Контрольно – измерительные материалы по русскому языку 3 класс
методическая разработка (3 класс)

Наумова Виктория Анатольевна

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_rus.yazyk_3_kl.docx490.99 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку 3 класс

Пояснительная записка

Данная работа содержит контрольные диктанты, контрольное списывание, контрольные словарные диктанты, проверочные работы для обучающихся 3 класса. Представлены контрольные измерительные материалы по русскому языку для 3 класса, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Данные материалы соответствуют темам учебника «Русский язык» 3 класс (авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий).

Контрольно – измерительные материалы составлены в полном соответствии с разделами и темами программы по русскому языку. Это позволит учителю выявить уровень понимания учащимися изученного материала. Педагог сможет скорректировать дальнейшую работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Структура проверочных (тестовых) работ

Задания представлены в трёх уровнях сложности: А – базовый уровень; В - усложнённый уровень; С – уровень повышенной сложности.

Оценивание заданий проверочных (тестовых) работ

Задания уровня А оцениваются в 1 балл.

Задания уровня В оцениваются в 2 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Задания уровня С оцениваются в 3 балла, причём за каждую ошибку рекомендуется снимать по 1 баллу.

При подведении итогов работ рекомендуется придерживаться следующих критериев:

97 – 100% от максимальной суммы баллов – ставится отметка «5» (отлично);

77 – 96 % - отметка «4» (хорошо);

50 – 76 % - отметка «3» (удовлетворительно);

менее 50 % - отметка «2» (неудовлетворительно).

Основные требования к организации контрольных мероприятий

по русскому языку

  1. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы в каждой учебной четверти, полугодии.
  2. Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным завучем по согласованию с учителем.
  3. В один учебный день проводится не более одной письменной итоговой контрольной работы, а в течение недели – не более двух.
  4. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, по понедельникам, в конце недели, в дни, когда планируется большая для детей учебная нагрузка, на последней неделе четверти.
  5. Детям с нарушением мелкой моторики рук оценка за внешнее оформление работы не снижается.
  6. Детям, страдающим сенсорной алалией или афазией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.
  7. Анализ и учёт специфических ошибок письма осуществляется индивидуально.
  8. Число слов в диктанте определяется в соответствии с требованиями программы:

Класс

Количество слов на начало учебного года

Количество слов на конец учебного года

3

30-40

40-45

  1. В начале учебного года количество слов в диктанте несколько меньше, постепенно их число увеличивается на 4-6 слов в каждой четверти. К концу года разница от минимального до максимального значения в количестве слов может составлять до 15-20. Количественную нагрузку и её увеличение необходимо также соотносить с индивидуальными образовательными возможностями каждого обучающегося конкретно.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Нормы оценок за списывание:

Оценка «5» ставится:

  • нет ошибок и исправлений;
  • работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка «4»  ставится:

  • имеется 1 ошибка и одно исправление.

Оценка «3» ставится:

  • имеется 2 ошибки и одно исправление.

Оценка «2»  ставится:

  • имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

В зависимости от вида диктанта используется различные подходы к его оценке.

Проверочный диктант

Оценка «5» ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии, допустимы 1-2 специфические (дисграфические) ошибки.

Оценка «4» ставится, если имеет место не более двух орфографических ошибок, работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм, допустимы 2-3 дисграфические ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок, работа написана небрежно, допустимы 3 дисграфические ошибки.

Оценка «2» ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо, допустимы более 4 дисграфических ошибок.

Контрольный диктант

Требования к тексту контрольного диктанта и общие подходы к его оцениванию:

  1. объём диктанта должен соответствовать количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту); в 3 классе 40-50 слов;
  2. негрубыми ошибками считаются: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск букв на конце слова;
  3. специфика оценки однотипных ошибок: первые три однотипные ошибки считаются как одна, но каждая следующая рассматривается как отдельная;
  4. при трёх исправлениях оценка снижается на 1 балл.

Нормы оценок за контрольный диктант:

Оценка «5» - допускается одна негрубая ошибка, 1-2 специфические (дисграфические) ошибки.

Оценка «4» - 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, допустимы 2-3 специфические ошибки.

Оценка «3» - 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также 5 орфографических ошибок, допустимы 3 специфические ошибки.

Оценка «2» - более 5-8 орфографических ошибок, допустимо более 4 специфических ошибок.

Словарный диктант оценивается по более высоким требованиям, чем контрольный диктант. Количество слов для словарного диктанта в 3 классе по ФГОС НОО обучающихся с ТНР 12-15 слов.

Нормы оценок за словарный диктант:

Оценка «5» - нет ошибок

Оценка «4» - 1-2 ошибки

Оценка «3» - 3-4 ошибки

Оценка «2» - 5-7 ошибок

Оценивание грамматических заданий

Цель грамматических заданий – определить качественный уровень практических умений обучающихся в усвоении того или иного знания, а возможно, и рефлексию учебных навыков.

