прошлое        и настоящее»

           3

29-30

Особенностиустноговыступления

          2

Язык в действии(15)

31

Для        чего        нужны суффиксы?

1

32-33

Многообразие        суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, какспецифическаяособенность русского языка

2

34

Какие особенности рода        имён

существительных есть        в        русском языке?

1

35-36

Специфика        грамматической

категории        рода        имен существительных в русскомязыке

2

37

Все        ли        имена существительные

«умеют» изменяться        по числам?

1

38-39

Существительные,        имеющие только форму единственного или только форму множественного числа

2

40

Как        изменяются имена существительные во множественном числе?

1

41-42

Практическое овладение нормами употребления форм числа имен существительных (родительный падеж множественного числа

2

43

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1

44

Практическое овладение нормами правильного        и                точного употребления                предлогов, образованияпредложно-падежных

формсуществительных

1

45

Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»

1

Секреты речи и текста(20)

46

Создаём        тексты-рассуждения

1

47

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

1

48

Особенностиустноговыступления

1

49

Признакитипатекста-рассуждения

1

50

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). 

1

51-52

Учимсяредактироватьтексты

2

53-54

Правилаоформлениятекста.

2

55-56

Создаём тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного)

2

57

Особенностиустноговыступления.

1

58

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

1

59-60

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

2

61

Создаём        тексты- повествования

1

62

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов.

1

63-64

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

2

65

Представление проектных заданий, выполненных        при изучении        раздела

«Секреты        речи        и текста»

1

66–68

Резерв

3

4 класс

№ урока

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

Русский язык: прошлое и настоящее(28)

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

2

Слова, связанные с обучением.

1

3

Пословицы,        поговорки        и

фразеологизмы,        возникновение которых связано с учением

1

4

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

5-6

Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

2

7-8

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, сродственными

отношениями

2

9-10

Красна сказка складом, а песня–ладом

2

11-12

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

2

13-14

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный, доброжелательный,

бескорыстный)

2

15-16

Красноесловцонеложь

2

17-18

Пословицы и поговорки, возникновение которых связано скачествами,

чувствамилюдей

2

19-20

фразеологизмы, возникновение которых связано скачествами,

чувствамилюдей

2

21-22

Языкязыкувестьподаёт

2

23-24

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

2

25-26

Русскиеслова в языках

другихнародов

2

27-28

Представление результатов проектных заданий,

выполненных при изучении раздела

2

Язык в действии(12)

29-30

Трудно ли образовывать

формы глагола?

2

31

Трудные                случаи образования формы        1-го        лица единственного числанастоящего        и        будущего времени глагола (на пропедевтическом уровне)

1

32-33

Можно ли об одном и том же

сказать по-разному?

2

34-35

Синонимия синтаксических конструкций на уровне словосочетаний  и предложений

2

36

Как и когда появились знаки препинания?

1

37

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).

1

38

Совершенствование навыковправильногопунктуационного оформления

текста

1

39-40

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать

по-разному?»

2

Секреты речи и текста(24)

41-42

Задаём вопросы в диалоге

2

43-44

Учимся передавать в заголовке тему

и основную мысль текста

2

45-46

Особенностиозаглавливаниятекста

2

47-48

Учимсясоставлятьплантекста

2

49-50

Составление        плана        текста,        не разделённого наабзацы

2

51-52

Учимсяпересказыватьтекст

2

53-54

Пересказ  текста с изменением лица, (на практическомуровне)

2

55-56

Учимся оценивать и редактировать тексты

2

57-58

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

2

59-60

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

2

61-62

Практический опыт использования учебных словарей впроцессе редактирования текста

2

63-64

Представление  результатов  выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же»

2

65-68

Резерв

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс

Рабочая программа по родной литературе  на родном языке (русском)  для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, по родному языку для детей программа 7.2 и 6.2

Адаптированные программы  1 дополнительный класс ( второго года обучения) 7.2  ( задержка психического развития) и 6.2 ( НОДА)....

Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...