Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматное королевство" . Пояснительная записка.
рабочая программа

Мирошкина Татьяна Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Шахматное королевство»

на 2021–2025 учебный год

для учащихся 1-4 класса

(1 класс 66 часов в год, 2-4 классы по 70 часов в год, по 2 часа в неделю)

Уровень начального общего образования

Срок реализации: 2021–2025 учебный год

Направление внеурочной деятельности:

  • общеинтеллектуальное

 

 

Рабочая программа составлена на основе

Программы внеурочной деятельности. «Шахматы»

Авторы: А.А. Тимофеев «Сборник программ внеурочной деятельности»– М: «Вентана-Граф», 2012. -с. 190

 

Составитель: Мирошкина Т.А., учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа у курсу "Шахматное королевство" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования на основе программ интеллектуального направления учащихся младших классов под редакцией:

А.А.Тимофеев "Шахматы" Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой М.:"Вентана-Граф", 2011г.

 

Программа данного курса представляет систему интеллектуально развивающих занятий для детей  7-11 лет

 

Главная цель внеурочного курса - развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях- от наглядно-образного мышления до комбинаторского, тактического и творческого, формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

 

Задачи:

1.  Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

2. Формирование  универсальных  способов  мыслительной  деятельности  (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить  логические операции); .     

Программа «Шахматное королевство» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю (66 ч. в 1 классе, 210 часов со 2-4 классы)

 

 

 

 

 

 

1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

           К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: 

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:

-развитие любознательности и сообразительности;

-развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

-развитие наглядно-образного мышления и логики.

  • Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

 1) Исторические сведения о возникновении шахмат,

 2) Теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

 3) Интерес к шахматам и учению в целом,

4) Умение анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно, 

5) научить уважать соперника, 

6) развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности.

  • Результаты образовательной деятельности:
  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Первый год обучения (66 часов из расчета 2 часа в неделю)

Фигуры и шахматная доска (6ч.)  Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.  Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Ходы и взятия фигур (26ч.) Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (26ч.) Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Выигрыш, ничья, виды ничьей . Правила шахматных соревнований. шахматные часы

Запись шахматных ходов (4ч.) Принцип записи перемещения фигуры. условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Полная и краткая нотация. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2ч.) Ценность фигур. Единица измерения ценности. изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (2ч) Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки

К концу первого года обучения дети должны знать:

 шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

 правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

 ориентироваться на шахматной доске;

 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

 правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  правильно расставлять фигуры перед игрой;

 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

 рокировать;

  объявлять шах;

 ставить мат;

 решать элементарные задачи на мат в один ход;

 играть партию от начала до конца по шахматным правилам.

 

Второй год обучения (70 часов из расчета 2 часа в неделю)

Повторение (10 ч.) Ходы и взятие фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность фигур. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий. Практическая игра

Защита (14 ч.) Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

Реализация большого материального перевеса (10ч.) Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

Эндшпиль (20ч.) Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Пешечные эндшпили. Король и крайняя пешка против короля. Пешечные эндшпили. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв. Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора Ладейные эндшпили. Мост и его построение. Ладейные эндшпили. Правило Тарраша. Ладейные эндшпили. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.

Практическая игра (16ч.) Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок

Практическая игра. Шахматный турнир.

 

 К концу второго года обучения дети должны знать:

  обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

 К концу второго года обучения дети должны уметь:

  записывать шахматные партии и позиции, разыгрывать партии по записи

 матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

 проводить элементарные комбинации;

 находить мат в один ход в любых задачах;

 оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

 планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

 определять общую цель и пути её достижения;

 решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале;

 разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили;

 сравнивать и анализировать действия других игроков.

 

Третий год обучения (70 часов из расчета 2 часа в неделю)

Повторение (8 ч.) Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндишпили. Практическая игра.

Тактика в шахматах и определение комбинации(58ч). Тактические приёмы и комбинации. Вариант. Форсированный вариант. Жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие - основные идеи комбинаций. "Мельница", "рентген",перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля - основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.

Практическая игра (4ч.). Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. Шахматный турнир.

 

К концу третьего года обучения дети должны знать:

  принципы игры в дебюте;

 основные тактические приемы;

  что означают термин- дебют;

 выигрышные стратегии матования одинокого короля;

 основные идеи комбинаций различных типов.

 К концу третьего года обучения дети должны уметь:

 грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

 точно разыгрывать простейшие окончания;

 определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

Четвертый год обучения (70 часов из расчета 2 часа в неделю)

Атака в шахматной партии (10ч) Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках. Практическая игра. Шахматный турнир.

Оценка позиции (8ч) Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное сопротивление, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие  о динамике позиции. Практическая игра.

Игра в середине партии (20ч). Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. изолированные пешки. Центр и операции на фланге.

Практическая игра (32ч.). Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. Шахматный турнир.

К концу четвертого года обучения дети должны знать:

 принципы игры в дебюте;

  основные тактические приемы;

  что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

 понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

 слабые и сильные стороны поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады.

 К концу четвертого года обучения дети должны уметь:

  грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

 точно разыгрывать простейшие окончания;

 занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

 блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

 использовать базовые понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmatnoe_korolevstvo_poyas_zapiska_-_2021.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

               Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

"Средняя общеобразовательная школа №132"

РАССМОТРЕННО

на заседании МО

_____________ /О.В. Кононова

Руководитель МО

Протокол №______

от «____»___________2021г.

