Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ
статья (3 класс)

Самосват Валерия Сергеевна

Образовательный  стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием  новые цели. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный  характер, ставящий  главной целью развитие личности учащегося.  В начальной школе должны  научить ребенка не только читать, считать  и писать, ему должны привить новые умения. Для получения ожидаемых результатов учитель должен иметь возможность в достаточно широких пределах  варьировать используемые  им педагогические средства с целью адаптации образовательного процесса к особенностям и потребностям контингента учащихся.  Заложенная  в  стандарте  необходимая  вариативность образования  предполагает  индивидуальный подход к каждому учащемуся в процессе передачи ученикам знаний, нацеленных, прежде всего, на социальную адаптацию школьника.

Задачи  гуманизации  и  индивидуализации  процесса воспитания и обучения детей требуют обязательного учета  психофизиологических особенностей каждого ребенка,  создания оптимальных условий  для их полноценного развития, оказания психологической  помощи детям с отклонениями в развитии.  

Одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей,  подготовка  выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы учителя с детьми с  ОВЗ.

    Образовательный  стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием  новые цели. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный  характер, ставящий  главной целью развитие личности учащегося.  В начальной школе должны  научить ребенка не только читать, считать  и писать, ему должны привить новые умения. Для получения ожидаемых результатов учитель должен иметь возможность в достаточно широких пределах  варьировать используемые  им педагогические средства с целью адаптации образовательного процесса к особенностям и потребностям контингента учащихся.  Заложенная  в  стандарте  необходимая  вариативность образования  предполагает  индивидуальный подход к каждому учащемуся в процессе передачи ученикам знаний, нацеленных, прежде всего, на социальную адаптацию школьника.

Задачи  гуманизации  и  индивидуализации  процесса воспитания и обучения детей требуют обязательного учета  психофизиологических особенностей каждого ребенка,  создания оптимальных условий  для их полноценного развития, оказания психологической  помощи детям с отклонениями в развитии.  

Одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей,  подготовка  выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в жизни.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ОВЗ имеют чрезвычайно большие различия – от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные, но вполне устранимые трудности, до  ребят с необратимыми тяжелыми поражениями ЦНС.

 По данным исследований международной организации здоровья (МОЗ) в мире из года в год количество детей с инвалидностью, обусловленной врожденными дефектами или патологией во время родов, стабильно и составляет 5 процентов от всех новорожденных детей. И, по сути, каждый здоровый человек несет в себе риск родить ребенка-инвалида в рамках этих пяти процентов. В последнее время увеличивается рост доли инвалидности по детскому церебральному параличу (ДЦП), тугоухости, патологии развития и строения глаз.

В начальную  школу приходят дети, имеющие различный опыт познавательной деятельности. Учителю важно определить, какие из необходимых общеучебных  умений уже начали формироваться,  на что можно опереться в работе с ним, какая индивидуальная помощь ему нужна.  Эти задачи решаются на этапе диагностики, которая  должна проводиться в начале обучения.

Критериями  диагностики на первоначальном  этапе выступают не те общеучебные  навыки, которые должны усвоить дети за начальную школу, а их предпосылки – действия, составляющие базу их освоения.

Исследование готовности детей к обучению в школе  при переходе от преддошкольного к начальному  общему образованию показывает, что обучение должно рассматриваться  как  комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.    

    Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем многофункциональной зрелости организма ребенка, в т.ч. развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторика, координация), физической работоспособности.

    Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.

    В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки.

   Интеллектуальная готовность  предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества.  

Социальная готовность определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Главными задачами работы учителя в общеобразовательном учреждении являются: охрана жизни и здоровья детей, повышение уровня психического развития ребенка в социальной, интеллектуальной и эмоциональной сферах, успешная интеграция ребенка в общество сверстников.

Дети с ОВЗ нуждаются в индивидуальной методике обучения. Если здоровый ребенок, приходя в школу, приспосабливается к правилам и условиям общества, то дети-инвалиды включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

 Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР).    