Если грамматические задания проводятся дополнительно к диктанту, то они оцениваются дополнительной оценкой. В итоге за проверочную работу ставятся две оценки: за диктант и за грамматические задания. При оценке грамматических заданий необходимо руководствоваться рекомендациями:

Оценка «5» ставится, если правильно выполнено всё задание.

Оценка «4» ставится, если правильно выполнено не менее 3/4 задания.

Оценка «3» ставится, если правильно выполнено не менее 2/4 задания.

Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 2/4 задания

Мониторинг качества достижения планируемых результатов

№ урока

Вид работы

Тема

4

Контрольное списывание № 1

Входной контроль. Усвоение курса русского языка за 2 класс

8

Словарный диктант № 1

Правописание словарных слов

12

Контрольный диктант № 1

Текст. Предложение

16

Проверочная работа № 1

Текст. Предложение. Словосочетание

26

Проверочная работа № 2

Части речи

30

Словарный диктант № 2

Правописание словарных слов

33

Итоговый контрольный диктант № 2 за I четверть

Слово в языке и речи

38

Контрольное списывание № 2

Состав слова

49

Проверочная работа № 3

Состав слова

60

Контрольное списывание с заданием № 3

Правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне

70

Словарный диктант № 3

Правописание словарных слов

71

Итоговый контрольный диктант № 3 за II четверть

Правописание частей слова

82

Контрольное списывание № 4

Части речи

97

Контрольный диктант № 4

Имя существительное

112

Проверочная работа № 4

Имя существительное

119

Итоговый контрольный диктант № 5 за III четверть

Изменение имён существительных по падежам

123

Словарный диктант № 4

Правописание словарных слов

128

Проверочная работа № 5

Имя прилагательное

131

Контрольный диктант № 6

Имя прилагательное

136

Проверочная работа № 6

Местоимение

154

Проверочная работа № 7

Глагол

155

Итоговый контрольный диктант № 7 за IV четверть

Глагол

159

Итоговый контрольный диктант № 8 за год

Итоговое повторение

163

Контрольное списывание № 5

Итоговое повторение

166

Итоговая тестовая работа

Итоговое повторение

Общее количество

25

Оценочные материалы

по предмету «Русский язык» в 3 «а» классе

        

Контрольное списывание № 1 (входной контроль)

по теме «Усвоение курса русского языка за 2 класс»

Задание.  Внимательно прочитай текст. Спиши. Выдели знакомые тебе орфограммы.

Текст для списывания 

Осень

Вот и пришёл сентябрь. Здравствуй, осень! Нас радуют пёстрые осенние цветы – астры и георгины. На кустах краснеют ягоды. В садах поспели сладкие яблоки и груши.

В начале октября – бабье лето. Берёзки и осины украшены жёлтыми листьями. На веточках серебристые паутинки.

Незаметно подступает ноябрь. Первые снегири прилетают полакомиться рябиной.  

Словарный диктант № 1 (урок № 8)

Праздник, вместе, орех, овёс, сентябрь, Россия, здравствуйте, до свидания, извините, прощай, октябрь, урожай

Контрольный диктант № 1 по теме «Текст. Предложение»

Текст диктанта

***

Наступила осень. Красива осина в осеннем лесу! Листья дерева трепещут от ветерка. В осиннике всегда слышен шелест. Под ногами лежит разноцветный ковёр. Под осиной мы нашли опавшие веточки. Это ветер виноват? Дерево само сбросило часть веток. Осина удивила нас веткопадом.

Слова для справок: трепещут, разноцветный, веткопадом

Грамматические задания:

1. Озаглавьте текст. Запишите заголовок.  

2. Выпишите из текста: I вариант – вопросительное предложение

                                         II вариант – восклицательное предложение

3. Выпишите 3 предложение (I вариант), 5 предложение (II вариант). Подчеркните главные члены предложения.

Проверочная работа № 1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание»

Вариант 1

А1. Дополни высказывание

Высказывание, состоящее из двух и более предложений, объединённых общей темой и связанных по смыслу, - это _________________________________________.

А2. Дополни высказывание.

Тип текста, в котором объясняется, доказывается что-либо или говорится о причинах явлений, событий, - это ______________________________________________

А3. Подчеркни строку, в которой есть обращение.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят!

                                                   (Е. Серова)

А4. Найди предложение, в котором главные члены выделены неверно. Исправь ошибку.

🗆 Первая земляника созревает около пеньков.

🗆 Раскаты грома пронеслись по небу.

🗆 Мой брат получил паспорт.

🗆 Дети веселились на школьном празднике.

В1. В каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст? Запиши последовательность цифр.

🗆 Зябко стало дубкам и берёзкам.

🗆 Покрылись тонким ледком лужи на лесных дорожках.

🗆 Ночью ударил сильный мороз.

🗆 А под утро подул резкий ветер.

В2. Выпиши словосочетание.

         В поле золотится пшеница.

_______________________________________________________________________

С1. Подчеркни в тексте «лишнее» предложение.

                      Снежная кукла.

