Интеллектуально - познавательная игра «Юный финансист»
методическая разработка (4 класс)

Колоколова  Людмила Владимировна

Формирование финансовой грамотности у  младших школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. Актуальность данной темы обусловлена ещё и тем, тем, что новые времена ставят перед нами новые задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnaya_igra_yunyy_finansist.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

внеурочного занятия по финансовой грамотности «Юный финансист»  

ФИО автора

Колоколова Людмила Владимировна

Тема занятия:

Интеллектуально - познавательная игра «Юный финансист»

Целевая группа:

  1. 4 класс

Цель занятия:

Способствовать формированию у детей понимания основных экономических понятий через игровую деятельность.

Задачи

При помощи игровых ситуаций закрепить основы финансовой грамотности;  закрепить у детей навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;  научить применять ранее полученные знания по математике, окружающему миру; способствовать формированию экономического образа мышления;  воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;

Планируемые результаты:

Предметные:  актуализировать знания по финансовой грамотности.

Личностные:  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

Познавательные:  умение осуществлять направленный поиск информации из разных источников,  готовность обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников.

Регулятивные:  умение адекватно принимать оценку взрослых и сверстников,  умение планировать свои действия.

Коммуникативные:   готовность слушать собеседника, вести диалог,  умение формулировать и аргументировать свою точку зрения,  договариваться о распределении функций и ролей в совместной работе.

Отработка компетенций: понимание значения денег в жизни человека, овладение способами применения денег в реальной жизненной ситуации.

Базовая технология

Игровая технология

Средства обучения

Технические: персональный компьютер, проектор, экран.

Дидактический материал: маршрутные листы, деньги «у.е.», тексты задач, презентация, раздаточный материал.

Введение

В мероприятии участвуют учащиеся 1- 4 классов. В ходе проведения мероприятия дети  проверят, а также  расширят и обобщат свои  знания, полученные на внеурочных занятиях по  финансовой грамотности.

Учащиеся заранее делятся на  2 команды. Каждая команда должна придумать название и выбрать капитана. Игра состоит из шести раундов, дети путешествуют по станциям. На каждой станции предлагаются задания в различных формах, способствующие актуализации и обобщению знаний по заявленной теме.

За правильный ответ команда  получает 1 денежную единицу (у.е). В конце мероприятия по количеству у.е определяется команда-победитель.

Основная часть

Урок-игра по финансовой грамотности «Юный финансист» (Слайд 1)

№ слайда презентации, используемое СО

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательный эффект

Организационно-мотивационный этап    5 мин.

1

Слайд 2

     - Здравствуйте, ребята.
Будьте, сегодня старательны,
Будьте, ребята, внимательны.
Постарайтесь все запоминать,
На вопросы мои отвечать.
     - Посмотрите, на экран.  Сейчас вы увидите изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение. Посмотрите внимательно и выберите то солнышко, которое больше вам понравится.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/10/05/s_5d98e70c2e63c/1217504_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/10/05/s_5d98e70c2e63c/1217504_2.jpeg

- Объясните, какое солнышко вы выбрали и почему?

- Человеческая доброта – это самое удивительное явление во всём  мире. Попробуйте сейчас  с помощью улыбки передать своё настроение друг другу. Я вижу - настроение у вас хорошее. Так пусть же  это солнышко сопутствует вам на протяжении всего нашего  занятия, а  у всех вас до конца занятия сохранится чудесное  настроение. Сейчас посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему   и пожелайте удачи.

Знакомятся с порядком работы на занятии.

Положительный настрой на работу.

Этап актуализации знаний   30   мин.

2

Слайд 3,4

Слайд 5

Сегодня вы не зря так сели, вам предстоит работа в командах. Друзья, но, несмотря на то, что наше занятие не урок, вы должны помнить о правилах поведения и  технике безопасности. Уважаем мнение других, с места не выкрикиваем, отвечаем чётко и внятно. 

Однажды один   американский экономист Ирвинг Фишер сказал: «Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайшие тираны. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…». Как вы думаете, о чём сказал великий экономист? А  узнаете вы, если  разгадаете мой ребус.

- Да, как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.

