Главные вкладки

    Особенности работы учителя с одаренными детьми.
    материал

    Карловская Вера Павловна

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_raboty_uchitelya_s_odarennymi_detmi.docx37.45 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Особенности работы учителя с одаренными детьми»

    Кто такие одаренные дети и в чем проявляется их одаренность?

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

    - дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
    - дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
    - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
    - дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

    Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Рассмотрим последовательно особенности каждой точки зрения.

    Интеллектуальная одаренность

    Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта IQ. Эта практика вызывала много споров. Об этом много писали и продолжают писать в профессиональной литературе, подчеркивая, что "коэффициент интеллекта" (IQ) - это вовсе не то, что "природный ум".
    Вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали многолетние долговременные исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др.
    Причину этого явления выявила теоретическая психология. Анализ тестовых заданий показал, что практически все эти задания активизируют и выявляют лишь один вид мышления, называемый логическим. А для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т. п., сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем.

    Творческая одаренность

    Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е. П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

    Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.

    Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического и творческого мышления.

    Талантливые дети

    Талантливые дети - особая категория одаренных
    Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.) часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем и позволяло ему реализоваться в дальнейшем как выдающемуся специалисту (В.-А. Моцарт, К. Гаусс и др.). Значительно чаще встречались ситуации, когда ранняя специализация приводила к негативным последствиям.

    Поэтому педагоги и родители, не стремящиеся утвердиться как "выдающиеся" воспитатели за счет своих одаренных воспитанников, ориентируются не на узкую специализацию одаренного ребенка, а, наоборот, - на максимальное расширение круга его интересов.

    Лишившись в результате "выдающегося юного поэта (музыканта, математика, шахматиста, художника и др.)", а вместе с ним и воплощения собственных честолюбивых педагогических надежд, мы обычно приобретаем несравненно больше - всесторонне развитого одаренного ребенка, который, попробовав многое в раннем возрасте, делает осознанный выбор приложения определенного вида своей одаренности к чему-то в более старшем возрасте.

    Об академической одаренности

    В лексиконе педагогов и психологов есть такое слово - "обучаемость". Они давно заметили такую особенность: ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. Потом, один ребенок "все схватывает на лету", а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике ребенка учителя, именно они склонны утверждать, что одаренные дети - "это те дети, которые хорошо учатся». Поэтому психологи - не устают повторять: одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Более того, по результатам многочисленных исследований, проведенных во многих странах мира, одаренные дети крайне редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками. Увы, но чаще всего одаренные в традиционной школе - троечники.

    Хотя мы не можем не отметить, что успешность в учении свойственна далеко не всем, и действительно одаренный человек обычно более способен к усвоению нового опыта. Но реальные успехи в учебе, обозначенные школьными отметками, далеко не всегда однозначно характеризуют эту способность.

    Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что мы обратимся сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее - концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.

    Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:

    - интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
    - творческости;
    - настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

    Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина "одаренность" термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция - своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.

    Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих

    одаренные дети,   детская одаренность 

    Основные слагаемые успеха 

    Мотивация

    Мотив (от французского motif - "побудительная причина") - психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.

    При всем возможном и реальном многообразии мотивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп. Вот, например, как можно классифицировать мотивы учения.

    1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом.

    - Мотивация содержанием - мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться, стремиться узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений).

    - Мотивация процессом - мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.).

    2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения.

    - Широкие социальные мотивы:

    а) общественно ценные - мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);
    б) узколичные (престижная мотивация) - мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.

    - Мотивы избегания неприятностей - учение на основе принуждения, страха быть наказанным и т. п.


    Творческость (креативность)

    Продуктивность, или беглость, - способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

    Гибкость - способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.

    Оригинальность - один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

    Другой показатель творческости обозначается термином "разработанность". Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие - детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа учителя с одаренными детьми

    Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптировать...

    Система работы учителя с одаренными детьми младшего школьного возраста в рамках урочной и внеурочной деятельности

    Всему в школе обучить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.Где, когда и как искать умненьких ребят? Как не по...

    РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Вундеркинды — дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережаю...

    Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми.

    Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей.Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело...

    Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми.

    ЦЕЛЬ: Определить методы работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми....

    РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ         Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейш...

    Статья "Работа воспитателей с одаренными детьми в условиях обновления образования"

    Данная статья посвящена особенностям работы педагога  с  одаренными детьми....