СОГЛАСОВАННО

Заместитель директора по ВР

 _____________ / Т.А. Крикавцова

«_____» ____________2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ г. Омска «СОШ № 132»

 _____________ И.A. Мишина

 Приказ № ______

«_____» ____________2021 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Шахматное королевство»

на 2021–2025 учебный год

для учащихся 1-4 класса

(1 класс 66 часов в год, 2-4 классы по 70 часов в год, по 2 часа в неделю)

Уровень начального общего образования

Срок реализации: 2021–2025 учебный год

Направление внеурочной деятельности:

  • общеинтеллектуальное

Рабочая программа составлена на основе

Программы внеурочной деятельности. «Шахматы»

Авторы: А.А. Тимофеев «Сборник программ внеурочной деятельности»– М: «Вентана-Граф», 2012. -с. 190

Составитель: Мирошкина Т.А., учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа у курсу "Шахматное королевство" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования на основе программ интеллектуального направления учащихся младших классов под редакцией:

А.А.Тимофеев "Шахматы" Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой М.:"Вентана-Граф", 2011г.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально развивающих занятий для детей  7-11 лет

Главная цель внеурочного курса - развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях- от наглядно-образного мышления до комбинаторского, тактического и творческого, формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

1.  Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

2. Формирование  универсальных  способов  мыслительной  деятельности  (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить  логические операции); .      

Программа «Шахматное королевство» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю (66 ч. в 1 классе, 210 часов со 2-4 классы)

1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

           К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:  

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:

-развитие любознательности и сообразительности;

-развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

-развитие наглядно-образного мышления и логики.

  • Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

 1) Исторические сведения о возникновении шахмат,

 2) Теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

 3) Интерес к шахматам и учению в целом,

4) Умение анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,  

5) научить уважать соперника,  

6) развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности.

  • Результаты образовательной деятельности:
  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Первый год обучения (66 часов из расчета 2 часа в неделю)

Фигуры и шахматная доска (6ч.)  Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.  Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Ходы и взятия фигур (26ч.) Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (26ч.) Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Выигрыш, ничья, виды ничьей . Правила шахматных соревнований. шахматные часы

Запись шахматных ходов (4ч.) Принцип записи перемещения фигуры. условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Полная и краткая нотация. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2ч.) Ценность фигур. Единица измерения ценности. изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (2ч) Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки

К концу первого года обучения дети должны знать: 

 шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

 правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь: 

 ориентироваться на шахматной доске;

 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

 правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  правильно расставлять фигуры перед игрой;

 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

 рокировать;

  объявлять шах;

 ставить мат;

 решать элементарные задачи на мат в один ход;

 играть партию от начала до конца по шахматным правилам.

Второй год обучения (70 часов из расчета 2 часа в неделю)

Повторение (10 ч.) Ходы и взятие фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность фигур. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий. Практическая игра

Защита (14 ч.) Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

Реализация большого материального перевеса (10ч.) Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

Эндшпиль (20ч.) Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Пешечные эндшпили. Король и крайняя пешка против короля. Пешечные эндшпили. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв. Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора Ладейные эндшпили. Мост и его построение. Ладейные эндшпили. Правило Тарраша. Ладейные эндшпили. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.

Практическая игра (16ч.) Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок

Практическая игра. Шахматный турнир.

 К концу второго года обучения дети должны знать:

  обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

 К концу второго года обучения дети должны уметь:

  записывать шахматные партии и позиции, разыгрывать партии по записи

 матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

 проводить элементарные комбинации;

 находить мат в один ход в любых задачах;

 оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

 планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

 определять общую цель и пути её достижения;

 решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале;

 разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили;

 сравнивать и анализировать действия других игроков.

Третий год обучения (70 часов из расчета 2 часа в неделю)

Повторение (8 ч.) Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндишпили. Практическая игра.

Тактика в шахматах и определение комбинации(58ч). Тактические приёмы и комбинации. Вариант. Форсированный вариант. Жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие - основные идеи комбинаций. "Мельница", "рентген",перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля - основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.

Практическая игра (4ч.). Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. Шахматный турнир.

К концу третьего года обучения дети должны знать:

  принципы игры в дебюте;

 основные тактические приемы;

  что означают термин- дебют;

 выигрышные стратегии матования одинокого короля;

 основные идеи комбинаций различных типов.

 К концу третьего года обучения дети должны уметь: 

 грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

 точно разыгрывать простейшие окончания;

 определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Четвертый год обучения (70 часов из расчета 2 часа в неделю)

Атака в шахматной партии (10ч) Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках. Практическая игра. Шахматный турнир.

Оценка позиции (8ч) Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное сопротивление, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие  о динамике позиции. Практическая игра.

Игра в середине партии (20ч). Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. изолированные пешки. Центр и операции на фланге.

Практическая игра (32ч.). Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. Шахматный турнир.

К концу четвертого года обучения дети должны знать: 

 принципы игры в дебюте;

  основные тактические приемы;

  что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

 понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

 слабые и сильные стороны поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады.

 К концу четвертого года обучения дети должны уметь:

  грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

 точно разыгрывать простейшие окончания;

 занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

 блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

 использовать базовые понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс

Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...

Рабочая программа кружка «Физкульт-Ура!» Пояснительная записка

Развитие общества в значительной мере определяется уровнем  здоровья его населения. Только гармонично развитая, активная личность способна решать социальные, экономические, культурные, научные,...

Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 1 класс

Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 1 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...

Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 2 класс

Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 2 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...

Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 4 класс

Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...

Рабочая программа для 1 класса (пояснительная записка)

Рабочая программа для 1 класса. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечива...

Рабочая программа для 2 класса(пояснительная записка)

    Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивает достижен...