Анализ работы творческой группы учителей начальных классов 2017-2018 уч.год.
методическая разработка на тему

Гончаренко Елена Юрьевна

Анализ работы творческой группы учителей начальных классов 2017-2018 уч.год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ  работы творческой группы учителей начальных классов  МБОУ - СОШ № 4 х. Малоорловский

за 2017– 2018 учебный год.

    Работа творческой группы учителей начальных классов – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Она направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ТГ в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального образования, воспитания и развития обучающихся.

         Идеальным можно назвать учителя, который не только умеет грамотно спланировать и организовать свою работу, но и обладает высоким уровнем теоретических знаний, информационной компетентностью, самореализуется творчески, при этом самокритичен, находится в постоянном поиске и готов учиться чему-то   новому. Приблизить каждого педагога к идеалу школьного учителя, поднять его самооценку, повысить уровень профессионального мастерства была призвана работа нашей творческой группы.

        ТГ  учителей начальных классов в 2017 – 2018 учебном году работала над  темой: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС  НОО».

Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

       В соответствии с  целью творческая группа ставила перед собой и решала следующие задачи:

  • Создать условия для личностного развития членов творческой группы, их самореализации.
  • Совершенствовать  учебно-воспитательный  процесс  на основе внедрения современных педагогических технологий с учётом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов,  образовательных возможностей, состояния здоровья.
  • Продолжить работу по изучению и внедрению в образовательный процесс приёмов и методов формирования УУД.
  • Развивать творческую  активность учителей, поддерживать распространение педагогического опыта.
  • Продолжить работу по совершенствованию системы внеурочной деятельности, воспитательной работы с целью формирования ученического коллектива и  творческой самореализации детей.
  • Совершенствовать воспитательный процесс в формировании духовно-нравственных ценностей и патриотизма учащихся:
  • Продолжать активную  работу с одаренными детьми и их сопровождение в течение всего периода обучения в начальной школе.
  • Вовлекать одаренных обучающихся с высоким уровнем познавательных способностей в различные конкурсы, школьные и дистанционные олимпиады.

  Реализация  целей  и задач  ТГ осуществлялась  согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно – правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.

Состав творческой группы учителей начальных классов:

№п/п

Ф.И.О. учителя

Стаж

Должность

Категория

Образование

1

Воробьева Т.Н.

37

Учитель

нач. кл.

1

высшее

2

Васильченко  О.В.

17

Учитель

нач.кл.

1

высшее

3

Токаренко О.М.

5

Учитель

нач. кл.

_

ср. спец.

4

Антоненко О.С.

3

Учитель

нач. кл.

_

ср.спец.

5

Агеева Е.В.

28

Учитель

нач.кл.

-

ср. спец.

6

Тимощук Т.А.

33

Учитель

нач. кл.

_

ср. спец.

7

Гончаренко Е.Ю.

35

Учитель

нач. кл.

1

высшее

Деятельность  ТГ учителей  начальных классов  строилась в соответствии с планом методической работы школы. В течение года было проведено 5 плановых заседаний, на которых обсуждались актуальные вопросы.

Заседания ТГ были посвящены следующим темам:

  1. Планирование и организация  работы на 2017  – 2018  учебный год.
  2. Формирование читательских компетенций в начальной школе.
  3. Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся.
  4. Развитие одарённости в системе начального образования.
  5. Результаты деятельности творческой группы учителей начальных классов.

Анализ информации показывает, что тематика заседаний МО определялась задачами методической работы  школы. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие, повышение качества учебно-воспитательного процесса по предметам.

На I заседании был утверждён план работы ТГ на 2017 -2018 учебный год.

В ходе заседания были утверждены темы самообразования учителей на текущий учебный год.

  1. Антоненко Ольга Сергеевна: «Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии».
  2. Агеева Елена Викторовна: «Словарная работа на уроках русского языка».
  3. Васильченко Ольга Владимировна: «Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе».
  4. Воробьёва Татьяна Николаевна: «Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности ».
  5. Гончаренко Елена Юрьевна: «Групповая работа как средство формирования УУД».
  6. Токаренко Ольга Михайловна: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС НОО».
  7. Тимощук Татьяна Александровна: «Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО».

  Темы для самообразования, выбранные педагогами ТГ, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями начальных классов, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.

