программа "Умелые руки"
материал

Бабанова Юлия Юрьевна

программа,планирование,темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_um._ruki_2019-2023.docx67.97 КБ

Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка

      Программа кружка «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

     Программа способствует овладению учащимися начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, развитию технического и логического мышления, формированию первоначальных представлений о мире профессий, воспитанию трудолюбия, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности. Занятия кружка способствуют развитие у детей не только художественного вкуса, творческих способности, но и экологического воспитания.

    Программа кружка «Умелые руки» состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Программа разбита на четыре блока. Занятия по данной программе благотворно повлияют на развитие детской фантазии, пробудят заложенное в человеке от природы чувство прекрасного, будут развивать творческие способности. Умение изготовить своими руками игрушки, поделки помогает детям самоутвердиться в глазах сверстников, что особенно важно в период нравственного становления личности ребенка сначала в детском объединении, а затем и в окружающем мире. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.

    Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).

   Программа кружка «Умелые ручки» разработана для младших школьников сроком на 4 года. Рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в учебном году, курс носит интегрированный характер.

    Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
  Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
    Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует проявлению индивидуальности каждого и создание для каждого ситуации успеха.

Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для выявления и развития творческих способностей детей, пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Задачи программы:

 Обучающие

-Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.

-Обучать различным приемам работы с бумагой, солёным тестом, природным материалом.

-Формировать умения следовать устным инструкциям.

-Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

-Создавать композиции с изделиями, выполненными в разной технике.

Развивающие

-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

-Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

-Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

-Развивать пространственное воображение.

Воспитательные

-Воспитывать интерес к искусству солёного теста, природного материала, квиллинга.

-Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

-Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

-Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

   Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

 - групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

   В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

   В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

   Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

  • развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать систему универсальных учебных действий;
  • сформировать навыки работы с информации.

Содержание программы

1 класс (33 часа)

    Работа с природным материалом.    Экибана- искусство составления букетов. Букет из осенних листьев,цветов. Решение проектных задач: «Аквариумные рыбки»(аппликация).

   Работа с тканью. История и виды ткани. Свойства ткани. Изделие: Игрушка «Сердце». Решение проектных задач: « Шляпка».

   Работа с соленым тестом. Из истории соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Приемы и виды работы. Изделие: «Сказочные герои». Изделие: «Животные и насекомые мира». Изделие: «Цветочки». Решение проектных задач: картина «Кошкин дом».

  Работа с бисером. Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. Изделие: Цепочки в одну нить «Пупырышки», «Лепестки». Изделие: Плетение на проволоке. «Цветы.» Изделие :«Ангелок.» Решение проектных задач: «Крокодил».

  Работа с бросовым материалом. Виды бросового материала и способы обработки. Изделие: «Корзина для цветов». Изделие: «Снеговик». Изделие: панно из карандашных стружек « Домашнее животное». Решение проектных задач: «Черепашка».

  Работа с лентами. Лента как украшение работы..История и возникновение ленты, приемы. Изделие «Гвоздика.». Решение проектных задач: « Топиарий».

  Работа с фольгой, фантиками. История. Свойства фольги. Приемы работы с фольгой, фантиками. Изделие «Забавные насекомые». Изделие: Украшение «Бусы для мамы».

  Работа с бумагой  и картоном. Виды работ из бумаги и картона, свойства бумаги.  Художественные  приёмы. Изделие «Игрушки – зверушки». Изделие: Оригами «Лягушка», «Лиса». Решение проектных задач оригами «Кораблик детства». Изделие: обрывная аппликация «Любимые герои сказок». Решение проектных задач: « Самолет».

2 класс(34 часа)

  Работа с природным материалом. Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. Изделие: «Панно из семян и крупы». Решение проектных задач:  «Дружная семейка на прогулке».

  Работа с тканью. История и виды ткани. Плоские игрушки из ткани. Знакомство с понятием «фурнитуры». Образцы фурнитуры. Пришивание пуговиц. Пришивание бусин и бисера. Изделие: «Кухонные прихватки».

