Доклад "Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
статья по логопедии

Федорченко Галина Александровна

Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. В последние годы вопросы обучения детей с ОВЗ, особенно с  интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетентности, позволяющей адаптироваться в обществе. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их речевая пассивность осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_ovz_na_sayt.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луначарская   средняя общеобразовательная школа № 8

ОСОБЕННОСТИ
         
      работы учителя – логопеда

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

                                                                                       

                                                 Учитель-логопед:    Федорченко

                             Галина Александровна

                                                          2022г.

                                                     

Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. В последние годы вопросы обучения детей с ОВЗ, особенно с  интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетентности, позволяющей адаптироваться в обществе. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их речевая пассивность осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации школьников.

Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ  в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе. Нарушения речи таких учащихся являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

В связи с этим логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ  осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению) ,и учитель - логопед ставит перед собой определенную цель и задачи.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза).

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с педагогом проведение работы по соблюдению в классе (группе) правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приемам преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации: диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское и профилактическое.

Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.

 В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка. Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы:

-состояние органов артикуляции,

-фонематическое восприятие,

-общая и мелкая моторика,

-слоговая структура,

-состояние словаря,

-грамматический строй,

-связная речь,

-навыки чтения и письма.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а также оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты:

- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:

воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий.

- Работа над речевой системой в целом.

- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).

- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).

- Длительное закрепление направленных речевых навыков.

- Частый повтор упражнений с элементами новизны.

- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость).

- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).

- Конкретность и доступность заданий.

- Умеренный темп работы.

-Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет следующие документы: речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Учитель-логопед принимает участие в методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику, логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

Консультативно-просветительское направление работы включает:

• индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.

Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников.

Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

В заключении хочу сказать, что работа с детьми с ОВЗ – это очень ответственный и кропотливый труд со многими особенностями.

Используемая литература:

  1. Журнал «Логопед»- №4/2014,
  2. Журнал «Логопед»- №4/2015.
  3. Научно- методический журнал «Практический психолог и логопед» №3(7),2014
  4. Научно- методический журнал № «Коррекционная педагогика» №4(62),2014
  5. Федорова Л. И.  Федеральный государственный стандарт дошкольного образования коррекционно- развивающей работы. М. Педагогический университет  « Первое сентября» 2014
  6. Инклюзивное образование .Выпуск № 4. Методические рекомендации  по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М «Центр школьная книга» 2010
  7. Богатырева А. В., Косткина  М. А. Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования // Вопросы дошкольной педагогики.-2017-№1.- С.146-148

Из опыта работы:

Логопедический мониторинг осуществляю с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, Т. Ахутиной «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей», который был адаптирован для обучающихся с ОВЗ. Для проведения логопедического обследования использую следующую комбинацию методик: - методика обследования речи детей Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой, «Логопедический альбом» О.Б Иншаковой. 

Содержание логопедической работы включает в себя следующие направления:

Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, Су-Джок терапия, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)

Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

Развитие грамматического строя речи.

Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписаний занятий, наличием программного обеспечения, но и хорошей материально-технической базой. Логопедический кабинет оснащен современной мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно приобретённой мной методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения.

Содержание логопедического занятия (обучающего, закрепляющего, или комбинированного типа) зависит от целей и задач (образовательных, коррекционных и воспитательных). Занятия составляю с соблюдением всех структурных компонентов: организационный момент, основная часть и заключение. Упражнения и задания подбираю с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Как правило, каждое проводимое мной занятие содержит:

1.Организационный момент. Его цель: настроить детей на занятие, создать положительный эмоциональный настрой.

2. Сообщение темы занятия с целью мотивации на учебную деятельность.

3.Артикуляционная гимнастика. Её целью является подготовка артикуляционного аппарата ребёнка к занятию, настрой на правильное произношение звуков.

4.Упражнения для развития воздушной струи и правильного речевого дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддерживания соответствующей громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

5.Фонетическая зарядка. Цель - развитие слухового восприятия, уточнение артикуляции, воспитание умения правильно и чётко произносить слова и фразы.

6. Упражнения для развития фонематического слуха с целью развития способности чётко отличать одни речевые звуки от других.

7.Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Их цель - развитие точных координированных движений, внимания, памяти, мышления, речи.

8.Упражнения на коррекцию ВПФ с целью развития психологической базы речи.

9.Физминутка (логоритмика). Цель - предупреждение состояния переутомления, снятие физического напряжения с тех групп мыщц, которые наиболее утомлены во время сидения, повышение работоспособности и активности детей на занятии.

10.Релаксация. Цель— снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, слушание музыки, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым.

11.Подведение итогов работы с целью анализа, оценивания успешности достижения цели занятия и перспективы на будущее.

12.Рефлексия. Цель - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется  рефлексия настроения и эмоционального состояния. Используются символы - солнышко, тучка, смайлики.

Цель: исправление недостатков устной речи и развитие высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

Задачи:

  1. коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся;
  2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
  3. разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей).

Этапы работы учителя-логопеда

  1. этап — диагностика индивидуальных особенностей речевого развития ребенка с ОВЗ. Диагностический - выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.

Процесс диагностирования нужно организовать таким образом, чтобы каждый ребенок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Важны улыбка, жест, знак отрицания, фиксация взгляда на предмете и т.д. К данным анамнеза, надо относиться в определенной мере скептически, так как большинство родителей не всегда могут адекватно ответить на вопросы о раннем моторном развитии собственных детей. Главная задача, как специалиста, проводящего обследование – правильное определение первичного нарушения, то есть, избежание диагностических ошибок. 

Параметры речевого обследования:

-состояние органов артикуляции,

-фонематическое восприятие,

-общая и мелкая моторика,

-слоговая структура,

-состояние словаря,

-грамматический строй,

-связная речь,

-навыки чтения и письма.

При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся. По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы.

Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или групповых занятиях. Занятия проводятся с учащимися 1-9 классов 2 - 4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 - 40 минут.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Работа учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностми здоровья.Формирование  в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей, толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация ...

Содержание и планирование работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Как планировать педагогу работу с детьми с ограниченными возможностямиздоровья...

Годовой план работы учителя–логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2018- 2019 учебный год

Годовой план работы учителя–логопеда  с детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2018- 2019 учебный год. Цель: Своевременное выявление и оказание   логопедическо...

Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал содержит рекомендации учителя-логопеда для учителей, которые работают с обучающимися, имеющих тяжёлые нарушения речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТЕРЕМОК» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлен материал по использованию в практике школьного учителя-логопеда многофункционального дидактического пособия «Теремок» в здоровьесберегающей деятельности с обучающимися...

Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....

Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).       Дети с ...