Ребята, сегодня мы встретились здесь, чтобы  проверить, а также  расширить и обобщить полученные вами знания в мире финансовой грамотности. Нас ждет увлекательное путешествие интеллектуально - познавательная игра, которая  называется «Юный финансист». Вы будете проходить её  по станциям. Во время игры я  буду предлагать  вам задания, если команда с заданием справляется, то она зарабатывает одну условную единицу (1 у. е.). Одержит победу в игре та команда, которая наберёт больше условных единиц. Сейчас вы получите  маршрутные листы и отправитесь в путь по станциям. В конце игры  мы подсчитаем количество заработанных «денег» ( у. е.)  и,  определим победителя. Я желаю вам быть внимательными, дружными и активными! Итак, команды у нас готовы. Каждая команда получает маршрутный лист (Приложение 1), где указано, в каком порядке вы  будете следовать маршруту. Будьте внимательны, не забывайте вписывать заработанные вами денежки!

Я всем командам желаю удачи!  Наше путешествие начинается!

Отвечают на вопросы, разгадывают ребус

Положительный настрой на работу.

Станция 1 «Отгадай-ка!».

 Слайд 6

- Ребята, я рада вас приветствовать на станции «Отгадай-ка!». 

Каждая команда по очереди отвечает на поставленный вопрос. Если команда не даёт ответа, право дать ответ переходит к их соперникам.

- Итак, начнем.
1.Как вы думаете, кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)
2.Кто знает, какое сказочное животное умело изготавливало монеты простым ударом копыт? (антилопа)

3.Как называлась любимая монета попугая капитана Флинта (пиастр)

4.В какой русской  народной сказке демонстрируется эффективность коллективного  труда? (репка)

5.Как звучит продолжение известной русской пословицы: «Хороший товар сам себя ...». (Хвалит)

6.Кто знает, какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)
7.Как называется мероприятие, на котором  цену набивают молотком? (аукцион)

8. Способ, когда можно  получить скидку – это? (торг) 

Команды  по очереди отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение.

Обобщение знаний по теме (повторение терминов: аукцион, бартер, деньги, торг).

Формирование умения устанавливать соответствия.

Станция 2 «Собери пословицы»

 Слайд 7-9

Ребята, все мы знаем, что пословица недаром молвится. Вот и сейчас мы с вами попытаемся вспомнить пословицы,  которые связаны с деньгами.  Сейчас   каждой команде я дам  карточку, на которой будут  написаны   пословицы. Вам нужно будет их собрать, так как они все рассыпались.  Соедините части пословиц   так, чтобы у вас получилась целая пословица. Когда закончите работу, вам нужно будет   объяснить смысл каждой пословицы.

- Посмотрите на слайд и проверьте ваши ответы

Без денег торговать

На грош дела

Деньги не щепки

Гроша не стоит

Деньги не голова:

Домашняя копейка

Не имей сто рублей

Глупый киснет

  а имей сто друзей

    счетом крепки.

наживное дело.

а умный всё промыслит

рубль бережет.

а глядит рублём.

на рубль суматохи.

как без соли хлебать

 

Обучающиеся принимают правила игры, ищут возможные

варианты

Освоение способов решения проблем творческого характера.

Развитие навыков сотрудничества.

Станция 3 «Загадкино»

 Слайд 10

Ребята, мы прибыли на станцию «Загадкино». Командам по очереди я буду загадывать загадки.  Каждый верный ответ принесёт команде 1у.е. Если команда не отгадала загадку – отвечает команда соперников. Если они не отгадали – отвечают болельщики.

Что обязательно должно быть на товаре
...(цена)
Если  трудиться круглый год
Будет кругленьким.... (доход)
Журчат ручьи, промокли ноги
Весной пора платить ... (налоги)
Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без чего?  ... (рекламы)
Сколько купили мы колбасы,
Стрелкой покажут нам точно (весы)
Будут целыми как в танке,
Сбереженья ваши в ...(банке)
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой.. (вклад)
И врачу, и акробату
Выдают за труд ...(зарплату)
Мебель купили, одежду, посуду
Брали для этого в банке мы ...(ссуду)
На рубль – копейки, на доллары – центы
Бегут - набегают в банке (проценты)

Решают задачу. Ответ выкладывают с помощью раздаточного материала.

Закрепляют термины.

Станция  4 «Задачкино»

3

 Слайд 11

Ребята, на партах у вас лежат карточки, где написано по 1 задаче, в течение 2 минут вы решаете, затем даёте ответ.