Была зима.

Зимой дети играли на пруду.

Из снега они слепили куклу.

Кукла вышла хорошая.

                                        (По Л. Толстому)

Вариант 2

А1. Дополни высказывание

Высказывание, состоящее из двух и более предложений, которое имеет свою тему и главную мысль и которое можно озаглавить, - это ___________________________

А2. Дополни высказывание.

Текст, в котором описывается внешний вид человека, животного или местность, называется _____________________________________________________________

А3. Подчеркни строку, в которой есть обращение.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал сосульками звеня:

- Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

А4. Найди предложение, в котором главные члены выделены неверно. Исправь ошибку.

🗆 Молодые змеи шипят чуть слышно.

🗆 На стене висит картина знаменитого художника.

🗆 Высоко в небе сверкнула молния.

🗆 Вот и первые птицы вернулись из тёплых стран.

В1. В каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст? Запиши последовательность цифр.

🗆 Вдруг я услышал чьи-то шаги.

🗆 Я вошёл в густой ельник.

🗆 Около кустов малины шла медведица с медвежатами.

🗆 Я прислонился спиной к дереву.

В2. Выпиши словосочетание.

         Корабль рассекал волны.

_______________________________________________________________________

С1. Подчеркни в тексте «лишнее» предложение.

                      Ворона Кара.

У нас была ворона Кара.

Она клювом листала книгу.

Ворона считала на счётах.

Ворона считала

                                       

Проверочная работа № 2 по теме «Части речи»

Вариант 1

А1. Дополни высказывание

Часть речи, которая обозначает признак предмета, называется _______________________________________________________________________

А2. Найди «лишнее» слово

🗆 кирпич

🗆 молоток

🗆 ведро

🗆 акулий

А3. Укажи, в каком словаре ты можешь найти лексическое значение слова

🗆 в орфографическом

🗆 в словаре синонимов

🗆 в толковом словаре

🗆 в словаре антонимов

А4. Укажи синоним к слову РАДОСТЬ

🗆 грусть

🗆 удовольствие

🗆 печаль

🗆 добро

В1. Запиши пословицу правильно. Обозначь над словами части речи.

Книга  учит   разл🗆чать   д🗆бро   и   зло.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

В2. Подбери к слову САД однокоренные имена прилагательные и глагол. Запиши.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

сад

С1. Подчеркни в небылице прилагательное.

Шёл в деревне дождь косой,

Дед косил его косой.

Вариант 2

А1. Дополни высказывание

Часть речи, которая обозначает действие предмета, называется _______________________________________________________________________

А2. Найди «лишнее» слово

🗆 подарочный

🗆 пчела

🗆 альпинист

🗆 ящерица

А3. Укажи, в каком словаре ты можешь найти слово, противоположное по смыслу

🗆 в орфографическом

🗆 в словаре синонимов

🗆 в толковом словаре

🗆 в словаре антонимов

А4. Укажи синоним к слову СМЕЛОСТЬ

🗆 грусть

🗆 удовольствие

🗆 храбрость

🗆 добро

В1. Запиши пословицу правильно. Обозначь над словами части речи.

Зол🗆то   добывают  из  з🗆мли,  а  знание – из  книги.  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

В2. Подбери к слову МИР однокоренные имена прилагательные и глагол. Запиши.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

мир

С1. Исправь ошибку, допущенную в стихотворении. Впиши нужный глагол.

Это кто там ложку «ложит»?

Знай, такого быть не может!

Ложку мы на стол __________________________,

А тебя к обеду ждём.

                                             (Н. Пикулева)

Словарный диктант № 2 (урок № 30)

Восток, огурец, петрушка, помидор, заря, трактор, огород, пшеница, альбом, погода, понедельник, чёрный, четыре, восемь,  картофель.

Итоговый контрольный диктант № 2 за I четверть

по теме «Слово в языке и речи»

Текст диктанта

Осень в лесу

Красив лес осенью! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Листва дуба стала как медь. Сосна и ель остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и жёлтые опята ждут грибников.

Слова для справок: разрумянились

Грамматические задания:

1. Подчеркнуть грамматическую основы и обозначить части речи в предложении:

          I  вариант – 6 предложение

          II вариант – 8 предложение

2. Найди в тексте однокоренные слова. Выпиши. Выдели корень.

3. Найди в тексте 2 слова с безударной гласной. Выпиши. Запиши к ним проверочные слова.

Контрольное списывание № 2 по теме «Состав слова»

Задание № 1.  Внимательно прочитай текст. Озаглавь его. Спиши.

Текст для списывания 

***

У крыльца Алёша увидел ёжика. Мальчик взял ёжика в руки, погладил по мягким иголкам. Ёжик не испугался, не свернулся клубком. Бабушка угостила зверька молоком.

Вечером Алёша увидел ежиху и маленьких ёжиков. Она принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторонам. Мать искала малыша. Алёша принёс ёжика и бережно опустил на землю.

