Методическая разработка с использованием игровой технологии
материал (3 класс)

Соловых Светлана Валерьевна
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. Понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к учебным предметам. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательной активности. Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать опорной системой знаний, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                  «Средняя общеобразовательная школа № 5» городского округа Спасск-Дальний.

                 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия

с использованием игровой технологии

«На поиск сокровищ!»

           

                                                                                           Автор: Соловых Светлана Валерьевна,

                                                                                                                       

                                                                                                              ( учитель начальных классов)

                                                    г. о. Спасск – Дальний

                                                               2021г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка.                                     3 - 5
  2. Общие рекомендации.                                        5 - 6
  3. Основная часть

               -  сценарий игры – соревнования                 7 - 11

               - фотоматериал                                              12 - 18

               

Список используемой литературы:

1.Н.Ф. Дик. Работаем по-новому. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

2.Е.Н. Степанов. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М.: Просвещение, 2011.

3.Н.Ф. Дик. Настольная книга заместителя директора по начальной школе и учителя 1-4 классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

4.Г.Ф. Гаврилычев. Развитие познавательной активности во внеклассной работе.

5. Материалы сайтов интернета.

Замечательные, блестящие уроки есть там,

где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,

где имеются и применяются самые разнообразные

формы развития учащихся вне уроков`.

В.А.Сухомлинский

ТЕМА:  « Формирование познавательной активности младших школьников через внеклассные мероприятия».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Внеклассная работа в школе составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.

    Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять  систему опорных знаний и предметных умений. Предлагаемая нами игра – соревнование основана на  учебном  материале таких предметов как: русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир.

 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

     С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. Понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к учебным предметам. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательной активности. Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать опорной системой знаний, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.

   В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам, в частности к организации внеурочной деятельности. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения и воспитания был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

   Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К таким технологиям можно отнести игровую технологию. Именно её мы активно используем  в организации воспитательной работы. Это позволяет нам сделать процесс воспитания и обучения занимательным, создать у детей бодрое хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении нового и закреплении уже знакомого материала.

   Игра помогает нам как педагогам, сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

   Мы можем сказать, что использование игр как средства воспитания во внеурочное время необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников. Есть основание полагать, что при частом использовании различного рода игр во внеурочное время они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному. И учитывая результат нашего практического применения данной технологии, можем  утверждать, что дети с удовольствием реализуют свои творческие возможности, учатся жить в коллективе, проявляют инициативу и самостоятельность, а также получают новые знания в непринужденной форме и закрепляют уже полученные.

  Для подтверждения нашего предположения, было проведено анкетирование учащихся 3 класса, с целью выявления отношения к игре в учебной деятельности.

Анкета:

– Нравиться ли тебе играть на уроке?

– На каких уроках тебе хотелось бы играть?

– Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкет показал:

– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.

– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.

– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.

– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

  Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения и воспитания. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Соревнование  это эффективный способ мотивации познавательного интереса. Соревнования выполняют стимулирующую роль, удовлетворяют потребности детей в самоуважении и уважении со стороны других, поднимают командный дух в коллективе, позволяют лучше узнать друг друга.

    В современной школе особое значение приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках находит свое логическое завершение во внеклассной работе.

 

 В качестве примера мы предлагаем разработку внеклассного мероприятия «На поиск сокровищ!», в котором сочетаются две взаимодополняющие формы  игра и соревнование.

ЦЕЛЬ:

- Повторение и закрепление основного программного материала в нестандартной ситуации.

-Развитие познавательной и творческой активности детей.

-Укрепление дружеских отношений среди детей.

ЗАДАЧИ:

-Подобрать интересное содержание для путешествия.

-Проверить основные образовательные знания и умения за 3 класс по программе «Школа России».

-Создать условия для положительной мотивации к учению путём применения игровых форм обучения.

-Организовать работу на основе игровой и творческой деятельности.

-Развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха.

-Развивать мышление, память, внимание, речь, умение работать в группах.

-Воспитывать ответственность за общее дело, волю к победе.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Личностные УУД

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
  • осваивание новых видов деятельности.

Регулятивные УУД

  • определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности под руководством учителя;
  • определять план выполнения заданий;
  • формирование умения взаимодействовать со сверстниками.

Познавательные УУД

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений;
  • использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие суще6ственные связи и отношения между объектами и процессами;
  • находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

  • самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. п.);
  • отстаивать свою точку зрения;
  • слушать и понимать речь других;
  • соблюдать  нормы речевого этикета.

                                                       

 Воспитательный результат определяется двумя уровнями:

Первый уровень - возможность применения полученных  знаний для достижения поставленной цели.