На II заседании,  ключевая тема которого была «Формирование читательских компетенций в начальной школе»,  руководителем ТГ  учителей начальных классов Гончаренко Е.Ю., совместно с членами ТГ  была организована  и проведена работа,  в  ходе которой были освещены следующие вопросы:

  1. О понятии «Читательская компетентность».
  2. О  формировании УУД на уроках литературного чтения.

  Коллеги получили возможность познакомиться с эффективными методами и приёмами по формированию читательской компетентности учащихся.  В результате  применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть привычка к чтению. Человека, владеющего техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Ключевая тема III заседания:  «Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся».Форма проведения –  теоретический семинар.

В ходе  теоретического семинара педагоги рассмотрели  вопрос мотивации учения в современной школе, познакомились с понятийным аппаратом проблемы, назвали пути и факторы воздействия на мотивацию ребёнка. Активную позицию в работе творческой группы заняли педагоги Токаренко О.М., Гончаренко Е.Ю.

   Практической частью работы ТГ послужил открытый урок  Гончаренко Е.Ю., проведённый в 3 «б» классе по теме «Различение склонений имён существительных».

В ходе обсуждения данного урока было отмечено, что учитель владеет знаниями, необходимыми для преподавания предмета, достаточно эрудирован, обладает  достаточно высоким уровнем владения  методикой преподавания.При анализе данного урока отмечены современность и продуктивность  урока, заинтересованность учащихся в работе по теме урока. Данный урок был оценен коллегами как урок достаточно высокого уровня.

   В ходе данного заседания было уделено внимание вопросам подготовки к ВПР в 4 классе. Опытом работы поделилась  Воробьёва Т.Н. Татьяна Николаевна составила алгоритм подготовки к ВПР и поделилась с коллегами. Далее рассказала о видах работ, которые можно использовать на уроках при подготовке к ВПР.

ТемаIV заседания: « Развитие одарённости в системе начального образования».Форма проведения – круглый стол.

Руководитель  ТГ  учителей начальных классов Гончаренко Елена Юрьевна начала заседание круглого стола  с определения  одной из задач современной школы– выявление одарённых детей, организация  системной работы.

Агеева Е.В.,  учитель 2 класса, ознакомила коллег с классификацией типов одарённости. Елена Викторовна отметила, что целью работы по развитию одарённости в начальной школе в условиях реализации ФГОС является обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности. Учителя начальных классов поделились опытом работы по выявлению и поддержке одарённых детей в классе.

  Тимощук Татьяна Александровна, учитель 4 «б» класса,  поделилась опытом работы по  отработке механизма учёта индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе(ученическое портфолио).В ходе обсуждения опыт работы Агеевой Е.В., Тимощук Т.А. с одарёнными детьми был признан коллективом творческой группы положительным.

Тема V заседания «Результаты деятельности творческой группы учителей начальных классов». Оно было проведено в форме «Свободного микрофона». Были представлены отчёты членов ТГ по темам самообразования.

Представленный опыт педагогов по темам самообразования говорит о кропотливой работе педагогов по реализации планов самообразования. Педагоги изучают и используют в своей деятельности современные педагогические технологии, инновационные приемы работы, что способствует формированию положительной мотивации детей к обучению, развитию УУД, формированию общеучебных умений. Поэтому опыт учителей ТГ в ходе обсуждения был признан положительным.

   В целом, рассмотренные на заседаниях ТГ теоретические аспекты, а также проведенные практикумы позволили педагогам совершенствовать педагогическое мастерство, эрудицию, компетенции в области преподавания предметов, изучаемых в начальных классах. План работы ТГ учителей начальных классов  2017 – 2018 учебном году выполнен в полном объеме.

 Руководителем творческой группы создан мини-сайт и размещены материалы творческой группы за 2017 – 2018 учебный год по адресу https://nsportal.ru/goncharenko-elena-yurevna

Члены творческой группы учителей начальных классов активно участвуют в методической работе района. Так, в 2017 -2018 учебном году педагоги ТГ приняли активное участие в Кустовом МО учителей начальных классов. Учителя Воробьёва Т.Н. и Васильченко О.В. в практической части заседания показали открытые уроки. Воробьёва Т.Н. провела урок математики в 4 «а» классе по теме: «Решение задач». Качественными моментами урока были: мобилизующее начало, использование мультимедийной презентации, достаточно эффективная работа в группах. Данный урок способствовал развитию у обучающихся логического мышления, умения анализировать, делать выводы. Учитель ведет кропотливую работу по формированию предметных и метапредметных УУД. Урок соответствовал системно-деятельностному подходу в обучении. Обучающиеся были достаточно активны и организованы на разных этапах урока, показали умения самостоятельной работы. Урок членами МО оценен как достаточно высокого уровня.

