Проблема адаптации и дезадаптации в начальной школе
опыты и эксперименты (1 класс)

Герасенкова Ольга Николаевна

Материалы из опыта работы по теме "Проблема адаптации и дезадаптации в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       Герасенкова Ольга Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ «Называевская СОШ № 4»

                                                                                 

Проблема адаптации и дезадаптации в начальной школе

На сегодняшний день проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

Начальная школа считается адаптационным периодом к образовательному процессу в целом. Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание, как можно лучше и быстрее выполнить задания. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год. Адаптивный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организм ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на первоклассников ложится немалая нагрузка. Для того чтобы он с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно создать для ребенка благоприятные условия не только на традиционных уроках, но и адаптивных занятиях. Нами разработана система занятий по адаптации младших школьников в образовательном учреждении. Особенностью данной системы является то, что учителю предоставляется возможность в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. При этом имеет смысл предоставить первоклассникам необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер.

С этой целью в МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области на практике используется программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников Розы Рахманкуловой, которая включает в себя следующие направления работы:

- выступление на первом родительском собрании, анкетирование родителей,

- консультацию педагога-психолога для учителей начальных классов по теме «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов»,

- индивидуальные беседы с родителями первоклассников,

- заполнение учителем опросника «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе», с последующей обработкой данных,

- организацию 10 адаптационных занятий с детьми 6,5 – 7 лет показавших средний и высокий процент дезадаптации.

Практика показывает, что для профилактики и коррекции дезадаптации, как цели программы, необходимо решить ряд задач:

1) создание условия доброжелательной атмосферы в классе для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников, благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;

2) оказание первоклассникам помощь в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.

3) организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества, групповой сплоченности; развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;

4) формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;

5) диагностика особенности детей данного класса и с учетом результатов разработка рекомендаций родителям по созданию условий для успешной адаптации обучающихся.

 Разработанная и апробированная нами программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у младших школьников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности. В программу включен цикл из 10-ти занятий и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе, как вспомогательный материал (разминочные психотехники).

На занятиях используются различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем, еще одним необходимым элементом всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.

Говоря о содержании развивающей работы, следует обсудить и вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятия. Я полагаю, что наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия психотехнических приемов, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого их комплексных упражнений, включенных в занятие. То есть, с одной стороны я предлагаю ориентировать работу с детьми на использование сложных, многофункциональных упражнений, позволяющих решать сразу несколько задач. Скажем, упражнение на развитие внимания может одновременно способствовать выработке навыков общения, способствовать сплочению группы, позволять ребенку познать еще какие-либо новые стороны своего Я. С другой стороны, каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функций ведущего от взрослого к каждому желающему ребенку, другими возможными вариациями. Если упражнение полностью отработано, но очень нравится детям, его надо включать в работу группы до тех пор, пока желание выполнять его сохраняется. Как показывает практика, для ребенка, находящегося в процессе адаптации, каждый новый вид активности, тип решаемой задачи составляет определенную проблему. Перегрузка занятий новизной и разнообразием может только усугублять трудности периода, что резко снизит эффективность и значимость проводимой работы. Мы предлагаем ввести единую универсальную структуру группового занятия с детьми в рамках школьной психологической практики. Усвоение этот структуры и привыкание к ней начинается в первом классе, еще на этапе адаптации, а в дальнейшем в какие бы групповые формы работы не попадал школьник в процессе своего обучения, он будет сталкиваться с хорошо знакомой, привычной формой организации работы, что значительно облегчит ему вхождение в новую деятельность. Такая структура группового занятия со школьниками должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания. Остановимся подробнее на каждом из элементов встречи.

Ритуалы приветствия – прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Первый вариант, конечно, предпочтительнее, но в практике работы с первоклассниками чаще реализуется второй. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого – неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети. Желательно, чтобы в ходе развития группы контроль над исполнением ритуала перешел к членам самой детской группы.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если педагог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом фактора утомления детей). Что касается количества игр и упражнений основного содержания занятия, то об этом речь уже шла выше. Подчеркну еще раз, что их должно быть немного, 2-4 игры, некоторые из которых (с одной из них хорошо начинать) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.

Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо, было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям, и что из этого получилось, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу-психологу.

Результаты реализации данной программы позволяют сделать вывод о значимости данной работы. Позитивные изменения произошли с каждым ребёнком.  В первичной диагностике, в которой использован ряд методик: (Т.А. Нежнова «Беседа о школе», проективная методика «Школа зверей», методика Лускановой по определению уровня школьной мотивации) участвовало 49 человек.  Высокая степень адаптации наблюдалась у 21 человека (43%), средняя степень адаптации 14 человек (29%), уровень ниже среднего и низкий наблюдался у 14 человек (29%). Обучающиеся второй и третьей групп после проведённых занятий были повторно продиагностированы. Контрольная диагностика показала следующее:  

- в третьей группе с низким уровнем адаптации нет детей, четверо детей (29 %) с таким уровнем перешли в категорию – уровень «ниже среднего», из оставшихся 10 детей такой же уровень сохранился ещё у двоих, у остальных (8 чел. - 57 %) уровень адаптации перешёл в категорию «средний»;

- во второй группе уменьшилось количество детей со средним уровнем адаптации: из 14 человек в этой группе осталось только 3, то есть 11 человек (79 %) показали уровень адаптации высокий;

-в целом уровень полной адаптации имеют 33 детей (67 %), у 14 детей наблюдается средний уровень адаптации (29 %) и у 2 обучающихся (4 %) наблюдается дезадаптация. Им требуется консультация специалистов и с ними планируется дополнительная индивидуальная работа психолога.  С детьми, имеющими средний уровень адаптации, планируются дополнительные групповые занятия в микрогруппах по 4-5 человек.

Эффективность программы составляет 49 %. Мы не рассматриваем данную программу как единственно возможный вариант, не допускающих каких-либо отклонений и изменений в порядке упражнений и игр. Такие вариации, несомненно, возможны, и предусмотреть их характер чрезвычайно трудно, ориентируясь на абстрактного педагога-психолога и обобщенного ребенка.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.

В современной школе необходимо создать условия  для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированно...

Система работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе"

Материал содержит описание системы работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе", презентацию. В работе изложены основные положения личностно - ориентированного подхода в...

Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени

Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «...

Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе

ВведениеСущность адаптации младших школьников к обучению и ее основные критерииУровни адаптации первоклассников к школеОсобенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации первокласс...

Статья АДАПТАЦИЯ И ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

В данной статье подробно рассмотрены понятия адаптация и дезадаптация....

Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников прих...