Методическая разработка с использованием игровой технологии
материал (3 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» городского округа Спасск-Дальний.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
с использованием игровой технологии
«На поиск сокровищ!»
Автор: Соловых Светлана Валерьевна,
( учитель начальных классов)
г. о. Спасск – Дальний
2021г.
Содержание:
- Пояснительная записка. 3 - 5
- Общие рекомендации. 5 - 6
- Основная часть
- сценарий игры – соревнования 7 - 11
- фотоматериал 12 - 18
Список используемой литературы:
1.Н.Ф. Дик. Работаем по-новому. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
2.Е.Н. Степанов. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М.: Просвещение, 2011.
3.Н.Ф. Дик. Настольная книга заместителя директора по начальной школе и учителя 1-4 классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
4.Г.Ф. Гаврилычев. Развитие познавательной активности во внеклассной работе.
5. Материалы сайтов интернета.
Замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
где имеются и применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне уроков`.
В.А.Сухомлинский
ТЕМА: « Формирование познавательной активности младших школьников через внеклассные мероприятия».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеклассная работа в школе составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.
Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять систему опорных знаний и предметных умений. Предлагаемая нами игра – соревнование основана на учебном материале таких предметов как: русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. Понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к учебным предметам. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательной активности. Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать опорной системой знаний, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.
В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам, в частности к организации внеурочной деятельности. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения и воспитания был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К таким технологиям можно отнести игровую технологию. Именно её мы активно используем в организации воспитательной работы. Это позволяет нам сделать процесс воспитания и обучения занимательным, создать у детей бодрое хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении нового и закреплении уже знакомого материала.
Игра помогает нам как педагогам, сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Мы можем сказать, что использование игр как средства воспитания во внеурочное время необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников. Есть основание полагать, что при частом использовании различного рода игр во внеурочное время они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному. И учитывая результат нашего практического применения данной технологии, можем утверждать, что дети с удовольствием реализуют свои творческие возможности, учатся жить в коллективе, проявляют инициативу и самостоятельность, а также получают новые знания в непринужденной форме и закрепляют уже полученные.
Для подтверждения нашего предположения, было проведено анкетирование учащихся 3 класса, с целью выявления отношения к игре в учебной деятельности.
Анкета:
– Нравиться ли тебе играть на уроке?
– На каких уроках тебе хотелось бы играть?
– Как ты любишь больше играть один или с друзьями?
– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?
Анализ анкет показал:
– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.
– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.
– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения и воспитания. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Соревнование – это эффективный способ мотивации познавательного интереса. Соревнования выполняют стимулирующую роль, удовлетворяют потребности детей в самоуважении и уважении со стороны других, поднимают командный дух в коллективе, позволяют лучше узнать друг друга.
В современной школе особое значение приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках находит свое логическое завершение во внеклассной работе.
В качестве примера мы предлагаем разработку внеклассного мероприятия «На поиск сокровищ!», в котором сочетаются две взаимодополняющие формы игра и соревнование.
ЦЕЛЬ:
- Повторение и закрепление основного программного материала в нестандартной ситуации.
-Развитие познавательной и творческой активности детей.
-Укрепление дружеских отношений среди детей.
ЗАДАЧИ:
-Подобрать интересное содержание для путешествия.
-Проверить основные образовательные знания и умения за 3 класс по программе «Школа России».
-Создать условия для положительной мотивации к учению путём применения игровых форм обучения.
-Организовать работу на основе игровой и творческой деятельности.
-Развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха.
-Развивать мышление, память, внимание, речь, умение работать в группах.
-Воспитывать ответственность за общее дело, волю к победе.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Личностные УУД
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
- осваивание новых видов деятельности.
Регулятивные УУД
- определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности под руководством учителя;
- определять план выполнения заданий;
- формирование умения взаимодействовать со сверстниками.
Познавательные УУД
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений;
- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие суще6ственные связи и отношения между объектами и процессами;
- находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
- самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. п.);
- отстаивать свою точку зрения;
- слушать и понимать речь других;
- соблюдать нормы речевого этикета.
Воспитательный результат определяется двумя уровнями:
Первый уровень - возможность применения полученных знаний для достижения поставленной цели.
Второй уровень - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям.
В ходе игры формируются следующие базовые ценности:
- дружба;
- коллектив;
- взаимопомощь.
В основе организации внеклассного мероприятия лежат следующие принципы:
- аксиологический принцип
Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.
- принцип диалогического общения.
