Рабочая программа внеурочной деятельности «Экспериментальная площадка»
рабочая программа (3 класс)
Программа курса рассчитана на 1 год, 34 часа, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза
К.Г. Мохова р.п. Башмаково
Башмаковского района Пензенской области
Рассмотрено Одобрено Утверждаю
на заседании МО
учителей начальных педагогическим советом директор школы
классов МБОУ СОШ №1 р.п. Башмаково ________Кутырчева Н.А.)
протокол № 1 протокол №1 приказ № ______
от « » 201 г. от « » 201 г. от « » 201 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Экспериментальная площадка»
3 класс
2018 - 2019 уч. г.
Пояснительная записка
На курс «Экспериментальная площадка» отводится по 1 часу в неделю в 3 классе. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление-«Проектно исследовательская деятельность» и поделен на две части «Плавание и погружение» и « Воздух и атмосферное давление».
Программа курса рассчитана на 1 год, 34 часа, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и - самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
- активизировать процессы самостоятельного мышления и обучения через открытия;
- пробуждать творческую активность детей с помощью импульсов в форме;
- развивать аналитические процессы;
- учить применять взаимосвязи, которые должны быть интересны детям в повседневной жизни.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Содержание программы «Экспериментальная площадка» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
Содержание курса « Плавание и погружение» (16 ч) Что плавает - что тонет? ( 5 часа) Что плавает - что тонет? Первые предположения. Почему один нож плавает , а другой нет? Что плавает - что тонет? Повторение и закрепление. Строим плот из разных материалов. Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают? (3 ч.) Вытеснение воды Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают? Вытеснение воды Почему при погружении разных предметов вода поднимается на разную высоту? Опыты на вытеснение воды. Как получается, что большой тяжелый корабль из металла не тонет в воде? ( 1 ч.) Как получается, что большой тяжелый корабль из металла не тонет в воде? Первые предположения. Почему корабль плавает? Выталкивающая сила. (3 ч) Когда вода действует на корабль, когда его спускают на воду? Сила выталкивания. Изготовление пластилиновых лодок, установление связи между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется». Практические занятия в бассейне. Игра « Противоборство». Взаимосвязь между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется» Почему железо тонет, а воск плавает? Плотность.(4 ч) Что плавает, что тонет? Почему железо тонет, а воск плавает? Наглядные представления. Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет? Практические занятия в бассейне. |
Тематическое планирование раздела «Плавание и погружение» (16 ч)
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Что плавает - что тонет? ( 5 часа) | Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Введение новых понятий: пенопласт, металл, пластмасса. | |||
1-2 | Что плавает - что тонет? Первые предположения. | 2 ч | ||
3 | Почему один нож плавает , а другой нет? | 1 ч | ||
4 | Что плавает - что тонет? Повторение и закрепление. | 1 ч | ||
5 | Строим плот из разных материалов. | 1 ч | ||
Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают? (3 ч.) Вытеснение воды | Развитие умений высказывать суждения и делать индуктивные, дедуктивные умозаключения и по аналогии. | |||
6-7 | Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают? Вытеснение воды | 2 ч | ||
8 | Почему при погружении разных предметов вода поднимается на разную высоту? Опыты на вытеснение воды. | 1 ч | ||
Как получается, что большой тяжелый корабль из металла не тонет в воде? ( 1 ч.) | ||||
9 | Как получается, что большой тяжелый корабль из металла не тонет в воде? Первые предположения. | 1 ч | Развитие умения высказывать предположения, затем проверять его, сортировать материалы по принципу- плавает- погружается. Привлечение внимания детей к явлению вытеснение воды и побуждение их сформулировать предположения для его объяснения. | |
Почему корабль плавает? Выталкивающая сила. (3 ч) | ||||
10 | Когда вода действует на корабль, когда его спускают на воду? Сила выталкивания. | 1 ч | ||
11 | Изготовление пластилиновых лодок, установление связи между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется». Практические занятия в бассейне. | 1 ч | ||
12 | Игра « Противоборство». Взаимосвязь между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется» | 1 ч | ||
Почему железо тонет, а воск плавает? Плотность.(4 ч) | ||||
13 | Что плавает, что тонет? | 1 ч | Формирование правильного представления о вытеснении воды и опровержение часто встречающегося ошибочного мнения, что, чем тяжелее предмет, тем выше поднимается уровень воды при его погружении в воду. | |
14-15 | Почему железо тонет, а воск плавает? Наглядные представления. | 2 ч | С помощью различных форм наглядности, формируется понимание соотношения объема и веса (массы). | |
16 | Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет? Практические занятия в бассейне. | 1 ч | Формирование понятия сила выталкивания воды, вода всё выталкивает наверх, не утягивает вниз. | |
Итого: | 16 ч |
Содержание курса «Воздух и атмосферное давление» (17 ч)