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребенка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Психологические параметры задержки психического развития   

Формы ЗПР

Клинико-психологические проявления

Нейропсихологические особенности

Психофизический инфантилизм

Относительнаясформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. Личностная незрелость.

Нарушение динамики умственной работоспособности. Снижения объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.

Соматогенная форма ЗПР

Сформированность психических процессов. Астения, раздражительная слабость.

Снижение динамики умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальности.

Психогенная форма ЗПР

При сохранности психических процессов. Выраженное снижение мотивации учебной деятельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм и др.).

Возможна «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов.

ЗПР церебрально-органического генеза

Недоразвитие психических процеесов и функций, что приводит к нарушению интеллектуальной  продуктивности.

Частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций.

Нарушение умственной работоспособности. Недоразвитие устойчивости переключения, объема внимания.

Снижение объема внимания во всех модальностях. Недоразвитие ориентировочной основы деятельности.

Недоразвитие зрительно-пространственногогнозиса и праксиса.

Выраженнаядефицитарность в развитии отдельных свойств: внимания, памяти, гнозиса, праксиса.

В рамках внедрения ФГОС сфера коррекционного образования рассматривается как неотъемлемая часть системы общего образования, развивающаяся поэтапно и обеспечивающая детям с отклонениями в развитии максимально благоприятные условия в соответствии с их психофизическими особенностями и специфическими образовательными потребностями.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Особенности построения учебного процесса

  • Начало обучения сразу после выявления нарушения развития;
  •  Использование специальных методов, приемов и средств обучения;
  • Индивидуализация обучения;
  • Предотвращение наступления утомляемости;
  • Коррекция всех видов психической деятельности;
  • Обеспечение особой образовательной среды

Важно:

  • 1.Раннее  начало  коррекции. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.
  • 2. Комплексность мероприятий.
  • Включение родителей в коррекционную и психотерапевтическую работу

    При организации коррекционно-развивающей обучения в школе важно учитывать следующие принципы:

  1. Динамичность восприятия учебного материала.

 Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

  1.  Принцип продуктивной обработки информации.

 В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

  1.  Принцип развития и коррекции высших психических функций основан на включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания.
  2.  Принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т.е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню - сделаю).

Общие принципы и правила коррекционной работы: 
1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

-игровые ситуации;

дидактические игры;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

 Этапы формирования речевых действий

- Материализация действия с опорой на вспомогательные средства (картинки, графические схемы, фишки разного цвета).

- Выполнение действия в речевом плане (проговаривание вслух).

- Выполнение действия во внутреннем плане (по представлению).

- Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).

- Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».

- Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.

- Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.

Для активизации деятельности учащихся с  ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения      

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4.Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

5.Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

6.Использование презентаций, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу урока

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только отучителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

  1. Здоровьесберегающие технологии

Дыхательная гимнастика

 -  насыщение организма кислородом;

  - улучшение обменных процессов;

  - нормализация психо-эмоционального состояния;

  - повышение иммунитета.

Гимнастика для глаз.

 - позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

 - развивают концентрацию внимания;

  - обеспечивают межполушарное взаимодействие;

  - развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями;

Развитие тонкой моторики рук

        - Целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений

        - подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость.

10. Активные методы рефлексии.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают  самоанализ деятельности и ее результатов.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. 

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Рефлексия окончания урока. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

  Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с интеллектуальной недостаточностью.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю  чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся.  

Учитель должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий: психологам, психотерапевтам и так далее. Потому что, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные способности, специалист выступает в нескольких ролях: воспитателя, учителя, родителя. Он должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия, различные социально-реабилитационные технологии, владеть педагогической этикой.

Таким образом, можно отметить, что только лишь совместная работа родителей и педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями приведет к решению проблемы развития личности ребенка и его адаптации в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми.

Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей.Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело...

Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми.

ЦЕЛЬ: Определить методы работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми....

Особенности работы учителя с одаренными детьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ...

Методические рекомендации на тему "Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ"

Особенности детей с ОВЗ, приёмы работы и применяемые методики....

Статья на тему "Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми"

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста.Актуальность проблемы заключается в том, что ...

«Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС»

laquo;Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС»...