Мероприятие организовано по технологии коллективно - творческого дела, в котором запланировано совместное участие учеников, учителей начальных классов. В основе мероприятия лежит системно - деятельностный подход.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Возраст участников – учащиеся 3 класса.
Мероприятие проводится в форме игры путешествия.
Заранее ребята получают домашнее задание: найти и выучить пословицы о важности учения, подобрать названия и девизы команд на школьную тему, а также подготовить сообщение о Робинзоне Крузо.
Оборудование - экран, проектор, компьютер;
Слайды - парусник, вид моря, картинки островов, Робинзон Крузо, видео салюта;
Музыкальный материал - увертюра к к/ фильму «Дети капитана Гранта», шум моря, гудок корабля, звук часов, звук салюта, песня «Морячка», матросский танец «Яблочко»;
Наглядный и дидактический материал - карточки с заданиями, жетоны ( камешки с буквами «з», «н», «а», «н», «и», «я»), маршрутные карты, сундук с письмом от Робинзона Крузо, разноцветные галстуки для учеников каждой команды.
Формирование команд
Участники заранее при помощи жеребьёвки делятся на 4 команды и выбирают капитана. Желательно чтобы в состав команды вошли ученики с разными способностями(более успешными в области математики, русского языка, музыки…).
Из числа «сильных» учеников назначаются «хозяйки островов» ( можно воспользоваться и помощью старших школьников). Их задача следить за порядком, объяснять задание и контролировать его выполнение.
Особенности организации игры
Чтобы добиться планируемого результата были придуманы маршрутные листы с указанным порядком следования по островам. А островов получилось шесть: на четырёх из них ребята смогут продемонстрировать свои знания, умения и навыки, а два острова для проведения физкультминуток.
- остров «МАТЕМАТИКИ»
- остров «ГРАММАТИКИ»
- остров «МИР ВОКРУГ»
- остров «ЧТЕНИЯ»
- остров «ФИЗКУЛЬТУРЫ»
- остров «МУЗЫКИ»
Маршрут следования необходимо продумать так, чтобы станции у команд были разными, а на станции «физкультуры» совпадали.
Очень важно рассчитать время, пребывание на каждом острове должно быть не более 5 минут, а переход от одного острова к другому 1- 1,5 минуты.
Для рефлексии на каждом острове за качественную работу команде выдаются камешки с буквами. Если собрать их, то получится слово «ЗНАНИЯ». Так же на станции по итогам работы дети могут заработать звезду активного участника.
По музыкальному сигналу дети «паровозиком» путешествуют от острова к острову. Для того чтобы приблизить детей к реальности и усилить впечатление от происходящего «хозяйкам островов» и учителям рекомендуем использовать театральные костюмы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сценарий игры «На поиск сокровищ!»
1 этап: Знакомство команд и установление правил общения в игровом пространстве.
Ведущий:
Класс наш вовсе небольшой,
Но дружный, творческий и озорной!
И сегодня здесь, друзья,
Свела нас интересная игра!
Сегодня вы отправляетесь в увлекательное путешествие на таинственный остров, где спрятано сокровище. Вы отправитесь в путешествие на этом быстром паруснике с символичным названием «Удача». Мы рады приветствовать команды на борту этого корабля.
Представление команд
- название команды
- девиз команды
Ведущий: Задача вашего опасного путешествия - добраться до таинственного острова и найти сокровища. В пути вы встретитесь с различными трудностями и испытаниями. Но мы верим, что вы обязательно справитесь, а помогут вам ваши знания, умения и навыки, которые вы получили на уроках. А ещё помогут дружба и доброе отношение друг к другу. Я буду капитаном. Мне будут помогать девочки, будем называть их «хозяйками островов».
Запомните, капитан – главный на корабле, а на островах главные его хозяйки. В каждой игре есть свои правила:
- Будьте дисциплинированы.
- Уважайте товарищей.
- Не перебивай – дослушай до конца.
- Подчиняйся просьбам старших в игре.
- Не стесняйся просить о помощи.
- Помогай товарищам.
2 этап: Правила организации игры.
Каждая команда получает маршрутный лист, на них обозначен маршрут следования.
- По сигналу корабельного гудка участники находят остров, указанный на карте. «Хозяйка острова даёт задание и рекомендации для выполнения.
- Команда работает до сигнала «часы».
- Хозяйка проверяет, подводит итог, награждает (если заслужили) самоцветным камешком, который старший команды кладёт в мешочек. Помните: чем больше вы соберёте камней, тем легче будет найти дорогу к таинственному острову.
- По корабельному гудку команда переходит на следующий остров.
