Методическая разработка с использованием игровой технологии
материал (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_s_ispolzovaniem_igrovoy_tehnologii_1.docx | 49.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» городского округа Спасск-Дальний.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
с использованием игровой технологии
«На поиск сокровищ!»
Автор: Соловых Светлана Валерьевна,
( учитель начальных классов)
г. о. Спасск – Дальний
2021г.
Содержание:
- Пояснительная записка. 3 - 5
- Общие рекомендации. 5 - 6
- Основная часть
- сценарий игры – соревнования 7 - 11
- фотоматериал 12 - 18
Список используемой литературы:
1.Н.Ф. Дик. Работаем по-новому. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
2.Е.Н. Степанов. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М.: Просвещение, 2011.
3.Н.Ф. Дик. Настольная книга заместителя директора по начальной школе и учителя 1-4 классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
4.Г.Ф. Гаврилычев. Развитие познавательной активности во внеклассной работе.
5. Материалы сайтов интернета.
Замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
где имеются и применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне уроков`.
В.А.Сухомлинский
ТЕМА: « Формирование познавательной активности младших школьников через внеклассные мероприятия».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеклассная работа в школе составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.
Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять систему опорных знаний и предметных умений. Предлагаемая нами игра – соревнование основана на учебном материале таких предметов как: русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. Понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к учебным предметам. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательной активности. Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать опорной системой знаний, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.
В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам, в частности к организации внеурочной деятельности. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения и воспитания был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К таким технологиям можно отнести игровую технологию. Именно её мы активно используем в организации воспитательной работы. Это позволяет нам сделать процесс воспитания и обучения занимательным, создать у детей бодрое хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении нового и закреплении уже знакомого материала.
Игра помогает нам как педагогам, сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Мы можем сказать, что использование игр как средства воспитания во внеурочное время необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников. Есть основание полагать, что при частом использовании различного рода игр во внеурочное время они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному. И учитывая результат нашего практического применения данной технологии, можем утверждать, что дети с удовольствием реализуют свои творческие возможности, учатся жить в коллективе, проявляют инициативу и самостоятельность, а также получают новые знания в непринужденной форме и закрепляют уже полученные.
Для подтверждения нашего предположения, было проведено анкетирование учащихся 3 класса, с целью выявления отношения к игре в учебной деятельности.
Анкета:
– Нравиться ли тебе играть на уроке?
– На каких уроках тебе хотелось бы играть?
– Как ты любишь больше играть один или с друзьями?
– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?
Анализ анкет показал:
– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.
– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.
– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения и воспитания. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Соревнование – это эффективный способ мотивации познавательного интереса. Соревнования выполняют стимулирующую роль, удовлетворяют потребности детей в самоуважении и уважении со стороны других, поднимают командный дух в коллективе, позволяют лучше узнать друг друга.
В современной школе особое значение приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках находит свое логическое завершение во внеклассной работе.
В качестве примера мы предлагаем разработку внеклассного мероприятия «На поиск сокровищ!», в котором сочетаются две взаимодополняющие формы игра и соревнование.
ЦЕЛЬ:
- Повторение и закрепление основного программного материала в нестандартной ситуации.
-Развитие познавательной и творческой активности детей.
-Укрепление дружеских отношений среди детей.
ЗАДАЧИ:
-Подобрать интересное содержание для путешествия.
-Проверить основные образовательные знания и умения за 3 класс по программе «Школа России».
-Создать условия для положительной мотивации к учению путём применения игровых форм обучения.
-Организовать работу на основе игровой и творческой деятельности.
-Развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха.
-Развивать мышление, память, внимание, речь, умение работать в группах.
-Воспитывать ответственность за общее дело, волю к победе.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Личностные УУД
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
- осваивание новых видов деятельности.
Регулятивные УУД
- определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности под руководством учителя;
- определять план выполнения заданий;
- формирование умения взаимодействовать со сверстниками.
Познавательные УУД
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений;
- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие суще6ственные связи и отношения между объектами и процессами;
- находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
- самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. п.);
- отстаивать свою точку зрения;
- слушать и понимать речь других;
- соблюдать нормы речевого этикета.
Воспитательный результат определяется двумя уровнями:
Первый уровень - возможность применения полученных знаний для достижения поставленной цели.
Второй уровень - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям.
В ходе игры формируются следующие базовые ценности:
- дружба;
- коллектив;
- взаимопомощь.
В основе организации внеклассного мероприятия лежат следующие принципы:
- аксиологический принцип
Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.
