Проект "Наше здоровье в наших руках."
проект (3 класс)

Соболева Светлана Александровна

НАШЕ ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ

                                                                                                                                                                                                   (о правильном питании младших школьников)

 

1.                Автор работы: Вострикова Анна Вячеславовна

2.                Образовательное учреждение: МБОУ СОШ с.Б-Самовец

3.                Предметное направление: здоровьесбережение (сохранение своего здоровья)

Краткое описание работы:

Проблема сегодняшнего дня состоит в том, что дети младшего школьного возраста не всегда правильно питаются (едят, в основном то, что вкусно) и не осознают до конца зависимость здоровья от питания, что сказывается на их здоровье.

Цель: узнать, какое питание для младших школьников является правильным и здоровым.

Задачи:

·                   Прочитать литературу по теме;

·                   Выяснить, полезна ли пища школьной столовой для здоровья младших школьников;

·                   Провести социологический опрос среди учащихся 3 -4 классов и родителей по теме «Питание младших школьников»;

·                   Определить, какие продукты питания полезны для здоровья младших школьников.

Результаты:

1.                 Изучен режим и рацион питания младших школьников.

2.                Разработаны рекомендации о правильном и здоровом питании для младших школьников.

3.                Оформлена книжка – малышка «Наше здоровье – в наших руках», в которой запоминающиеся четверостишья помогут ребятам разобраться в вопросах правильного и здорового питания.

4.                Составлена памятка для родителей: «В каких продуктах «живут» витамины.

5.                Выпущена газета, где помещён материал, касающийся правильного питания младших школьников.

6.                Разработано меню на один день для младших школьников, где соблюдены все правила здорового питания.

7.                Составлено примерное меню режима питания на день для учащихся первой и второй смены, с учетом требований САН ПИНа.

Выводы:

1.                Не все младшие школьники понимают, что такое здоровое питание.

2.                Не у всех младших школьников правильный режим и рацион питания.

3.                Существуют проблемы с подбором необходимых продуктов для полноценного питания.

4.                Существующий график питания в нашей школе существенно отличается от рекомендуемого режима питания школьников.

5.                В нашей школе необходимо дополнительно просвещать младших школьников о том, как правильно питаться и каким продуктам отдавать предпочтение.

6.                Администрация школы могла бы приглашать в школу специалистов-диетологов для бесед с родителями и учащимися.

Новизна работы состоит в активном привлечении младших школьников к заботе о своём здоровье самостоятельно, соблюдая правила правильного питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pitanie_lera_v_3b_gotovyy.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Наше здоровье
в наших руках

(о правильном питании младших школьников)

Автор: Вострикова Анна Вячеславовна

3 Б класс, МБОУ СОШ с.Б-Самовец

2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        4

ГЛАВА 1. ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ        6

1.1.        Что такое «здоровое питание»        6

1.2.        Что такое «правильное питание»        6

1.3.        Здоровое и правильное питание младших школьников        7

1.3.1. Условия правильного питания        7

ГЛАВА 2. НАШЕ ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ        10

2.1.        Интервью с учителями        10

2.2.        Интервью у медицинского работника школы        11

2.3.        Разговор с заведующей школьной столовой        12

2.4.        Интервью у работников школьного буфета        14

2.5.        Интервью около буфета        15

2.6.        Как питаются младшие школьники        16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        17

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА        18

ПРИЛОЖЕНИЯ        19

 


ВВЕДЕНИЕ

Питание является обязательным условием существования человека. Правильное питание – главное условие здорового образа жизни человека.

Говоря о правильном питании, нельзя не остановиться на вопросах, касающихся недостаточности и излишеств в питании современного человека. В последние годы ассортимент наших продуктовых магазинов значительно расширился. Появилось много соблазнов, и взрослые, а дети особенно, даже не задумываемся о пользе вкусной пищи и влиянии её на здоровье.

Проблема сегодняшнего дня состоит в том, что дети школьного возраста не всегда правильно питаются (едят, в основном то, что вкусно) и не осознают до конца зависимость здоровья от питания, что сказывается на их здоровье.

Чтобы последующие поколения были более здоровыми, надо формировать правильные и рациональные привычки с детства. Так появилась тема проекта «Наше здоровье в наших руках».

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны, поэтому младшим школьникам необходимо знать, какие из продуктов полезны для здоровья. 

Цель работы: узнать, какое питание для младших школьников является правильным и здоровым.

Задачи: 

  • Прочитать литературу по теме;
  • Выяснить, полезна ли пища школьной столовой для здоровья;
  • Провести социологический опрос по теме «Питание младших школьников»;
  • Выяснить, какие продукты питания полезны для здоровья младших школьников.

План:

  • Раскрыть понятия, что такое «здоровое питание» и «правильное питание»;
  • Взять интервью у заведующей столовой и медработника школы;
  • Провести наблюдения в периоды завтраков и обедов у школьной столовой;
  • Разработать меню и полезные советы по правильному питанию.

Практическая значимость заключается в том, что материал данной работы и полученные результаты могут применяться на уроках окружающего мира, занятиях внеурочной деятельности, факультативных курсах, классных часах, родительских собраниях и конференциях по теме «Здоровое питание – здоровые школьники».