1.Ваня и Катя  решили сложиться и вместе купить шоколадку  за 80 рублей. У Вани и у Кати по 50 рублей. Хватит ли им денег, чтобы купить шоколадку? По сколько рублей они должны отдать, чтобы потратить равную сумму денег?   Сколько рублей останется у каждого?
   2. Таня  и Оля пошли в театр. Билет стоит 150 рублей.
Оля расплатилась двумя 100-рублевыми банкнотами, а Таня – одной,  номиналом в 500 рублей. Какую сумму каждая из них  получила на сдачу?

Читают задачу, выбирают варианты решения.

Положительный настрой на работу. Формирование  умения набирать сумму разными купюрами.

Станция  5 «Денежная  викторина»

 Слайд 12

Командам раздаются листочки с вопросами викторины. На ответы даётся 3 минуты. Затем объявляются результаты.

1.За что, по уверению пословицы, денег не берут?

а) За лечение;

б) За спрос;

в) За обучение;

г) За рекламу.

2.Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?

а) Сто долларов;

б) Сто евро;

в) Сто друзей;

г) Сто лет одиночества.

3.Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую?

а) Страдали монетки;

б) Горевали рублики;

в) Плакали денежки;

г) Повесились банкноты.

4.Чем должен обладать денежный знак?

а) Гордостью;

б) Достоинством;

в) Самоуверенностью;

г) Мужеством.

5.Как в шутливой форме говорят о деньгах?

а) Презренный металл;

б) Ненавистная бумага;

в) Жалкий пластик;

г) Ужасная наличка.

6.Что делает с рублём копейка?

а) Стережёт;

б) Бережёт;

в) Питает;

г) Воспитывает.

7.Какой эпитет часто употребляется при описании новой денежной купюры?

а) Звенящая;

б) Скрипящая;

в) Хрустящая;

г) Шипящая.

8.Каким из этих слов не характеризуют деньги?

а) Лимон;

б) Капуста;

в) Зелень;

г) Ботва.

9.Как говорят о больших деньгах?

а) Куры не клюют;

б) Мыши не грызут;

в) Волки не дерут;

г) Глаза не смотрят.

10.Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир?

а) Водяные;

б) Воздушные;

в) Магические;

г) Астрономические.

11.Как называется сумма денег, поставленная на кон в игре?

а) Касса;

б) Ломбард;

в) Банк;

г) Магазин.

12.Какие деньги родители выделяют своим детям?

а) Домашние;

б) Ручные;

в) Карманные;

г) Декоративные.

13.На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) На чёрный день;

б) На полярную ночь;

в) На високосный год;

г) На золотой век.

Решают тест.

Формирование умения выполнять тест.

Станция 6 «Угадай, кто сказал?»

 Слайд 13

Ребята записывают ответы на листке в столбик, за каждый правильный ответ получают по 2 у.е.

Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова:

1. "Средства у нас есть. У нас ума не хватает" (Кот Матроскин из "Простоквашино")

2. Кто так говорил: "Ах, владеть подвалом хорошо, но еще лучше купаться в этих прохладных кругленьких монетах. Чудесно нырять в них как дельфин и как суслик в них зарываться, подбрасывать их вверх и этим дождем наслаждаться" (Скрудж Магдак из "Утиных историй")

3. Из какого мультфильма эти слова, и  как звали главного героя:  "В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион" (Беладонна, "Приключение поросенка Фунтика")

4. Чьи это слова:  "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет" (Дядя Федор из "Простоквашино")

5. Кто так говорил: "А хотя бы я и жадничаю, зато от чистого сердца" (Мужик из мультфильма  "Падал прошлогодний снег")

6. В каком мультфильме прозвучали такие слова,  и кто их произнёс: "А я ничего выписывать не буду! Я экономить буду" (Матроскин из "Простоквашино")

7. Кому из героев принадлежат следующие слова "Несите ваши денежки, иначе быть беде" (Кот Базилио, "Приключения Буратино")

8.Кто так говорил: "Меньше можно, больше ни-ни" (Беладонна, "Приключение поросенка Фунтика")

Отвечают на вопросы

Формирование умения находить правильный ответ

4

Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд14.

Слайд 15

- Молодцы ребята. Я довольна вашей работой. Спасибо.

- Какую полезную для себя информацию вы получили на нашем занятии?