- принцип диалогического общения.
Мероприятие организовано по технологии коллективно - творческого дела, в котором запланировано совместное участие учеников, учителей начальных классов. В основе мероприятия лежит системно - деятельностный подход.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Возраст участников – учащиеся 3 класса.
Мероприятие проводится в форме игры путешествия.
Заранее ребята получают домашнее задание: найти и выучить пословицы о важности учения, подобрать названия и девизы команд на школьную тему, а также подготовить сообщение о Робинзоне Крузо.
Оборудование - экран, проектор, компьютер;
Слайды - парусник, вид моря, картинки островов, Робинзон Крузо, видео салюта;
Музыкальный материал - увертюра к к/ фильму «Дети капитана Гранта», шум моря, гудок корабля, звук часов, звук салюта, песня «Морячка», матросский танец «Яблочко»;
Наглядный и дидактический материал - карточки с заданиями, жетоны ( камешки с буквами «з», «н», «а», «н», «и», «я»), маршрутные карты, сундук с письмом от Робинзона Крузо, разноцветные галстуки для учеников каждой команды.
Формирование команд
Участники заранее при помощи жеребьёвки делятся на 4 команды и выбирают капитана. Желательно чтобы в состав команды вошли ученики с разными способностями(более успешными в области математики, русского языка, музыки…).
Из числа «сильных» учеников назначаются «хозяйки островов» ( можно воспользоваться и помощью старших школьников). Их задача следить за порядком, объяснять задание и контролировать его выполнение.
Особенности организации игры
Чтобы добиться планируемого результата были придуманы маршрутные листы с указанным порядком следования по островам. А островов получилось шесть: на четырёх из них ребята смогут продемонстрировать свои знания, умения и навыки, а два острова для проведения физкультминуток.
- остров «МАТЕМАТИКИ»
- остров «ГРАММАТИКИ»
- остров «МИР ВОКРУГ»
- остров «ЧТЕНИЯ»
- остров «ФИЗКУЛЬТУРЫ»
- остров «МУЗЫКИ»
Маршрут следования необходимо продумать так, чтобы станции у команд были разными, а на станции «физкультуры» совпадали.
Очень важно рассчитать время, пребывание на каждом острове должно быть не более 5 минут, а переход от одного острова к другому 1- 1,5 минуты.
Для рефлексии на каждом острове за качественную работу команде выдаются камешки с буквами. Если собрать их, то получится слово «ЗНАНИЯ». Так же на станции по итогам работы дети могут заработать звезду активного участника.
По музыкальному сигналу дети «паровозиком» путешествуют от острова к острову. Для того чтобы приблизить детей к реальности и усилить впечатление от происходящего «хозяйкам островов» и учителям рекомендуем использовать театральные костюмы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сценарий игры «На поиск сокровищ!»
1 этап: Знакомство команд и установление правил общения в игровом пространстве.
Ведущий:
Класс наш вовсе небольшой,
Но дружный, творческий и озорной!
И сегодня здесь, друзья,
Свела нас интересная игра!
Сегодня вы отправляетесь в увлекательное путешествие на таинственный остров, где спрятано сокровище. Вы отправитесь в путешествие на этом быстром паруснике с символичным названием «Удача». Мы рады приветствовать команды на борту этого корабля.
Представление команд
- название команды
- девиз команды
Ведущий: Задача вашего опасного путешествия - добраться до таинственного острова и найти сокровища. В пути вы встретитесь с различными трудностями и испытаниями. Но мы верим, что вы обязательно справитесь, а помогут вам ваши знания, умения и навыки, которые вы получили на уроках. А ещё помогут дружба и доброе отношение друг к другу. Я буду капитаном. Мне будут помогать девочки, будем называть их «хозяйками островов».
Запомните, капитан – главный на корабле, а на островах главные его хозяйки. В каждой игре есть свои правила:
- Будьте дисциплинированы.
- Уважайте товарищей.
- Не перебивай – дослушай до конца.
- Подчиняйся просьбам старших в игре.
- Не стесняйся просить о помощи.
- Помогай товарищам.
2 этап: Правила организации игры.
Каждая команда получает маршрутный лист, на них обозначен маршрут следования.
- По сигналу корабельного гудка участники находят остров, указанный на карте. «Хозяйка острова даёт задание и рекомендации для выполнения.
- Команда работает до сигнала «часы».
- Хозяйка проверяет, подводит итог, награждает (если заслужили) самоцветным камешком, который старший команды кладёт в мешочек. Помните: чем больше вы соберёте камней, тем легче будет найти дорогу к таинственному острову.