Новизна работы состоит в активном привлечении младших школьников к заботе о своём здоровье самостоятельно, соблюдая правила правильного питания.


  1.  ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
  1. Что такое «здоровое питание»

Что главное для каждого человека? Правильно, Здоровье!!! С большой буквы!! Не будет здоровья - и богатства, нажитые непосильным трудом, будут не в радость. Здоровое питание - это не просто красивые слова, - это почти что - закон каждого человека, желающего быть счастливым. А какое счастье, если утрачено здоровье.

Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний[1].

Здоровое питание находит поддержку у государства - правительством нашей страны каждый год выделяются средства на это направление.

Итак, здоровое питание – это закон жизни каждого человека. Для начала следует понять для себя, что такое здоровое питание и как его организовать в современных условиях жизни.

  1. Что такое «правильное питание»

Помните древнее выражение – «Ты есть то, что ты ешь»? Как ни странно, это не звучит, но питание играет в жизни любого человека очень важную роль, а уж в жизни ребёнка – тем более.

Правильное питание - это, прежде всего, знание того, что полезно для организма, а что – нет, затем – претворение этого знания в жизнь, то есть приобретение правильных привычек, становящихся второй натурой.

Правильное питание – это не только свежие и правильно приготовленные продукты и режим питания, но и разгрузочные дни, правильный питьевой режим, регулярные физические нагрузки, свежий воздух.

Для правильного питания нужно соблюдать некоторые заповеди (Приложение 1). Соблюдение этих заповедей поможет обрести здоровье.

Таким образом, правильное питание человека – один из самых важных факторов, напрямую влияющих на здоровье человека.

  1. Здоровое и правильное питание младших школьников

Здоровое питание − залог долгой жизни, об этом знает и ребенок. Что нужно делать, чтобы прожить до ста лет? Диетологи уверяют, что секрет долголетия − именно в здоровом и полноценном рационе. Правильное питание является залогом здоровья человека, его высокой работоспособности, успеха, да и просто хорошего настроения!

А так как в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые социальные, психические и физические функции, то питание в данном случае является важным условием для сохранения здоровья. Но каким оно должно быть?

  1. Условия правильного питания
  1. Регулярность

Важно соблюдать регулярность в питании, то есть соблюдать режим питания (Приложение 2). Ведь известно, что все процессы в организме происходят с некоторой ритмичностью, поэтому регулярное питание младших школьников должно быть таким же. Также оно способно препятствовать появлению различных заболеваний. А хаотичное питание, наоборот, может спровоцировать проблемы с органами пищеварения (Приложение 3).

  1. Разнообразие

Разнообразие продуктов является главным составляющим крепкого здоровья (Приложение 4). Ребенку необходимо получать мясо, рыбу, фрукты, овощи, злаки, так как в них содержатся важные витамины и минералы. Ведь если употреблять однообразную пищу, то у ребенка возникнет недостаточность какого-либо витамина, что станет причиной ухудшения здоровья.

  1. Адекватность

Правила питания для школьников подразумевают адекватность в питании, то есть необходимо, чтобы количество получаемых калорий соответствовало затратам энергии ребенка (Приложение 5). Несоблюдение баланса может сказаться не только на здоровье ребенка, но и повлиять на его вес.

  1. Безопасность

Безопасность является также важным фактором в здоровом питании. Во-первых, необходимо есть только те продукты, у которых не истек срок годности (Приложение 6). Во-вторых, нужно с осторожностью относиться к экзотической пище, так как она способна вызвать аллергию.

  1. Удовольствие

Ну и, конечно же, детям должна нравиться та пища, которую они употребляют. Ведь это тоже входит в правильное питание младшего школьника (Приложение 7). Если у школьников будет негатив к потребляемой пище, то на подсознательном уровне, организм начнет воспринимать такие продукты, как опасность. Что, несомненно, может сказаться на физиологическом уровне здоровья.

Итак, если вы хотите быть красивыми и здоровыми, необходимо усвоить основы правильного питания. Если Вы не следите за своим питанием, питаетесь бутербродами, консервами и сухими завтраками, в дальнейшем могут возникнуть серьезные осложнения со здоровьем и пищеварением.

Анализируя теоретический материал первой главы, мы пришли к выводу о том, что «здоровое питание» и «правильное питание» неразрывно связаны, так как правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха школьников.

Итак, чтобы обеспечить правильное питание младшего школьника, достаточно усвоить некоторые правила, а именно, питание должно быть адекватным, безопасным, разнообразным, регулярным, и главное, нравиться ребенку.

Главными моментами в составлении меню для школьника должна быть сочетаемость продуктов и их количество. Недоедание, так же как и переедание, негативно сказывается на общем самочувствии ребенка, появляется вялость, апатия, снижается внимание и восприятие новой информации.


  1. НАШЕ ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ

Человеческий организм устроен исключительно сложно. Гармоническое равновесие этой сложной системы, находящейся под постоянным воздействием внешней среды, и есть то, что мы называем здоровьем. Важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма и его здоровья играют такие факторы как правильное (здоровое) питание и ритм питания.

