«Система оценки и мониторинга результатов освоения СИПР»
статья

Кознева Татьяна Михайловна

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ (СИПР) представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл система оценки56.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Система оценки и мониторинга результатов освоения СИПР»

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ (СИПР) представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Цель программы:

Разработать систему оценки и мониторинга предметных и личностных результатов, жизненных компетенций освоения специальной индивидуальной программы развития.

Задачи программы:

  1. Дать характеристику средствам оценки и мониторинга предметных результатов

освоения специальных индивидуальных программ развития.

  1. Сформулировать перечень личностных результатов, параметров и индикаторов оценки

каждого результата, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.

  1. Разработать систему бальной оценки личностных результатов.
  2. Сформулировать характеристики уровневой оценки предметных и личностных

результатов освоения образовательных программ (СИПР).

  1. Разработать  материалы для проведения процедуры оценки личностных  результатов.

6) Разработать локальный акт организации, регламентирующий все вопросы проведения оценки и мониторинга результатов освоения программы.

Оцениваются предметные и личностные результаты достижений обучающихся. 

На рисунках 1 и 2 представлена система оценки достижений обучающихся в рамках освоения СИПР и средства мониторинга.

Рис.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения СИПР

Рис. 2. Средства мониторинга и динамики обучения

Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных групп детей могут осуществляться в оценочных показателях (количественных), а также в качественных критериях по итогам практических действий. Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета.

Требования к оценке предметных  результатов.

В 1 классе и первое полугодие 2 класса оценка освоения программы является качественной.

Оценку предметных результатов (выставление отметки) целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т.е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

Экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. Он объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере предметных результатов.

Предметная оценка результатов освоения программы производилась экспертной группой, состоящей из педагогов и специалистов, работающих с детьми 1 класса.

Процесс выявления результатов освоения каждой рабочей программы предполагает введение подробной шкалы оценок (действий - умений, представлений - знаний).

Результативность обучения за каждый учебный год может быть представлена в графическом виде: в виде графика или диаграммы.  

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В «Дневник индивидуального сопровождения обучающегося» вносятся индивидуальные результаты каждого обучающегося. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние,  возможные личностные результаты.

Во 2 полугодии 2 класса начинают ставить отметки по предметам, оценивание происходит по пяти – бальной системе. Каждая отметка характеризует уровень освоения представлений, действий по предметам, характеристика их может быть дана на основании способа выполнения действий, сформированности представлений.

Требования к оценке личностных результатов.

Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Формирование жизненных навыков – личностных результатов, составляет основное содержание образования и, соответственно, специальной индивидуальной образовательной программы, разрабатываемой для каждого обучающегося.

Задачи программы по нравственному развитию, экологическому воспитанию, программы по выбранной форме внеурочной деятельности также имеют  перечень планируемых результатов обучения на основании содержания этих программ. Мы сформулировали основные жизненные критерии (качества), которыми должны овладеть обучающиеся к концу обучения. Эти интегративные критерии представлены в таблицах. По каждому критерию разработали параметры и индикаторы, примеры которых представлены в таблицах 6, . Оценка представлена количественным образом: 0 баллов – нет фиксируемой динамики; 1 балл – минимальная динамика; 2 балла – удовлетворительная динамика; 3 балла – значительная динамика. Оценка личностных достижений производилась экспертной группой, состоящей из педагогов, работающих с детьми, и родителей.

Интегративные критерии  сформированности  жизненных навыков

I. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

II. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения.

III. Владение средствами общения, навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком).

IV. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Игровая деятельность.

V. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.

VI. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, двигательная активность, физическое развитие. Овладение основными культурно-гигиеническими навыками.

VII. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразие природной и социальной частей. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Информация для оценки результативности (заполнение таблиц) собирается из трех основных источников. Родители сами оценивают своего ребёнка. Второй источник информации для заполнения таблицы — это непосредственное наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях. При этом важно не просто определить наличие у него тех или иных умений и навыков, но и понять, как именно ребенок использует их в различных ситуациях.         Третий источник для информации — предъявление специалистом заданий ребенку для определения уровня развития тех или иных навыков. В группу экспертной оценки включаются родители и педагоги, которые оценивают критерии. По результатам экспертной оценки (учителя, родитель) подсчитывается общее количество баллов по каждому критерию, которые сводятся в одну таблицу для одного ребёнка, пример представлен в таблице .

Характеристика уровней для оценки личностных результатов (низший, низкий, средний, достаточный) освоения программы была сформулирована, исходя из максимального количества баллов, которые могут набрать обучающиеся при оценке сформированности того или иного параметра. Суммируя баллы по всем интегративным критериям, можно получить общее количество баллов, которое удобно сводить в итоговую таблицу и возможно представлять в графическом виде для отслеживания формирования параметров и интегративных критериев по каждому году обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...

Презентация "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования

В презентации (составлена на основе технологии оценивания образовательных достижений в системе "Школа 2100", автор Д .Д. Данилов)  даётся обоснование введения новой системы оценки дости...

Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработ...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оц...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы НОО, программы УМК «Школа России»,методических рекоме...