Игры, в которые играют гиперактивные дети.
статья

Давыдова Ирина Владимировна

Блок гиперактивные дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_v_kotorye_igrayut_gipera.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, в которые играют

Гиперактивные дети.

"Клубочек".

Цель. Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Содержание. Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться больше и больше.

Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему "волшебные нитки" всякий раз, как почувствует что, он огорчен, устал или "завелся".

"Бездомный заяц".

Цель. Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.

Содержание. В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок - заяц - чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. расстояние между кругами - один-два метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о "жилищном обмене" и перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

"Что нового".

Цель. Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Содержание. Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

"Золотая рыбка".

Цель. Эта подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений.

Содержание. Все участники встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки.

Это - сеть. Водящий - золотая рыбка - стоит в кругу. Его задача -выбраться из круга. А задача остальных - не выпустить рыбку. Если водящему очень долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить помощь детей.

"Разговор с руками".

Цель. Научить детей контролировать свои действия.

Содержание. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-либо боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зову?", "Что вы любите делать?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они много умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают. Что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласиться на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

"Шариковые бои".

Цель. Развитие координации движений.

Содержание. В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1 м от таза, ребенок сбивает "мокрые" шарики "сухими". Если "мокрый" шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, "сухой" шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз остается пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

"Послушай тишину".

Цель. Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.

Содержание. По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т.д.

По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

"Сделай так".

Цель. Игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Содержание. На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие движения изображены на каждой из них.

Затем взрослый дает инструкцию: "По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т.д.

На счет "10" все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием.

 "Маленькая птичка".

Цель. Развивать мышечный контроль.

Содержание. Ребенку в ладоши дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).

Взрослый говорит: "Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней. Успокой ее".

Ребенок берет в ладоши птичку, держит ее, гладит. Говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.

В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напоминать ему: "Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова", Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

"Говори!"

Цель. Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.

Содержание. Скажите детям следующее: "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?" (Педагог делает паузу.) "Говори!" Какого цвета потолок? Какой сегодня день недели? Сколько будет дважды два? И т.д.

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

«Броуновское движение».

Цель. Игра направлена на развитие распределения внимания.

Содержание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой или ногой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

"Разговор телом".

Цель: Учить ребенка владеть своим телом.

Содержание. Ребенок ложится на пол, на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: "Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки. Ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться понимать друг друга.

"Игры с песком и водой".

Цель. Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. Такие игры успокаивают ребенка.

Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, подобрать соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др. Песок можно заменить крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.

"Археология".

Цель. Развитие мышечного контроля.

Содержание. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно "откапывает" руку - делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладонью, он тут же меняется ролями со взрослым.

"Колпак мой треугольный".

Цель. Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.

Содержание. Играющие сидят в кругу, Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: "Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак". Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово "колпак" заменяют его заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

"Веселая игра с колокольчиком".

Цель. Игра развивает слуховое восприятие.

Содержание. Все дети садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего - поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

"Морские волны".

Цель. Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

Содержание. Если взрослый дает команду "Штиль!", все дети в классе "замирают". Когда раздается команда "Волны!", дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают те дети, которые сидят за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются сидящие за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д.

По сигналу учителя "Шторм!" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, только дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу.

Закончить игру надо командой "Штиль".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».

Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....

Полезные активные игры для гиперактивных детей.

Игры, способствующие снятию напряжения, уменьшению возбудимости,помогающие ребенку научиться саморегуляции....

Игры для гиперактивных детей

Данный комплект игровых упражнений предназнаен для психологической разгрузки для гиперактивных детей...

Коррекционные игры для гиперактивных детей коммуникативные игры

Коррекционные игры для гиперактивных детей -  коммуникативные игры...

Коррекционные игры для гиперактивных детей - игры на внимание

Коррекционные игры для гиперактивных детей - игры на внимание...

Внеклассное мероприятие "Игры, в которые играли во все времена"

Внеклассное мероприятие "Игры, в которые играли во все времена" - игры со скоморохами. Скоморохи учат детей играть в поморские игры,в  которые играли в далекой  древности, но актуа...