А что об этом думают работники школы? Мы взяли интервью у некоторых учителей начальной школы, у медицинского работника и у заведующей школьной столовой.

  1.  Интервью с учителями

Мы встретились с учителем начальных классов Зориной Верой Николаевной. Вот что она нам рассказала: «Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка».

На вопрос о стоимости школьных завтраков, Вера Николаевна ответила, что «… уже несколько лет всем учащимся начальной школы предоставляются бесплатные завтраки».

Нам стало интересно, как обстоят дела со средним и старшим звеном?

У учителя информатики мы узнали, что «бесплатные завтраки выдаются не всем, а только детям из тех семей, чей доход ниже определенного уровня, т.е. прожиточного минимума (Приложение 8). Прожиточный минимум на Сахалине для детей в 2016 году составляет 14 368 рублей. И если семье не хватает денег, то она становится на учет в отдел социального обеспечения. Дети из таких семей имеют право получить школьный завтрак бесплатно».

Кроме того, на сайте http://astv.ru/news/society/vsem-uchenikam-nachalnih-klassov-v-sahalinskoy-oblasti-budut-vidavat-besplatnoe-moloko мы узнали, что депутаты областной Думы перед уходом на каникулы в 2015 году проголосовали за выделение денег на программу «Школьное молоко». Его бесплатно начали получать с 1 мая 2015 года все учащиеся начальных классов, а также школьники с 5 по 11 класс, которые относятся к льготным категориям.

Мы задавали вопросы другим учителям начальных классов:

- Правильно ли питаются ученики вашего класса?

- Нет, неправильно, т.к. часто едят чипсы, кириешки, шоколадные батончики, пьют такие вредные напитки, как кока-кола, пепси и фанту.

- Проводили ли вы в вашем классе беседы, связанные с питанием школьников?

- Да, проводили, но касались поверхностных вопросов питания, подробно о том, чем грозит неправильное питание в дальнейшем, мы не разбирали.

- Как вы думаете, могут ли школьники самостоятельно заботиться о своем питании?

- Да, если будут знать, какая пища полезна для здоровья, а какая вредна.

  1. Интервью у медицинского работника школы

По мнению диетологов, младший школьник в учебном заведении, должен есть не менее 3 раз в день, причём завтраки, обеды и полдники обязательно должны включать в себя горячие блюда.

А, что думает об этом медицинский работник школы? Мы решили взять у неё интервью. Вот, что рассказала нам медсестра: «Правильное питание – основа качества жизни, поэтому задача школы – накормить учащихся правильным завтраком и обедом. Соблюдение норм и правил, калорийность, сбалансированность питания и качество готовых блюд контролируется медицинским работником школы ежедневно. В школе ведутся необходимые по нормам СанПиНа журналы» (Приложение 9).

Нам стало понятно, что совместная работа администрации, родительской общественности, медицинской сестры, позволяет в системе контролировать сам процесс питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранять здоровье детей.

- Как вы думаете, могут ли школьники самостоятельно заботиться о своем питании?

- Да, конечно. Необходимо проводить разъяснительную работу с учащимися о том, что от того что и как они едят, будет зависеть их здоровье, так как большинство хронических заболеваний начинают формироваться именно в этом возрасте. Поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка, будущего взрослого человека, так как здоровье ребенка – основа здоровья взрослой жизни.

  1. Разговор с заведующей школьной столовой

Мы встретились с заведующей школьной столовой, которая рассказала нам следующее:

- Приготовление пищи обеспечивают сотрудники столовой: заведующая производством, 2 повара, буфетчица и мойщица посуды. Все работники столовой имеют профессиональное образование и стаж работы. Ношение спецодежды для работников пищеблока является обязательным. В обязанности работников пищеблока входит выполнение всех санитарных и технологических норм хранения, приготовления и реализации продуктов. Детский организм тратит огромное количество калорий каждый день, нуждается в «строительных элементах» для активного роста и достаточном запасе энергии для игр и учебы, переживает стрессы и нагрузки в школе. Поэтому питание должно обеспечить все необходимые калории, запасы белка и микроэлементов, быть разнообразным и, конечно же, вкусным.

«Так какое же меню предлагает нам школьная столовая?» - поинтересовались мы.

- Составляя рацион завтраков и обедов для учащихся, персонал добивается, чтобы блюда не только обладали достаточной энергетической ценностью, но и содержали необходимое количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов. Рацион питания строится с учетом этих требований.

Мы узнали также, что в школьных столовых готовятся блюда только из свежих или замороженных продуктов, и не используются сухие пищевые концентраты. Срок хранения кулинарной продукции 2-3ч. С целью контроля за сроками хранения не допускается повторение блюд, гарниров в течение дня и на следующий день. Мы побывали на кухне и увидели, что продукты в столовой соответствуют сроку годности.

Ассортимент блюд школьных столовых, их рецептура и технология приготовления определяются Сборником рецептур блюд для питания школьников. Нам были показаны примерные порции завтрака и обеда для школьников (Приложение 11).

