РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп»
рабочая программа (4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_kaleydoskop-4-a.docx | 55.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, город Новошахтинск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 города Новошахтинска
Рассмотрена, рекомендована к утверждению педагогическим советом МБОУ СОШ № 31 Протокол № 1 от 23 августа 2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 31 Приказ от 31.08.2021 г. № 138 ___________Т.К.Левченко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп»
Начальное общее образование 4-а класс
Количество часов: 34
Учитель: Крайнюк Елена Анатольевна
2021 - 2022 учебный год
На Земле есть три главные ценности – это хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, и книга, чтобы не заканчивалась связь времен. Во все времена книга была и остаётся одним из лучших средств воспитания человека.
В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. В настоящее время перед российским обществом стоит задача возрождения у подрастающего поколения интереса к чтению.
Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
· самостоятельного чтения книг;
· высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
· самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
· работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Курс внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Курс внеурочной деятельности поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы:
· расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения;
· формирование основ читательской компетенции обучающихся младшего школьного возраста на основе системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании на этапе
реализации ФГОС НОО;
· повысить интерес к чтению и книге, содействовать развитию читательской грамотности, популяризации чтения среди учащихся, родителей, педагогов.
Задачи:
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Формы организации занятий: занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие,
устный журнал, конкурсы, литературная игра.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.
Планируемые результаты курса «Литературный калейдоскоп»
Личностные результаты
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении.
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
|
|
|
Содержание курса «Литературный калейдоскоп»
Здравствуй, книга! Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе. Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник). Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели - детям. Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники. Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
По страницам книг В. Сутеева. Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев – автор и художник – оформитель.
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира. Книги-сборники «Русские народные сказки». Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Книги русских писателей-сказочников. Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй.
Детские писатели. Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Книги-сборники стихотворений для детей. Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг. Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)
Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных. Книги-сборники о животных. Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Здравствуй, книга! | 2 |
2 | Книги о Родине и родной природе. | 2 |
3 | Писатели - детям. | 3 |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники. | 2 |
5 | По страницам книг В. Сутеева. | 3 |
6 | Сказки народов мира. | 3 |
7 | Книги русских писателей-сказочников. | 3 |
8 | Детские писатели. | 5 |
9 | Сказки зарубежных писателей. | 3 |
10 | Книги-сборники стихотворений для детей. | 2 |
11 | Дети – герои книг. | 3 |
12 | Книги о животных. | 3 |
Итого | 34 |
Аннотация к тематическому планированию
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп» в 3-а классе рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Согласно годовому учебно-календарному графику МБОУ СОШ № 31, учебному плану, расписанию уроков на 2021 – 2022 учебный год занятия по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп» проводятся в четверг.
Программа будет реализована в полном объёме.
Приложение 1 к рабочей программе
по внеурочной деятельности
«Литературный калейдоскоп»
на 2020-2021 уч. год
Календарно-тематический план
рабочей программы
по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп»
учитель Крайнюк Е.А.
Количество учебных часов: 34
№ п/п | Дата | Тема занятия | Виды деятельности |
Здравствуй, книга! (2 ч.) | |||
1 | 02.09 | Учебные книги четвероклассника. Правила работы с книгой. | Знакомятся с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; овладевают правилами поведения в библиотеке |
2 | 09.09 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | Высказывают свое впечатление о выбранной книге; слушают отдельные истории и выражают свое мнение о героях и их поступках |
Книги и Родине и родной природе (2 ч.) | |||
3 | 16.09 | Экскурсия в школьную библиотеку. | Знакомятся с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; овладевают правилами поведения в библиотеке |
4 | 23.09 | Книги о Родине и природе. | Высказывают свое впечатление о выбранной книге; определяют тему и жанр книги, отбирают книгу по заданной теме |
Писатели – детям (3 ч.) | |||
5 | 30.09 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | Сравнивают книгу-сборник с книгой-произведением; пользуются аппаратом книги |
6 | 07.10 | Книги-сборники писателей-классиков о детях | Высказывают свое впечатление о выбранной книге, слушают и читают книгу и аргументируют ее соответствие теме |
