ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ.
статья

Морозова Ольга Вениаминовна

В статье говорится о необходимости воспитания нравственной личности, о приобщении школьников к культуре, к духовным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morozova_olga_veniaminovna_statya.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Ольга Вениаминовна

Лазарева Наталья Владимировна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ

В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ.

Детство уникальный период в жизни человека, время становления личности для развития и воспитания духовно-нравственного обучения.

Освоение детьми моральных норм, нравственных принципов, формирование отзывчивости, воспитание гражданина своей страны – важнейшие задачи изучения искусства в контексте основных педагогических задач образования.

Специфической особенностью процесса духовно-нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а его результаты отсрочены во времени.

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, т.е. обучение нравственными средствами.»

В детском возрасте формируется базовая культура личности, содержание которой складывается из культуры жизненного самоопределения, интеллектуальной и физической культуры общения, и культуры семейных отношений, экологической, художественной культуры, культуры труда и т.д.

По мере становления личности к воспитанию добавляются процессы самовоспитания и самообразования.

Необходимость воспитания нравственной личности вызвано сложившейся ситуации в современном обществе. Общество стоит перед опасностью моральной деградации, поскольку в отношениях между людьми распространенными явлениями стали равнодушие, грубость, озлобленность, бездушность. Из жизни многих людей исчезли как ориентиры такие понятия, как доброта, доброжелательность, честность, чувство милосердия, дружба.

Будет нравственность, почти наверняка будет духовность; не будет нравственности – не будет ничего. Никакого воспитания.

Приобщение школьника к культуре, духовным ценностям – не только наш моральный долг, как перед прошлыми поколениями, так и перед будущем России. «Нравственное воспитание и развитие личности может эффективно осуществляться в процессе образования – воспитание учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса», В.А. Сухомлинский.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В концепции определяется, что содержанием духовно-нравственного развития, и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемых от поколения к поколению, они определяются как базовые национальные ценности:

  • Патриотизм
  • Социальная солидарность
  • Гражданственность
  • Семья
  • Труд и творчество
  • Наука
  • Традиционные российские религии
  • Искусство и литература
  • Природа
  • Человечество

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Цель этической культуры, развитие навыков общения, способствовать формированию и развитию навыков духовно-нравственного развития и воспитания, привлекать внимание и учить понимать и ощущать потребность в этом; знакомить, воспитывать и пробуждать интерес к этнокультуре, развивать творческие способности.

При структурировании ключевых задач ОУ вправе использовать любую модель – формирование личностной культуры, направлений воспитательной деятельности, личностного развития, равно и предложить собственную, структурируя воспитательные задачи согласно модели, на реализацию которой работает его программа духовно-нравственного развития и воспитания.

Содержание духовно-нравственного развития на этапе начальной школы, определяет сферы педагогической ответственности коллектива школы за создание условий поддержки духовно-нравственного развития школьника; ключевые воспитательные задачи.

Практическая деятельность в стенах общеобразовательных учреждений предусматривает включенность обучающихся в различные направления: классные и общешкольные мероприятия, систему дополнительного образования, факультативные курсы, систему классных часов, различные конкурсы, викторины, обучающихся семинаров, круглых столов, семейных проектов, тренингов, привлечение к сотрудничеству психологов, социальных педагогов, индивидуальную работу с каждым школьником и многое другое.

Первостепенное значение в развитии и воспитании духовно-нравственного имеет семейная культура. Важным компонентов содержания гуманистического воспитания является социальная культура: формирование норм поведения.

Согласно теории семейных систем и появившейся в ее развитии социально- экономической теории семьи, именно семья становится главным ресурсом. Физическое, социальное, педагогическое и эмоциональное функционирование семьи определяется взаимозависимостью ее членов. Миссия педагога состоит в том, чтобы раскрыть в ребенке духовный потенциал, помочь растущему человеку оценить свои возможности, сохранить свое человеческое достоинство, наполнить ценностным содержанием его усилия по осмыслению окружающего мира и себя в нем.

Антон Семенович Макаренко утверждал, что воспитывать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счете, определяют успех воспитания детей (см. Российская педагогическая энциклопедия.  – М. 1993, - Т1. – с. 537)

Важная особенность воспитания вообще и духовно-нравственного воспитания в частности заключается в том, что оно включает процессы, идущие навстречу друг другу.

Духовное состояние общества – одна из актуальных проблем нашего общества. Д.С. Лихачев был убежден, что нравственность, духовный мир личности отразятся на «памяти, культуре, почтением к национальным святыням, искусстве, доброте».

В практической деятельности педагогов активно используется проектная деятельность.

Основная цель проектной деятельности в начальной школе – формирование у детей определенного комплекса интеллектуальных и практических умений.

В основе метода проектов лежат развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • Самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников;
  • Учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • Приобретают коммуникативные навыки благодаря работе в группах, семье;
  • Развивают у себя исследовательские навыки (умение выявить проблему, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотезы, обобщение);
  • Развивают системное мышление;
  • Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на следующие виды умений, связанных с саморазвитием личности;
  • Исследовательские (умение предлагать идеи и выбирать различные пути решения проблемы);
  • Оценочные (дети могут оценивать результат своей деятельности и сравнивать его с результатами своих сверстников);
  • Информационные (умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, определять недостающие сведения);
  • Презентационные (дети могут выступать перед своими одноклассниками, отвечать на неожиданные вопросы; обладают в той или иной мере артистическими способностями);
  • Рефлексивные (умение отвечать на вопросы «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);

Прибегая к практической деятельности, следует учитывать следующие аспекты:

  • Мотивационный (создание заинтересовывающей ситуации);
  • Планирующий (тема, задача, план и способ самостоятельной деятельности учащихся);
  • Информационно-операционный (сбор материала, выполнение проекта);
  • Рефлексивно-оценочный (представление проектов и их оценка).

Формы презентации проектов могут быть самые разнообразные: деловая игра; демонстрация видеофильма, мультфильма; научная конференция; телепередача; отчет по проделанной работе.

Видом проекта может оказаться: атлас; видеофильм; мультфильм; газета; журнал; коллекция; публикация; справочник; программа; книга; самостоятельный сайт.

Проектную деятельность можно использовать как способ развития интереса к своему краю, месту, в котором мы живем.

Ученики обращаются за помощью к учителям и родителям, но и с удовольствием делятся информацией со сверстниками об интересных находках.

Современное состояние социума характеризуется разрывом между жизнью детей и взрослых. Одним из способов преодоления этого разрыва является развитие проектных форм работы учащихся, которое обеспечивает им возможность прикоснуться к взрослой жизни.

Список использованных источников и литературы:

  1. Галицкая И.А., Метлик И.В. «Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике» педагогика – 2009. - №10. – с.36-46
  2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Под ред. А.Я. Данилюк
  3. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-ое изд. – М.; Просвещение, 2011. – 192 с.
  4. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2, 2012. С.9-18
  5. Уроки Лихачева: Методические рекомендации для учителей средних школ / сост. О.Е. Лебедев. – СПб: Изд-во «Бизнес-пресса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания "Ступеньки мудрости"

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе и направлена на воспитание культуры, патриотизма и гражданственности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области  «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного комп...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...