Возможности использования мультимедийного проектирования в формате 3D во внеурочной деятельности младшего школьника
материал по информатике (1 класс) на тему

Борисова Марина Владимировна

Данный материал был представлен на Республиканской августовской секции руководителей методических объединений учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию наши размышления, выводы, некоторые практические наработки по представленной теме: «Возможности использования мультимедийного проектирования в формате 3D во внеурочной деятельности младшего школьника».

Образовательный процесс имеет сегодня информационную природу, его развитие происходит в единстве с информационным процессом и определяется им. Качественный уровень образования достигается не количеством знаний, а способностью искать и находить нужную информацию, степенью вовлеченности в информационную деятельность, культурой управления информацией. В этой связи актуализируется проблема формирования информационной культуры обучаемых. Тема нашего выступления приобретает особую актуальность в контексте оптимизации использования в образовательном процессе начальной школы новых информационных технологий, которые создают индивидуальные условия потребления информации обучающимся, предоставляют свободу поиска, свободу выбора документальных ресурсов без информационного посредника.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предоставляют большие возможности для формирования познавательных интересов младших школьников и широкие перспективы для развития образования.

Использование средств ИКТ в системе начального образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения: усиление исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса младших школьников, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся начальной школы.

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Информационные технологии активно врываются в нашу жизнь, охватывая всё новые сферы. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Поэтому в основе требований, предъявляемых к организации учебной деятельности младших школьников в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения одной из важнейших задач стоит «ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность)». Данная задача является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе и внеурочной работе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, при этом обучение делается интересным.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально.

Обучение в игре – не об этом ли мечтают дети? Такая возможность есть. Разработанные дидактические игры и компьютерные програмы полностью адаптированы к возможностям младшего школьника, не требуют помощи взрослых, непродолжительны по времени. Их с равным успехом можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности, как на внеклассных занятиях, так и дома.

Одновременно идёт формирование универсальных учебных действий: умений и навыков межличностной коммуникации; оценки, отбора, переработки информации; развитие способности планировать и принимать решение; развитие творческого мышления и др.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

-повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

(Владимир) Сегодня во многих семьях есть компьютер. Как его применяют? Используют ли его для рабочих целей? Или только играют?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели опрос среди учащихся 2 А класса МОУ «Гимназия №23». В опросе участвовало 22 ученика. Опрос проводился в виде ответов на вопросы анкеты. Результаты опроса вы видите на экране.    

Данные говорят о том, что из 22 учащихся личный компьютер есть у 10 человек (почти половина опрошенных).

Шестнадцати опрошенным компьютер необходим для игры (73%).

(М.В.) Большинство родителей хотя и признают тот факт, что их дети играют на компьютере, все-таки против того, чтобы ребята играли.

(Владимир) Неужели компьютер является только источником увлекательных игр? Все ли компьютерные игры – враги или, на наше счастье, есть и друзья? Помогают ли игры в учёбе или только мешают?

Мы считаем, что прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы дети развивались и совершенствовали свои знания. Уточним, что речь идёт об обучающих компьютерных играх.

(М.В.) Большие возможности для учащихся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляций с мышью в первом классе до создания буклетов, презентаций и учебных фильмов в четвёртом открывает внеурочная деятельность.

В настоящее время школьные медиатеки и личные коллекции учителей регулярно пополняются всё новыми СD с учебными, справочными, развивающими, игровыми материалами. И в нашей медиатеке есть готовые обучающие программы. Они занимательны и интересны, их использование может быть полезным.

(Владимир) «Конструктор игр: Незнайка на Луне» - уникальная детская компьютерная программа для создания собственных игр. Сделав игру, можно сразу начать в нее играть - помогать Незнайке преодолевать препятствия, собирать бонусы.

Это очень просто! Надо всего лишь придумать приключение, расставить кучу препятствий и соперников, добавить бонусы и ... можно играть!

(М.В.)  Следующая программа (графический редактор TUXPAINT), очень популярна среди учащихся. Она позволяет (работая индивидуально, в парах или группах) не просто рисовать, а создавать целые компьютерные брошюры в помощь учителям и учащимся на различных уроках в начальной школе.

(Владимир) Запустим графический редактор TuxPaint.   Во время загрузки программы мы видим удивленного пингвина с малиновой кистью в лапе…и после небольшой паузы окно программы выводится на экран.

Слева расположена панель инструментов. Справа, возможности выбранного инструмента. Внизу – палитра, под которой во время работы появляются различные коментарии пингвина Тукса. Возможность рисовать и редактировать изображения представлена инструментами, расположенными слева: краска, штамп, линии, формы, текст, магия и ластик

У инструмента «Краска» имеется множество кистей, расположенных справа.  Имеется набор геометрических фигур, каждая из которых может быть нанесена на рисунок как контур, либо с заполнением. С правой стороны размещены доступные шрифты. Можно выбрать жирный шрифт и курсив, а также изменить его размер. Имеется ластик, который позволяет стирать изображения.

