Программа внеурочной деятельности "Путешествие по экспериментальным лабораториям"
рабочая программа (3 класс)

Галимзянова Ольга Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по экспериментальным лабораториям» разработана для обучающихся 3-4 классов и построена на системно-деятельностном подходе, что позволяет вовлечь учеников в активный познавательный процесс и сформировать у них необходимые универсальные учебные действия: личностные, познавательные и коммуникативные (требования ФГОС НОО). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_eksperimentalnym_laboratoriyam_4_klass.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоселовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:

педагогический совет

протокол  № ___ от ________

Утверждено:

приказ № ____ от ___________2020 г.

Директор __________И.Г.Токарева

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности

«Путешествие по экспериментальным лабораториям»

для обучающихся 4 класса

срок реализации программы-0,5 года

                                                                            Составитель:  Бурындина Л.В.

                                                         учитель начальных классов

                                                              МБОУ «Новоселовская СОШ»

первая квалификационная категория

2020-2021 учебный год

                                  Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по экспериментальным лабораториям» разработана для обучающихся 3-4 классов и построена на системно-деятельностном подходе, что позволяет вовлечь учеников в активный познавательный процесс и сформировать у них необходимые универсальные учебные действия: личностные, познавательные и коммуникативные (требования ФГОС НОО). Продолжительность занятий строится из расчета 0,5 часов . Объём учебного времени составляет 17 часов.

Экспериментальная деятельность школьников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). По ходу занятий обучающиеся через проведение опытов знакомятся с элементами физических и химических явлений, их свойствах, взаимосвязях, взаимодействии и приходят к логическому аргументированию полученных результатов. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Представленные в программе опыты и эксперименты способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту.

    Цель программы: развитие интереса, творческих способностей и приобретения опыта младшими школьниками навыков экспериментирования.

   Задачи:

1. познакомить с физическими и химическими процессами через опыты и эксперименты;

2. обучить приемам поисковой и творческой деятельности;

3. формировать практические умения и навыки, таких как: умение работать с различными веществами; умения наблюдать и объяснять опыты, демонстрируемые учителем; выполнять несложные опыты по словесной и текстовой инструкции; соблюдать правила техники безопасности;

4. развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное;

5. дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.

Методы и средства обучения.

    Основными методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований.

Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, практические занятия.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами являются:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- воспитание позитивного отношения к общению, овладение способностями позитивного взаимодействия с окружающим миром.

-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Предметными результатами являются:

- овладение всеми типами учебных действий по реализации опытно-экспериментальной деятельности;

- формирование универсальных способов действий в различных жизненных ситуациях: видеть проблему, анализировать сделанное (почему получилось – почему не получилось), видеть трудности, ошибки; ставить и удерживать цели, составлять план своей деятельности;

- проявление инициативы при поиске способов решения задачи;

Метапредметными результатами являются:

- осознание целостности окружающего мира;

- освоение доступных способов изучения окружающей действительности (опыты, эксперименты, наблюдения, сравнения, эксперименты и др.);

- развитие навыков выявлять и устанавливать причинно-следственные связи в процессах окружающей действительности;

- формирование умения выполнять простые опыты и эксперименты, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучающиеся научатся:

-использовать выводы из наблюдений и опытов для объяснения наблюдаемых явлений;

-применять освоенные способы действий и понятия для решения практических задач;

-использовать полученные об окружающем мире знания в жизненных ситуациях;

-умение наблюдать, фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире, в том числе – с использованием современных средств ИКТ (видеокамер, фотоаппаратов, диктофонов, цифровых измерительных приборов и т.д.).

Обучающиеся получат возможность научиться:

-планировать и проводить естественнонаучное задание;

-формулировать предположение-гипотезу,

-планировать простой эксперимент;

-использовать на практике правила обращения с известными материалами и оборудованием;

-представлять собранные сведения, данные наблюдений и опытов в простейших таблицах, схемах, рисунках и диаграммах;

-описывать результаты опросов, наблюдений, простых опытов;

-оценивать полученный результат.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Путешествие по экспериментальным лабораториям»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Оборудование, материалы

1

Вводный урок

1

Путешествие в лабораторию физика

2

«Движущаяся вода»

1

набор акварельных красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, влажные салфетки

3

«Давление воздуха»

1

вода, прозрачный стакан, лист плотной бумаги

4

«Заставь яйцо плавать»

1

стакан, вода соль, яйцо

5

«Ледяные мыльные пузыри»

1

жидкость для мыльных пузырей, свежий снег

6

«Дырявый пакетик»

1

вода, прозрачный пакетик, остро заточенные карандаши

7

«Верёвочный телефон»

1

тонкая верёвка, одноразовые стаканчики

8

«Снег летом»

1

блестки, кукурузная мука, кукурузный крахмал, пена для бритья

9

«Сильная газета»

1

газета, линейка

10

«Пляска бумажных человечков», «Приклей шарик»

1

Шерстяная ткань, газета, ножницы, воздушный шарик

11

«Самодельный компас», «Плавающая иголка»

1

Стеклянная тарелка, вода, иголка, магнит, поролон

Путешествие в лабораторию химика

12

«Слоновая зубная паста»

1

перекись водорода, вода, марганцовка и жидкое мыло

13

«Самонадувающийся шарик»

