Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ»
рабочая программа (3 класс)

Шевченко Наталья Викторовна
Курс " Истоки" реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения, протокол №1

от  «     » августа  2018 г.

руководитель  МО ____________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы

протокол № 1

от «30» августа 2018г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ № 333

 от «03» сентября  2018г.

Составитель:

Шевченко Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

Нижневартовск, 2018

 Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» предназначена для обучающихся 3 классов МБОУ «СШ № 21».

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования   и авторской программы   автора  А.В. Камкина. Курс ведется по выбору родителей обучающихся с 1 класса.

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным условиям российской цивилизации.          

 Программа «Истоки» оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу. Введение курса «Истоки возрождения» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Курс " Истоки" в 3 классе  реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии. В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Базовое содержание курса «Истоки возрождения» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать Внутренний мир человека. Как и в предыдущем классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своем внутреннем мире и первом духовном опыте.

 Цель курса внеурочной деятельности

•   дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;

• посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об Истоках духовности, нравственности человека;

• продолжать формировать в ребенке ощущение этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможности самореализации.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

 Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Использовать в работе литературу. Оценка своего задания по критериям.

Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого . Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Воспитательные:

Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;

  • Организовать взаимодействие детей и взрослых;
  • Создать условия для развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;

Формировать способности получать значимые социокультурные результаты

 Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы

организации

Виды деятельности

1. Введение

1.1. Присоединение  к курсу «Истоки-2».

1.2. Введение  в курс «Истоки-3».

2. Вера

2.1. Вера. Чему доверяет сердце?

2.2. Православная вера. Заповеди.

2.3. Верность. Присяга, клятва - признаки верности.

2.4. Верность не знает мелочей.

Предательство. Вероломство

2.5. Правда - путь веры

2.6. Правда в слове, в деле, в образе.

2.7. Честь - награда за веру и правду

2.8. Береги  честь  смолоду.

2.9. Обобщающий урок по разделу «Вера»

3. Надежда

3.1. Надежда на свои силы и опыт поколений.

3.2. Упование на Бога. Тщетная Надежда

3.3. Согласие - лад в деле, в отношениях,  в словах

3.4. Согласие ума, сердца и души.

3.5. Терпение и надежда вместе идут

3.6. Терпение. Согласие

3.7. Послушание. Законопослушание

3.8. Надежда. Обобщающий урок по разделу

4. Любовь

4.1. Любовь к ближнему. Дружба.

4.2. Любовь в семье. Единство. Лад.

4.3. Святая  любовь   Бога  к  своему  творению.

4.4. Милосердие. В  деле.

4.5. Милосердие в  слове

4.6. Святая любовь Бога к своему творению

4.7. Милосердие. В  деле

Ресурсный круг

Работа в парах

Презентация работ

Оцениваю-щий тренинг

Рассказ о программе и учебнике. Легенда о Вере, Надежде, Любви, и матери их Софии. Три составляющие человека

Значение слова "вера". Чему доверяет сердце?

Как верит пытливый ум? Во что верует душа?

Верность - знак веры. Присяга, клятва - признаки верности

Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство

Правда - путь веры. Легенда. Правда открывается не всем

Правда в слове. Правда в деле. Правда в образе

Честь - награда за веру и правду. Воинская честь. Честь по заслугам. Почести  за  ум.

Береги честь смолоду. Поклон преподобному Сергию Радонежскому

Повторение  всех  категорий

Значение слова "надежда". Надежда не должна умирать

Упование  на  Бога. Тщетная Надежда

Согласие - лад в деле, в отношениях, в словах.

Согласие ума, сердца и души. Несогласие и разногласие

Терпение и надежда вместе идут. Без терпения – нет  умения

Научишься терпеть в малом - вытерпишь и в большом

Послушание опыту, послушание совести. Законопослушание

Повторение

Великая сила любви. Любовь к ближнему

Любовь в семье. Единство. Лад

Календарно – тематическое планирование

Дата по плану

Дата факт.

Тема занятия

Кол-во часов

Введение

1

1

05.09

05.09

Присоединение  к курсу «Истоки-2». Введение  в курс «Истоки-3».

1

Вера

9

2

12.09

12.09

Вера. Чему доверяет сердце?

1

3

19.09

19.09

Православная вера. Заповеди.

1

4

26.09

26.09

Верность. Присяга, клятва - признаки верности.

1

5

03.10

03.10

Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство

1

6

10.10

10.10

Правда - путь веры

1

7

17.10

17.10

Правда в слове, в деле, в образе.

1

8

24.10

24.10

Честь - награда за веру и правду

1

9

31.10

31.10

Береги  честь  смолоду.

1

10

14.11

Обобщающий урок по разделу «Вера»

1

Надежда

8

11

21.11

Надежда на свои силы и опыт поколений.

1

12

28.11

Упование на Бога. Тщетная Надежда

1

13

05.12

Согласие - лад в деле, в отношениях,  в словах

1

14

12.12

Согласие ума, сердца и души.

1

15

19.12

Терпение и надежда вместе идут

1

16

26.12

Терпение. Согласие.

1

17

16.01

Послушание. Законопослушание

1

18

23.01

  Надежда. Обобщающий урок по разделу

1

Любовь

9

19

30.01

 Любовь к ближнему. Дружба.

1

20

06.02

Любовь в семье. Единство. Лад.

1

21

13.02

  Святая  любовь   Бога  к  своему  творению.

22

20.02

Милосердие   В  деле.

1

23

27.02

Милосердие в  слове

1

24

06.03

Доброта. Добрые слова и дела

1

25

13.03

Доброта. доброжелательность

1

26

20.03

Покаяние.  Обобщающий урок по  теме:  Любовь.

1

27

03.04

 Творческие  задания. Обобщающий урок по теме: Любовь.

1

София

7

28

10.04

  София. Ум да разум

1

29

17.04

Истина в слове.

1

30

24.04

Истина в  образе.

1

31

08.05

Знание и мудрость

1

32

15.05

Мудрость и мудрецы.

1

33

22.05

Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?  

1

34

Вера.  Надежда.  Любовь.  София. Обобщение  изученного.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба «Исток» для 1 класса

   Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения.     Данная программа направлена на формирование а...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 4 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.Преемственность создает необходимые...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"

В основу  Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают  культурные ценности личности с приоритетом ду...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса

Рабочая программа  курса   внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса  рассчитана на 32 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьни...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Социокультурные истоки" 3 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Социокультурные истоки" 3 класса...