Управление файлами осуществляется с помощью команд «Открыть», «Сохранить», «Печать», «Выйти». При сохранении рисунки сохраняются в специальные ячейки.

Вот, что у нас получилось. Данный материал можно использовать на различных уроках и внеурочной деятельности для работы со всем классом, можно распечатывать и давать индивидуальное задание, возможно дополнять работу новыми страницами.

( М.В.) Следующая программа вызывает живой интерес не только у детей, но и взрослых. Наверное каждый из нас мечтал о своей собственной квартире, собственном доме, где все спланировано, построено, организовано и обставлено именно так, как вам хочется, как удобно, где чувствуешь себя комфортно. Правда не всегда данная мечта осуществима. Причин этому масса: нехватка времени, сил, средств и т.д.

С помощью программы «Дизайнер интерьеров FloorPlan 3D» можно:

  •   сделать свой проект дачного домика,
  •    сделать свой проект перепланировки и отделки квартиры,
  •    рассмотреть варианты расстановки мебели,
  •    сделать модель своей квартиры или дома и попробовать     разные варианты обстановки,
  •    сделать проект дома, в котором тебе хотелось бы жить, когда вырастешь,
  •    устроить конкурс юных архитекторов,
  •    устроить конкурс юных дизайнеров.

Требования к компьютеру:

  • Компьютер с процессором Pentium 300 или выше.
  • Операционная система Windows 95, 98, 2000, XP.
  • Оперативная память 64 Мб.
  • 80 Мб свободного места на жестком диске (плюс место для проектов домов и квартир, которые вы создадите).
  • Видеокарта SVGA, поддерживающая режим 800х600, 256 цветов.
  • Привод CD-ROM.

Программа «Дизайнер интерьеров» откроет нам дверь в мир архитектуры и дизайна интерьеров. Пусть придуманные нами дома не обязательно будут построены, но мы сможем уже сейчас внимательно рассмотреть их со всех сторон и изнутри, а также показать другим.

Запускаем программу… и……. (Владимир демонстрирует).

Заключение

(Владимир) Отлучить нас – детей от компьютера не удастся, да и не нужно. Учёные доказали, что при работе за компьютером, вырабатывается умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ожидал, которое поможет при решении более сложных задач.

Сегодня компьютеры стали частью нашей жизни. Современному ребенку ничего не остаётся, как жить в соседстве с такой привычной и обыденной вещью, как КОМПЬЮТЕР.

(М.В.) Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки и внеурочная деятельность с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

С появлением компьютера в ежедневной практике обучения младших школьников всё многообразие школьной жизни не может и не должно быть загнано в виртуальное пространство. Компьютер – только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом были и остаются учитель и его ученики.



Подписи к слайдам:

Министерство образования Республики МордовияГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»
Возможности использования мультимедийного проектирования в формате 3D во внеурочной деятельности младшего школьника
Подготовили: Борисова М.В., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №23», Борисов Владимир, ученик 3 А класса МОУ «Гимназия №23»
Эффективность применения ИКТ:
Наглядность Дифференцированный подход Индивидуальная работа Мобильность Творчество
На основе программы «Конструктор игр. Незнайка на Луне» возможно создание своей игры для компьютера.
Эпизод игры «Незнайка на Луне»
Работая в графическом редакторе «TUX PAINT» можно создавать материалы к урокам в помощь ученикам и учителю.
Дизайнер интерьеров «FloorPlan 3D»
С помощью дизайнера интерьеров можно:
сделать свой проект дачного домика, сделать свой проект перепланировки и отделки квартиры, рассмотреть варианты расстановки мебели, сделать модель своей квартиры или дома и попробовать разные варианты обстановки, сделать проект дома, в котором тебе хотелось бы жить, когда вырастешь, устроить конкурс юных архитекторов, устроить конкурс юных дизайнеров.
Требования к компьютеру
Компьютер с процессором Pentium 300 или выше.Операционная система Windows 95, 98, 2000, XP.Оперативная память 64 Мб.80 Мб свободного места на жестком диске (плюс место для проектов домов и квартир, которые вы создадите).Видеокарта SVGA, поддерживающая режим 800х600, 256 цветов.Привод CD-ROM.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассказано о том, как выстроить механизм адаптации родителей и детей в 1 классе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОЕКТА "ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК"

Наша школа работет в системе проектов.Каждый создает различные проекты. Я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участок".Цель проекта разработать участок и сплотить участ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...

Дипломная работа "Особенности использования интеллектуальных игр во внеурочной деятельности младших школьников"

Дипломная работа на тему "Особенности использования интеллектуальных игр во внеурочной деятельности младших школьников".Теоретическая часть и практическая(исследование)...

Статья "Возможности внеурочной деятельности младших школьников для развития их учебно-познавательной мотивации"

В статье рассматриваются возможности реализации внеурочных занятий по математике в совокупности с освоением экономики, что способствует расширению математического и экономического кругозора и эрудиции...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Данная статья посвящена перспективному направлению работы логопеда, а именно использование  информационно-коммуникативных технологии (ИКТ) при коррекции дисграфии у младших школьников с ТНР....