Васильченко О.В. было проведено открытое занятие внеурочной деятельности объединения «Литературная шкатулка» в 3 «а» классе по теме «По сказочным тропинкам». Внеклассное  занятие соответствовало возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.  Ход  мероприятия был тщательно продуман,  материал чётко структурирован, последовательно пройден каждый этап.  Данное  мероприятие способствовало развитию познавательного интереса к предмету, задания, отобранные учителем, носили развивающий характер, способствовали реализации метапредметных связей.  Педагог на высоком уровне владеет методикой проведения развивающих занятий. Внеклассное мероприятие членами МО оценено как высокого уровня.

   Гончаренко Е.Ю. выступила с сообщением по теме: «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе»». Её выступление сопровождалось мультимедийной презентацией, которая позволила наглядно представить различные формы, приёмы и методы, используемые учителем на своих уроках. Выступление имело практическую значимость, позволило членам МО достаточно высоко оценить опыт работы педагога.

   Кроме того члены ТГ участвовали в районном семинаре заместителей директора по воспитательной работе, проведенного на базе школы. Васильченко О.В. было проведено открытое занятие внеурочной деятельности в 3 «а» классе по теме «Сказочный винегрет». В ходе мероприятия особую роль педагог отводит развитию коммуникативных умений, умению работать в группе.  При анализе данного мероприятия была  отмечена  актуальность в условиях реализации ФГОС, воспитательная значимость.  Работа учителя получила высокую оценку.

  В 2017-2018 учебном году  обучающиеся 4 классов приняли участие в процедуре оценки качества общего образования – Всероссийских проверочных работах. Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения ФГОС за счёт предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. В апреле 2018 года  проведены ВПР по учебным предметам (русский язык, математика, окружающий мир).

Результаты достижений 4-классников по ВПР по предметам таковы:

«5»

«4»

«3»

«2»

подтвердили

повысили

понизили

Русский язык

4 «а»

4 «б»

-

-

8

4

7

3

1

2

13 (81%)

5 (55%)

1 (13%)

2 (22%)

2 (13%)

2 (22%)

Математика

4 «а»

4 «б»

4

2

6

3

6

4

-

-

11 (69%)

2 (22%)

2 (13%)

-

3 (19%)

7 (77%)

Окружающий мир

4 «а»

4 «б»

1

-

9

1

6

8

-

-

5 (31%)

2 (22%)

1 (6%)

-

10 (63%)

7 (68%)

Анализ информации показывает, что обучающиеся справились в целом с данным видом работы, но в то же время большое количество учеников не подтверждают четвертные оценки по математике в 4 «б» классе, и по окружающему миру в 4 –х классах.   В следующем учебном году необходимо продолжить работу по подготовке к ВПР по предметам с целью повышения качества обучения в начальной школе.

Педагоги творческой группы систематически занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогического мастерства.

  В 2017 - 2018 учебном году успешно прошла процедуру аттестации на I  квалификационную категорию учитель 1 класса   Васильченко О.В.

   В 2017 -2018 учебном году учителя начальных классов прошли курсовую подготовку в очной форме:

  • Васильченко О.В. прошла  курсы повышения квалификации в Государственном бюджетном учреждении профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  работников образования» по программе «Педагогика и методика начального образования» по проблеме «Современный урок в начальной школе в условиях реализации ФГОС  НОО» в объёме 72 часов.
  • Воробьёва Т.Н. посетила  курсы повышения квалификации в Государственном бюджетном учреждении профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  работников образования» по программе «Педагогика и методика начального образования» по проблеме «Современный урок в начальной школе в условиях реализации ФГОС  НОО» в объёме 72 часов.

Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства учителей, их ориентации на решение современных задач образования, что, в конечном счете, направлено на повышение качества образовательного процесса.

   Члены ТГ в своей педагогической деятельности активно распространяют собственный педагогический  опыт, совершенствуя своё педагогическое  мастерство, участвуют в дистанционных конкурсах.

