Презентация Мышление
презентация к уроку

Панфилова Анастасия Сергеевна

Презентация Мышление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panfilova_a.s._7161_myshlenie.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт-Петербург 2022 год Работу выполнила: Панфилова Анастасия Сергеевна Студентка I курса Заочного отделения Группа 7161

Слайд 2

Природа мышления Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет, если к листу бумагу поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем.

Слайд 3

Мышление Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. Этот многоступенчатый переход — от единично го к общему и от общего опять к единичном у — осуществляется благодаря особому психическому процессу — мышлению.

Слайд 4

Мышление — высшая ступень человеческого познания ; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений. Общая характеристика мышления как психического процесса Особенности обобщенное отражение действительности опосредованное познание объективной реальности решение той или иной задачи вопрос, ответ на который является целью мышления с вязь с речью Формы понятие суждение у мозаключение Мыслительные операции Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Конкретизация

Слайд 5

Р ечь - орудие мышления. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, Что мысли всегда облекаются в речевую форму , даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами , т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова . Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. Составим план! 1. Установить определенную длину маятника. 2. Линейкой измерить длину от точки подвеса до нижнего края шарика…… …………. И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.

Слайд 6

Можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами. Вы должны предоставить мне отчёты по продажам к 18:00! 1 2 3 1. мотив высказывания, например, необходимость решить какую-либо проблему Процесс выражения мысли словами 2 . мысль и общая схема того содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании. (внутренняя речь) 3. появления развернутого внешне речевого выражения мысли. Анализ продаж за предыдущий месяц показал ….

Слайд 7

Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует . Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением. Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды По форме По характеру По степен развёрнутости По степени новизны Наглядно-образное Наглядно-действенное Абстрактно-логическое Теоретическое Практическое Дискурсивное Интуитивное Репродуктивное продуктивное Основные виды мышления

Слайд 8

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его разв ития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия . Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название . Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим поня тием. Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предм ет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по территории России.

Слайд 9

Усвоение понятий усвоить понятие можно двумя путями: Л ибо нас специально учат чему-либо, на основе чего формируется понятие либо мы в процессе деятельности самостоятельно формируем понятие, опираясь на собственный опыт.

Слайд 10

Каким путем будет происходить усвоение, зависит от того, чему учится человек . Специальное обучение служит средством научения «ядрам понятий» ( общим понятиям ), тогда как в личном опыте мы приобретаем «прототипы » ( единичные понятия ) волк — это злой и опасный хищник Кто такой волк? ядро понятия Но они же совсем беспомощные и лохматые и не похожи на опасных животных .. прототип

Слайд 11

Усвоения понятий через практический опыт С тратегия экземпляра Мебель с тол стул Красивый стол

Слайд 12

Проверка гипотезы По мере взросления человек начинает пользоваться другой стратегией — проверкой гипотезы . Он изучает известные примеры понятия , ищет признаки, относительно общие для них ( например, многие предметы мебели находятся в жилых пространствах), и выдвигает гипотезу, что именно эти общие признаки характеризуют данное понятие . Затем он анализирует новые объекты, отыскивая в них эти критические признаки , и сохраняет выдвинутую гипотезу , если она ведет к правильной категоризации нового объекта, или заменяет ее, если она не подтверждается. Эта стратегия , таким образом, основана на абстракциях.

Слайд 13

Помимо механизмов формирования понятий существуют и факторы, которые способствуют или препятствуют усвоению понятий . Можно назвать несколько факторов и условий, способствующих успешному усвоению понятий. Факторы успешного освоения понятия варьирование признаков предмета использование наглядности Скорость Механическая энергия Металл … Чем с большим числом признаков предмета мы встретимся в практическом опыте , тем более полное понятие у нас будет сформировано о данном предмете. Использование наглядности при усвоении понятий позволяет сформировать образы, которые дают отчетливое знание признаков предмета, его качеств и свойств.

