Конспект занятия внеурочной деятельности "Истоки"
план-конспект

Прокопчук Людмила Владимировна

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Обобщение по разделу «Родной очаг.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_na_31.10.docx531.02 КБ
Office presentation icon istoki_na_31.10.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Обобщение по разделу «Родной очаг.»

Цель для педагога:

приобщение учащихся к целостному взгляду на окружающий мир, введение их в круг важнейших социокультурных ценностей.

Задачи для педагога:

Воспитательная: формирование правильного представления о семьях, правилах поведения в семье; пробуждение интереса к истокам семьи: семейным традициям, родословной, через учебную деятельность; наполнение категории «Семья», воспитание чувства уважения к родным людям; воспитание чувства любви к родному очагу; выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов.

Развивающая: развитие единого контекста в группе; формирование и развитие умения думать, анализировать, сравнивать, обобщать; работа над развитием памяти, внимания, воображения, сообразительности;

Задачи для обучающихся:

перенимать накопленный опыт для дальнейшего использования в жизни.

развитие творческих способностей

воспитывать чувство гордости за свою семью и род.

Формируемые компетентности (УУД)

Учебно-познавательные компетенции:

- ставить цель и организовывать еѐ достижение,

- организовывать планирование, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- ставить познавательные задачи;

- описывать результаты, формулировать выводы;

- выступать устно о результатах своего исследования;

Информационные компетенции:

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, словарями;

- самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, сохранять и передавать ее;

Коммуникативные компетенции:

- уметь представить себя устно;

- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

- владеть разными видами речевой деятельности, вести диалог, читать, писать;

-владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

Социальные компетенции:

- уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в общественных местах;

Личностные: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Ход занятия

  1. Организационный момент

Собирайтесь, дети, в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Пожелаем друг другу хорошего настроения.

Мотивация деятельности учащихся

Учитель: Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку.

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!

Учитель: Кто догадался? (Ответы детей).

-Опираясь на тему занятия, сформулируйте цель: вспомнить что такое семья, членов семьи и правила поведения в ней.

  1. Сообщение темы занятия. Работа по теме.

Учитель: Молодцы. Сегодня мы с вами обобщим знания о семье, родном очаге. Давайте вспомним, что обозначают эти слова:(высказывания детей)

СЛ№2

 очаг: 1 Устройство для разведения и поддержания огня.

  1. Место, откуда что-нибудь распространяется, средоточие чего-нибудь

     3.Домашний (семейный) очаг - родной дом, семья.

семья

С.И.Ожегов - 1. Это группа живущих вместе близких родственников.

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Д.Н.Ушаков – Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Учитель: Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам хорошо, весело, что-то нам удалось - кто порадуется за нас; плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, кто поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди.

Подчеркивая важность семьи, люди учредили праздник – Международный день семьи, который отмечается 15 мая. В 2008 году в России тоже появился День семьи, который отмечается 8 июля. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья.

-Ну, а кто же считается членами семьи? Для этого я вам предлагаю разгадать загадки:

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

 

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

 

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

Молодцы. А ещё каких родственников знаете? Какое значение имеют эти слова, предлагаю вспомнить и выполнить задание 2 в тетради стр.11.

-Прочитайте, как выполняем это задание. Давайте вспомним правила работы в паре:( Работа в паре- активные формы работы)

СЛ№3

 https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0395/0004d20c-3a8ab74b/img17.jpg

- Проверка (контрольная пара)

-А где собирается семья? (правильно, в одном доме)

_ А знаете из каких частей состоит дом?

СЛ№4

https://fs00.infourok.ru/images/doc/220/7780/1/img11.jpg

ФУНДА́МЕНТ Основание (из камня, бетона и т. п.), служащее опорой для стен здания

Стена здания — несущий и (или) ограждающий элемент здания.

крыша — верхняя конструкция здания, которая служит для защиты от атмосферных осадков, дождевой и талой воды

-Как вы думаете, какая часть самая главная? Почему? (он держит на себе всё постройку).

Вот я вам тоже предлагаю сыграть в игру «Что нам стоит дом построить». Только наш дом будет необычный, а дом для дружной семьи. Работаем в группах

1 группа: Задание: Закладываем фундамент: выберите и наклейте на фундамент только тех, кого считают членами семьи ( бабушка, дедушка, дети, друзья, знакомые, родители) Объясните свой выбор.