7 | 14.10 | Книги о детях современных писателей. | Определяют тему и жанр книги, отбирают книгу по заданной теме |
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч.) | |||
8 | 21.10 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники | Высказывают свое впечатление о выбранной книге, слушают и читают книгу и аргументировать ее соответствие теме. Игры «Загадай загадку», «Сочини загадку». |
9 | 28.10 | Загадки о животных. | |
По страницам книг В. Сутеева (3 ч.) | |||
10 | 11.11 | По страницам книг В.Г. Сутеева (книги-сборники, книги – произведения). | Знакомятся с книгами детских писателей; сравнивают книгу-сборник с книгой-произведением, пользуются аппаратом книги, слушают отдельные истории и выражают свое мнение о героях и их поступках |
11 | 18.11 | В.Г. Сутеев – автор и оформитель книг для детей. | |
12 | 25.11 | Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева». | |
Сказки народов мира (3 ч.) | |||
13 | 02.12 | Народные сказки. | Слушают и читают книгу и аргументируют ее соответствие теме. Инсценирование знакомых сказок. |
14 | 09.12 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | Высказывают свое впечатление о выбранной книге. Пересказ. |
15 | 16.12 | Книги – сказки о лисе. | |
Книги русских писателей-сказочников (3 ч.) | |||
16 | 23.12 | А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | Сравнивают книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; выражают свое мнение о героях и их поступках. Игра - викторина «Наш любимый Буратино» |
17 | 13.01 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | |
18 | 20.01 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | |
Детские писатели (5 ч.) | |||
19 | 27.01 | Книги С.Я. Маршака. | Сравнивают книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; высказывают свое впечатление о выбранной книге; сравнивают книгу-сборник с книгой-произведением |
20 | 03.02 | Книги-сборники произведений К.И. Чуковского. | |
21 | 10.02 | Книги-сборники произведений К.И. Чуковского. | |
22 | 17.02 | Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг. | Высказывают свое впечатление о выбранной книге и героях произведения. Иллюстрирование произведений. |
23 | 24.04 | Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг. | |
Сказки зарубежных писателей (3 ч.) | |||
24 | 03.03 | Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса» | Пользуются аппаратом книги; слушают отдельные истории и выражают свое мнение о героях и их поступках. Участвуют в литературной викторине. |
25 | 10.03 | Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса» | |
26 | 17.03 | «В гостях у сказки». Игра – викторина. | |
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч.) | |||
27 | 31.03 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | Высказывают свое впечатление о выбранной книге, определяют тему и жанр книги, отбирают книгу по заданной теме. Участвуют в конкурсе чтецов. |
28 | 07.04 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | |
Дети – герои книг (3 ч.) | |||
29 | 14.04 | Дети – герои рассказов. Герои и их поступки. | Слушают отдельные истории и выражают свое мнение о героях и их поступках. Выбирают нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности. |
30 | 21.04 | Дети - герои стихотворений. Герои и их поступки. | |
31 | 28.04 | Дети - герои стихотворений. Герои и их поступки. | |
Книги о животных (3 ч.) | |||
32 | 05.05 | Книги В.В. Бианки. | Сравнивают книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; высказывают свое впечатление о выбранной книге. Сравнивают книгу-сборник с книгой-произведением; рассказывают о книге, о героях. |
33 | 12.05 | Книги Г.А. Скребицкого. | |
34 | 19.05 | Праздник «С книгой весело шагать!» | Итоговое занятие |
Приложение 2 к рабочей программе
по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп» 4-а класс
на 2021-2022 уч. год
Лист корректировки
календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы
по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп» учитель Крайнюк Е.А.
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Причина корректировки | Коррекционные мероприятия | Дата по факту | Согласование Зам. директора по УВР |
СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 заседания МС МБОУ СОШ № 31 от 23.08.2021 года _______________Т.К.Левченко | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________Е.А.Кирилюк |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп»
Данная рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 2 года (для 2-ого и 3-его классов) на 34 часа в год , используется во внеурочной деятельности. Проблема формирования правильн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литературный калейдоскоп"
Программа рассчитана на 2 учебных года (для использования во 2-ых - 3-их классах). Перд учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп", 2 класс
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:·...
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП на 2019-2020 учебный год
Программа направлена для коррекции недостатков психического и физического развития детей....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Денежный калейдоскоп"
Программа составлена на основе учебного пособия дл начальной школы по финансовой грамотности Л.Е.Рутковской «Введение в финансовую грамотность»Цель:формирование у школьников адекватн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Литературный калейдоскоп"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Литературный калейдоскоп"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Танцевальный калейдоскоп" 1 класс
Главная цель программы: развитие танцевальных, музыкальных, артистических и других творческих способностей каждого учащегося....