Мать обнюхала малыша и устремилась в кусты. За ежихой покатились ежата.

Задание № 2.  Найди и выпиши однокоренные слова. Выдели в них корень.

 

Проверочная работа № 3 по теме «Состав слова»

Вариант 1

А1. Дополни выражение

Слова книга, книгой, книгами – это … _______________________________________________________________________

А2. Дополни высказывание

Часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, называется _____________________________________ .

А3. Выпиши слово с предлогом ПОД.

(под)бежал, (под)крыльцом, (под)рисовал, (под)пишем

_______________________________________________________________________

А4. Разбери слово КОРМУШКА по составу

_______________________________________________________________________

В1. Подчеркни в предложении слово, которое соответствует этой схеме.

 В Петербурге мы плавали по каналам и видели ночной развод моста.

В2. Прочитай текст. Найди и выпиши однокоренные слова. Выдели корень в этих словах.

Мы пошли на концерт слушать пение артистов. На сцену вышли певица в красивом платье и певец в парадном костюме. Выступление всем очень понравилось. В конце зрители подпевали артистам.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С1. Догадайся, какое слово «спряталось» в стихотворении. Запиши его.

Корень мой в сказке найдёте,

Суффикс у извозчика возьмёте,

Приставка та же, что в слове расход,

Целым я излагаю событий ход.

Ответ: ________________________________________________________________

Вариант 2

А1. Дополни выражение

Слова зимушка, зимушкой, о зимушке – это … _______________________________________________________________________

А2. Дополни высказывание

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется ______________________________________________________________________ .

А3. Выпиши слово с предлогом ЗА.

(за)мазка, (за)лез, (за)думался, (за)спиной

_______________________________________________________________________

А4. Разбери слово ПОДСНЕЖНИК по составу

_______________________________________________________________________

В1. Подчеркни в предложении слово, которое соответствует этой схеме.

 По школьному радио объявили о лыжном походе.

В2. Прочитай текст. Найди и выпиши однокоренные слова. Выдели корень в этих словах.

Мы плыли по водной глади реки. Вода была спокойной. Вдруг лодку закружил водоворот. Бортом лодки мы зачерпнули водицы. Вскоре всё успокоилось. Дома дедушка рассказал нам, что так над нами подшутил водяной.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С1. Догадайся, какое слово «спряталось» в стихотворении. Запиши его.

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдёте,

А окончание в книге возьмёте,

В целом по мне на уроки пойдёте

Ответ: ________________________________________________________________

Контрольное списывание с заданием № 3

по теме «Правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне»

Задание № 1.  Внимательно прочитай текст. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Текст для списывания 

Помоги птицам

Прошла д🗆ждливая осень. Сне🗆 лёг на лесные доро🗆ки и тр🗆пинки. Спит пру🗆 под л🗆дяной к🗆рой.

Голодно птицам з🗆мой. Вот они и л🗆тят к жилью человека. Жалко р🗆бятам пернатых друзей. Они см🗆стерили для них к🗆рму🗆ки. Сл🗆телись снегири и с🗆ницы. Помоги птицам и ты. Птицы – наши друзья.

Задание № 2. Найди в тексте по 2 слова на безударную гласную и парную согласную. Выпиши эти слова и подбери проверочное слово.

Словарный диктант № 3 (урок № 70)

Компьютер, четверг, интересно, столица, обед, лестница, берег, шоссе,  пороша, чувство, интересный, коллектив, аккуратно, коллекция, килограмм.

Итоговый контрольный диктант № 3 за II четверть

по теме «Правописание частей слова»

Текст диктанта

Снеговик

Стоит зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.

Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки ему сделали из светлых льдинок. Нос и рот из моркови, а брови из угольков.

Радостно и весело всем!

Слова для справок: краснеет

Грамматические задания:

1. Подчеркнуть грамматическую основу и обозначить части речи в предложении:

          I  вариант – 3 предложение

          II вариант – 4 предложение

2. Разбери слова по составу:   I  вариант – шубки, выбежали

                                                   II вариант – коркой, сделали

3. Выпиши из текста глаголы с приставками. Выдели приставку.

Контрольное списывание № 4 по теме «Части речи»

Задание.  Внимательно прочитай текст. Спиши. Напиши над словами части речи. В последнем абзаце определи в каждом предложении грамматическую основу.

Текст для списывания 

Утром

Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой товарищ Андрей отправились в зимний лес. Мы скользили на лыжах по лесным полянам. Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы и осины покрыты пушистым снегом.

Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его осветил стройные деревья.

Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное»

Текст диктанта

Редкая гостья

Таня и Витя жили в лесной сторожке около деревни. Зимой Витя под ёлкой поставил кормушку для птиц. Корм ребята заготовили с осени.

Вот к кормушке прилетела синица. Потом завтракала стайка щеглов. Вдруг у кормушки появилась белка. Редкая гостья стала ловко объедать ягоды.

Слова для справок: около, щеглов

Грамматические задания:

1. Выпиши из диктанта по 1 имени существительному: ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.

