Анализ работы творческой лаборатории
методическая разработка

Анализ

работы творческой лаборатории

по теме «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_tl_2018-2019_uch._god.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ

работы творческой лаборатории

учителей МБОУ «Излучинская ОНШ»

по теме «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Творческая лаборатория работала по вышеуказанной теме с целью совершенствования организационно-методических условий обучения в рамках освоения  ФГОС для младших школьников  с ОВЗ; реализации  адаптированной образовательной среды в начальных классах  в рамках освоения  ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

  1. Создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по введению ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
  2. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
  3. Корректировка  рабочих  программ, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС для обучающихся  начальной школы с ОВЗ.
  4. Внедрение в практику  работы всех учителей ТЛ современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся.
  5. Организация обучения учителей на курсах повышения квалификации, семинарах и мастер-классах.
  6. Создание действующей системы динамического мониторинга формирования метапредметных умений, жизненно – важных компетенций, базовых учебных действий.

Для успешной реализации поставленных задач был составлен план

работы ТЛ, распределены вопросы между членами ТЛ по вышеуказанной проблеме. За время работы МО было проведено 5 заседаний (см. план), также проводилась межсекционная работа по теме «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

        Были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
  2. Нарушение и коррекция письма детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Использование здоровьесберегающих технологий как способ формирования адаптивной среды на уроках.
  4. Системно-деятельностный подход в организации обучения детей с ОВЗ.
  5. Типология уроков в начальной школе (ФГОС ОВЗ).
  6. Основные дидактические требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС ОВЗ.
  7. Методы и приемы современного урока в начальной школе для детей с ОВЗ в рамках освоения ФГОС.
  8. Особенности формирования познавательных УУД у детей с особыми образовательными потребностями.

9. Развитие и коррекция осознанного выразительного навыка чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ через использование метода проектов.

10. Использование ИКТ при формировании вычислительных навыков у учащихся начальных классов с ОВЗ.

11. Планируемые результаты как основа оценки достижений стандарта.

 

        Педагог-психолог, Тишкина Е.А. раскрыла структуру индивидуального образовательного плана, приемы и методы обучения, рассказала о коррекционной работе с такими обучающимися.

Учитель-логопед, Неугодова Н.Н. подробно остановилась на наиболее распространенных видах нарушения речи у школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Наталья Николаевна рассказала о видах нарушений письма у детей с ограниченными возможностями здоровья и их проявлении в период обучения в начальной школе, об основных направлениях работы по устранению причин нарушений письма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, о методах и приемах коррекции нарушений письма.

Учитель физической культуры, Итченко С.Д. рассказала о методах позитивной психологической поддержки ученика на уроке, об учете индивидуальных особенностей младшего школьника и дифференцированном подходе к детям с разными возможностями, а также принципе двигательной активности на уроке.

1.Урок – зона психологического комфорта. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке.

2. Медитативно - релаксационные упражнения.

3. Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания.

4. Двигательная активность учеников на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.

Аблахатова Г.С. рассказала о системно-деятельностном подходе в организации обучения детей с ОВЗ

        В условиях инклюзивного образования можно использовать такие технологии системно-деятельностного подхода, как:

- предметно-практическая деятельность;

- работа с Монтессори-материалом;

- театрализованная деятельность;

- работа с портфолио;

- песочная игротерапия;

- танцевально-двигательные техники;

- проектная деятельность и другие.

        Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Большая работа проводится по изучению техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными электроприборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, стеклянной посудой, кипятком, умение оказать первую медицинскую помощь, знать, к какому врачу и когда обратиться, уметь приготовить простой бутерброд и правильно заварить чай, сварить компот, уметь пользоваться банкоматом и банковской карточкой, знать в какую организацию с какой проблемой можно обратиться, умение написать заявление, объявление, подписать конверт и многое другое, так необходимое в жизни.

Коринчук И.А. предложила педагогам типологию уроков в начальной школе (ФГОС ОВЗ):

  1. Урок ознакомления с новым материалом
  2. Урок закрепления изученного
  3. Урок применения знаний и умений
  4. Урок обобщения и систематизации знаний
  5. Урок проверки и коррекции знаний и умений
  6. Комбинированный урок
  7. Урок – экскурсия
  8. Урок с дидактической игрой
  9. Интегрированный урок
  10. Урок - соревнования

Инна Алексеевна рассказала структуру каждого типа урока и основные дидактические цели.  