Второй уровень - получение опыта переживания  и позитивного отношения к базовым ценностям.

В ходе игры формируются следующие базовые ценности:

  • дружба;
  • коллектив;
  • взаимопомощь.

В основе организации внеклассного мероприятия лежат следующие принципы:

  • аксиологический принцип

Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.

  • принцип диалогического общения.

Мероприятие  организовано по технологии коллективно - творческого дела, в котором запланировано совместное участие учеников,  учителей начальных классов. В основе мероприятия   лежит    системно -  деятельностный  подход.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Возраст участников – учащиеся 3 класса.

Мероприятие проводится в форме игры путешествия.  

 Заранее  ребята  получают домашнее задание: найти и выучить пословицы о важности учения, подобрать названия и девизы команд на школьную тему, а также подготовить сообщение о Робинзоне Крузо.

Оборудование - экран, проектор, компьютер;

Слайды - парусник, вид моря, картинки островов, Робинзон Крузо, видео салюта;

Музыкальный материал - увертюра к к/ фильму «Дети капитана Гранта», шум моря, гудок корабля, звук часов, звук салюта, песня «Морячка», матросский танец «Яблочко»;

Наглядный и дидактический материал - карточки с заданиями, жетоны ( камешки с буквами «з», «н», «а», «н», «и», «я»), маршрутные карты, сундук  с  письмом от Робинзона Крузо, разноцветные галстуки для учеников каждой команды.

Формирование команд  

Участники заранее при помощи жеребьёвки делятся на 4 команды и выбирают капитана. Желательно чтобы в состав команды вошли ученики с разными способностями(более успешными в области математики, русского языка, музыки…).

  Из числа «сильных» учеников назначаются «хозяйки островов» ( можно воспользоваться и помощью старших школьников). Их задача следить за порядком, объяснять задание и контролировать его выполнение.

Особенности организации игры

  Чтобы добиться планируемого результата были придуманы маршрутные листы с указанным порядком следования по островам. А островов получилось шесть: на четырёх из них ребята смогут продемонстрировать свои знания, умения и навыки, а два острова  для проведения физкультминуток.

  • остров «МАТЕМАТИКИ»
  • остров «ГРАММАТИКИ»
  • остров «МИР ВОКРУГ»
  • остров «ЧТЕНИЯ»
  • остров «ФИЗКУЛЬТУРЫ»
  • остров «МУЗЫКИ»

  Маршрут следования необходимо продумать так, чтобы станции у команд были разными, а на станции «физкультуры» совпадали.

   Очень важно рассчитать время, пребывание на каждом острове должно быть не более 5 минут, а переход от одного острова к другому  1- 1,5 минуты.

    Для рефлексии на каждом острове за качественную работу команде выдаются камешки с буквами. Если собрать их, то получится слово «ЗНАНИЯ». Так же на станции по итогам работы дети могут заработать звезду активного участника.

  По музыкальному сигналу дети «паровозиком»  путешествуют от острова к острову. Для того чтобы приблизить детей к реальности и усилить впечатление от происходящего «хозяйкам островов» и учителям рекомендуем использовать театральные костюмы.

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  

Сценарий игры  «На поиск сокровищ!»

1 этап: Знакомство команд и установление правил общения в игровом пространстве.

Ведущий:

Класс наш вовсе небольшой,

Но дружный, творческий и озорной!

И сегодня здесь, друзья,

Свела нас интересная игра!

   Сегодня вы отправляетесь в увлекательное путешествие на таинственный остров, где спрятано сокровище. Вы отправитесь в путешествие на этом быстром паруснике с символичным названием «Удача». Мы рады приветствовать команды на борту этого корабля.

Представление команд

  • название команды
  • девиз команды

Ведущий:      Задача вашего опасного путешествия - добраться до таинственного острова и найти сокровища. В пути вы встретитесь с различными трудностями и испытаниями.  Но мы верим, что вы обязательно справитесь, а помогут вам ваши знания, умения и навыки, которые вы получили на уроках. А ещё помогут дружба и доброе отношение друг к другу.  Я буду капитаном.  Мне будут помогать девочки, будем называть их «хозяйками островов».

   Запомните, капитан – главный на корабле, а на островах главные его хозяйки. В каждой игре есть свои правила:

  1. Будьте дисциплинированы.
  2. Уважайте товарищей.
  3. Не перебивай – дослушай до конца.
  4. Подчиняйся просьбам старших в игре.
  5. Не стесняйся просить о помощи.
  6. Помогай товарищам.

2 этап: Правила организации игры.

Каждая команда получает маршрутный лист, на них обозначен маршрут следования.