- Как вы думаете, могут ли школьники самостоятельно заботиться о своем питании?

- Считаю, что могут. Однако изменить поведенческие привычки будет трудно, так как многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы. Надо чаще рассказывать детям о правильном и неправильном питании, а их родителям - о режиме питания ребенка и о блюдах, которыми должна питаться вся семья, чтобы быть здоровыми.

  1. Интервью у работников школьного буфета

Узнали мы и мнение работников школьного буфета. Мы задали несколько вопросов: «В настоящее время многие школьники среднего и старшего звеньев питаются, в основном, буфетной продукцией, всухомятку, на ходу, бессистемно, что оказывает негативное влияние на здоровье учащихся. Почему таким успехом пользуются буфеты?»

- Потому что учащимся среднего и старшего звеньев нравится возможность быть свободным в выборе того, что они едят, и времени, когда им удобнее поесть.

- Интересно, а каковы требования СанПиНа к школьному буфету?

Мы получили следующий ответ: «В школе для всех учащихся работает буфет. В его ассортименте присутствует не только разнообразная выпечка, но и соки, фрукты, салаты. В школьном буфете требованиями СанПиН 2.5.2409-08 строго запрещена продажа выпечки с кремом, карамели, чипсов, попкорна, жевательной резинки, консервов, сырокопчёных мясных изделий, колбасы, грибов и блюд из них, паштетов и блинчиков с творогом и мясным фаршем, соусов, блюд, приготовленных во фритюре, молочных продуктов и мороженого на основе растительных жиров, и сладких газированных напитков».

- А как же пирожки, булочки и сосиски в тесте?

- Пищевые стереотипы сегодня изменились. Почему вместо обычной картошки дети предпочитают картофельные чипсы, вместо хлеба – сухарики из пакетика? Огромную роль играет реклама. Кроме того, на формирование вкусовых пристрастий детей влияют в первую очередь гастрономические предпочтения членов семьи, атмосфера в доме и в обществе в целом. Если взрослые, ссылаясь на нехватку времени, питаются «на бегу», заменяя полноценные приемы пищи перекусами, то трудно ожидать от ребенка иного поведения. Продукты «фаст-фуда», например, чипсы, достаточно калорийны, за счет чего подавляют активность пищевого центра, и ребенок не хочет есть основное блюдо. Мы пытаемся заменять их пирожками с капустой, с творогом, с яблоками, с брусникой, ведь это все же полезнее для детей. Выпекаем и любимые детьми сосиски в тесте, но считаем, что ответственность за вкусовые привычки детей лежит на родителях.

- Как вы думаете, могут ли школьники самостоятельно заботиться о своем питании?

- Думаю, что да. В младшем школьном возрасте ребенок и сам может принимать участие в организации своего режима питания, зная о том, на какой перемене он может поесть в столовой, а дома сможет организовать себе обед или ужин и не ждать родителей, но для этого необходимо формировать знания о режиме питания, о полезных и вредных продуктах не только у детей, но и их родителей.

  1. Интервью около буфета

Мы решили провести опрос учащихся на переменах около школьного буфета. Все ребята знают, что в школьной столовой можно позавтракать и пообедать. Однако, на каждой перемене мы убеждались в том, что, хотя завтрак и полезен, но непопулярен у школьников. Из 123 учеников начальных классов купили пирожки, булочки или сосиску в тесте 121. Из 27 учеников старших классов купили обед 12 человек.

На вопрос «Почему вы предпочитаете пирожок (булочку, сосиску) обеду?» почти все отвечали, что это вкуснее, чем обед. Некоторые ответили, что это дешевле. Несколько учеников сказали, что это займет меньше времени, чем, если бы они съели полноценный обед.

Мы обратили внимание и на питьевой режим младших школьников. Ученики покупают сок, чай, компот. Но во второй смене часто бывает так, что сока в буфете гораздо меньше, чем желающих его купить.

  1. Как питаются младшие школьники

Нами было проведено анкетирование младших школьников 2, 3 и 4 классов на тему «Ваши предпочтения в школьном буфете». Анализ опроса показал, что не все школьники, получающие полноценное рациональное бесплатное питание, съедают его полностью. Из 44 учащихся 5-7 учащихся совсем не ходят в столовую, а 22 ученика всегда покупают пирожки, булочки и сосиски в тесте.

Из 44 школьников только 27 детей соблюдают питьевой режим (6 и более стаканов жидкости), остальные пьют жидкости меньше рекомендованного.

На вопрос «Какую пищу ты хотел бы увидеть в школьной столовой?», школьники дали следующие ответы:

- Вкусную – все учащиеся класса;

- Половина опрошенных хотят увидеть в меню: каши, творог, мясо, овощи и соки;

- Вторая половина опрошенных желают увидеть в меню картофель фри, шашлык, курицу гриль, пиццу, чипсы, газировку, мороженное, шоколад и конфеты.

Мы составили анкету для учеников и родителей (Приложение 12), и попросили честно ответить на вопросы анкеты детей. На родительском собрании провели анкетирование родителей. Результаты анкетирования в Приложении 13.

