Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности «Вязание и кастомайзинг» для детей с ЗПР
рабочая программа

Шилова Светлана Валериевна

Диагностический лист

Число детей: 5

Возраст обучающихся: Младший школьный 7-13 лет

Нозологическая категория: Задержка психического развития/задержка психоречевого развития

Особенности развития: Наблюдается моторная неловкость, нарушена точность и координация движений кисти руки, Повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования нагрузки и отдыха, Быстро пресыщается, теряет интерес к видам деятельности, связанным с направленностью программы обучения, Имеет индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.), Имеет индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, воображения), влияющих на освоении данной программы, Не сформированы виды детской деятельности (в соответствии с возрастом ребенка), влияющие на освоении данной программы

 

Пояснительная записка

Общая информация:

Вязание - любимое и широко распространенное ремесло. Привлекает оно многими достоинствами. Постигнув его секреты, можно без особых затрат изготовить не только качественный, но и неповторимый наряд, сделать уютным и красивым свой дом. Сам процесс вязания действует успокаивающе на человека. И неудивительно, что в последнее время вязанием стали увлекаться не только взрослые, но и дети. Кастомайзинг – это переделка одежды, обуви, создание аксессуаров, предметов быта и т.д., в том числе из уже использованных материалов. Наша задача – сделать эти направления доступными для всех.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vyazanie_i_kastomaizing.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования города Пыть-Ях

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Утверждаю

Директор Данилов К.Е.

Подпись_________________

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности

«Вязание и кастомайзинг»

для детей с ЗПР

Возраст обучающихся: 7-13 лет

Срок реализации: 36 недель

Автор-составитель:

Шилова С.В. педагог дополнительного образования

2020/г. Пыть-Ях


Оглавление

Диагностический лист        3

Пояснительная записка        3

Содержание программы        5

Методическое обеспечение программы дополнительного образования        9

Материально-технические условия        11


Диагностический лист

Число детей: 5

Возраст обучающихся: Младший школьный 7-13 лет

Нозологическая категория: Задержка психического развития/задержка психоречевого развития

Особенности развития: Наблюдается моторная неловкость, нарушена точность и координация движений кисти руки, Повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования нагрузки и отдыха, Быстро пресыщается, теряет интерес к видам деятельности, связанным с направленностью программы обучения, Имеет индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.), Имеет индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, воображения), влияющих на освоении данной программы, Не сформированы виды детской деятельности (в соответствии с возрастом ребенка), влияющие на освоении данной программы

Пояснительная записка

Общая информация:

Вязание - любимое и широко распространенное ремесло. Привлекает оно многими достоинствами. Постигнув его секреты, можно без особых затрат изготовить не только качественный, но и неповторимый наряд, сделать уютным и красивым свой дом. Сам процесс вязания действует успокаивающе на человека. И неудивительно, что в последнее время вязанием стали увлекаться не только взрослые, но и дети. Кастомайзинг – это переделка одежды, обуви, создание аксессуаров, предметов быта и т.д., в том числе из уже использованных материалов. Наша задача – сделать эти направления доступными для всех.

Актуальность:

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую направленность к популяризации рукоделия, внесению новых современных тенденций в его традиционные формы. Освоение новых современных техник вязания и кастомайзинга позволяет сформировать художественный вкус ребенка, сделать доступными другие формы художественного творчества. Программа ориентирована на разный уровень способностей и подготовленности учащихся, и включает в себя детей с особенностями в развитии. В ходе ее освоения, каждый ребенок поднимается на новый качественный уровень индивидуального развития, что соответствует потребностям детей и их родителей.

Новизна программы:

1. Программа «Вязание и кастомайзинг» позволяет осваивать несколько направлений искусства вязания и кастомайзинга, осуществлять их сочетание 5 в творчестве, что расширяет возможности развития творческих способностей и креативного мышления.

2. В основе программы заложено приобщение детей к традиционным формам рукоделия в совокупности с современными тенденциями развития вязального искусства и переделки вещей.

3. Программа предполагает тесное переплетение техник вязания и кастомайзинга.

