Программа "Учим правила ПДД"
методическая разработка

Шабанова Елена Валерьевна

Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_uchim_pravila_pdd.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа – сад  №  10» города Когалыма

  «Школа – сад  № 10»

Принята на заседании методического совета

от «31» августа 2021 г.

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №10

__________________Гришина С.Г.

«___»_______________2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«УЧИМ ПРАВИЛА ПДД»

направленность: социально - гуманитарная

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 8 - 10 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

   Шабанова Елена Валерьевна,

 учитель начальных классов

г. Когалым, 2021 г.

1. Пояснительная записка

Нормативно-правовые основания разработки Программы

Наименование дополнительной общеразвивающей программы (далее – программа)– «Учим правила ПДД».

Программа разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
  • санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Актуальность, новизна: основанием для введения занятий с обучающимися по правилам ПДД является исполнение Закона  Российской  Федерации  «О  безопасности  дорожного  движения»  от 10.12.1995  г.  Основная задача Закона –сохранение  жизни,  здоровья  граждан  путём предупреждения  дорожно-транспортных  происшествий  и  снижения  тяжести  их последствий.  Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и  предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил,  осознанного  усвоения,  постоянного наращивания  количества  изученного  материала  в  соответствии  с  возрастными возможностями обучающихся.

        Педагогическая  целесообразность программы «Учим правила дорожного движения» состоит в том, что она приобщает обучающихся к культуре поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст возможность учащимся стать полноценными участниками безопасного дорожного движения: пешеходами, пассажирами, водителями. необходимые знания, умения и навыки, привычки безопасного и правопослушного поведения на улице, дороге, в транспорте. Программа составлено с учетом психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Это должно помочь учителю добиться важного результата – сознательного выполнения правил безопасного поведения на дорогах каждым учеником. Младший школьный возраст – это оптимальный период усвоения ПДД в полном объёме. Данная программа ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка познавательной деятельности направленной на понимание опасности и безопасности, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.

        Отличительные особенности программы «Учим правила ПДД» в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: проектирование, организаторские методы, информационные технологии обучения.

Цель программы заключается в формировании у обучающихся навыков правильного и безопасного поведения на дорогах, правильной и адекватной самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.

Задачи программы:

  • Научить ребенка ориентироваться в окружающем пространстве: на улице, проезжей части;
  • Быстро и осознанно реагировать на изменения, происходящие на улице, проезжей части;
  • Довести самостоятельные действия детей в различных ситуациях до автоматизма.

Адресат программы: учащиеся в возрасте 8-10  лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Количество человек в группе – 15 человек.

Уровень программы: стартовый.

Объем программы составляет 35  часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы.

Срок реализации программы: учебных недель – 35, месяцев – 9.

Форма обучения: очная.

В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией, в течение которой федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очной форме, реализация программы осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий.

Формы занятий: индивидуальная и групповая.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по  1 академическому  часу. Продолжительность занятия в объединении  - 45 минут.

2. Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

1

1

0

Учебное тестирование для эрудитов по истории правил дорожного движения

2

Юный инспектор движения

2

2

0

Интерактивные учебное тестирование по правилам дорожного движения

3

История ГИБДД

3

3

0

Встреча и беседа с инспектором ГИБДД

4

Правила дорожного движения (ПДД)

3

1

0

Просмотр презентаций по пропаганде правил дорожного движения

5

Дорожные знаки

3

2

1

Учебное тестирование по теме «Дорожные знаки»

6

Акция - как форма профилактики ДДТТ

5

0

5

Акция по пропаганде правил дорожного движения среди детей, их родителей

7

Велосипед. Правила велосипедиста.

3

1

2

Учебное тестирование «Правила движения на велосипеде» Техническое состояние велосипедиста

8

Повторение правил безопасности на улице зимой

3

1

2

Конкурс рисунков «Осторожно - дорога зимой!»

9

Пропаганда изучения ПДД

3

1

2

Оформление стенда «Уголок безопасности»

10

Основы медицинских знаний

3

2

1

Встреча и беседа с врачом школы

11

Виды транспорта

3

2

1

Фотоконкурс «Виды транспорта»

12

Проверка знаний по правилам дорожного движения

3

0

3

Участие в конкурсе «Безопасное колесо»

ИТОГО

35

16

19

3. Содержание занятий

Тема № 1. Вводное занятие. Техника безопасности

Теория. Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на год.

Тема № 2 «История развития правил дорожного движения»

Теория. Изучение истории возникновения и развития свода ПДД.

Практика. Работа с 1-2 взводом. Оформление стенда.

Тема №3 «История ГИБДД»

Теория. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой ГИБДД.

Практика.  Встреча с сотрудниками ГИБДД.

