Педагогический проект Оекская СОШ
методическая разработка

Наумова Виктория Анатольевна

Педагогический проект Оекская СОШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_oekskaya_sosh.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОЕКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Лучший педагогический проект в предметной направленности:

русский язык»

Тема:

«Групповая работа на уроках русского языка,

как один из путей реализации требований ФГОС»

                                   Над проектом работали:

                                        учителя начальных классов

                                        МОУ ИРМО «Оекская СОШ»

                       Богданова Анна Владимировна, 1 категория, пед.стаж 27 лет.

                       Ерошенко Светлана Николаевна, 1 категория, пед.стаж 27 лет.

                       Кондратьева Светлана Владимировна,1 категория, пед.стаж 20лет.

                       Курегова Светлана Николаевна,1 категория, пед.стаж 23 года.

                       Наумова Виктория Анатольевна,1 категория, пед.стаж 33 года.

                       Недосекина Анастасия Михайловна,1 категория, пед.стаж 18 лет.

\

2020 г.

1. Обоснование актуальности педагогического проекта

      В рамках современной системы образования большое внимание уделяется рассмотрению методов, приемов и форм организации взаимодействия учащихся, а также учащихся и учителя, что определено и положениями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Его аспекты предусматривают не только учёт индивидуальных способностей, личных достижений ребенка в учебной деятельности, но и развитие учащегося при работе в различных детских объединениях на уроках. Некоторыми из таких объединений является работа в парах и группах.

     Именно начальная школа – новый этап для ребенка, который очень сложен и важен для становления его как личности. Здесь ребенок не только получает предметные знания, но учится учиться в коллективе своих сверстников, налаживать контакт с ними и другими людьми. Этого ребенок достичь самостоятельно не сможет, ему нужна будет помощь учителя. В таких случаях необходимо учить ребенка взаимодействовать в группе в учебной и не учебной деятельности. В процессе такой работы у учащихся формируются такие умения, как: сообща выполняют задания, договариваться между собой, слышать и слушать друг друга. Дети учатся прислушиваться к чужому мнению, анализировать, обобщать, совместно делать выводы, приходить к общему решению и обосновывать свой выбор.

     Такая работа очень сложна в организации, требует готовности, как от учащихся, так и самого учителя. Но результативность работы в группе также велика на уроках, ведь ребенок, взаимодействуя со сверстниками, учится мыслить, добывать знания и применять их; обдумывать свои решения, обосновывать их, сотрудничая с другими участниками образовательного процесса. Ведь самим добытое знание запоминается намного лучше и может применяться ребенком после долгое время.

      Обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение предметных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей, приобретение навыков эффективного межличностного общения, умения работать в команде. Именно эти аспекты поможет реализовать применение работы в группах на уроках.

2. Цели и задачи проекта

Цель: доказать правомерность и эффективность использования парной и групповой работы в обучении русскому языку для формирования навыков познавательной деятельности, обеспечения субъектной позиции школьника, повышения уровня овладения предметными знаниями и умениями.

      Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) изучение методов и методик особенностей парной и групповой работ как ведущих форм интерактивного обучения;

2) анализ механизмов реализации использования парной и групповой работы в

обучении русскому языку в начальных   классах;

3) составление календарного плана приёмов включения парной и групповой работы в урочную деятельность учащихся;

4) выявление планируемых результатов, получаемых при освоении парной и групповой работы;

5) перспективы развития парной и групповой работы как средства повышения эффективности обучения;

6) составление финансирования внедрения парной и групповой работы в

обучении русскому языку в начальных классах.

3. Методы и методики исследования

     Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу создают групповые формы работы. При организации работы в парах или группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействия детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать путь её решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

Чему учит групповая работа?

Сотрудничать, ставить вопросы, решать проблемы, договариваться, распределять роли и ответственность, слушать других, убеждать других, отвечать за себя.

Практические методы исследования:

  • Методы сбора эмпирических данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование);
  • Методы контроля и измерения (срезы, тесты, шкалирование);
  • Методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);
  • Методы оценивания (самооценка, экспертная оценка, рейтинг);
  • Методы внедрения результатов (педагогический эксперимент, опытное обучение, массовое обучение).
  • Эмпирически определить состояние сформированности и готовности учащихся к работе в группе;
  • Провести диагностику для определения уровня сформированности умения работать в группах;
  • Обработать полученные результаты и установить состояние сформированности умения работать в группах;
  • Разработать методические рекомендации по организации и проведению групповой работы на уроках русского языка.

