РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Истоки»
рабочая программа (1 класс)

Шилова Светлана Валериевна

Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Города Пыть-Ях

ПРИНЯТО

зам. директора по УР

_____________Бровко Е.Н.

УТВЕРЖДЕНО

директором

____________ Данилов К.Е.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Истоки»

на 2021-2022 учебный год

Учитель: Шилова Светлана Валериевна,

Учитель начальных классов

Количество часов: всего – 33 часа; в неделю - 1 час.

 

г. Пыть-Ях

2021 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  1. Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются формирование следующих умений:

- активное освоение духовно-нравственных ценностей нашего общества;

- целостное восприятие окружающей социальной жизни;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- составлять план и последовательность действий;

- выполнять учебные действия;

- сравнивать способ действия и его результат с эталоном;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

- устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели;

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, тетрадь).

Познавательные УУД:

- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

- добывать новые знания;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

- наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- поиск и выделение необходимой информации;

- перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста;

- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений, находить нужную дидактическую иллюстрацию;

- работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадью);

- сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

Коммуникативные УУД:

- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них;

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию;

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование базового социокультурного ряда.

  1. Содержание занятий в первом классе

Развитие духовно-нравственной основы личности

Азбука состоит из четырех разделов: Мир, Слово, Образ и Книга.

Предложенные образы, слова, поговорки, фрагменты произведений, тексты представлены системно в алфавитной и содержательных частях.

Например, главная тема при изучении букв А и М – «Семья. Родители». В развитие дети слушают текст «Солнышко, мама и папа».

При изучении букв П и Л – «Поле и лес». В развитие – «Мир и лад» с текстами «Поле и школа», «Поле и семья», «Школа и семья».

При изучении букв И и Р – «Истоки        и радуга»;

букв Щ и Г – «Щит и герб»,

букв Д и Б – «Доброе слово» и т.д.

Иллюстрации и иллюстративные миниатюры развивают образное восприятие ребенка на основе категорий Истоков.

При изучении букв Э и Ю с целью закрепления образного восприятия представлены:

- портреты великих русских поэтов: Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина;

- иконографические изображения и портреты великих людей России: Святого князя Владимира, Святого князя Александра Невского, Михаила Илларионовича Кутузова, Александра Васильевича Суворова.

Материал учебных страниц Азбуки содержит важнейшие образы и понятия, непосредственно связанные с темами воспитательной программы, которые в свою очередь образуют единую линию, задают вектор социокультурного развития личности.

Развитие языкового сознания

Одна из основных задач Азбуки – введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего структурного изучения русского языка. С учетом того, что активизация языкового сознания является неотъемлемым условием социокультурного развития личности, оба направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи, пронизывающие весь комплекс учебно-воспитательных программ, обеспечивают целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

Содержание программы

Мир (11часов)

  1. Солнышко, мама и папа (А М)

Знакомство с «Азбукой истоков». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждого своего названия и все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.

  1. Мир и лад (Поле, школа и семья) (П Л)

Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла-ла и ла-па)? (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках.)

  1. Истоки и школа (К О)

Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ, слово-символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

  1. Дар (Рождество) (Е Ё)

Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.

  1. Истоки и радуга (И Р)

Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки. У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из одной семьи».)

  1. Сказки А.С. Пушкина (Ш С)

Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка. Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)

  1. Родной край (Й)
  • каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.

8. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ Г)

Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков.

(Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край). Слово-действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что значит «Ищи мира»? Как это делать?

  1. Святыни России. Илья Муромец (У Ф)

Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.).

Слово (12 часов)

1 . Слово (Х        В)

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация.

Чтение с различной интонацией.

  1. Весна и слово (Н Я)

Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.

  1. Золотое сердечко (З Т)

Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.

  1. Серебряное копытце (Д Б)

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

  1. Честное слово. «Добрыня Никитич» (Ч Ы)

Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.

  1. Слово о родителях (Э Ю)

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

  1. Святое слово. Былина «Алеша Попович» (Ь Ъ)

У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А еще есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).

8. Чаша жизни (Ж Ц)

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.

Образ (5 часов)

  1. Родник

Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.

  1. Образ Родины

Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

  1. Образ защитника Отечества

Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин домой… трудна была его дорога к дому…».