  Работа с соленым тестом. Вводное занятие «Волшебное тесто». Техника безопасности при работе с резцами, стеками. Изделие: «Розы из соленого теста.» Изделие: «Божья коровка». Изделие: Натюрморт «По грибы», «Овощи» Решение проектных задач: «Настенные украшения».

  Работа с бисером. История. Виды и приемы работы с бисером. Основные приемы плетения морских обитателей. Изделие: « Морской конек». Изделие: «Осьминог». Решение проектных задач: «Морские мотивы»

  Работа с бросовым материалом. Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. «Букет». Мозаика из карандашных стружек. Изделие: «Животные».  Решение проектных задач: Изготовление открытки по замыслу.

  Работа с лентами. Лента как украшение работы. История рождения вышивки лентами, как вида декоративно-прикладного творчества. Цветы из узкой атласной ленты. Изделие: «Закладка» Решение проектных задач: « Топиарий».

  Работа с фольгой, фантиками. История. Свойства фольги. Приемы работы с фольгой, фантиками. Изделие: «Стрекоза». Изделие: «Паук». Решение проектных задач: « Букет роз».

  Работа с бумагой  и картоном. Вводное занятие. Как зародилась бумага. Волшебные свойства бумаги. Технологии работы с бумагой. Простейшие геометрические фигуры. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Изделие: «Конверт», «Подводная лодка». Техническое конструирование модели «Самолёт». Решение проектных задач: «Дом». Айрис –фолдинг. Изделие: «Яркий мяч». Аппликация из гофрированной бумаги. Изделие:  «Лошадка».

3 класс (34 часа)

  Работа с природным материалом. Технология заготовки природных . Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов. Морские ракушки в интерьере. Виды ракушек. Правила хранения и обработки природного материала морского происхождения. Аппликация из опилок и чайной заварки. Изделие: « Зимняя ночь». Аппликация из разных природных материалов. Изготовление фоторамки и ее оформление. Решение проектных задач: «Птица с птенцами из природного материала.»

  Работа с тканью. Техника выполнения ручных швов: «вперед иголку», «петельный», шов «через край». Раскрой материала. Соединение деталей. Изделие: «Матрешка». Изделие: «Лошадка». Решение проектных задач: « Медвежонок».

  Работа с соленым тестом. Знакомство с правилами техники безопасности, показ презентации о красоте и разнообразии изделий из соленого теста Практическое занятие. Знакомство с рецептом приготовления теста для лепки, способами его окрашивания, основными приемами лепки и соединения мелких деталей друг к другу. Лепка плоских игрушек-подвесок. Изделие: «Чудо-рыбка». Лепка игрушка-подвеска. Изделие: «Чудо-кот». Роспись выполненных работ. Решение проектных задач: « Украшение для модниц».

  Работа с бисером. Организация рабочего места, правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Охрана труда, инструктаж по технике безопасности. Историческая справка: национальные традиции других стран, появление бисера и развитие бисероплетения. Демонстрация изделий, фотографий. Сведения о материалах и инструментах. Виды бисера и стекляруса. Хранение. Основные способы плетения. Способы параллельного и спаренного плетения. Простые цепочки в «одну нить». Зигзаг, цветок в 8лепестков. Плетение на проволоке. Простое параллельное плетение: цветы, насекомые, животные. Решение проектных задач: «Береза- символ  России»

  Работа с бросовым материалом. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Инструктаж. Общее понятие о бросовом материале, их происхождении. Сбор бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Изготовление бабочек из пластиковых бутылок. Работа со стеклянными банками: Изделие: «Сад в бутылке» .Декор вазы для цветов. Решение проектных задач: «Кормушка для птиц из пластиковой бутылки»

