Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
рабочая программа (4 класс) на тему

Белоус Галина Леонидовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

Направление: духовно-нравственное.

Учитель: Белоус Г.Л.,

учитель начальных классов

Программа реализуется в МБОУ «СШ № 5»

г. Нижневартовск

 2017 -2018 учебный год


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
  3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
  4. Тематическое планирование.
  5. Приложение. Календарно-тематическое планирование.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе авторской программы доктора педагогических наук А. В. Камкина «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

Личностные УУД.

1. Ставить значимые цели и последовательно стремиться к их достижению;

2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению материала.

Регулятивные УУД.

1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.

2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД.

1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.

4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

7. Находить необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные УУД.

1. Уметь слушать и слышать.

2. Учиться приходить к согласию.

3. Уметь общаться в паре, группе и классе.

4. Приобщаться к единому контексту категорий и ценностей Истоков.

Учиться доверительному общению с учащимися, родителями и преподавателем/

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик должен знать такие понятия, как:

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение - сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

Обучающиеся научатся:

- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;

- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;

- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;

- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;

- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль заходом работы;

- принимать совместное решение;

- анализировать свою работу, работу пары, группы.

Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с указанием форм организации и видов деятельности

Традиции Образа (9 часов)

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.

Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.

«Спас» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

Умелые Дела (8 часов)

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.

Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

Заветные Слова (9 часов)

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.

Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.

Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.

Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

Традиции праздника (8 часов)

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.

Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

Содержание и методы деятельности.

- наблюдения, записи и фотографирования во время экскурсий;

- беседы, обсуждения;

- метод коллекционирования (сбор газетных статей о своей малой Родине);

- сбор материала для музея (краеведческие находки, экспозиции) и оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции;

- метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений и навыков по краеведению.

Форма подведения итогов работы.

  • Схема мониторинга;
  • папка «Достижения обучающихся»;
  • фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
  • выставки художественного творчества учащихся;  
  • устные журналы, беседы;
  • выступления перед сверстниками, родителями по итогам проделанной работы;
  • проектная и исследовательская деятельность учащихся;
  • участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, города, района;
  • презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
  • анкетирование родителей и учащихся;
  • фотовыставки.

  1. Формы организации познавательной деятельности:
  • фронтальная работа – диалог, полилог;
  • работа в статистических и сменных парах;
  • индивидуальная работа;
  • нетрадиционная форма урока:
  • урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
  • урок-экскурсия
  • урок-соревнование
  1. Используемые методы обучения :
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Проблемно-поисковый;
  • Метод стимулирования интереса к учению;
  • Метод самоконтроля;
  • Метод самостоятельной деятельности учащихся:

- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

3. Используемые технологии:

  • игровые технологии
  • технология создания ситуации успеха на уроке
  • личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
  • здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
  • ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)

Формы отслеживания результатов курса внеурочной деятельности

-анкетирование;

-творческие работы;

-самооценка – рефлексия учеником своей деятельности в конце учебного года.

4.Тематическое планирование

Раздел

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Традиции образа

9

2.

Традиции дела

8

Традиции слова

9

Традиции праздника

8

Итого

34

  1. Приложение к программе.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

 «Социокультурные истоки»

для 4 класса на 2017 – 2018 учебный год

№ урока п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

План

Факт

Традиции образа (9 ч.)

Вводный урок.

Что такое традиции

Первые образы.

Отец. Мать.

Первые образы. Родители.

Первые образы. Отечество.

Щит и меч.

Первые образы. Мир.

Священные образы. Спаситель.

Священные образы. Богородица. Ангел-хранитель.

Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы.

Святые образы. Образы-знаки.

Традиции дела (8 ч.)

10.

Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы.

11.

Сердечные слова. Родительское благословение.

12.

Сердечные слова. Родительское благословение.

13.

Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт.

14.

Сердечные слова

15.

Честные слова. Договор и уговор.

16.

Честные слова. Присяга. Обет.

17.

Традиции слова (обобщающий)

Традиции слова (9 ч.)

18

Труд. Земледельцы.

19

Труд. Ремесленники.

20

Труд. Купцы и предприниматели.

21

Служение. Воинство.

22

Служение священства.

23

Служение. Суд и управление.

24

Творчество. Искусники.

25

Книжники.

26

Обобщающий. Традиции праведного дела.

Традиции праздника (8 ч.)

27.

Гулять всем миром.

28.

Гулять всем миром.

29.

Радоваться всей семьей.

30.

Радоваться всей семьей.

31.

Помнить всем Отечеством.

32.

Молиться всей церковью.

33.

Потрудиться душой.

34.

Традиции Отечества. Обобщающее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба «Исток» для 1 класса

   Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения.     Данная программа направлена на формирование а...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.Преемственность создает необходимые...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ»

Курс " Истоки" реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"

В основу  Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают  культурные ценности личности с приоритетом ду...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса

Рабочая программа  курса   внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса  рассчитана на 32 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьни...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Социокультурные истоки" 3 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Социокультурные истоки" 3 класса...