- По корабельному гудку команда переходит на следующий остров.
Чётко соблюдая эти правила, вас непременно ждёт удача и цель путешествия будет достигнута.
-ШУМ МОРЯ…
-ГУДОК…
-В ПУТЬ!
3 этап игры: Путешествие по станциям.
ОСТРОВ «ГРАММАТИКИ»
Цель: проверка орфографической зоркости.
Форма работы: индивидуальная.
Методы: репродуктивный.
УУД:
- Совершенствование предметных знаний.
- Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.
- Личный вклад – ответственность за общий результат.
- Соблюдение норм речевого этикета.
Каждый член команды получает карточку:
Задание: найти в тексте 5 ошибок. Каждое верное исправление – 1 балл.
Зашвырнула буря в сат
Трех невиданных сланят.
Каждый чють побольше лошки.
Копошатся на дарожке.
Самопроверка по образцу. Баллы всех участников команды суммируются. Если команда набирает 15 – 25 баллов, то получает камешек.
ОСТРОВ «МАТЕМАТИКИ»
Цель: закрепление решения задач изученных видов.
Форма работы: индивидуальная.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
УУД:
- Ответственность за посильный вклад в достижение группы.
- Взаимовыручка – более сильный участник помогает слабому.
Каждый участник команды имеет возможность выбрать карточку с задачей любого уровня сложности. Решив задачу из красного конверта, можно заработать 5 баллов, из жёлтого 3 балла, из синего 1 балл.
Задание:
Красный конверт.
1. В швейный цех привезли 84 м отделочной тесьмы. Часть этой тесьмы израсходовали на отделку 12 платьев, употребив на каждое по 4 м. На сколько метров тесьмы израсходовали больше, чем осталось?
2. В одном альбоме 360 монет, что на 100 монет больше, чем в другом альбоме. Сколько всего монет в двух альбомах?
3. С одного участка выкопали 160 ведер картофеля, а с другого в 2 раза меньше. Четвертую часть всего картофеля уже вывезли с поля. Сколько вёдер картофеля вывезли с поля?
4. Масса одной моркови 100г. Это в 4 раза меньше массы одной свёклы. Какова масса моркови и свёклы вместе?
5. В школьной библиотеке 180 книг со сказками, книг с рассказами в 3 раза больше, чем книг со сказками, а сборников стихов в 2 раза меньше, чем книг со сказками. На сколько сборников со стихами меньше, чем книг с рассказами?
Жёлтый конверт.
1. Чему равна площадь прямоугольника, у которого ширина 7 см, а длина на 4 см больше?
2. Девочка на 7 страницах альбома разместила по 6 фотографий. Сколько фотографий ей осталось разместить, если у неё было 75 штук?
3. С одной грядки дедушка собрал 46 кг моркови, а с другой 32 кг моркови. Кроликам он отдал 18 кг. Сколько килограммов моркови осталось?
4. В первый день на рынке продали 47 кг яблок, а во второй на 17 кг меньше. А в третий день продали столько, сколько в первый и второй день вместе. Сколько кг яблок продали в третий день?
5. В классе 14 мальчиков, а девочек в 3 раза меньше. Сколько всего учеников в классе?
Синий конверт.
1. Цена ручки 12 рублей. Сколько таких ручек можно купить на 72 рубля?
2. С одного улья собрали 78 кг меда, а с другого 49 кг. На сколько больше собрали меда с первого улья?
3. 75 кубиков упаковали в коробки по 15 штук в каждую. Сколько получилось коробок?
4. В столовой за 5 дней израсходовали 75 кг крупы. Сколько крупы израсходовали за один день?
5. Маша составила 9 слов, а Слава 27. Во сколько раз меньше составила слов Маша, чем Слава?
Самопроверка по образцу. Баллы суммируются.
10 – 25 баллов – камешек.
ОСТРОВ «МИР ВОКРУГ»
Цель: проверка знаний по теме «Путешествие по городам и странам».
Форма работы: групповая.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
УУД:
- Ответственность каждого игрока за личный вклад в общее дело.
- Обсуждение и выбор правильного общего решения.
- Умение высказать своё мнение и аргументировать его.
- Умение слушать и понимать других.
Задание: заполнить кроссворд по вопросам.
1. Город художников.
2. В этом городе на часовом заводе делают часы «Чайка».
3. План этого города напоминает веер.
4. Этот город знаменит мелодичным колокольным звоном и финифтью.
5. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского.
6. Родина русского театра.
Общегрупповая проверка по образцу.
4 – 6 баллов – камешек.
ОСТРОВ «ЧТЕНИЯ»
Цель: проверка знаний прочитанных произведений.
Форма работы: работа в парах, групповая.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
УУД:
- Умение взаимодействовать со сверстниками: договариваться, понимать и слышать других участников группы, осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку.
- Соблюдение норм речевого этикета.
Задание: найди пару – название произведения и его автора.
«Случай с Евсейкой» М. Горький
«Растрёпанный воробей» К. Паустовский
«Слон» А. Куприн
«Черёмуха» С. Есенин
«Мышонок Пик» В. Бианки
«Про обезьянку» Б. Житков
«Наша Жучка» В. Дуров
«Он живой и светится» В. Драгунский
Общегрупповая проверка по образцу.
6 – 8 баллов – камешек.
ОСТРОВ «ФИЗКУЛЬТУРЫ»
Цель: снятие усталости.
Форма: групповая (командная)
УУД:
- Формирование чувства коллектива, сплочённости.
- Умение достойно принимать победы и поражения.
Задание: перетягивание каната.
Команды, одержавшие победу, получают камешек.
ОСТРОВ «МУЗЫКИ»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Форма: индивидуальная, групповая.
УУД:
- Ответственность за общий результат.
Методы: репродуктивный.
Задание: поппури известных детских песен – угадать мелодию и исполнить один куплет этой песни хором или индивидуально.
Команда, исполнившая больше песен хором, получает камешек.
4 этап: Рефлексия и подведение итогов игры.
Ведущий: Мы рады, что вы добрались до таинственного острова и преодолеть все препятствия вам помогли дружба и взаимовыручка. Но все ли смогли стать ближе друг другу во время путешествия, вот об этом мы и спросим у хозяек островов. Они вручат большую звезду Дружбы самой сплоченной команде. Обладатели этой звезды могут воспользоваться ею сами или выручить другую команду.
(Идет обсуждение и награждение команды.)
Ведущий:
-Чтобы сойти на землю надо знать тайну…
- Сколько камешков заработала каждая команда? (получилось, что у одной команды меньше 6 камешков)
-Вы не сможете сойти на берег, пока у этой команды не будет собраны все камешки. Что же делать? (ребята предлагают воспользоваться звездой дружбы и выручают отстающую команду)
-Соберите из своих заработанных самоцветных камешков слово… «ЗНАНИЯ»
– Почему?
Вывод: самое главное сокровище – это знания, которые добывает человек в течение всей своей жизни. (дети говорят пословицы)
Ведущий:
-В тайне от команд хозяйки островов подмечали самых активных игроков нашего путешествия, которые в ходе игры помогали своим товарищам, участвовали в обсуждении ответов, призывали ребят не ссориться, грамотно и толково отвечали. И теперь их ждет сюрприз, они получат звёздочки – символ активности.
( Вручение звездочек.)
-Право найти сундук принадлежит ребятам, получившим маленькие звездочки – символы активности.
(В сундуке дети находят письмо от Робинзона Крузо.)
Письмо Робинзона Крузо
Дорогие ребята!
Вот вы и на острове. И, конечно, вы уже догадались, что главное сокровище – это ваши знания.
Поздравляю вас с окончанием 3 класса и переходом в 4 класс. Желаю удачи в дальнейшем освоении науками. Будьте дружными, настойчивыми, трудолюбивыми, стремитесь узнавать новое, и тогда любые преграды вам не страшны.
Ваш Робинзон.
Парад звёзд игры. Салют!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: "ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ВИДЕ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку ...
Методическая разработка с использованием ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетенции младшего школьника)
Актуализация знаний о правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов....
Статья по теме "Методическое руководство по использованию игровой технологии"
Детские игры воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и ...
Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированию"
Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированияю" - педагога дополнительного образвоания МБОУ ДОД "ДТ "Восход" г.о. Самара...
методическая разработка на тему:"Игровые технологии в младшем школьном возрасте"
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...
Методическая разработка «Квест - современная игровая технология обучения дошкольников и младших школьников»
Образовательный квест или квест-технология, стремительно набирает популярность не только у воспитанников, но и у взрослых (родителей и педагогов), позволяет индивидуализировать процесс обучения, задей...
ГБОУ школа №371 Московского района Санкт-Петербурга Методическая разработка по теме "Игровые технологии на уроке английского языка"
Методическая разработка по теме "Игровые технологии на уроке английского языка"...