  1. Образ праздника (День Победы)

Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?

Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.

Книга (5 часов)

1. Книга

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка.

Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.).

  1. Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

  1. Живое слово книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

  1. Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги.

Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.

Обучение чтению

Методика «Азбуки истоков» разработана с учетом современных представлений о формировании вербальных функций и является развитием традиционного метода слогового обучения чтению. Азбука нами используется самостоятельно в рамках программы духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Букварные страницы Азбуки посвящены изучению конкретных букв, содержат зрительные образы и слова, имеющие данную букву, пословицы, стихотворные отрывки, обучающие упражнения и микротексты для чтения. Типовая организация «букварных» страниц способствует концентрации внимания и стимулирует самостоятельную работу учащихся.

Работа с букварными страницами предусматривает пять этапов:

I этап. Сопоставление образа и звука. Развитие фонематического слуха.

  1. этап. Семантический и фонетический анализ отдельных слов с выделенной буквой. На этом этапе предполагается уделять особое внимание смыслу рассматриваемых слов. Важно не просто объяснить незнакомые слова, необходимо выяснить, как дети их понимают, подобрать родственные слова, слова похожие и противоположные по смыслу (без терминов).

III этап. На этом этапе объектом изучения является уже не отдельное слово,

  • целая мысль, связанная с рассмотренными выше словами. Чтобы научить детей выражать свои мысли, им предлагается определить/описать смысл одного из предложенных на странице слов. Дополняя и уточняя друг друга, добавляя сущностное и отсеивая незначительное, дети под руководством учителя рождают свою (!) мысль. И только после этого осуществляется переход к рассмотрению пословицы – короткой, но глубокой по сути фразы.

Знание пословиц приобщает детей к глубинным пластам народной мудрости, приучает искать смысл прочитанного, дает пример лаконичной и образной формулировки мысли. Обсуждение и разъяснение смысла пословицы проводится в живом диалоге с детьми. Важно, чтобы ребенок сделал самостоятельное, пусть небольшое, умозаключение.

При многократном использовании одного и того же материала (слов, фраз, текстов и т.п.) вначале выполняются упражнения, направленные на понимание и осмысление, и только потом – формально-аналитического характера.

IV этап. Самостоятельное чтение.

Материал для самостоятельного чтения организован в виде таблицы, содержащей слоги и слова разной сложности с этими слогами. Такая структура дает возможность четко прослеживать формирование навыка и своевременно отрабатывать трудные моменты.

Примеры тренировочных упражнений (таблица должна быть продублирована на доске):

1. Чтение слогов в столбик. Поиск заданного слога.

Поиск начального слога – учитель называет слово, или показывает картинку с изображением предмета, а ученики указывают на первый слог (ваза – ВА).

Комбинация слогов. Чтение цепочки из похожих слогов (ба-ба-ба, ба-бо-ба, бо-бо-ба и т.д.). Можно приводить в игровой форме с использованием различных персонажей. (Кто как стучит? Чьи это шаги? и т.п.)

  1. Чтение пар: слог – слово (ба – бал, до – дом). Анализ: что изменилось, какая буква прибавилась после слога или перед ним?

Чтение более сложных пар (ком – ко-мок, пол – полк). Анализ: как изменился смысл слова, какие буквы добавились? Здесь же полезно обсудить различия в «назначении» слов.

  1. Чтение столбиков слов, поиск слова, прочитанного учителем (возможна работа в парах).
  2. Чтение отдельных длинных слов. Для облегчения вначале можно открывать слово по одному слогу (че-ло-век, че-ло-век, че-ло-век).

Использование различных заданий для многократного прочтения одних и тех же слов повышает эффективность обучения. При этом создаются условия для развития самоконтроля и стремления к самосовершенствованию.

  1. Самое важное – переход к чтению текста. Главная задача учителя подготовить ученика к пониманию мысли. Последняя строка уже не является тренировочным упражнением. Это микротекст для осмысления, и его формальная структура не обсуждается. (Это не игровое задание, ребенок может и должен осознать разницу). «Текст» может быть продолжен или уточнен устно.