Тема №4 «Правила дорожного движения»

Теория. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Повторение прав и обязанностей пешехода. Правила перехода перекрёстка. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Просмотр учебного фильма «Азбука Безопасности на дороге».

Практика. Подбор материала для презентации на тему «Правила дорожного движения». Подготовка презентаций на тему: «Правила дорожного движения».

Тема №5 «Дорожные знаки»

 Теория. Знакомство с историей появления дорожных знаков. Повторение классификации дорожных знаков.

Практика. Викторины «Азбука безопасности» для обучающихся объединения. Разработка положения школьного конкурса рисунков «Безопасность глазами детей». Итоговое занятие – диспут.

Тема №6 «Акция - как форма профилактики ДДТТ»

Теория.   Что такое акция, виды акций, особенности их проведения.

Практика. Проведение акции «Письмо водителю».

Тема №7 «Правила велосипедиста»

Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей велосипедиста.

Практика. Решение тематических карточек. Отработка технических элементов на велосипеде («качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного этапа конкурса «Безопасное колесо». Сборка и разборка велосипеда.

Тема №8 «Повторение правил безопасности на дорогах зимой»

Теория. Гололед. Пурга. «Осторожно сосульки!».

Тема №9 «Пропаганда изучения правил дорожного движения»

Теория. Формы пропаганды изучения правил дорожного движения.

Практика. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Просмотр учебного фильма «Азбука безопасности на дороге».

Тема №10 «Основы медицинских знаний»

Теория. Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение основ накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах. Транспортировка пострадавших. Теоретические основы помощи при ожогах и отморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых.

Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение веселых стартов

«Оказание первой медицинской помощи» внутри группы. Подготовка фотоотчета о проделанной работе.

Тема №11 «Виды транспорта»

Теория. Знания обеспечения личной безопасности на наземных видах транспорта, на водном и воздушном транспорте.

Практика. Проведение тестов для проверки знаний.  Просмотр учебного фильма

«Азбука дороги».

Тема №12 «Проверка знаний по правилам дорожного движения»

Теория. Знакомство с формами проверки знаний по правилам дорожного движения.

Практика. Проверка знаний по правилам дорожного движения. Подведение итогов обучения по программе  «Учим правила дорожного движения». Награждение лучших обучающихся.

4. Планируемые результаты реализации Программы

В итоге реализации программы, обучающиеся должны знать:

  • опасные места вокруг школы, дома, на улице, дорогах.
  • безопасные участки улиц и дорог.
  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям.
  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением.
  • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатах, санках.
  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.
  • простейшие приемы оказания себе и товарищам доврачебной помощи.

В итоге реализации программы, обучающиеся должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, проезжую часть небольших дорог.
  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях, при посадке и высадке из общественного транспорта.
  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений, не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней.
  • не создавать помех движению транспорта.
  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.
  • дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе и выходе в салон общественного транспорта.
  • оказать первую доврачебную помощь себе и товарищам, пострадавшим при несчастном случае на дороге.

В итоге реализации программы, обучающиеся  должны приобрести навыки:

  • перехода улиц и дорог по сигналам светофора.
  • перехода улиц и дорог по пешеходным переходам.
  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости.
  • перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков.
  • движения по тротуару, пешеходной дорожке, загородной дороге.
  • движение группы детей в сопровождении и без сопровождения взрослых.
  • перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
  • ориентироваться в дорожной обстановке.

5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

  • Формы подведения итогов реализации программы: текущий, промежуточный и итоговый.
  • Средства контроля: устная проверка, тестирование, акции, конкурсы

Формы аттестации                                                  Оценочные материалы

1.Соревнования                                                                  1.Тесты

 2.Выставки                                                                         2.Прверочные работы

 3. Викторины                                                                     3. Тестовые   работы                                                                                            

 4.Проекты

  5.Зачёт

6. Методические материалы

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Занятия включают в себя изучение теоретического материала, работу в тетрадях на печатной основе, отработку знаний на практике (экскурсии, КВН, выставки, защита проектов, выполнение тестов).На занятиях обучающиеся отрабатывают навыки работы в группах, в парах. В процессе построения занятий используются такие методы и технологии, как:

  • развивающее обучение,
  • проблемное обучение,
  • коллективные средства обучения (работа в парах, малых группах),
  • исследовательская и проектная деятельность,
  • обучение с использованием игровых методов,
  • обучение в сотрудничестве (учитель – ребенок – родитель),
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • здоровьесберегающие технологии.

7. Организационно-педагогические условия реализации Программы

7.1. Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебных периодов

Количество учебных недель и (или) количество учебных дней

Продолжительность каникул

Сроки контрольных процедур

01.09.2020 – 31.05.2021

35 недель и 245 дней

26.10 – 07.11.2020

 с 19 по 24.12.2020

с 15 по 20.05.2021

7.2. Материально-технические условия реализации программы

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Магнитная доска, набор магнитов
  • Фотоаппарат

 Условия реализации программы

1.Зал ПДД.