Реализация АДОП предусматривает учет особых образовательных потребностей адресной группы обучающихся, включая потребности в:        

постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру, постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; в учете актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечении индивидуального темпа обучения, формировании учебно-познавательной деятельности, социальных и бытовых навыков

Цель реализации АДОП содержит специальную коррекционно-развивающую составляющую:

целенаправленное формирование эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной и двигательной сфер и коррекция недостатков их развития; максимально возможная минимизация дефицитов к овладению содержанием АДОП, применении специального подхода к вариативности оценки итоговых достижений, внимания к эмоциональному благополучию ребенка

Среди задач обучения и воспитания особое внимание уделяется специальным задачам коррекционно-развивающей направленности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

развивать у ребенка крупную и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку; учить ребенка мануальным (ручным) действиям; привлекать родителей к выполнению индивидуальных заданий, направленных на совершенствование у ребенка мелкой моторики; формировать мотивацию к занятиям выбранным видам деятельности; учить ребенка составлять план своих действий; формировать умения следовать намеченному плану, выполнять его до конца, оценить результат своей работы; разработать систему приемов, направленных на поддержание мотивации деятельности, предварительно установив причину потери интереса (избыточная сложность или легкость, несоответствие индивидуально-психологическим особенностям ребенка, дефицит субъективно переживаемого успеха и т.п.), развивать осмысленное отношение к выполняемым заданиям; учить ребенка самостоятельным действиям по пошаговой словесной инструкции и алгоритму; предупреждать в процессе деятельности трудности, связанные с недостатками познавательных процессов за счет упрощения инструкции, увеличения доли индивидуальной помощи ребенку, модификации заданий для повышения вероятности их успешного выполнения; использовать специальные методы, приемы и средства обучения младших школьников с ЗПР; поддерживать работоспособность ребенка, включая в ход занятия динамические паузы, смену рабочих поз, релаксационные упражнения, другие приемы, позволяющие снять утомление и нервно-психическое напряжение; актуализировать на каждом занятии полученные ранее знания, формировать необходимые предпосылки к овладению требуемым видом деятельности, оценивая их успешность и используя ресурсы семьи

Уровень сложности: Базовый

Форма обучения: Очная

Форма реализации: Групповая

Периодичность: 3 раза в неделю

Продолжительность одного занятия: 40 минут

Планируемые результаты освоения АДОП включают специальную группу образовательных результатов:        

- Ребенок способен следовать намеченному плану под руководством взрослого; понимает, что каждое дело должно быть доведено до конца, заинтересован в результатах своей работы; может ответить на вопрос о том, что ему было сложно делать и почему; сохраняет позитивное эмоциональное состояние в ходе занятия,

- Проявляет осмысленное отношение к выполняемому заданию, заинтересован в результатах своей работы; при затруднениях может попросить помощь педагога; может ответить на вопрос о том, что ему было сложно делать, а что легко, и почему; может актуализировать полученные ранее знания по наводящим вопросам и ключевым словам,

- Проявляет интерес к деятельности, предусмотренной АДОП; самостоятельно и активно использует сформированные навыки.

Формы проведения итоговой реализации программы: Выставка итоговых работ.

Содержание программы

Адаптация ребенка

Знакомство ребенка со сверстниками и окружающим пространством.

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей техники вязания и рукоделия.

Азы вязания крючком

Знакомство с понятиями «цепочка петель», «воздушная петля», «столбик», «полустолбик», «столбик с накидом», «полустолбик с накидом». Учимся набирать кромочную цепочку, вязать воздушные петли, столбики и полустолбики.

Азы вязания спицами

Знакомство с понятиями «набор петель», «лицевая петля», «изнаночная петля», «чулочное вязание», «платочное вязание», «кромочные петли». Учимся набирать петли, вязать лицевые и изнаночные петли, закреплять петли.

Основы кастомайзинга

Способы вторичного использования материалов. Виды переделки и декора одежды и предметов быта. Учимся различным техникам переделки одежды и предметов быта (клепки, покраска, разрезание, вышивка, нашивка декоративных элементов и т.д.).

Изготовление вязаных изделий

Изучаем схему изготовления простых вещей: снуд, шапка, шарф, повязка и т.д.. Составляем проект. Поэтапное изготовление вязаного изделия.

Отделка и декорирование вязаных изделий

Изучаем способы закрытия петель, отделки и декорирования вязаного изделия. Учимся различным способам закрытия петель, отделки и декорирования вязаного изделия.

Переделка и декорирование одежды

Изучаем виды переделки и декора одежды и предметов быта. Составляем проект для создания изделия. Учимся переделывать и создавать одежду и предметы быта (переделка испорченной вещи, изготовление новой вещи из элементов испорченной).

Итоговое занятие. Выставка работ

Самостоятельная подготовка детьми проекта для итоговой выставки. Изготовление итоговой работы с использованием техники вязания спицами или крючком.


Тема

Количество часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Всего

Ознакомительный

1.

Адаптация ребенка

2

0

2

2.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

0

2

Основной

3.

Азы вязания крючком

0

18

18

4.