Васильченко Ольга Владимировна –активный участник всероссийского педагогического сообщества «Урок РФ». Личная страница участника в сообществе – http: //урок. Рф/user/ 149896/, где опубликованы разработки «Урок математики. «Изображение данных с помощью диаграмм», «Классный час. Спешите делать добро». Здесь же учитель принимает активное участие в педагогических конкурсах:

- участник всероссийского конкурса для классных руководителей на лучшую разработку классного часа по духовно-нравственному воспитанию;

- участник всероссийского конкурса для педагогов на лучший сценарий мероприятия  «8 Марта – мамин день»;

- участник всероссийского дистанционного конкурса для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку урока  с мультимедийным сопровождением.

Кроме того, Ольга Владимировна приняла участие воВсероссийском конкурсе Образовательного портала «Учсовет» по теме «Использование педагогических технологий  для реализации требований ФГОС» - 2 место;

- в Международной профессиональной олимпиаде для работников образовательных организаций на сайте www. Kssovvshka.ru по теме «Проектная деятельность учащихся» - диплом 1 степени;

- во Всероссийской олимпиадесетевого издания«Педагогическая практика» в номинации «Современный урок в начальной школе по ФГОС» - 1 место.

 Васильченко О.В. имеет систематически обновляющийся персональный сайт на платформе Инфоурок, где размещены следующие методические разработки:

-   «Сценарий новогоднего праздника для начальной школы»,

«Рабочая программа по математике»,

«Рабочая программа по окружающему миру»,

«Презентация к празднику 8 Марта».

Педагог в истекшем учебном году опубликовала авторскую разработку урока в печатном издании  научного сборника «Современная школа России. Вопросы модернизации». Современный урок в начальной школе. Математика 3 класс. Издательство «Открытый Мир», Москва. Стр. 139-143.

Учитель 2 класса Антоненко О.С. приняла участие во Всероссийском  конкурсе «ФГОС класс»: «Современный урок. Какой он?» - Диплом 2 место.

Члены ТГ  работают с одаренными детьми по предметам.

В этом году учитель Васильченко О.В. самостоятельно организовала  участие учащихся  1  класса в предметных конкурсах и олимпиадах.

Международный  дистанционный конкурс «Старт»:

- по  русскому языку Даврушев Исмихан,Табачук Алексей  заняли 1 место.

- по математике Табачук Алексей 1место, Даврушев Исмихан 3 место.

   В математическом конкурсе «Ребус» Табачук Алексей занял 3место.

   Во Всероссийском конкурсе «ФГОС класс ученик 2 класса Алиев  Дмитрий занял 1 место, Фахритдинова Хадижа заняла  2 место (учитель Антоненко О.С.).

   Во Всероссийском дистанционном конкурсе  «Пазл» по математике приняли участие учащиеся 4 «б» класса, каждый получил сертификат участника конкурса: Колесник Александр, Белотел Александр, Попов Иван (учитель Тимощук Т.А.).

    В Международном конкурсе «Олимпиксик» ученик 3 «а» класса Токаренко Михаил  занял 2 место,  3 место – Радисюк Анна, 2 место – Усанов Алексей.

    В  Конкурсе «Умный я»  по математике  Дацюк Диана, Колбасина Алина, Погожев Кирилл, Токаренко Михаил  заняли 1 место, 2 место – Радисюк Анна. (учитель Токаренко О.М.)

В будущем учебном году следует продолжать работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятного климата на уроках через индивидуализацию и дифференциацию в обучении.

Все члены ТГ осуществляют работу с одним из видов школьной документации – электронный журнал.

 Методические разработки учителей начальных классов  находят отражение на официальном сайте школы.

Таким образом, работа учителей, входящих в состав ТГ,  была  активной, разнообразной  и эффективной, учителя понимают значимость методической работы, принимают активное участие в методической работе школы, района, поэтому  работу ТГ  в 2017 – 2018 учебном году можно признать удовлетворительной.

В 2018 – 2019 учебном  году следует:

  1. Совершенствовать  учебно-воспитательный  процесс  на основе внедрения современных педагогических технологий с учётом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов,  образовательных возможностей, состояния здоровья.
  2. Развивать творческую  активность учителей, поддерживать распространение педагогического опыта.
  3. Продолжить работу по совершенствованию системы внеурочной деятельности, воспитательной работы с целью формирования ученического коллектива и  творческой самореализации детей.
  4. Изучать современные образовательные технологии, приемы и методы, способствующие развитию читательской компетенции обучающихся на уроках в начальной школе.
  5. Продолжать активную  работу с одаренными детьми и их сопровождение в течение всего периода обучения в начальной школе.