Слайд 14

Однако овладеть понятием — это значит не только уметь назвать его признаки, пусть даже весьма многочисленные , но и уметь применять понятие на практике , т. е. уметь оперировать им . Как правило , наши затруднения с применением на практике понятий связаны с новыми, необычными условиями , в которых необходимо оперировать имеющимся у нас понятием. Причем применение понятия на практике в различных условиях является не только показателем степени его усвоения, но и средством достижения наилучшего усвоения этого понятия. Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является его осознание. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысл. Поэтому осознание поня тия может рассматриваться как наивысшая ступень в формировании понятий , как звено, соединяющее понятие и понимание . В современной науке понимани е трактуется как способность постичь смысл и значение чего- либо, а приведенное выше определение полностью отражает суть суждения. Если понимание — это с пособность , то суждени е — это результат данной способности .

Слайд 15

«интеллект» intellectus – «разумение», «понимание», «постижение» Будет ли верным, если все проявления нашего мышления мы будем считать интеллектом? И будет ли верным, если, наоборот, определенные проявления мышлени я мы не будем относить к интеллекту? Мышлени е формирует понятия о предметах и понимание их взаимосвязей. В то же время имеющиеся у нас понятия являются исходной платформой для формирования нашего поведения , поскольку, формируя сознательное поведение, мы активно используем разнообразные понятия. Таким образом, можно утверждать, что мышление непосредственно задействовано в процессе адаптации . Причем его участие в адаптации не ограничивается лишь формированием базовых понятий . При формировании поведения человек исходит из существующих в обществе моральных ценностей , своих личных интересов и тех задач, которые ему необходимо решить. Следовательно, формирование поведения и выбор путей достижения цели происходят при многократном взвешивании вариантов и анализе всех исходных понятий. При этом главную роль в этих процессах играет мышление . Таким образом, адаптация человека, его поведение, его созидательная деятельность, носящие сознательный (разумный) характер, тесно связаны с процессом мышлени я. Поэтому часто, когда мы говорим «разум», «ум», мы подразумеваем процесс мышлен ия и его особенности. Под интеллектом мы будем понимать совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека . Поэтому, связывая интеллект с мышлением, целесообразно соотнести его с познавательной деятельностью человека, т. е. с областью проявления мышления, которая связана с переработкой информации и решением определенных умственных задач — областью, которая в определенной степени может быть вычленена из всего потока психических процессов и изучена самостоятельно.

Слайд 16

В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической теории деятельности . С позиций психологической теории деятельности мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия. Следовательно , мышление как высший психический процесс формируется в процессе деятельности . Параллельно с теоретическими поисками постоянно ведутся экспериментальные исследования процесса мышления. Так, в начале XX в. французские психологи А. Вине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Причем все тесты, предназначенные для исследования мышления , можно разделить на несколько групп. Прежде всего это тесты достижения, свидетельствующие о наличии у человека определенного объема знаний в той или иной научно практической области. Другую группу составляют интеллектуальные тесты, предназначенные в основном для оценки соответствия интеллектуального развития обследуемого биологическому возрасту . Еще одна группа — это критериально-ориентировачные тесты, предназначенные для оценки способности человека решать определенные интеллектуальные задачи.

Слайд 17

Следует отметить, что, несмотря на многочисленные теоретические поиски и экспериментальные исследования, единого мнения о структуре и природе мышления нет . Бесспорным в настоящее время является то, что мышление — это один из высших познавательных психических процессов, оказывающий существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления можно выделить определенные умственные операции. виды умственных операций Сравнение опосредованное непосредственное Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Например , совершенно неправильно сравнивать расстояния до двух различных объектов, используя для определения расстояния в одном случае метры (или километры), отделяющие вас от объекта , а в другом — время, которое вам потребуется, чтобы до него дойти. Поэтому непременным условием для успешного осуществления операции сравнения является необходимость выделения существенных признаков сравниваемых предметов.