2. Подчеркнуть грамматическую основу и обозначить части речи в предложении:

          I  вариант – 3 предложение

          II вариант – 4 предложение

3. Разбери слова по составу: I  вариант – кормушка, лесной, заготовили

                                                 II вариант – ёлкой, редкая, объедать

Проверочная работа № 4 по теме «Имя существительное»

Вариант 1

А1. Дополни высказывание

Имена существительные отвечают на вопросы _______________________________________________________________________

А2. Подчеркни неодушевлённое имя существительное

Где-то высоко заливалась иволга, постукивал дятел, а у воды мелькали прозрачные стрекозы.

А3. Подчеркни имя существительное в форме множественного числа

А эта страница – морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

                                          (С. Маршак)

А4. Выбери имя существительное в предложном падеже

🗆 на самолёте

🗆 через порог

🗆 к библиотеке

🗆 с дивана

В1. Выбери предложение, в котором слово ДОМ употреблено в родительном падеже

🗆 Строители возвели на нашей улице новый дом.

🗆 Дому присвоили номер сорок девять.

🗆 От дома до школы строители проложили асфальтированную дорожку.

В2. Дополни высказывание

Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении второстепенным членом, стоит в ________________________________________ падеже.

С1. Выбери «лишнюю» пару слов

🗆 подбежал к маме – скучал по маме

🗆 спрятался под крыльцом – остановился перед крыльцом

🗆 загорал на берегу – вышел на берег

🗆 плавал под водой – летел над водой

Вариант 2

А1. Дополни высказывание

Имена существительное обозначает _______________________________________________________________________

А2. Подчеркни одушевлённое имя существительное

Мы с Вовкой накатались по лестнице, сели на поезд и поехали домой.

                                                                                                              (По Н. Носову)

А3. Подчеркни имя существительное в форме мужского рода

Прилетели птички

Помогать синичке:

Галку заклевали,

Хвостик оторвали.

                                          (Б. Заходер)

А4. Выбери имя существительное в винительном падеже

🗆 на ветке

🗆 между деревьями

🗆 про комету

🗆 возле остановки

В1. Выбери предложение, в котором слово ДЕРЕВО употреблено в дательном падеже

🗆 Рядом с домом росло высокое дерево.

🗆 К дереву подбежала кошка.

🗆 Воробьи заметили её и перелетели с дерева на крышу дома.

В2. Дополни высказывание

В начальной форме имя существительное, стоит в ____________________________ падеже.

С1. Выбери «лишнюю» пару слов

🗆 вспоминал о друге – пошёл к другу

🗆 пробирался между деревьями – спрятался за деревьями

🗆 приехал в город – отдыхал в городе

🗆 съехал с горы – поднимался в гору

Итоговый контрольный диктант № 5 за III четверть

по теме «Изменение имён существительных по падежам»

Текст диктанта

Скворечник

Около липы стоял мальчик. В руках он держал скворечник. Но как его повесить? Помог дядя Боря. Он принёс из сторожки лестницу и закрепил птичий домик на дереве. Скоро появились первые жильцы. Радостно смотрели на них люди! Звонко полилась по саду песня скворца. Весна пришла!

Грамматические задания:

1. Надпишите падеж над именами существительными: около липы, из сторожки, на дереве, по саду, в руках, появились жильцы

2. Разбери слова по составу: I  вариант – скворечник, жильцы

                                                 II вариант – сторожки, домик

3. Выполни разбор как часть речи существительного:

I  вариант – весна

II вариант – мальчик

Словарный диктант № 4 (урок № 123)

Желать, солома, комната, кровать, самолёт, однажды, рябина, трамвай, пятница, около, вокруг, приветливо, Московский Кремль, ромашка.

Проверочная работа № 5 по теме «Имя прилагательное»

Вариант 1

А1. Дополни высказывание

Имя прилагательное обозначает _____________________________ предмета.

А2. Подчеркни имя прилагательное в форме мужского рода

Как нитка золотая,

У вас из кулака

Бежит струя густая

Прохладного песка.

                                        (С. Маршак)

А3. Дополни высказывание

Имя прилагательное стоит в том же роде, что и ____________________________________________________, с которым оно связано.

А4. Подчеркни в тексте имя прилагательное в начальной форме

Всё кругом засыпало снежным покрывалом. Лесник на лыжах обходил свои сказочные владения. Сквозь тучи выглянуло яркое солнышко. Выполз из леса синий сумрак и повис над сугробами.

В1. Укажи предложение, в котором есть имена прилагательные

🗆 Послышалась песня дождя.

🗆 Прилетела и уселась на осину стая воробьёв.

🗆 Птички прятались от непогоды под развесистыми ветвями.

В2. Укажи имена прилагательные в творительном падеже

🗆 из тёмного леса

🗆 широким простором

🗆 чудесной песней

🗆 о родном человеке

С1. Подчеркни имя прилагательное в скобках, которое подходит по смыслу к данному предложению

Картофель – это (полезное / использованное) растение, которое употребляют в пищу.