  • По сигналу корабельного гудка участники находят остров, указанный на карте. «Хозяйка острова даёт задание и рекомендации для выполнения.
  • Команда работает до сигнала «часы».
  • Хозяйка проверяет, подводит итог, награждает (если заслужили) самоцветным камешком, который старший команды кладёт в мешочек. Помните: чем больше вы соберёте камней, тем легче будет найти дорогу к таинственному острову.
  • По корабельному гудку команда переходит на следующий остров.

      Чётко соблюдая эти правила, вас непременно ждёт удача и цель путешествия будет достигнута.

-ШУМ  МОРЯ…

-ГУДОК…

-В ПУТЬ!

3 этап игры: Путешествие по станциям.

ОСТРОВ «ГРАММАТИКИ»

Цель: проверка орфографической зоркости.

Форма работы: индивидуальная.

Методы: репродуктивный.

УУД:

  • Совершенствование предметных знаний.
  • Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.
  • Личный вклад – ответственность за общий результат.
  • Соблюдение норм речевого этикета.

  Каждый член команды получает карточку:

Задание: найти в тексте 5 ошибок. Каждое верное исправление – 1 балл.

                 

Зашвырнула буря в сат

Трех невиданных сланят.

Каждый чють побольше лошки.

Копошатся на дарожке.

Самопроверка по образцу. Баллы всех участников команды суммируются. Если команда набирает 15 – 25 баллов, то получает камешек.

ОСТРОВ «МАТЕМАТИКИ»

Цель: закрепление решения задач изученных видов.

Форма работы: индивидуальная.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый.

УУД:

  • Ответственность за посильный вклад в достижение группы.
  • Взаимовыручка – более сильный участник помогает слабому.

Каждый участник команды имеет возможность выбрать карточку с задачей любого уровня сложности.  Решив задачу из красного конверта,  можно заработать  5 баллов,  из жёлтого 3 балла,  из синего 1 балл.

Задание:

Красный конверт.

1.        В швейный цех привезли 84 м отделочной тесьмы. Часть этой тесьмы израсходовали на отделку 12 платьев, употребив на каждое по 4 м. На сколько метров тесьмы израсходовали больше, чем осталось?

2.        В одном альбоме 360 монет, что на 100 монет больше, чем в другом альбоме. Сколько всего монет в двух альбомах?

3.        С одного участка выкопали 160 ведер картофеля, а с другого в 2 раза меньше. Четвертую часть всего картофеля уже вывезли с поля. Сколько вёдер картофеля вывезли с поля?

4.        Масса одной моркови 100г. Это в 4 раза меньше массы одной свёклы. Какова масса моркови и свёклы вместе?

5.        В школьной библиотеке 180 книг со сказками, книг с рассказами в 3 раза больше, чем книг со сказками, а сборников стихов в 2 раза меньше, чем книг со сказками. На сколько сборников со стихами меньше, чем книг с рассказами?

Жёлтый конверт.

1.        Чему равна площадь прямоугольника, у которого ширина 7 см, а длина на 4 см больше?

2.        Девочка на 7 страницах альбома разместила по 6 фотографий. Сколько фотографий ей осталось разместить, если у неё было 75 штук?

3.        С одной грядки дедушка собрал 46 кг моркови, а с другой 32 кг моркови. Кроликам он отдал 18 кг. Сколько килограммов моркови осталось?

4.        В первый день на рынке продали 47 кг яблок, а во второй на 17 кг меньше. А в третий день продали столько, сколько в первый и второй день вместе. Сколько кг яблок продали в третий день?

5.        В классе 14 мальчиков, а девочек в 3 раза меньше. Сколько всего учеников в классе?

Синий конверт.

1.        Цена ручки 12 рублей. Сколько таких ручек можно купить на 72 рубля?

2.        С одного улья собрали 78 кг меда, а с другого 49 кг. На сколько больше собрали меда с первого улья?

3.        75 кубиков упаковали в коробки по 15 штук в каждую. Сколько получилось коробок?

4.        В столовой за 5 дней израсходовали 75 кг крупы. Сколько крупы израсходовали за один день?

5.        Маша составила 9 слов, а Слава 27. Во сколько раз меньше составила слов Маша, чем Слава?

Самопроверка по образцу. Баллы суммируются.

10 – 25 баллов – камешек.

ОСТРОВ «МИР ВОКРУГ»

Цель: проверка знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

Форма работы: групповая.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый.

УУД:

  • Ответственность каждого игрока за личный вклад в общее дело.
  • Обсуждение и выбор правильного общего решения.
  • Умение высказать своё мнение и аргументировать его.
  • Умение слушать и понимать других.

Задание: заполнить кроссворд по вопросам.

1.        Город художников.