Слайд 18

Обнаружив сходство предметов но какому-либо одному или нескольким признакам, мы часто допускаем мысль о том, что это сходство будет присутствовать и при сравнении по другим признакам сравниваемых предметов или явлений. В подобных случаях мы выполняем умозаключение по аналогии . Так, исходя из того, что форма лунных гор сходна с формой земных вулканов, было высказано мнение о том, что и причины возникновения лунных гор сходны с причинами возникновения земных вулканов. Однако при использовании аналогии нас часто могут поджидать ошибочные умозаключения. Возникает вопрос: «От чего зависит достоверность умозаключений по аналогии?» Достоверность умозаключений по аналогии зависит от того, насколько взаимообусловлены между собой признаки, которые мы наблюдаем в сравниваемых предметах. Так, формы всех земных вулканов похожи друг на друга потому, что они имеют одинаковое происхождение, т. е. форма вулканов и их происхождение взаимообусловлены.

Слайд 19

Абстракция и конкретизация Абстракция — это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рассматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств Таким образом, с помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информации, т. е. отвлечься, или абстрагироваться, от других признаков получаемой нами информации. Сформированные нами конкретные понятия в дальнейшем используются при образовании и усвоении так называемых абстрактных понятий, которые существенно отличаются от конкретных понятий. к онкретное понятие абстрактное понятие П ри осуществлении операций абстракции мы можем столкнуться с ошибками двоякого рода . В одних случаях, усваивая определенные понятия (теоремы, правила и т. д.), мы не можем отвлечься от конкретных примеров или информационного фона, с использованием которого производится (формирование данного понятия, в результате чего мы не можем использовать сформированное понятие в других условиях.

Слайд 20

Анализ и синтез Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Синтез — это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе. Например, когда вы, плохо зная английский, слышите разговор на этом языке, вы стараетесь прежде всего выделить в прозвучавшей фразе знакомые слова, а лишь затем воспринять слова менее знакомые и в дальнейшем попытаться их осмыслить. В этом проявляются функции анализа. Однако одновременно с этим вы пытаетесь сложить в единое целое смысл услышанных вами слов и составить осмысленную фразу. В данном случае вы используете другую мыслительную операцию — синтез. Следовательно, мы можем утверждать, что на протяжении всей жизни человек постоянно использует анализ и синтез. Данные операции по своей сути могут быть практическими и теоретическими (умственными). При этом следует иметь в виду, что анализ и синтез, как умственные операции, всегда связаны с другими мыслительными действиями. Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистичным. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, а точнее, ломает игрушки. Разобрав на отдельные части игрушку, маленький ребенок никак не использует их дальше. В свою очередь, синтез не может являться механическим соединением частей и не сводится к их сумме. При правильном соединении отдельных частей машины, т. е. при их синтезе, получается не груда металла, а машина, способная передвигаться или выполнять определенные операции.

Слайд 21

Конкретизация - является процессом, противоположным абстракции. Конкретизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению . В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. с тол письменный стол обеденный стол журнальный столик

Слайд 22

Индукция и дедукция В мыслительных операциях принято различать два основных вида умозаключений : индуктивные, или индукцию, и дедуктивные, или дедукцию. Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи Следует отметить, что в процессе индукции мы можем допустить определенные ошибки и сделанное нами умозаключение может оказаться недостаточно достоверным. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки предметов и явлений.

Слайд 23

Дедукция — это умозаключение , сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Например, зная то, что на три делятся все числа, сумма цифр которых кратна трем, мы можем утверждать, что число 412815 разделится на три. В то же время зная, что все березы сбрасывают листву на зиму , мы можем быть уверены в том, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы. Следует иметь в виду, что дедуктивные суждения часто наталкиваются на определенные затруднения . Эти затруднения вызваны тем, что наблюдаемый нами случай не осознается как случай , попадающий под действие того или иного общего положения. Например, в своих экспериментах Л. И. Божович спрашивала у учеников о том, какая борона разрыхляет землю глубже — та, которая имеет 60 зубьев, или та, которая имеет 20 зубьев. Чаще всего ученики затруднялись давать ответы или давали неверные ответы, хотя хорошо знали, что чем больше площадь опоры, тем меньше давление на единицу поверхности.

