Статья АДАПТАЦИЯ И ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
статья

В данной статье подробно рассмотрены понятия адаптация и дезадаптация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа

ШАЯХМЕТОВА РИНА РАИЛЬЕВНА

БГПУ им. М Акмуллы (г.Уфа)

АДАПТАЦИЯ И ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

В связи со стремительными переменами в жизни человеческого общества и изменениями в системе образования, интерес российских педагогов и психологов к исследованию адаптации возрастает. Непрерывно увеличивается число детей, отличающихся высокой тревожностью, и эмоциональной нестабильностью. Термины «адаптация» и «дезадаптация» приобретают большое значение в процессах воспитания и обучения.

Начиная обучение в школе, первоклассники приспосабливаются к новым условиям с переменным успехом, плохо приспосабливаются к новым отношения, требованиям. Введение усложненных более новых педагогических программ, большая нагрузка, делают процесс приспособления к школе более сложным для детей. Отрицательные факторы могу стать причиной плохого приспособления к новым условиям.

Возникает волнение, что неуспевающими или слабоуспевающими становятся ученики с высоким уровнем подготовки к школе, обладающими навыками счета, чтения и письма ещё до поступления в школу.

Нас всех пугает неизвестность, ребенок, переступая порог школы, ещё не знает, что его ждёт, поэтому проблема приспособления ребенка к обществу, к новым требованиям, к новым социальным отношениям всегда будет актуальной.

Адаптация - это одно из основополагающих качеств человека, это все виды врожденной и приобретённой и приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями [3, 134].

Вопросом адаптации к школе занимались и продолжают до настоящего времени заниматься ученые, педагоги, психологи, медики, физиологи, школьные гигиенисты. Среди них Н.Г. Лусканова, Ш.А. Амонашвили, И.А. Коробейников, Р.В. Овчарова, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких и другие.

Работы А.А. Налчаджанян, Ф.Б. Березина, Н.С. Трофимова и других были посвящены проблемам социально-психологической адаптации.

Опираясь на анализ исследований, можно сделать выводы, что причины нарушений в развитии личности ребенка младшего школьного возраста находятся в прямой зависимости от степени нарушения взаимоотношений родителей с детьми. Ведь именно от родителей в первую очередь зависит, каким вырастет ребенок, насколько он будет приспособлен к обществу.

Основной причиной детской дезадаптации в начальных классах Р.В.Овчарова выделяет домашнее влияние. По мнению автора, ребенок приходящий в школу из семьи, где он не чувствует единства с окружающим миром, есть только он и больше никого, также переносит данные ощущения на учебный процесс. Соответственно ему будет трудно войти в новую социальную общность. Ученик стремится к отрешенности и не принимает общественные правила и нормы, ради сохранения своего собственного «я». Это и составляет основу нарушения приспособления детей к школьному обучению, воспитывающихся в семьях с несформировавшимся чувством единства с окружающим миром, пониманием, что он не один и есть другие мнения, к которым нужно прислушиваться [6, 100].

М. М. Безруких, утверждает, что процесс физиологической адаптации ребенка каждый из, которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма [2, 51].

1. Первые 2-3 недели обучения называются «физиологические штормы». За это время организм ребенка со значительным напряжением практически всех систем, реагирует на новые воздействия. Дети задействуют много ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что заболеваемость в осенний период повышена.

2. Следующий уровень адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка начинает постепенно приспосабливаться к новым условиям и находить оптимальные варианты реакций на новые раздражители.

Каждый обучающийся в зависимости от своих индивидуальных характеристик приспосабливается к школе. Обычно этот процесс длится от 2 до 6 месяцев.

В течение адаптационного периода ребенок входит в совершенно другие отношения с окружающей средой, чем в дошкольном возрасте. Происходит непосредственное воздействие окружающей среды и человека, который сам подстраивает под себя психологическую и социальную ситуацию. Поэтому не только ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, но и все, кто его окружает. Начальная фаза школьного обучения ребенка - это именно этап социальной и психологической адаптации ребенка к новым условиям [7, 3].

Основной вид деятельности в школе это учеба, в ходе которой первоклассник не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми мотивами и потребностями, овладевает навыками взаимоотношений в обществе.

Многие учителя очень остро ставят вопрос взаимоотношений в классе. Дети испытывают серьезные трудности в установлении контактов с взрослыми, с одноклассниками, поэтому процесс развития или корректировки этих явлений нужно начать в первые дни обучения иначе, потом могут возникнуть трудности.

Ребенок с плохим приспособлением к школе может вызвать волнение, однако, повышенная тревожность является одной из причин плохой адаптации. Проведенные по данному вопросу исследования показали, что чем выше у ученика тревожность, тем выше его уровень дезадаптации. Исходя из этих данных, можно сказать, об отрицательных последствиях стрессов и тревоги для приспособления, обучающегося к школе[5, 153].