Воздух – это не «ничто» (4 ч) Воздух занимает место. Первое наблюдение . Воздух тормозит движение. Занятие по физкультуре, сборка парашюта, сборка парусной машины. Ветер – это движущийся воздух. Воздух может перемещать предметы. Сжатый воздух. История велосипеда. Исследование нагретого воздуха (4 ч) Что происходит со сжатым нагретым воздухом? Теплый воздух поднимается вверх – воздушный шарик с нагретым воздухом. Теплый воздух поднимается и приводит в движение предметы. Кислород, содержащийся в воздухе, очень важен. Способы борьбы с пожаром. Давление воздуха и вакуум (9 ч) Имеет ли воздух массу? Воздушный океан. Мы изучаем «ничто». Открытие вакуума Отто фон Герике – макдебургские полушария. Знакомство с действием давления воздуха в различных опытах. Первые предсказания погоды Отто фон Герика – барометр. Атмосферное давление изменяется с высотой. Вакуум полезен: хранение продуктов питания. «Волшебные опыты» - давление воздуха. |
Тематическое планирование курса «Воздух и атмосферное давление» (17 ч)
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Воздух – это не «ничто» (4 ч) | Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Введение новых понятий: сжатый воздух, движущийся воздух-ветер. Обнаружение взаимосвязи между размером паруса или его расположением и тормозящим действием воздуха. | ||||
1 | Воздух занимает место. Первое наблюдение . | 1 ч | |||
2 | Воздух тормозит движение. Занятие по физкультуре, сборка парашюта, сборка парусной машины. | 1 ч | |||
3 | Ветер – это движущийся воздух. Воздух может перемещать предметы. | 1 ч | |||
4 | Сжатый воздух. История велосипеда. | 1 ч | |||
Исследование нагретого воздуха (4 ч) | Развитие умений высказывать суждения и делать индуктивные, дедуктивные умозаключения и по аналогии. Знакомство с понятием «незапертый» нагретый воздух. История первых попыток воздушных полетов братьев Монгольфье. | ||||
5 | Что происходит со сжатым нагретым воздухом? | 1 ч | |||
6-7 | Теплый воздух поднимается вверх – воздушный шарик с нагретым воздухом. Теплый воздух поднимается и приводит в движение предметы. | 2 ч | |||
8 | Кислород, содержащийся в воздухе, очень важен. Способы борьбы с пожаром. | 1 ч | Развитие умения высказывать предположения, затем проверять его. Знакомство с новым понятием – вакуум. Знакомство с понятием – кислород и его необходимости для горения. Осознание существования вакуума- почти безвоздушного пространства. | ||
Давление воздуха и вакуум (9 ч) | |||||
9 | Имеет ли воздух массу? | 1 ч | |||
10 | Воздушный океан. Мы изучаем «ничто». Открытие вакуума Отто фон Герике – макдебургские полушария. | 1 ч | |||
11-12 | Знакомство с действием давления воздуха в различных опытах. | 2 ч | |||
13 | Первые предсказания погоды Отто фон Герика – барометр. | 1 ч | |||
14 | Атмосферное давление изменяется с высотой. | 1 ч | Понимание понятия «атмосферное давление», высокое, низкое давление воздуха, «давление» воздуха при хорошей погоде выше, чем при плохой. Блезе Паскаль и его исторический эксперимент ( давление воздуха меняется с высотой) | ||
15 | Вакуум полезен: хранение продуктов питания. | 1 ч | Дети узнают, что вакуум можно использовать для хранения пищевых продуктов. | ||
16-17 | «Волшебные опыты» - давление воздуха. | 2 ч | Знакомство с экспериментами, в которых давление воздуха – причина удивительных эффектов. | ||
Итого: | 17 ч |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Экспериментальная площадка» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- учить применять взаимосвязи, которые должны быть интересны детям в повседневной жизни.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях:
- приобретение школьником социальных знаний;
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
Методические рекомендации
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Экспериментальная площадка» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Экспериментальная площадка» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Интернет – ресурсы для реализации программы
- Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
- Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
- «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
- Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
- Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районная опытно-экспериментальная площадка "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе"
Районная опытно-экспериментальная площадка....
план работы региональной экспериментальной площадки "Формирование ключевых компетентностей в рамках инновационных программ""
Материал будет интересен руководителям экспериментальных площадок....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-89262-1351439301.jpg)
Участие составе творческой группы в рамках городской экспериментальной площадки по теме "Шестилетняя начальная школа" Создание условий равных возможностей при поступлении детей в первый класс".
Данная презентация подготовлена для выступления в Институте качества образования как промежуточный отчет об участии в проекте "Шестилетняя начальная школа - приоритетная модель решения организаци...
Программа экспериментальной площадки по теме «Построение об-разовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»
Программа экспериментальной площадки по теме «Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»...
Итоги работы Экспериментальной площадки Механизм реализации ФГОСНОО на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон"
Итоги работы экспериментальной работы по реализации надпредметного курса " Мир деятельности"1 этап работы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/24/picture-275541-1374645858.jpg)
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137872-1352129435.jpg)
Анализ деятельности экспериментальной площадки Объединение профессионалов, содействующих системе Л. В. Занкова
Анализ деятельности экспериментальной площадки Объединение профессионалов, содействующих системе Л. В. Занкова раскрывает направления методической работы учителей, работающих в данно...