Вариант 2

А1. Дополни высказывание

Имена прилагательные отвечают на вопросы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

А2. Подчеркни имя прилагательное в форме мужского рода

Цепь следов на снежной глади

Остаётся, как строка

В чистой, новенькой тетради

Лучшего ученика.

                                        (С. Маршак)

А3. Дополни высказывание

Имя прилагательное стоит в том же _____________________, ___________________ и ___________________, что и имя существительное, с которым оно связано.

А4. Подчеркни в тексте имя прилагательное в начальной форме

Золотая пшеница уже поспела и склонилась над землёй. Солнце заливало землю золотым светом. Из рощи доносился тонкий голосок малиновки.

В1. Укажи предложение, в котором есть имена прилагательные отсутствуют

🗆 Летним днём школьники отправились в поход.

🗆 Уставшие, но довольные они остановились на привал.

🗆 Ребята отдыхали у костра: пели песни, разговаривали.

В2. Укажи имена прилагательные в винительном падеже

🗆 золотой пшеницей

🗆 в глубоком озере

🗆 через высокий забор

🗆 за лучшего друга

С1. Подчеркни имя прилагательное, которое подходит по смыслу к данному предложению

Лосиха с лосёнком пробирались к реке через (проходной / непроходимый) лес.

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное»

Текст диктанта

Светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматические задания:

1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: I вариант – 4 предложение, II вариант – 5 предложение.

2. Определите род, число, падеж имён прилагательных в словосочетаниях: сосновую шишку, крепким клювом

3. Выполни разбор как часть речи прилагательного: I  вариант – робкий (заяц), II вариант – старая (лосиха).

Проверочная работа № 6 по теме «Местоимение»

Вариант 1

А1. Укажи роль местоимения в нашей речи

🗆 указывает на предмет, но не называет их

🗆 обозначает признак предмета

🗆 обозначает предмет

🗆 обозначает действие предмета

А2. Отметь, де допущена ошибка. Исправь

🗆 сундук – он

🗆 ласточка – она

🗆 полотенце – оно

🗆 квадраты – он

А3. Укажи местоимения, которые указывают на того, к кому обращаются с речью

🗆 ты, вы

🗆 я, мы

🗆 он, она, оно, они

🗆 я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

А4. Укажи предложение с местоимением 3-го лица единственного числа

🗆 Я люблю рассказывать сказки младшему брату.

🗆 Весной они заняли старые скворечники.

🗆 Она быстро переплыла реку.

🗆 Ты будешь участвовать в конкурсе стихов?

В1. Вставь пропущенные местоимения

1) Злой тоской удручена

    К муравью ползёт _____________

2) _______ дитя, оберегая,

   Колыбелечку качал.

3) Блеснул мороз и рады ________

    Проказам матушки – зимы.

В2. Выпиши местоимения и определи их лицо

Ты, и, мы, он, со, оно, обо, она, над, я, у, они, вос

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

С1. Замени, где нужно, имена существительные подходящими местоимениями. Запиши изменённые предложения

1) Ваня и Женя любят мастерить. Ваня и Женя починили бабушкину табуретку.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Солнышко медленно поднималось из-за горы. Своими первыми лучами солнышко согрело замёрзшего зайчонка.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Я и Нина дружили с детства. Я и Нина учимся в одном классе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

А1. Укажи, какая характеристика относится к местоимению

🗆 отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает?

🗆 обозначает признак предмета

🗆 указывает на предмет, но не называет их

🗆 в предложении является сказуемым

А2. Отметь, де допущена ошибка. Исправь

🗆 ведро – оно

🗆 конверт – он

🗆 зубр – он

🗆 подушки – она

А3. Укажи местоимения, которые указывают на того, о ком или о чём говорят

🗆 я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

🗆 ты, вы

🗆 я, мы

🗆 он, она, оно, они

А4. Укажи предложение с местоимением 3-го лица единственного числа

🗆 Мы с мамой вчера были в театре кукол.

🗆 Вы в отпуск полетите на самолёте?

🗆 Оно затянуло всё небо, и тогда начался дождь.

🗆 Вскоре и я научился плавать!

В1. Вставь пропущенные местоимения

1) Вот качусь ____ в санках

    По горе крутой.

2) _______ , царевич, мой спаситель,

    Мой могучий избавитель.

3) Мартышка к старости слаба глазами стала;

    А у людей _______ слыхала…

В2. Выпиши местоимения и определи их лицо

Мы, у, он, к, он, со, ты, он, оно, я, обо, они, она

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

С1. Замени, где нужно, имена существительные подходящими местоимениями. Запиши изменённые предложения

1) Артём очень любит математику. Артём вчера стал победителем математической олимпиады.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Мыши нашли щель в амбаре. Мыши съели почти весь урожай зерна.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Я и Петька очень любим играть в хоккей. Я и Петька все вечера проводим на катке.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»

Вариант 1

А1. Укажи роль глагола в нашей речи

🗆 указывает на предметы, но не называет их

🗆 обозначает признак предмета

🗆 обозначает предмет

🗆 обозначает действие предмета

А2. Укажи глагол в неопределённой форме

🗆 кричат

🗆 помогать

🗆 лопнул

🗆 расскажу

А3. Определи глагол, который отвечает на вопрос что сделали? 