Азы вязания спицами

0

18

18

5.

Основы кастомайзинга

5

14

19

6.

Изготовление вязаных изделий

2

13

15

7.

Отделка и декорирование вязаных изделий

1

12

13

8.

Переделка и декорирование одежды

5

14

19

Заключительный

9.

Итоговое занятие. Выставка работ

0

2

2

Основным предметом оценки выступает индивидуальная динамика обучающихся в достижении планируемых образовательных результатов освоения АДОП. Используются следующие подходы к оценке индивидуальной динамики:

Личностно-ориентированный подход.

Индивидуально-дифференцированный подход.

Здоровье-сберегающий подход

Предусматривается использование следующих оценочных средств:

Личностно-ориентированный подход обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние ребенка, формирование мотивации к занятиям деятельностью, предусмотренной АДОП.

Индивидуально-дифференцированный подход обеспечивает продвижение ребенка в овладении предусмотренной деятельностью, познавательном и речевом развитии.

Здоровье-сберегающий подход обеспечивает оптимальную работоспособность ребенка, повышение устойчивости к нагрузкам, психопрофилактику (психокоррекцию) эмоционально-поведенческих расстройств.

Формы аттестации и оценочные материалы

Виды контроля:

- предварительный (входной контроль) - выявление уровня знаний и умений обучающегося в форме наблюдения за обучаемыми;

- текущий - проверка проводится по окончании изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний обучающимися. Проводится в форме выполнения практического задания;

- промежуточный - проверка проводится за полугодие и выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за полгода. Проводится в форме выполнения практического задания.

- итоговый - проверка проводится за год и выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за год. Проводится в форме самостоятельного выполнения проекта.

Оценочные материалы

Практическое задание для промежуточной аттестации.

(практические умения и навыки 1 год обучения)

  1. Выполнить задание: наберите наборный ряд и провяжите по 10 рядов лицевой гладью и платочной вязкой.
  2. Наберите воздушную цепочку из 6 петель, сформируйте ее в круг и провяжите 6 рядов столбиков без накида с равномерными прибавками по кругу.

Практическое задание для итоговой аттестации.

(практические умения и навыки 1 год обучения)

  1. Сформулируйте на бумаге проект готового вязаного изделия (спицами или крючком). Составьте схему изделия и список необходимых материалов.
  2. Изготовьте изделие согласно составленного проекта.        

Анализ и интерпретация данных оценочных процедур с точки зрения предполагает:

Анализ и интерпретация данных оценочных процедур предполагает изменение динамики по заданным критериям (отслеживание достижения в развитии крупной и мелкой моторики, в координации движений, в ориентировании в пространстве, а также в овладении речевыми и неречевыми средствами, используемыми в двигательных играх и упражнениях). Проводится простая балльная оценка (от 0 до 3 баллов), где 0 баллов - отсутствие позитивной динамики, сохранение или даже нарастание трудностей оперирования предметами, 1 балл - незначительная положительная динамика, отдельные эпизодические положительные изменения в формировании и развитии манипулятивных навыков, 2 балла - наличие устойчивых положительных изменений, ребенок в знакомых отработанных ситуациях воспроизводит сформированные навыки (по возрасту и с учетом особенностей здоровья, индивидуальных особенностей), демонстрирует скачок (относительно самого себя, стартовых возможностей) в расширении спектра манипулятивных умений, 3 балла - значительный прирост в развитии манипулятивной деятельности

Методическое обеспечение программы дополнительного образования

Виды занятий

Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение.

- Учебное занятие – основной вид работы с детьми. На таких занятиях обучающиеся занимаются изучением техник вязания, расчета петель и др.

- Самостоятельное занятие – дети самостоятельно выполняют работу. Находят пути решения поставленной задачи.

- Занятие-конкурс – выполнение заданий происходит в виде соревнования на самую аккуратную работу.

- Занятие-игра – на таком занятии группа делится на команды. Выполнение задания происходит в виде соревнования между командами. Такое занятие может использоваться как форма проверки знаний между обучающимися.

- Теоретическое занятие – изучение темы в виде беседы, лекции и т.д..

- Отработка навыков - занятия, направленные на отработку того, что у детей пока не получается. Им помогают те, кто уже усвоил знания или отточил навык. Работа ведется в парах или группах.

- Исследование, или проблемный урок. Педагог называет проблему/ставит задачу, а дети ищут ее решение.

- Технологический эксперимент. Детям предоставляется возможность придумать и реализовать свои идеи.

- Проекты. Этот вид занятий создает максимальные условия для творчества и сотрудничества педагога и детей, также иногда привлекаются родители.

