РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп»
рабочая программа (4 класс)

Крайнюк Елена Анатольевна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_kaleydoskop-4-a.docx55.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, город Новошахтинск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 города Новошахтинска

Рассмотрена,

рекомендована к утверждению педагогическим советом

МБОУ СОШ № 31

Протокол № 1 от 23 августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 31

Приказ от 31.08.2021 г. № 138

___________Т.К.Левченко

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп»

Начальное общее образование  4-а класс

Количество часов: 34

Учитель: Крайнюк  Елена Анатольевна

2021 - 2022 учебный год

На Земле есть три главные ценности – это хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, и книга, чтобы не заканчивалась связь времен. Во все времена книга была и остаётся одним из лучших средств воспитания человека.

В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. В настоящее время перед российским обществом стоит задача возрождения у подрастающего поколения интереса к чтению.

Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

· самостоятельного чтения книг;

· высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

· самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

· работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Курс внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Курс внеурочной деятельности поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель программы:

· расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения;

· формирование основ читательской компетенции обучающихся младшего школьного возраста на основе системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании на этапе

реализации ФГОС НОО;

· повысить интерес к чтению и книге, содействовать развитию читательской грамотности, популяризации чтения среди учащихся, родителей, педагогов.

Задачи:

• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений

• формировать интерес к литературному чтению,

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

Формы организации занятий: занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие,

устный журнал, конкурсы, литературная игра.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.

Планируемые результаты курса «Литературный калейдоскоп»

Личностные         результаты

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать себя.
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться  в  мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.

Содержание курса «Литературный калейдоскоп»

Здравствуй, книга!  Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе. Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник). Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели - детям. Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники. Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

По страницам книг В. Сутеева. Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев – автор и художник – оформитель.

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира. Книги-сборники «Русские народные сказки». Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Книги русских писателей-сказочников. Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй.

Детские писатели. Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Сказки зарубежных писателей. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Книги-сборники стихотворений для детей. Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Дети – герои книг. Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)

Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных. Книги-сборники о животных. Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

Здравствуй, книга!

2

2

Книги о Родине и родной природе.

2

3

Писатели - детям.

3

4

Народная мудрость. Книги-сборники.

2

5

По страницам книг В. Сутеева.

3

6

Сказки народов мира.

3

7

Книги русских писателей-сказочников.

3

8

Детские писатели.

5

9

Сказки зарубежных писателей.

3

10

Книги-сборники стихотворений для детей.

2

11

Дети – герои книг.

3

12

Книги о животных.

3

Итого

34

Аннотация к тематическому планированию

Рабочая  программа  по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп» в 3-а  классе  рассчитана  на 1 час в неделю, всего 34 часа.

Согласно годовому учебно-календарному графику МБОУ СОШ № 31, учебному плану, расписанию уроков на 2021 – 2022 учебный год занятия по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп» проводятся в четверг.

            Программа будет реализована в полном объёме.

                                                                                                    Приложение 1 к рабочей программе

          по внеурочной деятельности

«Литературный калейдоскоп»

         на 2020-2021 уч. год

Календарно-тематический план

  рабочей программы

по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп»

 учитель Крайнюк Е.А.

Количество учебных часов: 34

№ п/п

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Здравствуй, книга! (2 ч.)

1

02.09

Учебные книги четвероклассника. Правила работы с книгой.

Знакомятся с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

овладевают правилами поведения в библиотеке

2

09.09

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

Высказывают свое впечатление о выбранной книге; слушают отдельные истории и выражают свое мнение о героях и их поступках

Книги и Родине и родной природе (2 ч.)

3

16.09

Экскурсия в школьную библиотеку.

Знакомятся с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

овладевают правилами поведения в библиотеке

4

23.09

Книги о Родине и природе.

Высказывают свое впечатление о выбранной книге; определяют тему и жанр книги, отбирают книгу по заданной теме

Писатели – детям (3 ч.)

5

30.09

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

Сравнивают книгу-сборник с книгой-произведением; пользуются аппаратом книги

6

07.10

Книги-сборники писателей-классиков о детях

Высказывают свое впечатление о выбранной книге, слушают и читают книгу и аргументируют ее соответствие теме

7

14.10

Книги о детях современных писателей.

Определяют тему и жанр книги, отбирают книгу по заданной теме

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч.)