Чётко соблюдая эти правила, вас непременно ждёт удача и цель путешествия будет достигнута.
-ШУМ МОРЯ…
-ГУДОК…
-В ПУТЬ!
3 этап игры: Путешествие по станциям.
ОСТРОВ «ГРАММАТИКИ»
Цель: проверка орфографической зоркости.
Форма работы: индивидуальная.
Методы: репродуктивный.
УУД:
- Совершенствование предметных знаний.
- Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.
- Личный вклад – ответственность за общий результат.
- Соблюдение норм речевого этикета.
Каждый член команды получает карточку:
Задание: найти в тексте 5 ошибок. Каждое верное исправление – 1 балл.
Зашвырнула буря в сат
Трех невиданных сланят.
Каждый чють побольше лошки.
Копошатся на дарожке.
Самопроверка по образцу. Баллы всех участников команды суммируются. Если команда набирает 15 – 25 баллов, то получает камешек.
ОСТРОВ «МАТЕМАТИКИ»
Цель: закрепление решения задач изученных видов.
Форма работы: индивидуальная.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
УУД:
- Ответственность за посильный вклад в достижение группы.
- Взаимовыручка – более сильный участник помогает слабому.
Каждый участник команды имеет возможность выбрать карточку с задачей любого уровня сложности. Решив задачу из красного конверта, можно заработать 5 баллов, из жёлтого 3 балла, из синего 1 балл.
Задание:
Красный конверт.
1. В швейный цех привезли 84 м отделочной тесьмы. Часть этой тесьмы израсходовали на отделку 12 платьев, употребив на каждое по 4 м. На сколько метров тесьмы израсходовали больше, чем осталось?
2. В одном альбоме 360 монет, что на 100 монет больше, чем в другом альбоме. Сколько всего монет в двух альбомах?
3. С одного участка выкопали 160 ведер картофеля, а с другого в 2 раза меньше. Четвертую часть всего картофеля уже вывезли с поля. Сколько вёдер картофеля вывезли с поля?
4. Масса одной моркови 100г. Это в 4 раза меньше массы одной свёклы. Какова масса моркови и свёклы вместе?
5. В школьной библиотеке 180 книг со сказками, книг с рассказами в 3 раза больше, чем книг со сказками, а сборников стихов в 2 раза меньше, чем книг со сказками. На сколько сборников со стихами меньше, чем книг с рассказами?
Жёлтый конверт.
1. Чему равна площадь прямоугольника, у которого ширина 7 см, а длина на 4 см больше?
2. Девочка на 7 страницах альбома разместила по 6 фотографий. Сколько фотографий ей осталось разместить, если у неё было 75 штук?
3. С одной грядки дедушка собрал 46 кг моркови, а с другой 32 кг моркови. Кроликам он отдал 18 кг. Сколько килограммов моркови осталось?
4. В первый день на рынке продали 47 кг яблок, а во второй на 17 кг меньше. А в третий день продали столько, сколько в первый и второй день вместе. Сколько кг яблок продали в третий день?
5. В классе 14 мальчиков, а девочек в 3 раза меньше. Сколько всего учеников в классе?
Синий конверт.
1. Цена ручки 12 рублей. Сколько таких ручек можно купить на 72 рубля?
2. С одного улья собрали 78 кг меда, а с другого 49 кг. На сколько больше собрали меда с первого улья?
3. 75 кубиков упаковали в коробки по 15 штук в каждую. Сколько получилось коробок?
4. В столовой за 5 дней израсходовали 75 кг крупы. Сколько крупы израсходовали за один день?
5. Маша составила 9 слов, а Слава 27. Во сколько раз меньше составила слов Маша, чем Слава?
Самопроверка по образцу. Баллы суммируются.
10 – 25 баллов – камешек.
ОСТРОВ «МИР ВОКРУГ»
Цель: проверка знаний по теме «Путешествие по городам и странам».
Форма работы: групповая.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
УУД:
- Ответственность каждого игрока за личный вклад в общее дело.
- Обсуждение и выбор правильного общего решения.
- Умение высказать своё мнение и аргументировать его.
- Умение слушать и понимать других.
Задание: заполнить кроссворд по вопросам.
1. Город художников.
2. В этом городе на часовом заводе делают часы «Чайка».
3. План этого города напоминает веер.
4. Этот город знаменит мелодичным колокольным звоном и финифтью.
5. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского.
6. Родина русского театра.
Общегрупповая проверка по образцу.
4 – 6 баллов – камешек.
ОСТРОВ «ЧТЕНИЯ»
Цель: проверка знаний прочитанных произведений.