Теоретические методы исследования:

  • Анализ;
  • Синтез;
  • Сравнение;
  • Абстрагирование;
  • Конкретизация;
  • Обобщение;

Процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  1. Использование плаката с правилами как напоминание ученикам об условиях работы
  • Убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к лучшему решению;
  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен;
  1. Объединение в группы
  • Делить класс на группы по 4 человека;
  • Желательно поместить в группы разнополых детей;
  • Учитывать, не только успеваемость, но и взаимоотношения учащихся, их симпатии или антипатии, готовность к сотрудничеству;
  1. Распределение ролей
  • Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как работает группа и распределить роли;
  • Лидер, в каждой группе должен быть лидер, его задача выслушать мнение всех членов группы;
  • Секретарь, должен записывать все главные высказывания лиц группы;
  • Докладчик, тот, кто выскажет мнение всей группы, сможет ответить на вопросы, после выступления;
  1. Групповая работа
  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • Распределение заданий внутри группы;
  • Индивидуальное выполнение задания;
  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
  • Подведение итогов группового задания.
  1. Заключительная часть
  • Сообщение о результатах работы в группах;
  • Анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • Общий вывод групповой работе и достижении поставленной задачи.

4. Механизмы реализации.

Этапы проекта.

Задачи этапов проекта.

1.

Подготовительный.

Изучить методическую литературу, с целью выявления интересующих вопросов.

Проанализировать материально – технические ресурсы.

Спрогнозировать результаты проекта.

Составить план по реализации проекта.

2.

Практической деятельности.

Обеспечить начало работы по проекту.

Разработать рекомендации при работе над проектом.

3.

Обобщения.

Подготовить презентацию обобщения результатов работы над проектом.

Определить степень достижения результатов проекта.

Определить развитие проекта.

 В рамках реализации проекта применяются следующие средства:

  • Использование ресурсов сети Интернет;
  • Цифровые средства (проектор, ПК);
  • Раздаточный наглядный материал.

5. Календарный план проекта

Поэтапная работа над проектом:

I этап. Диагностический (Поисково-аналитический)

(сентябрь – октябрь 2020 г.)

    Понятие проектной деятельности. Классификация проектов. Понятие «учебный проект». Поиск и анализ проблемы исследования. Постановка целей и определение задач проекта.

На первом этапе – этапе планирования проекта необходимо:

  • Изучить литературу нормативно-правовых документов по проблеме проекта;
  • Определить собственную компетентность в данном вопросе;
  • Определить цель и задачи, основные направлений деятельности по реализации проекта;
  • Выбрать формы и методы работы по данному проекту, подобрать необходимый инструментарий и литературу для организации работы по проекту.

II этап. Практический

(ноябрь –февраль 2021 г.)

    Принятие, уточнение, конкретизация целей и задач. Сбор и анализ информации по теме. Построение алгоритма деятельности и распределение ролей в группе. Изготовление «продукта» проектной деятельности.

Работая на данном этапе, обучающиеся научатся:

  • Самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;
  • Приобретут коммуникативные умения, работая в группах;
  • Научатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями;
  • Приобретут исследовательские умения (умение выявлять проблему, собирать необходимую информацию, проводить эксперименты и наблюдения, анализировать, строить гипотезы, обобщать информацию);
  • Разовьют системное мышление.

III этап. Обобщающий (Презентационный)

(март-апрель 2021 г.)

     Подготовка материалов для презентации проекта. Создания портфолио. Презентация проекта.

Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.

Каждый выполненный проект оценивается на основании критериев. Проектная работа нацелена на:

  • формирование поисковых или исследовательских умений;
  • умения и навыки работы в сотрудничестве;
  • коммуникативные умения;
  • презентационные навыки;
  • рефлексивные умения.

6. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности.

Метапредметные   результаты:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи имён собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.

    Групповая работа даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний, применять эти знания в нестандартных условиях на основе проведенного анализа. Они смогут корректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, провести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить.

    На уроках русского языка групповая работа позволяет учителю системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.

    Проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.

7. Перспективы развития проекта

1) Создание учебно-методического пакета со систематизированными средствами обучения, включающий:

  • Методическую литературу для учителя;
  • Дидактический и раздаточный материал для учащихся;
  • Набор мультимедийных и информационных средств, обеспечивающих информационное пространство для учащихся.
  1. Размещение методических материалов на информационном сайте МОУ ИРМО «Оекская СОШ».
  2. Публикация методических материалов.
  3. Участие педагогов в мероприятиях различного уровня.
  4. Разнообразие форм проведения занятий и мероприятий.
  5. Разработка циклов занятий.

8. Финансирование проекта

Обеспечение проекта денежными средствами - это неотъемлемый элемент его реализации. Наш проект не требует больших финансовых затрат, поэтому производится за счёт собственных средств. На приобретение канцелярских товаров понадобится сумма в размере 300 рублей в расчёте на один месяц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...

Педагогический проект в номинации " педагогический дебют"

педагогический проект " У меня это хорошо получается"...