  Работа с лентами. Техника безопасности. Знакомство с историей возникновения канзаши. Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения.Обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши. Украшение аксессуаров цветами в стиле Канзаши.  Изделие: «Заколки». Решение проектных задач: «Бабочки»

  Работа с фольгой, фантиками. Вспомним. История. Свойства фольги. Приемы работы с фольгой, фантиками. Изделие: «Ландыши»(из фольги). Аппликация из фантиков: ёлочные шары, снеговик. Решение проектных задач: «Гроздь винограда»

  Работа с бумагой  и картоном. Айрис –фолдинг. Изделие: «Кошка на окошке». Оригами  (конструирование) Изделие: «Мишки – топтыжки». Решение проектных задач оригами: «Цветочная поляна».

4 класс (34 часа)

  Работа с природным материалом. Экскурсия  в лес для сбора природного материала. Показ различных видов сушки и хранения природного материала. Изделие: «Розы из кленовых листьев». Изделие: «Мишка косолапый и хитрая лиса из шишек и семян растений». Решение проектных задач: «Лесное царство».

  Работа с цветными нитками. Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Кукла из ниток. Изделие: «Мартинички». Игрушка из помпонов. Изделие: «Цыплёнок». Решение проектных задач: Панно «В деревне»(из нитяных крошек).

  Работа с тканью. Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки.Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Просмотр презентации «Инструменты и приспособления». Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». Технология выполнения швов. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного». Практическое выполнение швов.  Закрепления нити при шитье мягкой игрушки. Просмотр презентации «Способы закрепления нитей». Узнать различия между способами закрепления нитей и их использованием в процессе выполнения игрушек. Изготовление игрушки-брелка. Изделие: «Зайка». Изготовление объемной игрушки. Изделие:  «Волшебная бабочка». Решение проектных задач: Сказка собственного сочинения «Ушастик»

  Работа с соленым тестом. Продолжение знакомства с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). Игрушка-сувенир. Изделие: «Змеиная королева». Игрушка-сувенир. Изделие: «Крокодил». Работа по замыслу учеников.

  Работа с бисером. История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий. Изготовления браслета. Изделие: «Лесенка». Плоские  и объемные фигурки животных. Изделие: « Змейка». Изделие: «Бабочки». Решение проектных задач: Панно и композиции из бисера «Весенний день».

  Работа с бросовым материалом. Вводное занятие. Проблема отходов. Природные пути решения проблемы отходов. Скорлупа яичная: тюльпаны из скорлупы. Изделие: «Панно из скорлупы». Поделки из одноразовых стаканчиков. Изделие: «Светофор». Поделки из пластиковых ложек. Изделие: «Цветочки». Поделки из пластиковых ложек. Изделие: «Забавный снеговик». Решение проектных задач: «Часики»(из пластиковых ложек и вилок).

  Работа с бумагой  и картоном. Продолжение знакомства с различными видами бумаги и картона и их обработки. Обрывная аппликация. Изделие: «Мой щенок». Торцевание. Изделие: «Парусник.» Вырезание из бумаги украшений на окна.

  Выставка работ

Тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Раздел. Тема

Кол- во уроков

1

Вводное занятие.Материалы и инструменты. ТБ на занятиях. Экскурсия в парк.

1

Работа с природным материалом

2

2

Экибана- искусство составления букетов. Букет из осенних листьев,цветов.

1

3

Решение проектных задач: «Аквариумные рыбки»(аппликация)

1

Работа с тканью

3

4

История и виды ткани. Свойства ткани.

1

5

Изделие: Игрушка «Сердце».

1

6

Решение проектных задач: « Шляпка».

1

 Работа с соленым тестом 

5

7

Из истории соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Приемы и виды работы.

1

8

Изделие: «Сказочные герои»

1

9

Изделие: «Животные и насекомые мира»

1

10

Изделие: «Цветочки»

1

11

Решение проектных задач: картина «Кошкин дом»

1

Работа с бисером

5

12

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

1

13

Изделие: Цепочки в одну нить «Пупырышки», «Лепестки».

