Индивидуальная программа по учебному курсу "Окружающий природный мир"
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Королева Ирина Циньевна

Индивидуальная рабочая рограмма ученика 1 класса  по учебному курсу Окружающий природный мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Адаптированной основной образовательная программой МКОУ КШ № 7, принятой Педагогическим советом ОО. Протокол №1 от 31.08.2016 г.
  • Положением о рабочей программе МКОУ КШ № 7

Коррекционно-образовательная область «Язык и речевая практика» представлена в «Программе» учебным предметом «Окружающий природный мир».

Важным аспектом обучения является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными        задачами программы являются:

  • Формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
  • формирование временных представлений,
  • формирование   представлений  о растительном и  животном  мире.

Характеристика учебного предмета

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения  и  животные приспосабливаются к изменяющимся  условиям среды, ветер переносит семена растений и др.  Наблюдая за трудом  взрослых по  уходу  за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.

Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у обучающихся  происходит по принципу «от частного к общему».

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование.

Успех в обучении живому миру обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими предметными знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.

 Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по их обучаемости.

Знания по программе «Окружающий природный мир» необходимо реализовывать на уроках устной речи, математики, чтения, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.

На уроках по предмету «Окружающий природный мир» используют пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия, урок-игра.        

Содержание программы и уроки по предмету «Окружающий природный мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся урокам-экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами.

Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов

Место учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения

Предмет «Окружающий природный мир» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана в 1 классе на 33 часов, 1 часа в неделю, 33 учебные недели.

В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение занятий по естествознанию с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Окружающий природный мир» не включаются в индивидуальную образовательную программу и данный предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.

Личностные и предметные результаты усвоения учебного предмета

Личностными результатами освоения предмета обучающихся являются:

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;

расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля);

- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;

- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

- представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.);

- элементарные представления о течении времени:

- умение различать части суток, дни недели;

- представления о течении времени: смена событий дня, суток.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).

Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

Элементарные представления о течении времени.

Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Правильно называть изученные объекты.

Различать объекты живой и неживой природы.

Дифференциация имени и фамилии.

Называние своего пола.

Осознанное восприятие своей внешности. Узнавание голоса учителя, других детей, родителей, воспитателей.

Называние имени и отчества родителей, учителей и воспитателей.

Название домашних животных. Звукоподражание и пантомимические движения различных животных. Название диких животных. Звукоподражание и пантомимические движения, передающие особенности каждого животного. Называние времён года с картинками. Называние частей суток. Соотнесение частей суток с картинками. Одежда, занятия детей в разное время года. Естествознание осуществляется в процессе тематических уроков, уроков-экскурсий, уроков – театров. Действия по подражанию действиям учителя. Действия по образцу. Действия по словесной инструкции.

Программа формирования БУД

         Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).

Группа БУД

Учебные действия и умения.

Виды заданий на уроке.

Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить)

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока.

Наглядные - практические.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические игры.

«Найди свою парту»

«Покажи свое рабочее место»

2. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические. Игры.

Пиктограммы.

«Посмотри на меня»

«Найди на парте»

«Повтори за мной»

Ритмические движение вместе с педагогом.

(физкультминутки, динамические паузы)

«Знакомство с книгой»

«Найди в пенале»

«Что лишнее?»

Игра «можно-нельзя»

«Прописи»

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические игры.

Пиктограммы.

«Кто внимателен»

«Выбери правильный ответ»

«Отгадывание загадок», «Раскрась», «Построй домик»,

«Раскрась по шаблону»

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

-Умение следовать инструкции педагога.

Устные.

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Пиктограмма,

«Найди тетрадь»

«Передай мяч».

Содержание учебного предмета

Программа курса «Окружающий природный мир» включает в себя несколько разделов:

- Сезонные изменения в природе

- Сезонные изменения в неживой природе;

- Растения и животные в разное время года;

- Одежда людей, игры детей в разное время года.

- Объекты неживой природы

- Живая природа

- Растения;

- Животные.

№ п/п

Изучаемый раздел

Содержание раздела

1

«Временные представления»

Представление о частях суток. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь).

2

«Объекты неживой природы»

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление о значении объектов природы в жизни человека.

3

«Ратительный мир»

Узнавание        (различение)        растений (дерево, куст, трава) Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, сосна, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение)фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.

«Животный мир»

Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, кот, собака).Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).


Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»

№  п/п

Тема урока

Кол-во часов

Ожидаемый результат

Словарь, базовые понятия

Дата

III четверть

1

Фрукты. Яблоко.

1

Называть, показывать и выбирать из множества фруктов яблоко. Сравнивать вкус, форму, размер с другими

Яблоко красное, зеленое, желтое, ароматное, вкусное

2

Фрукты. Банан.