Форма работы: работа в парах, групповая.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
УУД:
- Умение взаимодействовать со сверстниками: договариваться, понимать и слышать других участников группы, осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку.
- Соблюдение норм речевого этикета.
Задание: найди пару – название произведения и его автора.
«Случай с Евсейкой» М. Горький
«Растрёпанный воробей» К. Паустовский
«Слон» А. Куприн
«Черёмуха» С. Есенин
«Мышонок Пик» В. Бианки
«Про обезьянку» Б. Житков
«Наша Жучка» В. Дуров
«Он живой и светится» В. Драгунский
Общегрупповая проверка по образцу.
6 – 8 баллов – камешек.
ОСТРОВ «ФИЗКУЛЬТУРЫ»
Цель: снятие усталости.
Форма: групповая (командная)
УУД:
- Формирование чувства коллектива, сплочённости.
- Умение достойно принимать победы и поражения.
Задание: перетягивание каната.
Команды, одержавшие победу, получают камешек.
ОСТРОВ «МУЗЫКИ»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Форма: индивидуальная, групповая.
УУД:
- Ответственность за общий результат.
Методы: репродуктивный.
Задание: поппури известных детских песен – угадать мелодию и исполнить один куплет этой песни хором или индивидуально.
Команда, исполнившая больше песен хором, получает камешек.
4 этап: Рефлексия и подведение итогов игры.
Ведущий: Мы рады, что вы добрались до таинственного острова и преодолеть все препятствия вам помогли дружба и взаимовыручка. Но все ли смогли стать ближе друг другу во время путешествия, вот об этом мы и спросим у хозяек островов. Они вручат большую звезду Дружбы самой сплоченной команде. Обладатели этой звезды могут воспользоваться ею сами или выручить другую команду.
(Идет обсуждение и награждение команды.)
Ведущий:
-Чтобы сойти на землю надо знать тайну…
- Сколько камешков заработала каждая команда? (получилось, что у одной команды меньше 6 камешков)
-Вы не сможете сойти на берег, пока у этой команды не будет собраны все камешки. Что же делать? (ребята предлагают воспользоваться звездой дружбы и выручают отстающую команду)
-Соберите из своих заработанных самоцветных камешков слово… «ЗНАНИЯ»
– Почему?
Вывод: самое главное сокровище – это знания, которые добывает человек в течение всей своей жизни. (дети говорят пословицы)
Ведущий:
-В тайне от команд хозяйки островов подмечали самых активных игроков нашего путешествия, которые в ходе игры помогали своим товарищам, участвовали в обсуждении ответов, призывали ребят не ссориться, грамотно и толково отвечали. И теперь их ждет сюрприз, они получат звёздочки – символ активности.
( Вручение звездочек.)
-Право найти сундук принадлежит ребятам, получившим маленькие звездочки – символы активности.
(В сундуке дети находят письмо от Робинзона Крузо.)
Письмо Робинзона Крузо
Дорогие ребята!
Вот вы и на острове. И, конечно, вы уже догадались, что главное сокровище – это ваши знания.
Поздравляю вас с окончанием 3 класса и переходом в 4 класс. Желаю удачи в дальнейшем освоении науками. Будьте дружными, настойчивыми, трудолюбивыми, стремитесь узнавать новое, и тогда любые преграды вам не страшны.
Ваш Робинзон.
Парад звёзд игры. Салют!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с использованием ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетенции младшего школьника)
Актуализация знаний о правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов....
Статья по теме "Методическое руководство по использованию игровой технологии"
Детские игры воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и ...

Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированию"
Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированияю" - педагога дополнительного образвоания МБОУ ДОД "ДТ "Восход" г.о. Самара...

методическая разработка на тему:"Игровые технологии в младшем школьном возрасте"
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...

Методическая разработка «Квест - современная игровая технология обучения дошкольников и младших школьников»
Образовательный квест или квест-технология, стремительно набирает популярность не только у воспитанников, но и у взрослых (родителей и педагогов), позволяет индивидуализировать процесс обучения, задей...

ГБОУ школа №371 Московского района Санкт-Петербурга Методическая разработка по теме "Игровые технологии на уроке английского языка"
Методическая разработка по теме "Игровые технологии на уроке английского языка"...

Методическая разработка по теме "Игровые технологии на уроках английского языка"
Данная разработка посвящена использованию игровых технологий на уроках английского языка. Здесь рассматривается роль, а также место игры в процессе овладения иностранным языком. Игра не только обучает...