V этап. Чтение учителем стихотворного отрывка, его обсуждение и заучивание (задача выучить наизусть явно не ставится, а используются приемы опосредованного запоминания):

учитель читает, дети слушают;

учитель начинает, дети заканчивают строку;

учитель читает первую строчку, дети вторую;

все читают хором (с минимальной помощью учителя);

кто хочет, рассказывает сам.

Эта общая схема работы может быть изменена или сокращена при необходимости. Главное – дать почувствовать детям красоту и неповторимость поэтического текста, научить слышать и понимать поэзию, без которой невозможно развить настоящее чувство родного языка.

При всей алгоритмичности описанной структуры учителю предоставляется широкое поле для творческой деятельности, т.к. любой этап может быть развернут по усмотрению педагога и стать центральной частью урока, что придает курсу в целом неповторимое разнообразие.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы. Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.

Главными целями курса в 1-м классе являются:

- освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.

- развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.

Формы работы:

- теоретические (беседа, анализ ситуации, работа с материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал));

- практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).

Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Формы подведения итогов: составление «Моей первой книги».

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради, обучающиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Планируемые результаты освоения курса в 1 классе:

освоение следующих базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы. Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.

- раскрыть их смысл в соответствии с контекстом употребления;

- уметь правильно использовать их в своей речи;

- использовать их при организации самостоятельных видов деятельности.

  1. Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»

1 класс

Тема

Содержание занятия

МИР

1

Солнышко, мама и папа.

На первом занятии с учащимися проводится

инструктаж по правилам поведения. Так же они

знакомятся с содержанием курса «Социокультурные

истоки». Родители. Мама. Папа.

2

Сердечное тепло

Сердечное тепло родителей. Родительская любовь.

родителей.

Солнышко. Свет. Родительское благословение.

Благодарность.

3

Мир и лад.

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад.

Согласие. Уважение.

4

Первая книга.

Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую

книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

5

Истоки и школа.

Истоки глазами детей.

6

Истоки и радуга.

Живительная сила Истоков проявляется в любви к

родной земле и родному слову, родителям и родному

очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо,

землю и человека.

7

Сказки А.С. Пушкина.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и

храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и

милосердие побеждают гордыню и зависть.

8

Родной край. Родина.

Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная

песня.

9

Щит и герб.

Духовный защитник нашего Отечества святой Георги

Победоносец.

10

Щит и герб.

Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

11

Илья Муромец.

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость.

Мир.

СЛОВО

12

Слово.

Слово наполняет душу человека светом. Слово

соединяет добрые дела и доблестный труд,

самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.

13

Слово.

Слово проверяется делом.

14

Весна и слово.

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека?

15

Весна и слово.

Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающе

силе Слова.

16

Золотое сердечко.

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово.

17

Золотое сердечко.

Честное Слово. Слово о родителях. Груд и подвиг.

Святое Слово.

18

Серебряное копытце.

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.

19

Добрыня Никитич.

Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг

20

Слово о родителях.

Благословение. Родительское слово.

21

Слово о родителях.

Материнская и отеческая любовь. Уважение.

Почитание.

22

Алеша Попович.

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

23

Чаша жизни.

Жизнь. Любовь. Дружба. Добрые дела.

ОБРАЗ

24

Родник.

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина.

Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник

Святая вода.

25

Образ Родины.

Родина. Родная земля. Отечество.

26

Образ Родины.

Святая земля. Образ Родины.

27

Защитник Отечества.

Святой Александр Невский - солнце Земли русской.

Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского

народа.

28

Образ праздника.

День Великой Победы. Покровительство святого

Георгия Победоносца. Святая память.

КНИГА

29

Книга.

Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом

человеке живет Творец.

30

Книга книг.

Собирание библиотеки - добрая традиция нашего

народа. Книга книг - Библия. Библия положила начал

объяснению книг в семью - библиотеку.

31

Живое слово книги.

Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет

отклик в душе читателя.

32

Первая книга.

Первая книга соединяет труд семьи и школы.

33

Мир книг.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа внеурочной деятельности детей по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы И...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Истоки. 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности . Истоки. 2 класс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ»

Курс " Истоки" реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"

В основу  Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают  культурные ценности личности с приоритетом ду...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» (духовно - нравственное) 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Истоки»(духовно - нравственное)  4 класс...