2.Учебные таблицы.

3.Медицинская аптечка.

4.Велосипеды.

5.Асфальтированная площадка с разметкой

6.Конусы.

7.Макеты дорожных знаков

8.Учебные фильмы по ПДД.

9.Жезл

10.Карточки с заданиями, карточки с дорожными знаками, иллюстрации перекрёстков, дорожной разметки

Методические материалы

1.Электронно-образовательные ресурсы: Видеофильм в 5 частях «Улица полна неожиданностей», Смайлик и его друзья.

2.Компьютерная игра по ПДД.

3.Тесты по ПДД.

4.Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 4-го класса, авторы: Е.А. Козловская, С.А. Козловский.

5.Презентации:

  • Опасные ситуации на улице.
  • На наших улицах и дорогах.
  • ПДД для водителей.
  • Дорожные знаки.
  • Транспорт.
  • Светофорчик приглашае.т
  • Кроссворды по ПДД.

7.3. Кадровое обеспечение реализации программы

Программу реализует педагогический работник (педагог дополнительного образования, учитель), имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.

К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.

8. Список литературы

  1. Е.А. Козловская, С.А. Козловский «Дорожная безопасность» обучение и воспитаниемладшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Под редакцией начальника Главного управления ГИБДД МВД России генерала-лейтенанта милиции В.А.Федорова. МОСКВА Третий Рим 20010.
  2. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу»Мастерская учителя.Москва. «ВАКО» 2013.
  3. Б.Г. Никитин, Т.Э. Зуев. Методические рекомендации для системы дополнительногообучения детей Правилам дорожного движения. Москва. 2006.
  4. Е.С. Фоминова, В.Л. Маковлева Методические рекомендации к проведениюпрофилактической работы по детсому дорожно-транспортному травматизму. Оренбург 2007.

Электронные ресурсы

  1. https://kladraz.ru/blogs/irina-viktorovna-bestik/test-po-pravilam-dorozhnogo-dvizhenija-dlja-4-klasa.html
  2. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kvest_igra_yunie_peshehodi_111154.html
  3. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urokigra_po_pravilam_dorozhnogo_dvizheniya_092148.html
  4. https://doc4web.ru/obzh/testi-olimpiadi-pdd-klass1.html
  5. https://solginskaysoh86.edusite.ru/p52aa1.html

Аннотация к программе «Учим ПДД»

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. 

Актуальность создания программы по ПДД очевидна. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими показателями. Начальная школа является основным звеном системы обучения и воспитания, где обучающиеся могут и должны получить необходимые знания, умения и навыки, привычки безопасного и правопослушного поведения на улице, дороге, в транспорте. Программа составлено с учетом психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Это должно помочь учителю добиться важного результата – сознательного выполнения правил безопасного поведения на дорогах каждым учеником. Младший школьный возраст – это оптимальный период усвоения ПДД в полном объёме. Данная программа ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка познавательной деятельности направленной на понимание опасности и безопасности, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.

Цель программы заключается в формировании у обучающихся навыков правильного и безопасного поведения на дорогах, правильной и адекватной самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.

Задачи программы:

  • Научить ребенка ориентироваться в окружающем пространстве: на улице, проезжей части;
  • Быстро и осознанно реагировать на изменения, происходящие на улице, проезжей части;
  • Довести самостоятельные действия детей в различных ситуациях до автоматизма.

Занятия могут проводиться, как самостоятельно, так и на классных часах, в рамках группы продленного дня, на уроках ОБЖ. Каждое занятие включает в себя изучение теоретического материала, работу в тетрадях на печатной основе, отработку знаний на практике.

В итоге реализации программы, обучающиеся должны знать:

  • опасные места вокруг школы, дома, на улице, дорогах.
  • безопасные участки улиц и дорог.
  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие кнесчастным случаям и авариям.
  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями иосвещением.
  • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовыхконьках, самокатах, санках.
  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторыхзнаков для водителей.
  • простейшие приемы оказания себе и товарищам доврачебной помощи.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имею право на права!"

Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка....

«Имею право на права»

презентация к классному часу...

Классный час на тему: «Помни правила ГАИ, это правила – мои».

Классный час позволяет закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; ознакомить с правилами безопасного поведения на дорогах; воспитывать сознательность в испол...

10 правил общения с ребенком. Правила ученикам.

10 правил общения с ребенкомСАМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО:ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!...

Классный час "Права ребёнка - это ваши права"

Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают  конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....

В КЛАССНЫЙ УГОЛОК. Правила товарищества. Правила дружной работы. Правила честной игры и состязаний.

Правила могут быть помещены в классный уголок, но обязательно после их обсуждения на классном часе....