Доклад Формирование экологической культуры
методическая разработка

Наумова Виктория Анатольевна

Доклад Формирование экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_ekologicheskoy_kultury.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

«Формирование экологической культуры младшего школьника в соответствии с ФГОС»

                                             Выполнила: Наумова Виктория Анатольевна

                                                                   Учитель первой категории

«Формирование экологической культуры младшего школьника в соответствии с ФГОС »

  1. Роль экологии в жизни человека

Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой нашей современности стала экологическая проблема. Она порождена ухудшением качества окружающей среды, обусловленной индустриализацией  и урбанизацией; нарушением естественного экологического баланса – внутреннего механизма саморегуляции биосферы.

               Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

        II.Экологическая культура как один из важнейших образовательных результатов.

В этой тревожной и угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательно-воспитательной целью  должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры.           Экологическая культура, экологическое мышление  должны стать приоритетными ценностями каждой личности.                      Экологические проблемы призваны решаться средствами образования, что отражено в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) второго поколения. Основной смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов. Экологическая культура обозначена как один из важнейших образовательных результатов.В соответствии с ФГОС экологическая культура – одна из ценностно-смысловых установок, проявляющаяся в таких личностных универсальных учебных действиях, как:                                                                                                                      -  умение соотносить свои поступки по отношению к природе с принятыми этическими принципами, знаниями моральных норм экологического содержания;                                                                     — умение выделить нравственный или безнравственный аспект поведения в природе;                      — ориентация в социальных ролях (роль защитника, хранителя или разрушителя природы);                       — способность принимать и осознавать природу как одну из базовых ценностей наравне с такими, как «родина», «добро», «мир».                                                                                            Природа провозглашается одной из базовых ценностей. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

       III. Формирование экологической культуры младшего школьника.

Работая учителем начальных классов, я с первых дней появления ребёнка в школе, начинаю формировать его экологическую культуру.  Виды работ, которые я подбираю, строго соответствуют возрастным особенностям младшего школьника.                                                        Начинаю работу с первоклассниками с нескольких экскурсий в лес с целью ознакомления и наблюдения за природой. Большое внимание я уделяю работе с родителями. Мною проведены ряд родительских собраний с цель привлечения родителей к формированию у детей экологической культуры. Вместе с родителями мы проводим игры, спортивные состязания в лесу. Родители служат примером правильного поведения в природе.  

Много лет я сотрудничаю с Музеем села Оёк, где проходят интересные беседы и совместные занятия на тему природы нашего края.                                                                  

Проведение осенних праздников и ярмарок служит детям одним из видов формирования правильного отношения к природе, важной роли экологически-чистых продуктов, выращенных вместе с родителями                                                                                                          К празднику «Синичкин день» готовим рисунки о птицах, изготавливаем различные кормушки для птиц. Затем находим полянку, закрепляем кормушки и в течение долгого времени подкармливаем зимующих птиц.                                                                           Провожу беседу о практическом назначении вторсырья и его использовании. Изготавливаем экологические сумки, кормушки для птиц из пластиковых бутылок, вяжем коврики из отслуживших вещей.                                                                                                                      

Подготовились и приняли участие в Районной конференции «Зелёный мир».

Совершили экскурсию в Оранжерею г. Иркутска с целью ознакомления с растениями различных широт нашей планеты.

Постоянно участвуем в уборке территории нашей школы и её облагораживании.

На пришкольном участке для посадки цветов используем различные использованные в быту предметы  из дерева, пластика, металла, резины.

Занимаемся изготовлением плакатов , гербарий и панно на тему животного мира.

Важную роль в работе занимает проектная деятельность. Моими детьми созданы проекты на тему «Красная книга растений села Оёк», «Животные в жизни человека», «Мои домашние питомцы» и т.д. Ребята проводят  исследования и выступают со своими работами перед одноклассниками.                                                                                                  

В прошлом году я разработала программу по использованию вторсырья. Мы опробировали её на базе нашей школы. В этом году нам вручили очередной Зелёный Флаг на Международной конференции «ЭКО-ШКОЛА / Зелёный Флаг»

Дети любят творчество. Силами моих детей и родителей был поставлен спектакль на экологическую тему «Теремок».

 Мои дети – активные участники различных конкурсов, олимпиад.

Важным видом занятий является участие детей в различных конкурсах по изобразительному искусству по темам: «Лес», «Байкал глазами детей».  Большую роль играет научно-практическая  конференция  «Юный исследователь». Участие в конкурсе  по изготовлению поделок из природного материала «Зеркало природы». В течение всего обучения мои дети много разучивают стихотворений о природе, читают художественную литературу о лесе и животных.

IV. Выводы:

  1. Проведённая работа способствовала развитию у младших школьников экологического сознания.
  2. В ходе данной работы ребята участвовали в решении экологических проблем, на доступном уровне, это способствовало развитию самостоятельности, умению доказать своё мнение.
  3. Младшие школьники получили экологические представления, которые могут перерасти в убеждения и учащиеся будут пользоваться ими в дальнейшем.

Литература: Гринёва Е.А., Давлетшина Л.Х. Учебно – методическая литература

Формирование экологической культуры младшего школьника

М: Прометей , 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни....

Доклад на педсовете "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников"

Доклад "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников" для выступлеения на педсовете, посвященный развитию экологической культуры в начальной школе.На современном эт...

Доклад "Формирование экологической культуры поведения, ответственного отношения к природе"

Роль педагога в обучении и воспитании экологической культуры у младших школьников....

Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...

мастер-класс "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников "

Технология ознакомления детей с элементарными экологическими понятиями через экологические сказки....

Доклад "Организация работы по формированию экологической культуры, навыков поведения в природе, ответственного отношения к окружающей среде".

В докладе представлен опыт работы воспитателя школы для обучающихся с ограниченными возможностями зоровья по воспитанию экологической культуры....