1

14

Изделие: Плетение на проволоке. «Цветы.»

1

15

Изделие :«Ангелок.»

1

16

Решение проектных задач: «Крокодил».

1

Работа с бросовым материалом

5

17

Виды бросового материала и способы обработки.

1

18

Изделие: «Корзина для цветов»

1

19

Изделие: «Снеговик»

1

20

Изделие: панно из карандашных стружек « Домашнее животное»

1

21

Решение проектных задач: «Черепашка»

1

Работа с лентами

3

22

Лента как украшение работы..История и возникновение ленты, приемы.

1

23

Изделие «Гвоздика.»

1

24

Решение проектных задач: « Топиарий»

1

Работа с фольгой, фантиками

3

25

История. Свойства фольги. Приемы работы с фольгой, фантиками.

1

26

Изделие «Забавные насекомые»

1

27

Изделие: Украшение «Бусы для мамы».

1

Работа с бумагой  и картоном

6

28

Виды работ из бумаги и картона, свойства бумаги.  Художественные  приёмы.

1

29

Изделие «Игрушки – зверушки»

1

30

Изделие: Оригами «Лягушка», «Лиса»

1

31

Решение проектных задач оригами «Кораблик детства»

1

32

Изделие: обрывная аппликация «Любимые герои сказок»

1

33

Решение проектных задач: « Самолет».

1

34

Выставка работ

1

2 класс

№ п/п

Раздел. Тема

Кол- во уроков

Работа с природным материалом    

3

1

Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

1

2

Изделие: «Панно из семян и крупы».

1

3

Решение проектных задач:  «Дружная семейка на прогулке».

1

Работа с тканью

3

4

История и виды ткани. Плоские игрушки из ткани.

1

5

  Знакомство с понятием «фурнитуры». Образцы фурнитуры. Пришивание пуговиц. Пришивание бусин и бисера.

1

6

Изделие: «Кухонные прихватки».

1

 Работа с соленым тестом

5

7

Вводное занятие «Волшебное тесто». Техника безопасности при работе с резцами, стеками.

1

8

Изделие: «Розы из соленого теста.»

1

9

Изделие: «Божья коровка».

1

10

Изделие: Натюрморт «По грибы», «Овощи»

1

11

Решение проектных задач: «Настенные украшения».

1

Работав с бисером

4

12

История. Виды и приемы работы с бисером. Основные приемы плетения морских обитателей.

1

13

Изделие: « Морской конек».

1

14

Изделие: «Осьминог».

1

15

Решение проектных задач: «Морские мотивы»

1

Работа с бросовым материалом

3

16

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. «Букет»

1

17

  Мозаика из карандашных стружек. Изделие: «Животные».  

1

18

Решение проектных задач: Изготовление открытки по замыслу.

1

Работа с лентами

4

19

Лента как украшение работы. История рождения вышивки лентами, как вида декоративно-прикладного творчества.

1

20

Цветы из узкой атласной ленты

1

21

Изделие: «Закладка»

1

22

Решение проектных задач: « Топиарий»

1

Работа с фольгой , с фантиками

4

23

История. Свойства фольги. Приемы работы с фольгой, фантиками.

1

24

Изделие: «Стрекоза».

1

25

Изделие: «Паук».

1

26

Решение проектных задач: « Букет роз».

1

Работа с бумагой и картоном

7

27

Вводное занятие. Как зародилась бумага. Волшебные свойства бумаги. Технологии работы с бумагой.

1

28

Простейшие геометрические фигуры. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету.

1

29

Изделие: «Конверт», «Подводная лодка».

