Использование фольклора во внеурочной деятельности младших школьников
статья

Иванова Юлия Анатольевна

Данная статья о развитии творческих способностей детей , а так же о формировании у них интереса к научно-исследовательской работе  в результате освоения программы по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mamina_statya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора во внеурочной деятельности младших школьников.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Наряду с овладением познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, выдвигается задача овладения личностными действиями, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся в соответствии с общепринятыми нравственными нормами и принципами.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России.

Изучение традиционной народной культуры способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся, поскольку обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма и гражданской ответственности.

Поэтому сегодня необходимы усилия по воссозданию разрушенного механизма передачи традиционной культуры и фольклора подрастающему поколению. Богатые возможности для интеграции нравственных ценностей   имеет внеурочная деятельность.

В качестве примера использования фольклора в духовно-нравственном воспитании рассмотрим программу внеурочной деятельности для младших школьников «Там, на неведомых дорожках», которую можно проводить, используя часы вариативной части базисного учебного плана.

Цель программы: ценностная ориентация младших школьников на традиционную народную культуру.

Задачи, решаемые программой: познакомить с персонажами народной мифологии; классифицировать их в соответствии со средой обитания; проследить влияние мифологических существ на возникновение отдельных жанров устного народного творчества, связанных с ними обрядов, суеверий, поверий; развивать творческие способности детей; формировать у учащихся интерес к научно-исследовательской работе.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятие-встреча, занятие - заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие - ученическая конференция, занятие - творческий портрет, занятие-праздник.

Занятия органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям, особенно младшего школьного возраста. Наряду с этим занятия включают задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей учащихся. Задания в каждой теме адаптированы к возрасту детей и построены с учётом индивидуальных траекторий развития школьников, их интересов, возможностей и предпочтений. Методами достижения цели являются рассказ, показ, прослушивание аудиоматериалов, просмотр видеоматериалов, концертных программ, использование соответствующих ресурсов интернета.

Одним из необходимых условий работы по программе, учитывая возраст учащихся, является помощь со стороны родителей. Целесообразно привлекать родителей к участию ещё и потому, что работа ведётся во внеурочное время. Однако необходимо делать это так, чтобы родители не брали на себя больше части работы, а помогали советом, информацией, проявляя заинтересованность.

Совместная работа педагога, детей и родителей - ценнейший инструмент, который позволяет составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из его участников.

Тема первого года обучения "Русские волшебные сказки". Как никакие другие, русские волшебные сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, самораскрытия личности. Волшебные сказки вызывают особый интерес у детей. Для них привлекательны в равной степени и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и тёмных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.

Предметом изучения будут волшебные сказки, в которых персонажами являются волшебные существа: лешие, домовые, кикиморы, водяные, русалки; из животных - медведь, волк.

Важно научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные существа и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут.

Нравственно-этическое оценивание поступков литературных героев помогает школьнику соотносить свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, с общечеловеческими нравственными ценностями, получить представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей.

Начиная с первых занятий ученики вовлекаются в поисковую деятельность: они собирают информацию о персонажах - нечистой силе из сказок. Разбившись на группы, выполняют задания исследовательского и творческого характера (нарисовать, слепить, изготовить любимых фольклорных персонажей). Итоговое занятие проходит в виде защиты групповых ученических проектов.

Тема второго года обучения "Календарные обряды". Календарные обряды представляют существенную часть традиционно бытовой культуры, поскольку, по сути, определяли весь распорядок жизни человека в течение года. Календарные обряды реализуют единый набор ритуальных форм (ритуальные трапезы и угощения, возжигание огней, ряжение, обереги, пение и т.п.).

От занятия к занятию ребёнок знакомится с праздниками и буднями в народной жизни, начиная с осени, затем переходя к традиционным зимним праздникам и кончая праздниками весенне-летнего цикла. При изучении обрядов школьники разучивают загадки, заклички, приговорки, поют календарные песни, играют в народные игры.

Параллельно младшие школьники знакомятся и с персонажами народной демонологии, которые жили в доме, лесу, на озере, в бане, овине  (домовой, леший, водяной, банник, овинник и др.). Завершается второй год обучения защитой групповых исследовательских проектов.

В основу третьего года обучения "Сказка в музыке" положено изучение младшими школьниками произведений композиторской музыки различных жанров, где главные герои - волшебные существа. Учащиеся знакомятся в основном с творчеством русских композиторов.

Используются творческие задания, игровые технологии (например, музыкальные игры, ребусы, кроссворды и др.).

Для усиления восприятия музыки подбираются иллюстрации картин художников, фрагменты фильмов, мультфильмов. Слушая музыку, «вживаясь» в музыкальные образы, школьник способен реализовать себя в разных видах творческой деятельности: пение, театрализация, самостоятельное создание музыкального спектакля. Итоговое занятие проходит в форме защиты групповых исследовательских проектов.

Тема четвертого года обучения "Мифологические существа у других народов". В начале этого года, знакомясь со сказками, обрядами и музыкальными произведениями других народов, школьники узнают об эльфах, гномах, троллях, феях, джиннах, фавнах, нимфах, сильфах и др.  В конце четвертого года обучения младшие школьники защищают проекты по тематике года.

Результатом является развитие творческих способностей детей, а также формирование у них интереса к научно-исследовательской работе. Изучение народной мифологии в начальной школе позволяет формировать такие ключевые компетенции, как информационная, коммуникативная, кооперативная, проблемная на основе жизненных реалий; включать учеников в решение проблем окружающей действительности; воспитывает в них чувство любви к родине на конкретном жизненном материале родного края; расширяет познавательную сферу, развивая исследовательские навыки и творческие способности, открывает непосредственный доступ к огромному духовному богатству разных народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассказано о том, как выстроить механизм адаптации родителей и детей в 1 классе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОЕКТА "ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК"

Наша школа работет в системе проектов.Каждый создает различные проекты. Я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участок".Цель проекта разработать участок и сплотить участ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...

Дипломная работа "Особенности использования интеллектуальных игр во внеурочной деятельности младших школьников"

Дипломная работа на тему "Особенности использования интеллектуальных игр во внеурочной деятельности младших школьников".Теоретическая часть и практическая(исследование)...

Возможности использования мультимедийного проектирования в формате 3D во внеурочной деятельности младшего школьника

Данный материал был представлен на Республиканской августовской секции руководителей методических объединений учителей начальных классов....

«Использование образовательных интернет - ресурсов во внеурочной деятельности младших школьников».

Презентация к докладу на тему "Использование образовательных интернет-ресурсов во внеурочной деятельности младших школьников."...

«Использование игровых технологий внеурочной деятельности младших школьников»

        Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных ...