Приёмы рефлексии
статья

Татьяна Анатольевна Савенкова

Приёмы рефлексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приёмы рефлексии860.77 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы рефлексии

Савенкова Татьяна Анатольевна

 Деятельность учителя: организует рефлексию.

Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.                                                

        Основной целью этапа рефлексии на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

- уточняют алгоритм исправления ошибок;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

- оценивают собственную деятельность на уроке;

- намечают цели последующей деятельности;

- в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится с целью  установления эмоционального контакта с классом.  Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины. Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Приведу примеры приемов рефлексии эмоционального состояния:       

карточки с изображением лица (грустного, веселого). Показ большого пальца вверх или вниз.  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. «Радостный гномик» – всё хорошо, «Грустный гномик» – грустно.

«Художественная рефлексия»

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 

 «Букет» 

Предложить учащимся расставить цветы в вазу

красный – есть проблемы

желтый – хорошее настроение

зеленый – отличное настроение

«Одним словом»

Дети выбирают одно слово, которое наиболее точно характеризуют их настроение

злость      радость     равнодушие     интерес     вдохновение      скука     тревога     покой   уверенность     неуверенность     наслаждение

2.Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока. Примеры рефлексивных приемов:

«Лестница успеха»

Нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

«Наряди ёлку» 

Успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

«Дерево успеха»

Рефлексивный прием, где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала. Красный – есть проблема, нужна помощь, желтый – не все понятно, зеленый – все хорошо.

«Яблоня» 

На изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

«Поезд»

На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

«Светофор»

Учащиеся  выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось). 

«Плюс – минус»

 Дети поднимают заранее подготовленные карточки:

«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«-» — ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«П» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«Н» — ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«0» — не ответил

3.Рефлексия содержания учебного материала проводится  в конце урока. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Примеры рефлексивных приемов:

   «Рефлексивный экран»

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…
  16. расскажу дома, что …

«Острова» 

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. 

«Пантомима» 

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. 

Как это происходило на моём уроке математики в 3 классе? Тема «Таблица умножения и деления с числом 4»

Рефлексия деятельности.

  1. Научить соотносить полученный результат с поставленной целью

- Понравился ли вам урок?

- Чем понравился?

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Чему  учились?

2. Научить оценивать результат своей деятельности (самоанализ)

- Закончите предложения:

«Для меня важно научиться уметь умножать, потому что…»

«Чтобы считать быстро и без ошибок, нужно…»

  1. Научить оценивать результат учебной деятельности  (самооценка)

Закончите предложение:

 «Я … (очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которую сделал(а) сам(а)»

«Думаю, что я сегодня заработала оценку …, потому что…»

Так происходит оценка результативной работы, выявление уровня понимания учащимися поставленной цели.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими. Ниже я предлагаю моменты рефлексии на моём уроке обучения грамоте.

На доске ЛЕНТА ВРЕМЕНИ урока. Звонок – начало урока, каждый этап урока пошагово обозначается на ленте. Итогом работы является «карта движения», которая в схематичной форме отражает всё, чем занимались учащиеся в процессе выполнения заданий.

Картинки по запросу звоночек в начальной школе

 

  Картинки по запросу звоночек в начальной школе                                                                                         

                                                                       - Чем мы занимались на этом этапе урока?

                                                                      - Оцените свои умения. Кому трудно было  

превратиться в малыша-цыплёнка, поднимите красный кружок, кому было легко, тот показывает зелёный кружок.

                                                                                       

Картинки по запросу звоночек в начальной школе                                              - Чем мы занимались на этом этапе урока? По вашим

                                                          ответам, по вашему  согласию или несогласию с мнением других ребят я делаю вывод, что не все ребята хорошо умеют ставить вопросы к словам и соотносить слово с  его моделью. Вы согласны со мной? А раз так, то и тема нашего урока звучит так: «Слова, называющие предметы, действия, признаки предметов и постановка вопросов к ним».  Определите цель урока.

Картинки по запросу звоночек в начальной школе                                                                - Чем мы занимались на этом этапе урока?

                                                                           - Вы поставите себе четыре оценки. Оцените

                                                                           свои знания.

                                                                           Кому трудно было читать слова-вопросы, поднимите красный кружок, кто сумел прочитать, тот показывает зелёный кружок. Далее, кто нарисовал правильно модель, показывает зелёный кружок, кто ошибся – красный  кружок. Теперь, кто правильно выбрал рисунок, тот показывает зелёный кружок, кто затрудняется – красный, и, наконец, кто вовремя пришёл не помощь своему товарищу, показывает зелёный кружок.    

                                                                   

  Картинки по запросу звоночек в начальной школе                                                                                  - Чем мы занимались на этом этапе

                                                                                              урока?                            

                                                                                              Оцените свои знания.

                                                                      У кого нет ошибок – поднимите зелёный кружок, у кого ещё модели  «прячутся», поднимите красный кружок.                                                        

Картинки по запросу звоночек в начальной школе                                                                                     - Чем мы занимались на этом этапе

                                                                                              урока? Оцените свои умения                                                                                                                                                                                                      

                                                                                              работать в группе.

                                                                                                                     

 Картинки по запросу звоночек в начальной школе                                                                                                - Рассмотрите «Ленту -  

                                                                                                            времени» нашего урока.  

                                                                                                            - Как вы её понимаете?                                                              

                                                                                                            - Зачем мы её заполняли?

- Какой этап понравился больше остальных?                                                                                                      

- Какой этап мне можно не планировать, так как вы все его хорошо поняли?            

- Что я узнал? Что мне запомнилось? Что удивило? Что еще хочу узнать?

Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Приёмы рефлексии учащихся на уроке"

Мастер - класс "Приёмы рефлексии на уроке в начальной школе"...

Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».

В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:Познакомить коллег с понятием “ре...

Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

В  методической  копилке   собраны    различные  виды  и  формы  проведения  рефлексии  на  различных  этапах   уро...

Приёмы рефлексии

В  методической  копилке   собраны    различные  виды  и  формы  проведения  рефлексии  на  различных  этапах   уро...

Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

Приёмы рефлексии учащихся  на уроках  в начальной школе...