Методы обучения

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (рассказ, объяснение).

- наглядный (наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу).

- практический (технологическая последовательность изготовления изделий)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

-  репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный: одновременная работа со всеми учащимися. Педагог находится лицом ко всем детям, а они синхронно повторяют какое-либо действие. При этом сохраняется взаимодействие воспитателя и детей, соблюдается условие индивидуального подхода.

- групповой: организация работы в группах. Дети делятся на группы, выполняют задание, после чего меняются задачами. Такая форма способствует развитию чувства ответственности, коллективизма.

- индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий. Это тоже форма группового занятия, но задание дети выполняют не одновременно, а по очереди. Пока один делает, другие наблюдают и анализируют.

Формы обучения

На занятиях используются различные формы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные формы – лекция и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Комбинированные занятия состоят сразу из нескольких видов деятельности: наглядной, игровой, изобразительной и т. д. Интегрированные уроки раскрывают только одну тему, но разными средствами. На усвоение одной деятельности, раскрытие одной темы может уйти несколько занятий. Комплексные уроки посвящены одному виду деятельности и закреплению уже имеющихся знаний и навыков по одной теме. Нетрадиционная форма проведения занятий предполагает обсуждение одной темы, развитие одного вида деятельности, но в нестандартной форме: соревнование, проектная деятельность, конкурс.

Материалы:

Учебно-методический материал скомплектован по следующим разделам:

•        Вводное занятие;

•        Основы вязания. Используемые материалы.

•        Техника вязания;

•        Узоры вязания;

•        Основы кастомайзинга;

•        Изготовление вязаных изделий;

•        Итоговое занятие.

       Для обучения используется:

•        литература для педагога;

•        образцы изделий;

•        схемы изделий (раздаточный материал);

•        презентации поэтапного выполнения изделий.

Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают навыки работы с пряжей и поделочными материалами, учатся пользоваться различными схемами. При появлении у обучающихся затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы.        

Материально-технические условия

Архитектурная среда.

Доступность:

Необходимо обеспечить общие требования в соответствии с нормами САНПиН, специальные требования отсутствуют (за исключением особых случаев, отраженных в рекомендации ПМПК, ИПРА)

Безопасность:

Необходимо обеспечить наличие световой и звуковой индикации тревожных кнопок (пожарной, эвакуационной, указателя на запасной выход); размещенные наглядные правила безопасного поведения на стендах; символы, предупреждающие об опасности, светозвуковой сигнал для быстрого привлечения внимания обучающегося в чрезвычайных ситуациях.

Технические средства отсутствуют.

Организация деятельности:

В работе необходимо использовать наглядные и практические методы. Использовать простые пошаговые схемы, алгоритмические предписания, таблицы, памятки.

Алгоритмизация деятельности:

Необходимо адаптировать материалы в соответствии с возможностями ребенка; использование наглядных пошаговых планов занятия с обязательной предварительной консультацией

Реализация деятельности:

В работе необходимо использовать наглядные и практические методы, простые пошаговые схемы, алгоритмические предписания, таблицы, памятки.

Методические АДОП.

Пролонгация:

При необходимости обеспечить пролонгацию АДОП в соответствии с рекомендациями ПМПК или ППк (при наличии) в рамках Приказа от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», пункт №20.

Результат:

Результат в соответствии с направленностью АДОП;

- в соответствии с интегративными социально-значимыми качествами личности (социализация и инициативность)

Специальные методы:

Рекомендуется использовать наглядные и практические методы, использовать простые пошаговые схемы, алгоритмические предписания, таблицы, памятки.

Кадровые

ППС участников образовательных отношений (дефектологи, психологи, тьютор)

Наличие консультационной помощи педагога-психолога (по запросу участников образовательных отношений и при необходимости),

Техническое сопровождение обучающегося (ассистент, помощник)

Обеспечить при наличии рекомендаций ПМПК и при наличии специалистов в организации помощь ассистента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Сказочный мир оригами»

Программа предполагает работу с детьми, совместной работы детей с руководителем, а так же самостоятельной творческой деятельности. Данная программа даёт возможность расширить содерхание образования де...

Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий»  для слабослышащих и позднооглохших обучающихся...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «В гостях у Самоделкина"

Данная программа может быть использована на занятиях внеурочной деятельности...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная ленточка»

Программа  «Волшебная ленточка» для 4 класса является модифицированной программой по художественной направленности.С распространением электронных и компьютерных технологий на второй п...

«Мой янтарный край» дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности

Данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, а также основ краеведч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединения "Кукольный театр" для детей 7-12 лет

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в ми...