2 группа: Задание: Возводим стены: Какими должны быть отношения в дружной семье, выберете, и наклейте. (забота, уважение, злоба, ссора, помощь, традиции, понимание, внимание, грубость) Объясните свой выбор. 

3 группа: Задание: Строим крышу: Соберите пословицу и объясните её значение. Семья крепка ладом.

Сделайте вывод : Что такое семья? Какую семью можно назвать дружной?( Семья - самое дорогое, что есть у каждого человека. Это мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки - самые близкие люди, которые делают все, чтобы ваша жизнь была счастливой.Семью в которой соблюдаются правила можно назвать дружной и крепкой.)

О семье составляют рассказы, снимают фильмы, пишут стихи.
-Послушайте сейчас одну басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

           Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

           Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.(разобрать слово) Старик только вздохнул и ничего не сказал.

           Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил:
- «Что ты это делаешь, Миша?»

А Миша и говорит:
- «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

         Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

СЛ№5

- Кто входит в состав семьи. Какие у них взаимоотношения?

- Почему деда не сажали за стол?

- Где кормили старика?

-Что случилось во время обеда за печкой? (Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее)

-А почему дед уронил и разбил чашку? (Потому что он был очень старый, плохо видел)

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? (Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке)

-Правильно ли поступила невестка? Почему? (Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку)

Зачем Миша делал лохань? (Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми)

- Почему родители Миши заплакали? (Им стало стыдно за то, что они так обижали старика)

Как после этой истории стали относиться к дедушке? (Стали сажать его за стол и ухаживать за ним)

- Как, вы думаете, о чем это произведение? -Охарактеризуйте эту семью. Какие заповеди семьи были нарушены? (уважение, забота о старшем поколении, терпение)

Подведём итог.Чему нас учит басня? (Развивающий тренинг) На доске записана пословица. - Объясните, в чём заключается мудрость этой пословицы?

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Подходят ли она к нашей басне? Докажите. 

 5.Итог. Рефлекия.

А)- Итак, над какой темой мы работали?

Б)-Ребята, я вам сейчас предлагаю встать в «Ресурсный круг» и ответить на вопрос: (кидаю мяч по кругу.)

- Так, что мы можем сделать, чтобы ваша семья была крепкой и счастливой?

Ответы детей:(начинаю с себя) любить и уважать маму и папу, братьев и сестер; слушаться близких и помогать им; хорошо, старательно учиться;

быть добрыми, внимательными и благодарными.

Наше занятие подошло к концу.

Какое настроение у вас в конце занятия? Спасибо за работу. 

«Старый дед и внучек»

Л.Н.Толстой

           Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

           Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.(разобрать слово) Старик только вздохнул и ничего не сказал.

           Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил:
- «Что ты это делаешь, Миша?»

А Миша и говорит:
- «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

         Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

«Старый дед и внучек»

Л.Н.Толстой

           Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

           Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.(разобрать слово) Старик только вздохнул и ничего не сказал.

           Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил:
- «Что ты это делаешь, Миша?»

А Миша и говорит:
- «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

         Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

1 группа:

Задание: Закладываем фундамент: выберите и наклейте на фундамент только те слова, которые обозначают членов семьи.

  Объясните свой выбор.

        

2 группа:

Задание: Возводим стены: Какими должны быть отношения в дружной семье, выберете, и наклейте на стены. 

Объясните свой выбор. 

3 группа:

 Задание: Строим крышу: Соберите пословицу на тему «Семья» и объясните её значение. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие на тему: Обобщение: РОДНОЙ ОЧАГ. СЕМЬЯ.

Слайд 4

НЕВЕСТКА - жена сына БРАНИТЬ – ругать ЛОХАНКА - деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды СЛАЖИВАТЬ –делать, хорошо устраивать

Слайд 6

СПАСИБО ЗА РАБОТУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"

План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....

Конспект занятия внеурочной деятельности.

Программа "Начальная школа 21 века"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Природа и фантазия" : Работа с ватными дисками. Изготовление ромашки.

Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности "Природа и фантазия". поэтапное объяснение изготовления ромашки....

Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»

Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...

Конспект занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» 1 класс

Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"

Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....

Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»

Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...