1

Называть, показывать и выбирать из множества фруктов банан. Сравнивать вкус, форму, размер с другими

Банан, вкусный, сладкий, мягкий, длинный

3

Фрукты. Лимон

1

Называть, показывать и выбирать из множества фруктов лимон. Сравнивать вкус, форму, размер с другими

Кислый, лимон, желтый, запашистый

4

Сравнение фруктов: вкус, запах, цвет.

1

Сравнивать разные фрукты между собой, отличать друг от друга

Слаще, вкуснее, кислый, продолговатый, круглый

5

Овощи. Морковь. Внешний вид, цвет, форма, использование.

1

Называть, показывать и выбирать из множества овощей  морковь. Сравнивать вкус, форму, размер с другими овощами.

Морковь, оранжевый цвет

6

Овощи. Картофель. Внешний вид, цвет, форма, использование.

1

Называть, показывать и выбирать из множества овощей  картофель. Сравнивать вкус, форму, размер с другими овощами.

Катофель, коричневый, желтый цвет, белая серединка, вареное и сырое

7

Овощи - огурец и помидор, сравнение. Внешний вид, цвет, форма, использование.

1

Называть, показывать и выбирать из множества овощей  помидор и огурец. Сравнивать вкус, форму, размер с другими овощами.

Огурец и помидор, зеленый цвет, форма шара, продолговатая форма

8

Овощи и фрукты. Дифференциация. Отличие.

1

Находить сходство и отличие между овощами и фруктами, выбирать из общего количества овощи и фрукты

На деревьях, на грядках, садить выращивать

9 – 10

Сад и фрукты в нем. Апельсин, груша, слива.

2

Узнавать и называть сад среди других картинок, показывать фрукты, растущие в саду

Апельсин, груша,

слива

IV четверть

11

Домашние животные. Корова. Внешний вид, основные признаки

1

Знание основных признаков животного, чем питается, где живет

Молоко, трава,

12

Домашние животные. Свинья. Внешний вид, основные признаки.

1

Знание основных признаков животного, чем питается, где живет

Пятачок, хвост-крючок.

13

Домашние животные. Кошка. Внешний вид, основные признаки.

1

Знание основных признаков животного, чем питается, где живет

Коготки, усы, хвостик, шерстка

14

Домашние животные. Собака. Внешний вид, основные признаки.

1

Знание строения животного

Лапы, зубы, хвост, туловище

15

Дикие животные Волк. Внешний вид, основные признаки

1

Знание основных признаков животного, чем питается, где живет

Детёныши, место жительства

16

Дикие животные. Лиса. Внешний вид, основные признаки.

1

Знание основных признаков животного, чем питается, где живет

Мордочка , пушистый хвост

17

Различение и узнавание волка  и лисы.

1

Уметь различать и узнавать волка и лису

Различие и сходство

Учебно-методическое обеспечение

  • Наглядный учебный материал:
  • Различные по форме, величине, цвету наборы природного материала,
  • пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
  • мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением сезонных изменений,
  • сюжетные картинки для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы
  • Предметные рисунки.
  • Сюжетные картинки.
  • Опоры – схемы графического обозначения слов, предложений.

Дидактический материал

  • Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных  рассказов: дидактический материал.- Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС,
  • 2006. – 38с
  • Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных  рассказов: дидактический материал.- Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС,
  • 2006. – 38с.
  • Комплекты заданий на развитие психических процессов.
  • Комплект «Загадки – отгадки».
  • Карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Учебные пособия:

  • Матвеева Н. Б.Ярочкина И.А., Попова М.А. Мир природы и человека. 1 класс: учеб. в 2-х частях -  учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы- М. : Просвещение, 2017.
  • Матвеева Н. Б., Попова М.А - Мир природы и человека. 1 класс: рабочая тетрадь -  учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы- М. : Просвещение, 2017.

Дополнительная литература:

  • Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М. : Аквариум,
  • Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.
  • Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов: дидактический материал.- Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС, 2006. – 38с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8 класса Индивидуальное обучение

Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации.Л.С. Выготский говорил о том, что неправоме...

Индивидуальная программа по учебному предмету «Математические представления»

Данная индивидуальная  программа по учебному предмету «Математические представления» для учащихся, обучающихся по программам обучения детей с умеренной и тяжелой умственной...

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 1 КЛАССА С УМСТВЕНННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Адаптированная рабочая программа  по предмету «Окружающий природный мир» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ...

Индивидуальная программы по учебному курсу "Математические представления"

Индивидуальая рабочая программа ученика 1 класса по учебному курсу Математические предствления...

Индивидуальная программа по учебному курсу "Речь и альтернативные коммуникации"

Индивидуальная рабочая программа ученика 1 класса по учебному курсу Речь и альтернативные коммуникации...