1

30

Техническое конструирование модели «Самолёт»

1

31

Решение проектных задач: «Дом»

1

32

Айрис –фолдинг. Изделие: «Яркий мяч»

1

33

Аппликация из гофрированной бумаги. Изделие:  «Лошадка»

1

34

Выставка работ

1

3 класс

№ п/п

Раздел. Тема

Количество уроков

Работа с природными материалами    

5

1

Технология заготовки природных . Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

1

2

Морские ракушки в интерьере. Виды ракушек. Правила хранения и обработки природного материала морского происхождения

1

3

Аппликация из опилок и чайной заварки. Изделие: « Зимняя ночь».

1

4

Аппликация из разных природных материалов. Изготовление фоторамки и ее оформление

1

5

Решение проектных задач: «Птица с птенцами из природного материала.»

1

Работа с тканью

4

6

Техника выполнения ручных швов: «вперед иголку», «петельный», шов «через край». Раскрой материала. Соединение деталей.

1

7

Изделие: «Матрешка».

1

8

Изделие: «Лошадка».

1

9

Решение проектных задач: « Медвежонок»

1

 Работа с соленым тестом

5

10

Знакомство с правилами техники безопасности, показ презентации о красоте и разнообразии изделий из соленого теста Практическое занятие. Знакомство с рецептом приготовления теста для лепки, способами его окрашивания, основными приемами лепки и соединения мелких деталей друг к другу.

1

11

Лепка плоских игрушек-подвесок. Изделие: «Чудо-рыбка».

1

12

Лепка игрушка-подвеска. Изделие: «Чудо-кот».

1

13

Роспись выполненных работ

1

14

Решение проектных задач: « Украшение для модниц».

1

Работа с бисером

4

15

Организация рабочего места, правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Охрана труда, инструктаж по технике безопасности. Историческая справка: национальные традиции других стран, появление бисера и развитие бисероплетения. Демонстрация изделий, фотографий. Сведения о материалах и инструментах. Виды бисера и стекляруса. Хранение.

1

16

Основные способы плетения. Способы параллельного и спаренного плетения. Простые цепочки в «одну нить». Зигзаг, цветок в 8лепестков.

1

17

Плетение на проволоке. Простое параллельное плетение: цветы, насекомые, животные.

1

18

Решение проектных задач: «Береза- символ России»

1

Работа с бросовым материалом

4

19

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Инструктаж. Общее понятие о бросовом материале, их происхождении. Сбор бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек.

1

20

Изготовление бабочек из пластиковых бутылок.

1

21

Работа со стеклянными банками: Изделие: «Сад в бутылке» .Декор вазы для цветов.

1

22

Решение проектных задач: «Кормушка для птиц из пластиковой бутылки»

1

Работа с лентами

4

23

Техника безопасности. Знакомство с историей возникновения канзаши

1

24

Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения.

Обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши.

1

25

Украшение аксессуаров цветами в стиле Канзаши.  Изделие: «Заколки»

1

26

Решение проектных задач: «Бабочки»

1

Работа с фольгой и фантиками

4

27

Вспомним. История. Свойства фольги. Приемы работы с фольгой, фантиками.

1

28

Изделие: «Ландыши»(из фольги)

1

29

Аппликация из фантиков: ёлочные шары, снеговик .

1

30

Решение проектных задач: «Гроздь винограда»

1

Работа  бумагой и картоном

3

31

Айрис –фолдинг. Изделие: «Кошка на окошке».

1

32

Оригами (конструирование) Изделие: «Мишки – топтыжки»

1

33

Решение проектных задач оригами: «Цветочная поляна»

1

34

Выставка работ

1

4 класс

№ п/п

Раздел. Тема

Кол- во уроков

Работа с природным материалом    

4

1

Экскурсия  в лес для сбора природного материала. Показ различных видов сушки и хранения природного материала.

1

2

Изделие: «Розы из кленовых листьев».

1

3

Изделие: «Мишка косолапый и хитрая лиса из шишек и семян растений»

1

4

Решение проектных задач: «Лесное царство».