Школьная дезадаптация проявляется в возникновении неадекватных реакций приспособления ребенка к условиям школы. Уже в первый год обучения можно выявить её у ученика. И чем раньше ребенку с данной проблемой оказать коррекционную и психологическую помощь, тем быстрее он придет в норму. Работа с обучающимися с плохим приспособлением к школе должна быть кропотливой и систематичной. Учебное заведение должно проводить эту работу, привлекая все возможные ресурсы и кадры (школьного психолога, дефектолога, зав. по воспитательной работе.) и, конечно, родителей.

Преодолению дезадаптации обучающихся способствует ряд педагогических условий:

1) своевременное диагностирование уровня дезадаптации;

2) составления индивидуальных программ поднятия уровня приспособления к школе на основе проведенных диагностик;

3) постоянное повышение профессиональной компетентности педагогов по данному вопросу.

Главная задача педагога — завоевать доверие обучающихся, создать атмосферу доброжелательности, справедливости, стараться заметить каждого, но при этом не выделять «любимчиков». Но только слаженная работа всего педагогического коллектива, его подготовленность будут способствовать преодолению трудностей в адаптации определенного ребенка.

Ученики ещё не приспособлены к новым реалиям. Г.М. Чуткиной выявила три уровня адаптации детей к школе [8, 145].

Высокий уровень приспособления характеризуется положительным отношением к школе. Учебный материал усваивается просто, программа осваивается без особых трудностей. Обучающийся внимателен, слушает все инструкции преподавателя, задания выполняет самостоятельно. Все самостоятельные виды работ прилежно выполняет. В классе занимает высокий рейтинг, самооценка адекватная, но не завышенная. Легко идёт на контакт со сверстниками и учителями-предметниками.

Средний уровень приспособления к школе. Первоклассник позитивно относится к школе, с радостью посещает школу; понимает учебный материал, при подробном объяснении учителя; охотно выполняет все задания без усиленного контроля, но только если заинтересован. К поручениям относится ответственно, легко заводит друзей среди одноклассников, самооценка ребенка в норме.

Низкий уровень приспособления. Обучающийся отрицательно или безразлично относится к школе. Часто жалуется на плохое самочувствие, преобладает депрессивное настроение. У ребенка наблюдаются нарушения дисциплины, усвоение школьного материала происходит фрагментарно, испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы, ему необходим постоянный надзор; нет интереса к решению заданий на уроке. Домашнее задание практически не выполняет, нуждается в постоянной мотивации и поддержке со стороны педагога и родителей. Работает очень медленно и делает большие перерывы на отдых. Нет близких друзей, ученик испытывает трудности в запоминании имен и фамилий одноклассников у него низкая самооценка[4, 9].

Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью приспособления к новым условиям Адаптация является одной из наиболее острых проблем и идёт в ногу с таким понятием, как дезадаптация. Считается, что если ребенок имеет адекватную самооценку, то его приспособление к школе считается успешным. Как отмечалось выше, при посещении школы может возникать низкая самооценка, но здесь также можно столкнуться с другой проблемой, такой как завышенная самооценка. А, отклоняющееся от нормы поведение — тревожный сигнал, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах затруднения адаптации к школе. Задача учителя — вовремя определить, что является причиной затруднения в приспособлении к новым реалиям, подобрать необходимые методы и приемы, которые помогут ученику успешно привыкнуть в школе, поддерживать связь с родителями и стараться не допускать у ребенка повышение уровня стресса.[1, 63].

Список использованных источников

1. Александровская Э. М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2002, С. 63-70.

2. Безруких, М. Почему учиться трудно? /М. Безруких, С. Ефремова, Б. Круглов. — М.: Семья и школа, 1995, С. 51-55.

3. Войнов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям // Мир психологии, 2000. № 4. С. 134-136.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Журнал психологического общества Л.С. Выготского, 2000, С. 2-25.

5. Леутин В.П., Николаева Е.И. Запоминание эмоциогенной и нейтральной вербальной информации при моноауральном предъявлении в процессе адаптации // Физиология человека, 2004. Т. 10. № 4. С. 569-572.

6. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. — М.: Сфера, 2002, С. 237-240.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2 М.,2009, С. 100-105.

8. Эльконин Д.Б. От Автора. Биография исследования // Вопросы психологии. 2/2004. № 1. С. 143-149.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. «Адаптация детей-инофонов в условиях школы-интерната»

Проблемы, трудности адаптации детей билингвистов в образовательной среде. Помощь в адаптации таких детей, которую оказывает образовательное учреждение....

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Методики изучения школьной адаптации и дезадаптации первоклассников

Методики изучения школьной адаптации и дезадаптации первоклассников. Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу. Карта школьной адаптации...

Статья «Адаптация детей первого класса в школе»

В данной статье рассматриваются особенности адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Даются практические рекомендации для родителей и учителей (алгоритм психологического сопрово...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Проблема адаптации и дезадаптации в начальной школе

Материалы из опыта работы по теме "Проблема адаптации и дезадаптации в начальной школе"...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...