Нами была разработана памятка для родителей (Приложение 14) и примерное меню на 1-день для младших школьников (Приложение 15).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе мы выясняли, полноценно ли организовано питание младших школьников, как хорошо осведомлены сами школьники о здоровом питании. Во время исследования нами изучен режим и рацион питания младших школьников. Сравнивая таблицы 2 и 3 (Приложение 16) мы заметили переоценку младшими школьниками своего режима и рациона питания, при самостоятельной оценке младших школьников средний бал составляет 4,05, а по результатам анкетирования 3,37 балла. Из этих двух таблиц делаем вывод, что не все опрошенные школьники понимают, что такое здоровое питание. Так же наше исследование показало, что существующий график питания в нашей школе существенно отличается от рекомендуемого режима питания школьников. Из опроса следует, что из 44 опрошенных школьников предпочитают 2-х разовое питание 6 детей и 12 школьников ежедневно не завтракают по утрам. Анализ питания младших школьников показал, что и с подбором необходимых продуктов для полноценного питания проблемы тоже существуют, в рационе недостаточно используется такие продукты как мясо, рыба, свежие овощи и фрукты. Некоторые школьники чрезмерно употребляют колбасные изделия и сладости. А некоторые школьники мало употребляют жидкости, в связи с чем нарушается водный обмен в организме.

Исследование показало, что не у всех младших школьников режим и рацион питания правильный. А также по результатам анкетирования выяснилось, что многие школьники до конца ещё не понимают, как нужно правильно питаться, т.е. организовать свой здоровый режим питания и употреблять необходимые для растущего организма продукты питания. Мы пришли к выводу, что в нашей школе необходимо дополнительно просвещать младших школьников о том, как правильно питаться и каким продуктам отдавать предпочтение. А администрация школы могла бы приглашать в школу специалистов-диетологов для бесед с родителями.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Детское питание – М.: ЗАО Центр Полиграф, 2007.
  2. Директор школы – научно-методический журнал, 5/2008.
  3. Иллюстрированная энциклопедия школьника – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  4. Особенности питания младших школьников. Режим питания. Журнал «Юный исследователь природы», 2010 г. http://fauna42.ru/lib/children/researcher10/nutrition/03,
  5. Полный справочник диетолога. –М.: Эксмо, 2007.
  6. Правильное питание – залог здоровья школьника. http://dmee.ru/docs/100/index-882.html
  7. Правильное питание школьника младших классов. http://veselajashkola.ru/shkola/pravilnoe-pitanie-shkolnika-mladshix-klassov/ 
  8. Справочник школьника. 1-4 Природоведение. –М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
  9. Срок годности продуктов.  http://sostavproduktov.ru/


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ЗАПОВЕДИ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ

  • Определи совместимость блюд, учитывая трёхразовое - четырехразовое питание
  • Разнообразь свою пищу с учётом того, чтобы она включала 5-10% углеводов, 20 % белков и 30% жиров.
  • Никогда не ешь больше, чем нужно – вылезай из-за стола чуть раньше того, как почувствуешь сытость.
  • Готовьте пищу так, чтобы свести до минимума количество используемого жира (овощи – на пару вместо обжаривания их в масле; курица – на гриле, вместо сковороды; используй для жарки сковороды с тефлоновым покрытием).
  • Выпивай ежедневно от 6-ти до 8-ми стаканов жидкости, предпочтительнее – воды.
  • Ешь не торопясь, тщательно пережёвывая пищу, и во время еды не отвлекайся ни на что другое – ни на телевизор, ни на чтение; старайся есть только сидя за столом.
  • Купи для себя хорошую книгу, подробно рассказывающую, как и зачем правильно питаться
  • Помни, что питание, как и физические упражнения, - одно из величайших удовольствий в жизни, так питайся же правильно, чтобы это радовало тебя и доставляло истинное наслаждение.

Приложение 2

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Режим питания, это одна из главных составляющих здоровья, организм привыкает получать пищу своевременно, каждый день в одно и то же время, таким образом, он вырабатывает свой ритм работы, и все системы функционируют отлажено и без сбоев. Для детей младшего школьного возраста специалисты рекомендуют 4-5 разовое питание, примерное меню на день для учащихся первой смены должно выглядеть следующим образом:

— 7.00 до 7.30 — обязательный завтрак дома;

— 9.30 до 10.00 — небольшой перекус в школе;

— 12.00 до 12.30 —обед в школе или дома;

— 15.00 до 15.30 – полдник;

— 18.30 до 19.00 – ужин;

— 20.00 – легкий перекус за час до сна.

Для учащихся второй смены, занимающихся с 14.00, примерное меню должно выглядеть следующим образом:

— 7.15 до 7.35 — завтрак

— 11.00 — второй завтрак

— 12.45 до 13.15 — горячий обед

— 15.00 до 15.30 – полдник

— 19.00 до 20.00 — ужин


Приложение 3

ЧЕМ ОПАСНО НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ПИТАНИЯ

Постоянные нарушения режима питания чреваты развитием самых разных осложнений и даже серьезных заболеваний. Неправильная организация рациона у детей может вызвать ожирение или наоборот недобор массы тела. У тех, кто, которые едят недостаточно сбалансированную пищу, часто наблюдается гиповитаминоз.