2.        В этом городе на часовом заводе делают часы «Чайка».

3.        План этого города напоминает веер.

4.        Этот город знаменит мелодичным колокольным звоном и финифтью.

5.        Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского.

6.        Родина русского театра.

Общегрупповая проверка по образцу.

4 – 6 баллов – камешек.

ОСТРОВ «ЧТЕНИЯ»

Цель: проверка знаний прочитанных произведений.

Форма работы: работа в парах, групповая.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый.

УУД:

  • Умение взаимодействовать со сверстниками: договариваться, понимать и слышать других участников группы, осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку.
  • Соблюдение норм речевого этикета.

 

Задание: найди пару – название произведения и его автора.

«Случай с Евсейкой»                              М. Горький

«Растрёпанный воробей»                        К. Паустовский

«Слон»                                                    А. Куприн

«Черёмуха»                                             С. Есенин

«Мышонок Пик»                                     В. Бианки

«Про обезьянку»                                      Б. Житков

«Наша Жучка»                                         В. Дуров

«Он живой и светится»                            В. Драгунский

Общегрупповая проверка по образцу.

6 – 8 баллов – камешек.

ОСТРОВ «ФИЗКУЛЬТУРЫ»

Цель: снятие усталости.

Форма: групповая (командная)

УУД:

  • Формирование чувства коллектива, сплочённости.
  • Умение достойно принимать победы и поражения.

Задание: перетягивание каната.

Команды, одержавшие победу, получают камешек.

ОСТРОВ «МУЗЫКИ»

Цель:  снятие эмоционального напряжения.

Форма: индивидуальная, групповая.

УУД:

  • Ответственность за общий результат.

Методы: репродуктивный.

Задание: поппури известных детских песен – угадать мелодию и исполнить один куплет этой песни хором или индивидуально.

Команда, исполнившая больше песен хором, получает камешек.

4 этап:    Рефлексия и подведение итогов игры.

 Ведущий:  Мы рады, что вы добрались до таинственного острова и преодолеть все препятствия вам помогли дружба и взаимовыручка. Но все ли смогли стать ближе друг другу во время путешествия, вот об этом мы и спросим у хозяек островов. Они вручат большую звезду Дружбы самой сплоченной команде. Обладатели этой звезды могут воспользоваться ею сами или выручить другую команду.

(Идет обсуждение и награждение команды.)

Ведущий:

-Чтобы сойти на землю надо знать тайну…

- Сколько камешков заработала каждая команда? (получилось, что у одной команды меньше 6 камешков)

-Вы не сможете сойти  на берег, пока у этой команды не будет собраны все камешки. Что же делать? (ребята предлагают воспользоваться звездой дружбы и выручают отстающую команду)

-Соберите из своих заработанных самоцветных камешков слово… «ЗНАНИЯ»

 – Почему?

Вывод: самое главное сокровище – это знания, которые добывает человек в течение всей своей жизни. (дети говорят пословицы)

Ведущий:  

-В тайне от команд хозяйки островов подмечали самых активных игроков нашего путешествия, которые в ходе игры помогали своим товарищам, участвовали в обсуждении ответов, призывали ребят не ссориться, грамотно и толково отвечали. И теперь их ждет сюрприз, они получат звёздочки – символ активности.

( Вручение звездочек.)

    -Право найти сундук принадлежит ребятам, получившим маленькие звездочки – символы активности.

(В сундуке дети находят письмо от Робинзона Крузо.)

Письмо Робинзона Крузо

Дорогие ребята!

  Вот вы и на острове. И, конечно, вы уже догадались, что главное сокровище – это ваши знания.

Поздравляю вас с окончанием 3 класса и переходом в  4 класс. Желаю удачи в дальнейшем  освоении науками. Будьте дружными, настойчивыми, трудолюбивыми, стремитесь узнавать новое, и тогда любые преграды вам не страшны.

                                                     Ваш  Робинзон.

    Парад звёзд игры.   Салют!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: "ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ВИДЕ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку ...

Методическая разработка с использованием ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетенции младшего школьника)

Актуализация знаний о  правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов....

Статья по теме "Методическое руководство по использованию игровой технологии"

Детские  игры воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и ...

Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированию"

Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированияю" - педагога дополнительного образвоания МБОУ ДОД "ДТ "Восход" г.о. Самара...

методическая разработка на тему:"Игровые технологии в младшем школьном возрасте"

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...

Методическая разработка «Квест - современная игровая технология обучения дошкольников и младших школьников»

Образовательный квест или квест-технология, стремительно набирает популярность не только у воспитанников, но и у взрослых (родителей и педагогов), позволяет индивидуализировать процесс обучения, задей...