Работа с детьми с СДВГ в начальной школе. Статья.
статья (1 класс)

Кожина Марина Николаевна

В статье представленны материалы о том, как проводить занятия в микрогруппах с детьми с СДВГ в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети с СДВГ25.75 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью »

(для обучающихся начального звена)

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей. За последние годы среди обучающихся  образовательных учреждений увеличилось число детей с отклонениями в соматическом, сенсорном, интеллектуальном развитии, в том числе в адаптационный период.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах. Таких детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чём-либо. Основными признаками гиперактивности ребенка являются: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Конечно, совсем не просто подобрать к ним «ключик», сделать обучение для них приятным и увлекательным. Гораздо легче присвоить клеймо «неуправляемый» и по возможности перевести в другой класс или в другую школу. Многие учителя стараются помочь им, используя нетрадиционные способы подачи материала. Как показывает практика, помощь гиперактивным детям может оказаться эффективной, и некоторые из них могут со временем стать гордостью школы.

Гиперактивного ученика постоянно укоряют, стыдят, наказывают учителя и родители. В итоге ребенок убеждается, что он самый бестолковый и ни на что неспособный, никто его не понимает. В результате ребенок может иметь слабую успеваемость, низкую самооценку, проблемы в общении со сверстниками.

Как и другие дети, гиперактивные хотят быть  успешными. Какой моторчик нужно завести и какие найти  пути, чтобы направить его энергию в нужное русло? Поэтому и возникла идея создания коррекционной программы по работе с гиперактивными детьми.

Предмет программы: гиперактивное поведение ребёнка младшего школьного возраста.

Актуальность программы: Несмотря на то, что тема гиперактивного поведения детей в школе в современной детской практической психологии проработана, следует подчеркнуть, что существующие методы работы с гиперактивным поведением детей младшего школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер. Данная программа направлена на социализацию личности и самоутверждение, что соответствует требованиям современной педагогики.

Практическая значимость программы:  разработанная коррекционная программа может быть использована в качестве методического пособия для работы с детьми по снижению проявлений гиперактивности в сенсорной комнате.

Цель программы: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:  

  • Образовательные

Формирование адекватного отношения к обучению и развитие положительных  учебных мотиваций, улучшение успеваемости школьника.

  • Психолого-коррекционные

Привитие   навыков самоорганизации и самоконтроля над эмоциями и поступками, развитие способности планировать, добиваться конечного результата. Коррекция дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля, импульсивности).

  • Воспитательные

Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Помощь школьнику в социальной адаптации, принятии себя как личности и члена общества, коллектива.

  • Развивающие

Расширение кругозора и сфер деятельности, развитие и реализация заложенных творческих способностей.

  • Методические

Разработка рекомендаций для учителей и родителей по обучению и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития и поведения.

Основные принципы организации работы: 

  • Дифференцированность: учет поведенческих особенностей  и специфики работы с гиперактивными детьми;
  • Многоаспектность: сочетание различных направлений  (социального, психологического, образовательного) в целевой профилактической работы;
  • Последовательность;
  • Преемственность.

Сроки реализации программы рассчитаны на год.

Занятия по этой программе проводятся в школе после уроков с обучающимися, у которых был выявлен синдром дефицита внимания, один раз в неделю по 30 минут в течение учебного года. Количественный состав группы до 5человек

Методы и формы работы по реализации программы:

  • наблюдение;
  • диагностирование;
  • анкетирование;
  • индивидуальные коррекционные занятия;
  • психологические тренинги;
  • беседы;
  • ролевые и развивающие игры;
  • тестирование.

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

  • Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
  • Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность апанировать и доводить до конца начатые дела.
  • Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
  • Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоции и поступков.
  • Добиться у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.
  • Необходимо определить сильные стороны личности ребенка, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей:
  • Развитие внимания ребёнка (концентрация, переключаемость, распределение)
  • Тренировка психомоторных функций
  • Снижение эмоционального напряжения
  • Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам
  • Обучение детей выразительным движениям
  • Формирование у детей моральных представлений
  • Коррекция поведения с помощью ролевых игр

Подбирая игры (особенно подвижные) и упражнения для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности детей:

  • дефицит внимания,
  • импульсивность,
  • очень высокую активность,
  • неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях),
  • быструю утомляемость.
  • в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.

Включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно.

1 ЭТАП - Начинать с индивидуальной работы.

2 ЭТАП - Привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах.

3 ЭТАП - Переходить к коллективным играм.

Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно.

1 ЭТАП - Надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

2 ЭТАП - Использование игр, которые помогут ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности.

3 ЭТАП - Подбирать игры на тренировку сразу двух функций.

4 ЭТАП - Переходить к более сложным формам работы по одновременной отработке (в одной игре) всех 3-х функций.

 Работа с обучающимися при СДВГ

         В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.

         Ребёнок может удерживать внимание достаточно долго, если задание или игра интересная и доставляет ему удовольствие. Если ребёнок увлёкся и у него хорошо получается, он будет сидеть над этой игрой часами.