Еще не соблюдение режима питания чревато нарушением обменных процессов. Неподходящая пища в раннем детском возрасте может стать причиной проблем в деятельности поджелудочной железы, желудка и кишечника

Ошибки при организации рациона питания у школьников, способствуют развитию запоров или диареи, метеоризма, гастрита и даже язвы.

Кроме того, правильный подход к питанию – это первый вклад в развитие правильных пищевых привычек ребенка в будущем. Ведь желание есть полезную пищу и придерживаться режима дня в дальнейшем поможет избежать очень многих проблем, связанных со здоровьем. 


Приложение 4

РАЗНООБРАЗИЕ ПРОДУКТОВ В ПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Говоря о здоровом питании учащихся, надо заметить, что детям необходимо есть продукты всех пищевых групп – чтобы удовлетворить нужду своего организма в питательных веществах.

Хлеб, другие злаковые и картофель. Питание школьников должно опираться на эту группу продуктов. Предпочтение необходимо отдавать муке грубого помола, здоровое питание предполагает, что 2/3 рациона школьников будут составлять продукты, изготовленные именно из такой муки.

Фрукты и овощи. Для здорового, полноценного питания школьникам необходимо давать 5 порций разнообразных фруктов и овощей ежедневно.

Одной порцией может считаться:

  • 1 фрукт среднего размера – например, банан, яблоко, апельсин;
  • 2 фрукта маленького размера (таких, как слива), 10-15 виноградин, вишен, ягод;
  • 1 небольшая порция салата из свежих овощей;
  • 3 полных столовых ложки приготовленных овощей – таких, как зеленый горошек;
  • 3 полных столовых ложки приготовленных бобовых – таких, как фасоль (если ребенок съест больше, это все равно засчитывается, как одна порция);
  • 1 столовая ложка сухих фруктов – таких, как изюм или курага;
  • 1 небольшой стакан натурального сока (если ребенок выпьет больше, это все равно засчитывается, как одна порция).

Молоко и молочные продукты. Младшим школьникам необходимы 3 порции молочных продуктов в день. Это может быть 1 упаковка йогурта, 1 стакан молока или 1 кусочек сыра размером со спичечную коробку. Это особенно важно для здорового питания младших школьников. Молочные продукты пониженной жирности обычно содержат в себе такое же количество кальция и тот же перечень витаминов, которые мы находим в продукции нормальной жирности. Однако полностью обезжиренные молочные продукты детям употреблять нежелательно.

Мясо, рыба и альтернативные им продукты. Мясо (особенно красное) и рыба являются наилучшими источниками железа. Однако бобовые (чечевица, фасоль), зеленые листовые овощи и обогащенные злаки также могут дать организму школьника достаточно железа.

Жирная рыба – такая, как сардины, анчоусы, макрель, лосось – очень богаты Ω-3 жирными кислотами. Эти кислоты необходимы для правильного функционирования нервной, иммунной и сердечно сосудистой систем ребенка. Правила здорового питания не только школьников, но и детей вообще, говорят о том, что в неделю детям необходимо съедать 2 порции жирной рыбы.

Жирные или сладкие продукты. Продукты высокой жирности или с большим содержанием сахара – такие, как торты, печенье, шоколадные вафли, хрустящий картофель – дают школьникам много энергии, однако почти не содержат в себе витаминов. В небольшом количестве детям сладости употреблять можно, однако, только как компонент сбалансированного питания, а не как замену основной, здоровой и полезной пищи.

Полезные напитки. В качестве самых подходящих напитков здоровое питание предлагает для школьников молоко и воду - поскольку они не разрушают их зубов. Соки обладают повышенной кислотностью и содержат высокий процент сахара (даже в натуральных соках мы находим природные сахара). Поэтому соки детям лучше пить вместе с едой - в противном случае, желательно разбавлять их водой.

Общее количество жидкости, которое необходимо школьнику в течение дня, зависит от погоды, физической активности ребенка и от продуктов, которые он ест. Хорошо, если дети будут выпивать один стакан воды (молока или сока) с каждым приемом пищи, и один стакан – между приемами. Детям необходимо пить больше жидкости во время жары и в период повышенной физической активности.

Здоровое питание младших школьников вообще не позволяет употребление газированных напитков типа кока-кола, содержащих кофеин, так как кофеин препятствует всасыванию организмом железа.


Приложение 5

СКОЛЬКО НУЖНО КАЛОРИЙ В ДЕНЬ. СУТОЧНЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ. КАЛОРИИ В ПРОДУКТАХ

Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, лёгких и других внутренних органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определённого количества энергии. С особенно большими энергетическими затратами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, игры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом» необходимым для роста и развития организма.

