Программа по внеурочной деятельности 1-4 кл. "Весёлые нотки" март, 2022
календарно-тематическое планирование (4 класс)

БУРЧЕГАНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

Программа во внеурочной деятельности с 1 по 4 кл. "Весёлые нотки" март, 2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn._vesyolye_notki_4_kl.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Рабочая программа внеурочной деятельности детей составлена с учётом Федерального компонента государственного стандарта начального образования программы.

          Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по общекультурному направлению.

           Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.  Музыкально-эстетичекое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов.  Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Вокальное исполнительство в гимназии, школе - это эффективная форма работы с детьми разного возраста.

           Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

          Современный россиянин – это  уникальная по своей  сущности  личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место  в обществе  и принимает активное участие в решении  задач преобразования. Система российского образования  ориентирована на стратегические государственные  задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме:   современная образовательная среда  - это условия,  в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

         Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, воспитывается трудолюбие. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

          Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.  Каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения личности через сольное и  ансамблевое пение,  пение  народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

         Именно для того, чтобы ребенок,  наделенный способностью  и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,  мог  овладеть умениями и навыками  вокального искусства,  самореализоваться в творчестве,   научиться  голосом передавать внутреннее эмоциональное  состояние,    разработана  программа «Весёлые нотки», направленная  на духовное  развитие  обучающихся.      

      Цель курса: – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

           Задачи курса:

        1. Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

        2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость,  творческое воображение.

        3. Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

        4. Помочь учащимся овладеть практическими  умениями и навыками в  вокальной  деятельности.

           Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Для решения поставленных задач была определена следующая концепция содержания курса.

 Особенности программы  «Весёлые нотки»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Концепция содержания курса «Веселые нотки».

  • Воздействие музыкального  искусства на человека следует рассматривать в связи с его многофункциональным назначением: отражение  действительности в художественных звуковых образах,  активно воздействующих на психику человека. Музыка  способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей.
  • Музыкальное  искусство включает в себя личность композитора, музыканта,  который является своего рода духовным наставником и источником передачи музыкальной культуры, народного творчества.
  • Своей детскостью восприятия музыки, её звуков, ритма, педагог близок к ребенку, и, в то же время, обогащенный жизненным опытом, талантом, он способен повлиять на формирование личности ребенка наряду с развитием у него устойчивого интереса к вокальному творчеству.
  • Те, кто становится на путь творчества, движутся к вершинам искусства, а творческий процесс возвышает и совершенствует человека.  
  • Совершенствование человеческой души идет через отношение его к музыке,  включающий в себя формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и т.д.

 Программа предполагает реализацию следующих принципов:

  • Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
  •  Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
  • Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
  •  Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
  • Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

         Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, городских мероприятиях, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом. 

В основу программы  «Весёлые нотки» для  организации  творческого

процесса воспитания вокалистов  в условиях школьного кружка положены,   в первую очередь,  практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные  основоположником русской вокальной школы М.И. Глинки,  который рекомендовал специальные  этюды и упражнения  для развития певческих  навыков,    предостерегал от  увлечения темпом обучения и учил осторожному  подходу к молодому голосовому аппарату.

        Метод известного учителя-исследователя В.В. Емельянова  принят мной как один из основополагающих.  По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых    поют   странные  забавные упражнения,  и  это имеет положительный результат  для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

        Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить обучающихся  слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами  и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

       Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

 Основные  принципы содержания программы:

-   принцип единства художественного и технического развития пения;

-   принцип гармонического воспитания личности;

-  принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

-   принцип успешности;

- принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

-   принцип  творческого  развития;

-   принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности  - природосообразности ребенка;

-   принцип индивидуального подхода;

-   принцип практической направленности.

Методы и формы проведения занятий

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения,

  1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
  2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена, вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности,

особенности мышления и фантазии.

  1. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года  обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.        

4.Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

 Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

     Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное выполнение заданий.

      Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Ожидаемый результат:

-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

-улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;

-укрепление здоровья воспитанников;

-развитие творческой активности каждого ребёнка;

-укрепление связи между семьёй и школой.

Формы подведения итогов: 

Конференция, выставка фотографий, компьютерная презентация результатов работ

 Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (в 1 классе), по 35 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

Учебно-тематический план

Класс     4        

Учитель Бурчеганова О.А.

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю  1  час.

Цель:  раскрыть певческий голос ребенка   через   основы вокала, исполнение детских песенок,  песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Общее

кол-во

Теория

Прак-

тика

1.

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

1

1

0

Групповые

 2.

Певческая установка. Дыхание.  

2

0,5

1,5

Групповые

3.

Распевание.

9

1

8

Групповые

4.

Вокальная позиция.

2

0,5

1,5

Групповые

5.

Звуковедение. Использование певческих навыков.

5

0,5

4,5

Групповые

6.

Знакомство с различной манерой пения.  Дикция. Артикуляция.

4

1

3

Групповые

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

0

Групповые

8.