Компьютерные игры

         Компьютерные игры чрезвычайно привлекательны для ребёнка. Если соблюдать элементарную гигиену здоровья и позволять ребёнку играть не более 1 часа в день, то вполне можно использовать компьютерные игры для развития различных свойств внимания.

         В каждой игре тренируется только одна отдельно взятая функция - это золотое правило, которое необходимо соблюдать и в компьютерных играх и в обычных подвижных играх для детей СДВГ. Взрослому человеку также трудно бывает одновременно тренировать и следить, например, за 3 функциями: сдержанностью, концентрацией внимания и усидчивостью. Поэтому тренируется одновременно только одна функциональная особенность.

Необходимость тренировок

         Концентрацию внимания, его устойчивость и интенсивность, а также память и способность предвидеть результаты своей деятельности надо начинать тренировать с детства, не откладывая это в долгий ящик. Для этого применяются специальные подвижные, групповые и компьютерные развивающие игры.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ

С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

         Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя:

  • растяжки,
  • дыхательные упражнения,
  • глазодвигательные упражнения,
  • упражнения для языка и мышц челюсти,
  • перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
  • упражнения для развития мелкой моторики рук,
  • упражнения для релаксации и визуализации,
  • функциональные упражнения,
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,
  • упражнения с правилами.

Развитие устойчивости внимания:

  • длительная сортировка и нанизывание бусинок;
  • развитие способности к произвольному переключению внимания - чтение алфавита, перемежающегося со счетом;
  • прослеживание взглядом линии от начала до конца, когда она переплетается с другими линиями.

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

         Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов", а также родителей), работающих с гиперактивными детьми.

Программа может состоять из 12 - 16 занятий. Проводить их нужно до тех пор, пока не будет достигнут результат.

При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца.

Время проведения - 50-60 минут.

Оптимальное число участников группы - 4-6 человек.

Возраст - 6-12 лет.

Занятия могут проходить как в микрогруппах, так и индивидуально.

В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции СДВГ.

Структура занятия:

  • растяжка - 4-5 минут;
  • дыхательное упражнение - 3-4 минут;
  • глазодвигательное упражнение - 3-4 минуты;
  • упражнения для развития мелкой моторики рук - 10 минут;
  • функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля),
  • коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии - 20- 25 минут;
  • релаксация - 4-5 минут.

Предполагаемый результат реализации программы:

- развитие навыков самоорганизации, саморегуляции и управления своими эмоциями и поведением;

- сохранение психологического и физического здоровья;

- адекватная самооценка ребенка;

- развитие познавательных процессов;

- наличие опыта позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

Каждое занятие имеет определенную структуру:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
  3. Входящая диагностика (тест Люшера, наблюдение; беседа).
  4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).
  5. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
  6. Выходящая диагностика (тест Люшера, наблюдение, беседа).
  7. Обобщение. Ритуал прощания.

Оценка эффективности занятия отслеживается по данным входящей и выходящей психодиагностики по методике Люшера, показаниям пульса, результатам наблюдений педагога-психолога за учащимися.

Тематическое планирование


занятия

Тема

Количество
часов

1-2

Снятие напряжения, повышение групповой сплоченности

2

3-4

Обучение  технике  расслабления

2

5-6

Снятие накопившейся энергии

2

7-8

Развитие зрительно-двигательной координации

2

9-10

Развитие произвольного внимания

2

11-12

Развитие концентрации внимания и произвольности

2

13-14

Развитие зрительного  восприятия

2

15-16

Развитие двигательной сферы и концентрации внимания

2

17-18

Развитие осязательных ощущений и концентрации внимания

2

19-20

Снятие накопившегося напряжения, развитие концентрации внимания, формирование сплоченности группы

2

21-22

Формирование элементов самоконтроля

2

23-24

Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания

2

25-26

Развитие произвольного внимания

2

27-28

Развитиедвигательной  раскрепощённости;упражнения на релаксацию

2

29-30

Обогащение  восприимчивости  и  воображения 

2

3. Коррекция негативных форм поведения:

способствуйте элиминации агрессии;

обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

         Помните, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с детьми группы «Риска» в начальной школе»

из опыта работы классного руководителя 4 класса...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...

Мастер-класс на тему "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В моём выступлении представлены методы и приёмы работы на занятиях с детьми с ограниченными возможностями....

Мастер-класс "Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе"

Цель   выступления: познакомить педагогов с активными методами обучения и рассмотреть их применение  в работе с детьми с ОВЗ...

Буклет для педагогов с рекомендациями по организации парной работы с детьми на уроках в начальной школе.

    Коллективные, групповые учебные занятия - это не просто работа учащихся. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник являет...

Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ в начальной школе.

Дидактический материал представлен в виде творческих заданий для детей с ЗПР. Он  включает в себя программный материал 1-4 классов инклюзивного и интегрированного обучения. Материал составлен на ...

Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школе

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повыш...