Энергия, расходуемая в организме человека, превращается в тепло, доступное измерению. Единицей измерения принято считать калорию. Калория определяет количество тепла, необходимое для нагревания 1 литра воды на 1 градус. В калориях и измеряют ту энергию, которую дают организму вещества, входящие в состав пищи. Например, 1 г белков или углеводов дает 4 калории, 1 г жира – 9 калорий.

Энергетические затраты школьника в зависимости от вида трудовой деятельности составляют в возрасте 7-11 лет – от 2250 до 2550 калорий.

Таблица калорийности для школьников

возраст

калорий в сутки

белков в сутки - г

жиров в сутки - г

углеводов в сутки - г

6 лет

до 2000

до 75

до 49

до 280

7-10 лет

до 2300

до 87

до 52

до 322

11-13 лет (мальч)

2400-2700

до 102

до 61

до 378

11-13 лет (дев)

2300-2500

до 94

до 56

до 350

Суточный набор продуктов для младшего школьника (7-11 лет) должен включать в себя (г): хлеб пшеничный - 150, ржаной – 100, крупы, бобовые, макаронные изделия – 45, картофель – 200, овощи разные – 275, сахар – 60, кондитерские изделия – 10, масло сливочное – 25, масло растительное – 25, яйца, шт. – 1, молоко – 500, творог – 40, сметана – 15, сыр – 10, мясо – 140, рыба – 40.

Количество калорий

В мясе: Говядина нежирная – 108 калорий, печень говяжья – 98 калорий, нежирная свинина – 316 кал, куры – 165 калорий.

Колбаса докторская вареная – 260 калорий, сосиски молочные - 277 калорий, колбаса краковская полукопченая - 466 калорий.

В рыбе: Горбуша – 147 калорий, камбала – 88 калорий, семга – 219 калорий, минтай – 70 калорий, сельдь – 242 калории, скумбрия – 153 калории.

Морская капуста – 5 калорий.

В молоке и молочных продуктах: Молоко цельное – 58 калорий, молоко, сгущенное с сахаром – 315 калорий. Кефир нежирный – 30 кал, жирный – 59 кал, ряженка – 85 калорий. Сметана жирная – 256 кал, сметана 10% - 116 кал, 20% - 206 калорий. Сливки 20% - 205 кал, 10% - 118 калорий. Масло сливочное – 749 калорий, масло топленое – 882 калорий. Маргарин молочный – 746 калорий. Майонез – 627 калорий. Сыр российский – 371 кал, сыр плавленый – 226 калорий. Творог жирный – 226 кал, нежирный творог – 86 кал, полужирный творог – 156 калорий. Творожные сырки – 340 калорий.

В масле растительном: 899 калорий.

В яйце: яйцо куриное - 140 калорий в 100 г.

В хлебе: хлеб пшеничный – 217 калорий, хлеб ржаной – 190 калорий. булочки (сдобная выпечка) – 297 калорий.

В крупах: крупа гречневая – 312 калорий, манная крупа – 326 калорий, овсяная крупа – 345 калорий, перловая крупа – 324 калории. пшено – 334 калорий, рис – 323 калорий, пшеничная, кукурузная крупа – 325 калорий. горох – 323 калории, фасоль – 309 калорий.

В орехах: грецкие орехи – 648 калорий, арахис – 548 калорий, фундук – 704 калории, семя подсолнечника – 578 калорий.

В сахаре и сладостях: сахар – 374 калории, шоколад молочный – 547 калорий, торт бисквитный – 386 калорий.

В меде: 308 калорий,

В овощах: картофель – 63 калории, капуста свежая – 26 калорий, морковь – 33 калории, огурцы – 13 калорий.

Во фруктах: яблоки – 39 калорий, апельсины – 34 калории, бананы – 91 калории, абрикосы – 46 калорий.

В сухофруктах: Курага – 272 калории, Изюм – 279 калорий, Чернослив – 264 калории, Финики – 281 калории.


Приложение 6

СРОК ГОДНОСТИ ПРОДУКТОВ

У каждого продукта есть свой срок годности, установление которого для организации-изготовителя является обязательным в силу закона, а продажа после его истечения запрещена и наказывается штрафом.

Что же такое срок годности продуктов и как его правильно определить рядовому покупателю в обычном супермаркете?

Срок годности продуктов – это период времени, после истечения которого пища считается непригодной к употреблению. Другими словами, срок годности истек – покупать и есть нельзя!

Виды продуктов по срокам годности

1. Особо скоропортящиеся продукты – продукты, хранить которые без холода невозможно, а максимальный срок хранения до употребления составляет от 6 до 72 часов при температуре не выше + 6 °С. К ним относятся:

  • Мясные продукты – срок годности не более 48 часов
  • Молочные продукты - не более 36 часов
  • Рыба охлажденная – не более 24 часов при t 0 - -2°С
  • Рыба мороженная – не более 48 часов при t 0 - -2° С.
  • Торты - не более 72 часов;
  • Пирожные - не более 36 часов;
  • Салаты с заправками - не более 12 часов и другие продукты.

По истечении срока годности или при нарушении температурных условий хранения в таких продуктах развиваются микроорганизмы, которые способны вызвать опасные заболевания пищеварительного тракта человека.