🗆 копают

🗆 приехали

🗆 пишу

🗆 радуемся

А4. Укажи предложение, в котором действие происходи в настоящем времени

🗆 Автомобиль выехал из гаража.

🗆 Папа собирается на работу.

🗆 Вечером к нам придут гости.

🗆 Мурка вылакала всё молоко.

В1. Укажи глагол единственного числа в настоящем времени

🗆 сидит, ест, квакает

🗆 бранить, свистеть, хохотать

🗆 рисую, бежит, помнит

🗆 наряжаю, прибегут, замяукал

В2. Укажи верные характеристики глаголов

🗆 зацвели – прош. вр., ед.ч.

🗆 сверкнула – наст. вр., ед.ч., ж.р.

🗆 поймал – прош. вр., ед.ч., м.р.

🗆 не говорили – прош. вр., мн.ч.

С1. Подумай, в какой последовательности могут быть вписаны глаголы в стихотворение

В рощах лето недолго ________,

И холодная осень _________,

Землю мелким дождём ___________

И туманом _____________. (Н. Берендгоф)

🗆 гостило, пришла, окропила, заволокла

🗆 гостила, пришла, окропили, заволокла

🗆 заволокла, гостило, пришла, окропила

🗆 заволокла, гостила, окропила, пришла

Вариант 2

А1. Укажи, какая характеристика не относится к глаголу

🗆 указывает на предметы, но не называет их

🗆 обозначает действие предмета

🗆 отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что сделал?

🗆 в предложении является сказуемым

А2. Укажи глагол в неопределённой форме

🗆 поспевает

🗆 опоздал

🗆 беречь

🗆 объясню

А3. Определи глагол, который отвечает на вопрос что делаем? 

🗆 ушли

🗆 выпекаем

🗆 купаюсь

🗆 задумали

А4. Укажи предложение, в котором действие происходи в прошедшем времени

🗆 Вечером прошёл сильный дождь.

🗆 Мы соберём всю спелую клубнику.

🗆 Собака громко лаяла на прохожих.

🗆 Дедушка во дворе пилит дрова.

В1. Укажи глагол множественного числа в будущего времени

🗆 поиграл, распустилась, шьёт

🗆 буду кричать, буду смеяться, буду таять

🗆 ворчат, радуются, сочиняют

🗆 убегут, вырастят, прочитают

В2. Укажи верные характеристики глаголов

🗆 не уступила – прош. вр., ед.ч., ж.р.

🗆 звенели – наст. вр., мн.ч.

🗆 сгорели – прош. вр., мн.ч.

🗆 вязали – прош. вр., мн.ч., ж.р.

С1. Подумай, в какой последовательности могут быть вписаны глаголы в стихотворение

Одеяло  ________,

_________ простыня,

И подушка,

Как лягушка,

_____________  от меня.  (К. Чуковский)

🗆 убежала, улетела, ускакала

🗆 улетела, ускакала, убежала

🗆 улетела, убежало, ускакала

🗆 убежало, улетела, ускакала

Итоговый контрольный диктант № 7 за IV четверть по теме «Глагол»

Текст диктанта

Цыплёнок

Утром Марат пришёл кормить голубей. Вдруг рядом послышался тихий писк. Это пищал цыплёнок. Он только что вылупился из яйца. Около него хлопочет сизая голубка. Марат отнёс цыплёнка в курятник, но куры его заклевали.

Так и остался жить цыплёнок у голубей. Они не обижали крошку.

Слова для справок: только что, него, сизая

Грамматические задания: 

1. Подчеркните в предложении главные члены, определите время глаголов: I вариант – 2 предложение, II вариант – 5 предложение.

2. Разобрать слова по составу: I вариант – хлопочет, отнёс, II вариант – пришёл, кормит.

3. Выполни разбор глагола как часть речи: I  вариант – пришёл (Марат), II вариант – пищал (цыплёнок).

Итоговый контрольный диктант № 8 за год по теме «Итоговое повторение»

Текст диктанта

Утро в степи

Ранее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

Слова для справок: дрок, пунцовыми

Контрольное списывание № 5 по теме «Итоговое повторение»

Задание.  Внимательно прочитай текст. Напиши заголовок. Спиши. Подчеркни предложения, в которых даётся описание рыбки.

Текст для списывания 

***

Стояло тёплое раннее утро. Мы отправились на рыбалку.

На берегу я насадил на крючок червячка и, забросив удочку, стал ждать. И вот на крючке красивая серебристая рябинка. У неё красные, как кетовые икринки, глаза, чёрно-зелёная спинка, розовые плавники. Это оказалась плотва. Чтобы поймать рыбу, нужны выдержка и умение.