Работа над сценическим образом.

3

0,5

2,5

Групповые

9.

Праздники, выступления.

7

7

Конкурсы, праздники

Итого

34

6

28

Содержание курса

          Программа имеет четырёхуровневую  (по годам обучения)  и тематическую структуру. И содержит следующие разделы:

Разделы

Общее кол-во часов

1. Вокально – хоровые навыки

20

2. Музыкально – теоретическая подготовка

10

  1. Концерт –  исполнительская деятельность

4

Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые  результаты  освоения  предмета.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения факультативного  курс.

Универсальные  учебные  действия.

Личностные УДД:  

- Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой  деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

Познавательные УДД:

- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально - драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Коммуникативные УДД:

- Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения,   уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене.

В результате обучения по курсу «Веселые нотки» воспитанник  должен знать, понимать:

      - строение артикуляционного аппарата;

      - особенности и возможности певческого голоса;

      - гигиену певческого голоса;

      - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

      - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

-  место дикции в  исполнительской деятельности.

    уметь:

      - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      - петь короткие фразы на одном дыхании;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

      - петь легким звуком, без напряжения;

      - на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

     - уметь делать распевку;

      - к концу года спеть выразительно, осмысленно.

Учебно-методические средства обучения

  1. Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Владос,2000.
  3. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: Учебное пособие Ютв.ред. Г.П.Стулова; МГПИ им.В.И.Ленина.М., 1983г.
  4. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
  5. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.
  6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
  7. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.
  8. Музыка. 1-8 классы \Сост. Ю.Б.Алиев, В,К.Белобородова, Е.В.Николаева, Б.С. Рачина, С. Л.Старобинский; под общей редакцией Ю.Б.Алиева// Программы для средних общеобразовательных учебных1 заведений. М.: Просвещение, 1993.
  9. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.:1 Прометей, 1992.
  10.  Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М. Владос,1 2002.
  11.  Струве Г.А. Школьный хор. М.: 1981.
  12.  Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2002.        ,

Материально- техническое обеспечение программы

     Специфическое сопровождение (оборудование):

-портреты композиторов, исполнителей, художников.

-Репродукции картин, иллюстрации.

-Библиотека книг для занятий, дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

- Фонограммы, ноты.

     Электронно-программное обеспечение:

-записи музыкальных произведений,

-видеофильмы,

-презентации к занятиям

     Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор, ноутбук

-демонстрационный материал,

-музыкальный центр,

-магнитная доска.

Детям о музыке http://www.muz-urok.ru/

Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/

Классическая музыка http://classic.ru

Музыка и я - http://musicandi.ru/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема учебного занятия

Кол-во

часов

Вид деятельности

Дата

Коррекция

план

факт

1

Введение. Певческая установка.

1

Теоретич.

03.09

2

Певческая установка. Дыхание.  

1

Теоретич.

10.09

3

Певческая установка. Дыхание

1

Теоретич.

Практич.

17.09

4

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

1

Практич.

24.09

5-6

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

2

Практич.

01.10

08.10

7-8

Праздник, посвящённый здоровому образу жизни. Выступление.

2

Практич.

15.10

22.10

9

Вокальная позиция.

1

Теоретич.

12.11

10

Вокальная позиция.

1

Теоретич.

Практич.

19.11

11

Звуковедение.

1

Теоретич.

Практич.

26.11

12

Звуковедение.

1

Практич.

03.12

13-14

Праздники, выступления.

2

Практич.

10.12

17.12

15

Использование певческих навыков.

1

Теоретич.

Практич.

24.12

16

Знакомство с различной манерой пения.  

1

Теоретич.

14.01

17

Дикция.

1

Практич.

21.01

18

Дикция.

1

Практич.

28.01

19

Артикуляция.

1

Практич.

04.02

20-21

Распевание.

2

Практич.

11.02

18.02

22

Использование певческих навыков.

1

Практич.

25.02

23

Использование певческих навыков.

1

Практич.

04.03

24-25

Распевание.

2

Практич.

11.03

18.03

26

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

Теоретич.

08.04

27-29

Работа над сценическим образом.

3

Теоретич.

Практич.

15.04

22.04

29.04

30-31

Распевание.

2

Практич.

06.05

13.05

32-34

Праздники, выступления.

3

Практич.

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА внеурочной деятельности студии изобразительного искусства «Весёлая палитра» для учащихся 1-х классов

Программа работы кружка изобразительного искусства «Веселая палитра» для внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб весёлых Грамотеев"

Программа кружка «Клуб весёлых Грамотеев» включает  элементы  занимательности, она составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый английский" (3 класс)

"Весёлый английский" (внеурочная деятельность) 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый карандаш". ФГОС.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены с учётом требований ФГОС. В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки", "Весёлый карандаш", Краеведение".

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Кружок «Весёлый английский»

Рабочая программапо внеурочной деятельностиобщеинтеллектуального направленияКружок «Весёлый английский»...