Магрупова Ю.Ф. раскрыла основные дидактические требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС ОВЗ.

        Основные требования, предъявляемые к построению современного урока:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;
  • урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • в приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • осуществляется практический, деятельностный подход.
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.
  • урок должен иметь результат!

        Специальные требования:
1. Замедленность темпа обучения
2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.
3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.
4. Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка.
5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.
6. Опора на более развитые способности ученика.

        Кыналы В.Д. остановилась на методах и приемах современного урока в начальной школе для детей с ОВЗ в рамках освоения ФГОС.

        Методы и приемы современного урока

1.   Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.

2.  Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения

3.  Использование подражательности, свойственной  детям, с тяжёлой умственной отсталостью.

4.  Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

5.   Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

6.  Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.

7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время

8.  Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.

9.  Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Каждый ребёнок выполняет задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

        Бондаренко С.В.. рассказала, что в качестве критериев сформированности УУД рассматриваются:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

        Учитывая особенности коррекционного образования, при формировании УУД обучающихся с ОВЗ рекомендуется применять следующие формы и способы:

  • дифференцируемый подход к обучению;
  • применение специальных технологий в обучении, для стимулирования самостоятельной деятельности обучающихся;
  • формирование практических умений, способствующих становлению личности.

        Прокопчук Л.В. сообщила, что учащиеся с ЗПР способны овладеть основными составляющими сознательности чтения, но недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой.

        Упражнения по совершенствованию техники чтения разделённые на группы:

        1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата.

        2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения.

        3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия.

        4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях.

5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста.

6 группа. Очень любят дети игровые упражнения следующего плана. Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера (анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады).

Елена Николаевна раскрыла применение ИКТ на уроках, которые усиливают:

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

        Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

- Принцип равенства позиций

- Принцип доверительности

- Принцип обратной связи

- Принцип занятия исследовательской позиции.

        Реализация этих принципов просматривается при формировании вычислительных навыков, где применяется ИКТ.

        Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

- обеспечивает наглядность;

- привлекает большое количество дидактического материала;

- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;

- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

        Применение ИКТ:

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

- формирует навык исследовательской деятельности;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- способствует повышению качества образования.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

        Морозова О.В. остановилась на планируемых результатах как основе оценки достижений стандарта

        Система оценивания строится на следующих принципах:

  • Оценивание является постоянным процессом.

В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

  • Оценивание может быть только критериальным.

Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

        При обсуждении вопроса по реализации задач за «круглым» столом члены ТЛ высказывали свои мнения. Они считают, что работа творческой лаборатории  была направлена на реализацию задач, обеспечивая продуктивное сотрудничество. Каждый учитель совершенствовал свое мастерство, участвуя в школьных семинарах и районном методическом объединении, педагогических советах, демонстрируя открытые учебные занятия, занятия по внеурочной деятельности, внеклассные мероприятия по предметам, обсуждая вопросы теоретического характера. Проведение заседаний ТЛ дают много интересного и полезного для реализации программы.

        

Руководитель МО:                                                 О.В. Морозова

Секретарь МО:                                                Е.Н. Михайлова

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ творческой лаборатории учителей начальных классов по теме «Системная интеграция информационно – коммуникационных технологий в целях повышения качества обучения.»

Цели: Проектирование, внедрение, изучение и распространение в работе учителей инновационных методик, приобщение преподавателей к использованию ИКТ в работе.Задачи работы творческой лаборатории по теме...

Анализ работы творческой группы

анализ работы творчекой группы...

Анализ работы творческой группы учителей начальных классов 2017-2018 уч.год.

Анализ работы творческой группы учителей начальных классов 2017-2018 уч.год....

План работы творческой лаборатории "Социокультурные истоки"

План работы творческой лаборатории «Социокультурные истоки»на 2017 – 2018 учебный годТема: «Развитие стержневой основы программы «Социокультурные истоки» ...

Анализ работы творческой лаборатории "Социокультурные истоки"

Анализ работы районной творческой лаборатории «Социокультурные истоки»по теме: «Развитие стержневой основы программы «Социокультурные истоки» в контексте Федерального гос...

План работы творческой лаборатории учителей начальных классов

ПЛАН РАБОТЫ творческой лаборатории  учителей начальных классов по теме«Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в МБОУ «Излучинская ОНШ» средствами УМ...