Я рассмотрел рыбку и пустил её снова в речку. Живи, рыбка, долго!

Итоговая тестовая работа по теме «Итоговое повторение»

Вариант 1

А1. Отметь слово, в котором наименьшее количество слогов

🗆 понедельник

🗆 пятница

🗆 четверг

🗆 суббота

А2. Найди слово, которое соответствует схеме:

🗆 забавный

🗆 застройка

🗆 залп

🗆 замёрз

А3. Укажи предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно

🗆 Из зерна крестьяне делали муку и пекли хлеб.

🗆 Конный спорт пришёл к нам из глубокой древности.

🗆 Своё гнездо иволга прячет среди густой зелени деревьев.

🗆 Туристические дороги пролегают среди лесной чащи.

А4. Укажи падеж выделенных имён существительных

Дерево прячет корни в земле.

Искры таятся в тёплой золе.

В жёлуде зрелом спрятан дубок.

В белой скорлупке спрятан желток.

                                                                        (О. Дриз)

В1. Укажи строчку, в которой во всех словах пропущен разделительный твёрдый знак

🗆 раз_ясняют, об_езжает, об_единяются

🗆 необ_ятный, об_елся, пред_юбилейный

🗆 бездел_е, лист_я, лит_ё

🗆 гор_кий, тес_ма, нескол_ко

В2. К данным словам подбери и запиши однокоренные имена прилагательные и глаголы. Выдели корень

боль - ____________________________ , ________________________________ ;

вред - ____________________________ , ________________________________ ;

сад - _____________________________ , ________________________________  

С1. Запиши предложения так, чтобы получился связный текст. Дополни его своим предложением

1) Вот солнечные зайчики дрожат под деревьями.

2) Извилистая тропинка вывела нас на небольшую полянку.

3) Давайте заглянем в лес.

4) Что же мы можем здесь увидеть?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

А1. Отметь слово, в котором все согласные твёрдые

🗆 трамвай

🗆 солома

🗆 столица

🗆 ракета

А2. Найди слово, которое соответствует схеме:

🗆 погода

🗆 портреты

🗆 посадка

🗆 полосочка

А3. Укажи предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно

🗆 Школьники высадили вдоль оврага кустики вишни.

🗆 Ранним утром на листе ландыша появилась росинка.

🗆 Длинноногий кузнечик спрятался среди зелёной травы.

🗆 Дружок оскалил зубы и бросился на ворону.

А4. Укажи падеж выделенных имён существительных

На солнце тёмный лес зардел.

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

                                                                        (В. Жуковский)

В1. Укажи строчку, в которой во всех словах пропущен разделительный твёрдый знак

🗆 с_ёжился, от_езд, об_явление

🗆 в_юнок, бур_ян, сер_ёзный

🗆 половод_е, изголов_е, весел_е

🗆 прос_ба, ден_ги, пял_цы

В2. К данным словам подбери и запиши однокоренные имена прилагательные и глаголы. Выдели корень

цвет - ____________________________ , ________________________________ ;

шум - ____________________________ , ________________________________ ;

свет - _____________________________ , ________________________________  

С1. Запиши предложения так, чтобы получился связный текст. Дополни его своим предложением

1) В их густой листве прячутся лесные обитатели.

2) Хорошо оказаться ранним утром в лесу.

3) Вот на тонкой паутинке спускается маленький паучок.

4) Зелёной листвой одеты деревья

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

  1. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – 7-е издание – М.: «Просвещение», 2017 г.
  2. Г.В. Чиркина, Т. А. Алтухова, Ю. Е. Вятлева, Е. Н. Российская, Т. В. Скобликова, М. Б. Хабибулина, Е. Л. Черкасова Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида / Москва, издательство «Просвещение», 2013
  3. Л. Н. Мовчан. Самостоятельные работы по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. к учебнику В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс» ФГОС (к новому учебнику) / Москва, издательство «Экзамен», 2020
  4. О. Н. Крылова Русский язык. 3 класс. Контрольные измерительные материалы: Всероссийская проверочная работа. ФГОС /Москва, издательство «Экзамен», 2017
  5. Н. А. Шевердина Диктанты по русскому языку для начальной школы / Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2013
  6. Е. В. Гусева Зачётные работы по русскому языку: 3 класс: часть 1 и 2: к учебнику В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс. В 2ч.» ФГОС / Москва, издательство «Экзамен», 2017

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 1,2,3,4 классы

Контрольно-измерительные материалы позволяют выявить уровень сформированности универсальных учебных действий на материале изучения русского языка....

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 2 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 2 класс (УМК "Школа России") содержат тестовые задания, диктанты, грамматические задания...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 1 класса программа «Школа 2100»

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 1 класса программа «Школа 2100»Проверочная работа №1 по теме «Слово»Словарный диктант: петух, ромашка, корова, яблоня, собака.ДИКТАНТ.Стоит тёп...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 2 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 2 класс....

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 3 класса.

Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материал...