2. Скоропортящиеся продукты – продукты, хранение которых без специальных температурных режимов не допускается, а максимальный срок хранения в условиях холода – от 72 часов до 1 месяца при температуре не выше + 6. К ним относятся:

  • Колбасы вареные, в парогазонепроницаемых оболочках – срок годности до 10 суток;
  • Молоко топленое – до 5 суток;
  • Творог, термически обработанный, - до 5 суток
  • Сыр – до 5 суток;
  • Смеси молочные, в герметичной таре – до 10 суток и другие продукты.

3. Нескоропортящиеся продукты – продукты, которые могут храниться без специальных температурных режимом срока более 1 месяца. Несмотря на то, что такие продукты не нуждаются в холоде, условия хранения для них должны быть такими, чтобы качество товара не пострадало, и продавец обязан их соблюдать.

К таким можно отнести хлебобулочные изделия без отделок (сушки), карамель, концентраты пищи, сухие продукты, в том числе детское питание, и другие подобные продукты.

Как определить срок годности продукта

  • По надписи на упаковке
  • По внешнему виду упаковки.
  • По внешнему виду самого продукта.

Приложение 7

ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОГО ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Первый закон здорового питания

Соответствие между калорийностью пищи, которую человек потребляет, и энергией, которую его организм расходует.

Проверь себя!

Легкий тест: Сформируйте пальцами кожную складку над грудиной. Если кожная складка превысит толщину пальца или 2 см, то это говорит об избытке веса, и вам нужно сократить количество и размер порций до минимального значения. А если складка менее 1 см, то это сигнал о недостатке веса.

Второй закон здорового питания

Химический состав суточного рациона человека должен соответствовать его физиологическим потребностям в пищевых и биологически активных веществах.

Составляем свое меню

Таблица поможет разобраться в том, как правильно питаться, как часто и в каких количествах следует включать тот или иной продукт или блюдо в повседневный рацион.

Основные группы пищевых продуктов и рекомендуемые количества их употребления:

Группа продуктов

Основные пищевые вещества

Рекомендации

Хлеб, зерновые и картофель

Простые и сложные углеводы, белок, клетчатка, витамины группы В

Употребляйте каждый день, желательно в каждый прием пищи, отдавайте предпочтение продуктам из неочищенного зерна или содержащих отруби.

Овощи и фрукты

Простые и сложные углеводы, клетчатка, витамин С, каротиноиды, фолиевая кислота, множество биологически активных веществ

Употребляйте в любом виде 5 и более раз в день. Ежедневно съедайте не менее 400 грамм сырых или приготовленных овощей и фруктов.

Мясо, птица, рыба, яйца и бобовые

Один из главных источников белка, легкоусвояемой формы железа, витамина В12

Включайте в ежедневный рацион в количестве 120–150 г в готовом виде в 1–3 приема пищи. Количество яиц старайтесь сократить до 3–5 штук в неделю. Не забывайте о бобовых — это полезный и доступный источник белка.

Молочные продукты

Единственно значимый источник кальция, содержит белок, витамины группы В, витамин D

Употребляйте в количестве до 500 мл молока, 50–100 грамм творога и сыр в день. Отдавайте предпочтения маложирным вариантам молочных продуктов.

Жиры

Растительные масла и рыбий жир — источники полиненасыщенных жирных кислот и витамина Е.

Полиненасыщенные жирные кислоты обеспечивают профилактику сердечнососудистых заболеваний. Необходимы 1–2 столовые ложки для заправки овощных салатов. Старайтесь сократить количество жира, используемого для приготовления пищи. До минимума сократите использование животных жиров.

Сахар и кондитерские изделия

Простые углеводы, насыщенные жиры

Способствуют развитию ожирения, диабета, сердечно-сосудистых и других заболеваний! Употребляйте их в ограниченных количествах и только в том случае, если в рационе питания присутствуют все остальные выше перечисленные продукты. Сократите ежедневное потребление сахара до 50 грамм.


 


[1] Международная организация здравоохранения. Здоровое питание: план действий по разработке региональных программ в России (рус.) — Архангельск, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наше здоровье - в наших руках"

Внеклассное мероприятие....

Презентация "Наше здоровье - в наших руках"

Презентация к внеклассному мероприятию "Наше здоровье - в наших руках"....

Буклет "Наше здоровье в наших руках"

Данный буклет является итогом большой интересной работы по формированию у учащихся здорового образа жизни. В рамках Всемирной акции "Мы выбираем спорт как альтернативу вредным привычкам!" мы с р...

Классный час "Наше здоровье в наших руках"

Цель: помочь учащимся выяснить, что является непреложными условиями здоровья и что мешает быть здоровым....

«Наше здоровье – в наших руках»

Тема: «Наше здоровье – в наших руках» Цель: формирование у обучающихся осознанной потребности  в сохранении и укреплении здоровья. Задачи: 1.     обучение детей нормам здорового...

Сценарий классного часа "Наше здоровье - в наших руках"

Данный классный час пропагандирует здоровый образ жизни среди школьников, показывает значимость правильного питания в жизни подростков....