- Что было трудным?  Какие задания показались лёгкими?  С каким заданием вы не справились бы, если не оказали друг другу помощь и не смогли бы договориться?   Какой бы вы хотели видеть нашу следующую встречу? (Ответы учащихся)

 - Ребята, мир денег – необычный и удивительный и мир, и за его внешней обыденностью и простотой  скрывается невероятно много новых тайн  и открытий. За всё  время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и сейчас уделяет большое внимание теме денег. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Дорогие друзья! Вот и закончилось наше путешествие в таинственный мир денег! Но не огорчайтесь, впереди вас ждет еще много финансовых свершений и открытий! Вы  большие молодцы!

Спасибо за игру! До новых встреч! (Слайд 15)

Обе команды подсчитывают набранные очки, объявляется победитель.

Приложение 1.

Маршрутный лист команды

Название  команды:____________________________________________

Станция

Количество заработанных

у.е.

Станция 1 «Отгадай-ка»

Станция 2 «Собери пословицы»

Станция 2 «Загадкино»

Станция 4 «Задачкино»

Станция  5 «Денежная  викторина»

Станция 6 «Угадай, кто сказал?»

Итого:

Приложение 2

1.За что, по уверению пословицы, денег не берут?

а) За лечение;

б) За спрос;

в) За обучение;

г) За рекламу.

2.Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?

а) Сто долларов;

б) Сто евро;

в) Сто друзей;

г) Сто лет одиночества.

3.Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую?

а) Страдали монетки;

б) Горевали рублики;

в) Плакали денежки;

г) Повесились банкноты.

4.Чем должен обладать денежный знак?

а) Гордостью;

б) Достоинством;

в) Самоуверенностью;

г) Мужеством.

5.Как в шутливой форме говорят о деньгах?

а) Презренный металл;

б) Ненавистная бумага;

в) Жалкий пластик;

г) Ужасная наличка.

6.Что делает с рублём копейка?

а) Стережёт;

б) Бережёт;

в) Питает;

г) Воспитывает.

7.Какой эпитет часто употребляется при описании новой денежной купюры?

а) Звенящая;

б) Скрипящая;

в) Хрустящая;

г) Шипящая.

8.Каким из этих слов не характеризуют деньги?

а) Лимон;

б) Капуста;

в) Зелень;

г) Ботва.

9.Как говорят о больших деньгах?

а) Куры не клюют;

б) Мыши не грызут;

в) Волки не дерут;

г) Глаза не смотрят.

10.Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир?

а) Водяные;

б) Воздушные;

в) Магические;

г) Астрономические.

11.Как называется сумма денег, поставленная на кон в игре?

а) Касса;

б) Ломбард;

в) Банк;

г) Магазин.

12.Какие деньги родители выделяют своим детям?

а) Домашние;

б) Ручные;

в) Карманные;

г) Декоративные.

13.На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) На чёрный день;

б) На полярную ночь;

в) На високосный год;

г) На золотой век

Приложение 3

 «Экономические задачки»

1.Ваня и Катя  решили сложиться и вместе купить шоколадку  за 90 рублей. У Вани и у Кати по 50 рублей. Хватит ли им денег, чтобы купить шоколадку? По сколько рублей они должны отдать, чтобы потратить равную сумму денег?   Сколько рублей останется у каждого?
   2. Таня  и Оля пошли в театр. Билет стоит 170 рублей.
Оля расплатилась двумя 100-рублевыми банкнотами, а Таня – одной,  номиналом в 500 рублей. Какую сумму каждая из них  получила на сдачу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) для 3-4 классов.

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов. Проходит в форме командной интеллектуальной игры. В ходе  игры обобщаются  и систематизируются знания детей в разных предметных областях. Со...

Интеллектуально – познавательная игра «Своя игра»

Предметные недели как традиционная часть внеурочной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы.Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать инте...

Интеллектуально- познавательная игра (Своя игра) (1 класс)

Согласно ФГОСу современный урок, занятия внеурочной деятельностью должны способствовать развитию интеллектуально- познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников,формировать...

Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»

Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе  прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...

Игра «Юные финансисты» в формате занятия «Своя игра».

В рамках недели по финансовой грамотности в 3 классе проведена интеллектуальная игра «Юные финансисты» в формате занятия  «Своя игра».Цель: развитие финансовой грамот...

Интерактивная дидактическая игра "Юный финансист"

Игра прежназначена для формирования финансовой грамотности младших школьников...