Слайд 24

Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а следовательно , с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно . Опишите закон, устанавливающий прямую зависимость силы упругости от значения деформации! Значения чего ? Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения . Что является источником возникновения вопросов? Существуют два таких источника: практика и знания. Как правило, в ходе решения практических задач мы «включаем» мышление и пытаемся решать то, что еще никогда не решали. С другой стороны, для того чтобы правильно поставить вопрос, мы должны обладать необходимой для этого суммой знаний.

Слайд 25

Когда мы не имеем необходимой для решения вопроса информации, мы обычно высказываем предположение . Предположение — это умозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когда у нас нет всех необходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточной информации. Практика является наиболее объективным доказательством истинности наших умозаключений. При этом мы можем использовать практику и в качестве прямого доказательства верности наших суждений , как это было в случае с К. Э. Циолковским, и в качестве косвенного доказательства. Например , для того чтобы проверить предположение о наличии электрического тока в розетке, мы включаем лампу и на основании того, загорится она или нет, делаем соответствующий вывод . В результате этого у ученика формируются навыки практического мышления.

Слайд 26

Развитие мышления Начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями . При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает проявляться уже в конце первого года жизни На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение . В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция , которые к трем — трем с половиной годам достигают уже достаточно высокого уровня развития . На основании изложенной информации мы можем выявить несколько наиболее существенных особенностей мышления ребенка дошкольного возраста . Так, существенной особенностью мышления ребенка является то, что его первые обобщения связаны с действием . Ребенок мыслит действуя. Другая характерная особенность детского мышления — его наглядность. Наглядность детского мышления проявляется в его конкретности. Ребенок мыслит, опираясь па единичные факты , которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми.

Слайд 27

Следует отметить, что с окончанием школы у человека сохраняется возможность развития мышления . Однако динамика этого развития и ее направленность зависят уже только от него самого. В настоящее время современная наука уделяет достаточно много внимания вопросу развития мышления . В последние годы появился целый ряд новых концепций развития мышления . Активное формирование новых подходов наблюдается в рамках разработки проблемы искусственного интеллекта . Одной из наиболее ярких концепций такого типа является информационная теория интеллектуально-когнитивного развития, предложенная Кларом и Уоллесом. Авторы данной теории предполагают, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными иерархически организованными типами продуктивных интеллектуальных систем. К их числу относятся : система обработки воспринимаемой информации и переключения внимания с одного ее вида на другой; система, ответственная за постановку целей и управление целенаправленными действиями; система, отвечающая за изменение существующих систем первого и второго типов и создание новых подобных систем. В рамках данной теории был выдвинут ряд гипотез, касающихся Особенностей функционирования систем третьего типа. В том числе: 1. В период, когда обработка поступающий извне информации не производится (например, человек спит), системы третьего типа занимаются переработкой ранее поступившей информации. Причем эта процедура всегда предшествует умственной активности. 2. Цель этой переработки заключается в выявлении следствий предыдущей активности, являющихся наиболее устойчивыми, а также в определении характера согласованности между вновь выявленными устойчивыми элементами. 3. На основании осуществленных выше операций на последующем этапе происходит порождение новой системы первого или второго типа. 4. Формируемая новая система более высокого уровня включает в себя в качестве элементов предшествующие системы.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология развития критического мышления"

Презентация является итогом работы творческой группы учителей начальной  школы по изучению технологии критического мышления....

презентация "Проблемный урок, как средство активизации мышления"

Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе являестя проблемный урок. Такая организация учебного процесса направлена на активизацию мыслительной деятельн...

презентация "развитие пространственного мышления"

Эта презентация содержит задания на развитие пространственного мышления, которые могут быть использованы на уроках....

презентация по теме "Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактических игр на уроках математики в системе развивающего обучения"

Ведущая педагогическая идея:повысить творческую активность обучающихсяв процессе приобретения математических знаний, умений и навыковчерез игровую деятельность....

презентация на тему "Развитие критического мышления через чтение и письмо"о

Данная презентация  содержит описание технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", описаны  такие приемы, как кластер, корзина идей, синквейн, диаманта....