8

21.10

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники

Высказывают свое впечатление о выбранной книге, слушают и читают книгу и аргументировать ее соответствие теме. Игры «Загадай загадку», «Сочини загадку».

9

28.10

Загадки о животных.

По страницам книг В. Сутеева (3 ч.)

10

11.11

По страницам книг В.Г. Сутеева (книги-сборники, книги – произведения).

Знакомятся с книгами детских писателей;

сравнивают книгу-сборник с книгой-произведением, пользуются аппаратом книги, слушают отдельные истории и выражают свое мнение о героях и их поступках

11

18.11

В.Г. Сутеев – автор и оформитель книг для детей.

12

  25.11

Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева».

Сказки народов мира (3 ч.)

13

02.12

Народные сказки.

Слушают и читают книгу и аргументируют ее соответствие теме. Инсценирование знакомых сказок.

14

09.12

Книга-сказка.

Большеформатные книги с одним произведением.

Высказывают свое впечатление о выбранной книге. Пересказ.

15

16.12

Книги – сказки о лисе.

Книги русских писателей-сказочников (3 ч.)

16

23.12

А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

Сравнивают книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; выражают свое мнение о героях и их поступках. Игра - викторина «Наш любимый Буратино»

17

13.01

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

18

20.01

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Детские писатели (5 ч.)

19

27.01

Книги С.Я. Маршака.

Сравнивают книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; высказывают свое впечатление о выбранной книге; сравнивают книгу-сборник с книгой-произведением

20

03.02

Книги-сборники произведений К.И. Чуковского.

21

10.02

Книги-сборники произведений К.И. Чуковского.

22

17.02

Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг.

Высказывают свое впечатление о выбранной книге и героях произведения. Иллюстрирование произведений.

23

  24.04

Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг.

Сказки зарубежных писателей (3 ч.)

24

03.03

Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса»

Пользуются аппаратом книги; слушают отдельные истории и выражают свое мнение о героях и их поступках. Участвуют в литературной викторине.

25

10.03

Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса»

26

17.03

«В гостях у сказки». Игра – викторина.

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч.)

27

31.03

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

Высказывают свое впечатление о выбранной книге, определяют тему и жанр книги, отбирают книгу по заданной теме. Участвуют в конкурсе чтецов.

28

07.04

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

Дети – герои книг (3 ч.)

29

14.04

Дети – герои рассказов. Герои и их поступки.

Слушают отдельные истории и выражают свое мнение о героях и их поступках. Выбирают нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности.

30

21.04

Дети - герои стихотворений. Герои и их поступки.

31

28.04

Дети - герои стихотворений. Герои и их поступки.

Книги о животных (3 ч.)

32

05.05

Книги В.В. Бианки.

Сравнивают книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; высказывают свое впечатление о выбранной книге. Сравнивают книгу-сборник с книгой-произведением; рассказывают о книге, о героях.

33

12.05

Книги Г.А. Скребицкого.

34

19.05

Праздник «С книгой весело шагать!»

Итоговое занятие

Приложение 2 к рабочей программе

          по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп» 4-а класс

на 2021-2022 уч. год

Лист корректировки
календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы

по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп»  учитель Крайнюк Е.А.

№ урока

Тема урока

Дата

по плану

Причина корректировки

Коррекционные мероприятия

Дата

по факту

Согласование

Зам. директора по УВР

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания МС  

МБОУ СОШ № 31 от  23.08.2021 года

_______________Т.К.Левченко

                      СОГЛАСОВАНО

          Заместитель директора по УВР

           _____________Е.А.Кирилюк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп»

Данная рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 2 года (для 2-ого и 3-его классов)  на 34 часа в год , используется во внеурочной деятельности.  Проблема формирования правильн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литературный калейдоскоп"

Программа рассчитана на 2 учебных года (для использования во 2-ых - 3-их классах). Перд учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп", 2 класс

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:·...

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП на 2019-2020 учебный год

Программа направлена для коррекции недостатков психического и физического развития детей....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Денежный калейдоскоп"

Программа составлена на основе учебного пособия дл начальной школы  по финансовой грамотности Л.Е.Рутковской «Введение в финансовую грамотность»Цель:формирование у школьников адекватн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Литературный калейдоскоп"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Литературный калейдоскоп"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Танцевальный калейдоскоп" 1 класс

Главная цель программы: развитие танцевальных, музыкальных, артистических и дру­гих творческих способностей каждого учащегося....