1

бутылочка с узким горлом, воздушный шарик любого цвета, сода, уксус

14

«Кипение холодной воды»

1

Стакан, носовой платок, вода, резинка

15

«Чудеса из краснокочанной капусты»

1

Краснокочанная капуста, стаканы, вода, «Доместос»,  нашатырный спирт, средство для прочистки труб «Крот», соду, уксус, газированная вода

16

«Пенный фонтан»

1

пластиковая бутылка, краситель,
6% перекись водорода 200мл,
моющее средство для посуды,
1 пачка быстродействующих дрожжей, 3 ст. л. тёплой воды,
небольшая ёмкость для смешивания, воронка

17

Итоговое занятие

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (144часа)

1.Вводный урок (1ч)

Теоретическая часть. Знакомство детей с целями и задачами курса, с правилами поведения при проведении опытов, экспериментов, наблюдений; техника безопасности.

Практическая часть. показ фильма «Травматизм» и его обсуждение.

2. Путешествие в лабораторию физика (10 ч)

Теоретическая часть. Физика, как наука. Физические приборы, физические величины и физические явления. Силы в природе – сила трения, сила тяжести, сила выталкивания, аэродинамическая сила. Что такое тепло и как оно передаётся? Электричество. От чего зависит ток? Что такое электромагнитные волны? Магнитное поле. Что такое масса и вес, чем отличаются друг от друга. Инерция и для чего она нужна.

Практическая часть. Опыт «Движущаяся вода»; опыт «Давление воздуха»; опыт «Заставь яйцо плавать»; опыт «Ледяные мыльные пузыри»; опыт «Дырявый пакетик»; опыт «Верёвочный телефон»; опыт «Снег летом»; опыт «Сильная газета»; опыт «Пляска бумажных человечков»  и «Приклей шарик»; опыт «Самодельный компас» и «Плавающая иголка».

3. Путешествие в лабораторию химика (5ч)

Теоретическая часть. Основные термины химии. Применение химии в повседневной жизни. Атом. Молекулы. Три состояния веществ; твердое, жидкое и газообразное.

Практическая часть. Опыт «Слоновая зубная паста»; опыт «Самонадувающийся шарик»; опыт «Кипение холодной воды»; опыт «Чудеса из краснокочанной капусты»; опыт «Пенный фонтан»; опыт «Суперпена».

4. Итоговое занятие

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. «Опыты и эксперименты / Л. Д. Вайткене, М. Д. Филиппова – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 160 с. : ил. – (Энциклопедия занимательных наук для детей).
  2. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н.М. – СПб.:Речь, 2006. – 64 с.
  3. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. – Д.: ВАП, 1994. – 527 с.
  4.  Химические опыты для детей (https://multiurok.ru/blog/khimichieskiie-opyty-dlia-dietiei.html)
  5. ОПЫТ «Летающий магнит» - НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ – Каталог файлов – САЙТ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (http://detsadmickeymouse.ru/load/nauchnye_opyty_dlja_detej/opyt_letajushhij_magnit/139-1-0-6000)
  6.  Опыты для детей: урок магнетизма (https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/2360/opyty-dlya-detey-urok-magnetizma)
  7. Проведение опытов с магнитом (https://mydocx.ru/3-55972.html)
  8. Проект (подготовительная группа) на тему: Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством. Занимательные опыты со статическим электричеством. (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/23/proekt-tvorchesko-issledovatelskoy-deyatelnosti-chudesa-s)
  9. «12 занимательных опытов по физике для младших школьников – эксперименты с водой, звуком, светом, магнитами» (http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/12-zanimatelnyx-opytov-po-fizike-dlya-mladshix-shkolnikov-eksperimenty-s-vodoj-zvukom-svetom-magnitami.html)
  10. Занимательные опыты по физике (https://school-science.ru/2/11/29770)
  11. Наука и опыты для детей: объясняем ребёнку химические реакции (https://mchildren.ru/nauka-i-opyty-dlya-detej-chto-takoe-himicheskie-reaktsii/)
  12. Что такое физика и что она изучает? | Физика для детей (http://www.tvoyrebenok.ru/chto-takoe-fizika.shtml)
  13. Энциклопедия окружающего мира «Атомы и молекулы» Фил Роксби и Макс Персондейдж перевод с английского кандидата физико-математических  наук И.И. Викторовой. М «РОКСМЕН» 1997 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие внеурочной деятельности по ФГОС "Лаборатория в начальной школе"

Кружковое занятие помогает провести исследовательские работы по выявлению свойств воды, её трех состояний....

Программа внеурочной деятельности «Лаборатория открытий»

(Общеинтеллектуальное естественнонаучное  направление)( 8-11 лет)3-4 классыСрок реализации: 2 года 3 класс- 35ч. ( 1 раз в неделю)4 класс – 35ч. (1 раз в неделю)...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...

Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков"

Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков" направлена на расширение  познавательной активности учащихся, повышение  степени...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса " Лаборатория безопасности"

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Лаборатория безопасности» (Общеинтеллектуальное  направление) для учителей начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экспериментальная площадка»

Программа  курса рассчитана на 1 год, 34   часа,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у уч...

РП ВД Экспериментальная лаборатория

РП ВД Экспериментальная лаборатория...