1

Работа с цветными нитками

4

5

Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические)

1

6

Кукла из ниток. Изделие: «Мартинички»

1

7

Игрушка из помпонов. Изделие: «Цыплёнок»

1

8

Решение проектных задач: Панно «В деревне»(из нитяных крошек)

1

 Работа с соленым тестом 

4

9

Продолжение знакомства с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

1

10

Игрушка-сувенир. Изделие: «Змеиная королева»

1

11

Игрушка-сувенир. Изделие: «Крокодил»

1

12

Работа по замыслу учеников.

1

Работа с бисером

6

13

История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий.

1

14

Изготовления браслета. Изделие: «Лесенка»

1

15

Плоские  и объемные фигурки животных

1

16

Изделие: « Змейка».

1

17

Изделие: «Бабочки».

1

18

Решение проектных задач: Панно и композиции из бисера «Весенний день».

1

Работа с бросовым материалом

6

19

Вводное занятие. Проблема отходов. Природные пути решения проблемы отходов.

1

20

Скорлупа яичная: тюльпаны из скорлупы. Изделие: «Панно из скорлупы».

1

21

Поделки из одноразовых стаканчиков. Изделие: «Светофор».

1

22

Поделки из пластиковых ложек. Изделие: «Цветочки».

1

23

Поделки из пластиковых ложек. Изделие: «Забавный снеговик».

1

24

Решение проектных задач: «Часики»(из пластиковых ложек и вилок)

1

Работа с тканью

6

25

Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки.Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Просмотр презентации «Инструменты и приспособления». Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».

1

26

Технология выполнения швов. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного». Практическое выполнение швов.  Закрепления нити при шитье мягкой игрушки. Просмотр презентации «Способы закрепления нитей». Узнать различия между способами закрепления нитей и их использованием в процессе выполнения игрушек.

1

27

Изготовление игрушки-брелка. Изделие: «Зайка»

1

28

Изготовление объемной игрушки. Изделие:  «Волшебная бабочка»

1

29

Решение проектных задач: Сказка собственного сочинения «Ушастик»

1

Работа с бумагой и картоном

4

30

Продолжение знакомства с различными видами бумаги и картона и их обработки.

1

31

Обрывная аппликация. Изделие: «Мой щенок».

1

32

Торцевание. Изделие: «Парусник.»

1

33

Вырезание из бумаги украшений на окна.

1

34

Выставка работ

1

Список  литературы для учителя

  1. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004
  2. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
  3. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  4. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.
  5. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  7. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
  8. Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

Список литературы для детей

  1. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
  2. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
  3. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
  4. Антипова М. Соленое тесто Красивые вещи своими руками. – М., 2006. – 118 с.
  5. Горячева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей, детей и педагогов. – Ярославль, 1998. – 192 с.
  6. Кискальт И.И. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2003. – 156
  7. Лихачева Т.Г. Моя игрушка – подружка. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 167 с
  8. Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.
  9. Сайт Страна Мастеров
    http://stranamasterov.ru
  10. Сайт Всё для детей
    http://allforchildren.ru

Список литературы для родителей

  1. Валеев Г.Х. «Развитие творческого потенциала личностиматериалы и рекомендации к занятиям с младшими школьниками», Уфа,2006 г.
  2. Дерезина М.Г. «Каждый ребёнок-художник», изд-во Ювента. М. 2002 г.
  3. Путилин В.Д., Ушачев В.П. «Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника», Магнитогорск, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: "Отец и ребенок - рука в руке, ладонь в ладони"

"Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты, пансионы" - Н.М. Карамзин. На родительском собрании - встретились  отцы и дети. Совместная деятельность еще более сбл...

Эссе "Твоя рука в моей руке"

Размышления о роли педагога в жизни и воспитании его учеников....

Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе  "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".

Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Воспитательский час "Мамины руки" ; презентация к воспитательскому часу "Мамины руки"

В конспекте содержится материал о роли матери в жизни ребёнка. Практическая часть занятия строится на игре-инсценировке теневого театра по мотивам рассказа Б.Емельянова "Мамины руки"....