Весенние русские народные игры, состязания и развлечения для детей
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Повышение интереса детей к культурным традициям русского народа через народные игры. Познакомить детей со старинными народными играми, обучить основным привилам игры. Приобщать обучающихся  к русским народным играм, как традициям русской культуры. Развивать у обучающихся осознание значимости коллективной работы, развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально. Через народное творчество (игры), формировать интерес к русской культуре. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_russkie_narodnye_igry.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Весенние русские народные игры, состязания и развлечения для детей

 

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка. Передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка.

Народные игры привлекают детей простотой, доступностью, занимательностью игровых действий, ярко выраженной эмоциональной окрашенностью.

В отличие от народного праздника игра не имеет интегрирующего значения. Однако она является неотъемлемым его элементом, элементом народной культуры.

Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так, с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гулянья с веселыми играми, хороводами.

Одним из широко распространенных пасхальных развлечений было катание крашенок (вареных крашеных яиц). Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определенном расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе.

В эти игры можно поиграть и сегодня.

Цель: Повышение интереса детей к культурным традициям русского народа через народные игры.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей со старинными народными играми;
2. Обучить основным правилам игры.
Развивающие:
1. Приобщать обучающихся к русским народным играм, как традициям русской культуры;
2. Развивать у обучающихся осознание значимости коллективной работы;
3. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально.
Воспитательные
1. Через народное творчество (игры), формировать интерес к русской культуре.
2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

Инвентарь: мячи, обручи, скакалки.

Игры-состязания

Среди любимых весенних забав и в старину и сегодня — игры с веревочкой (прыгалками), с камешками, с мячом. В них дети соревнуются не только в выполнении различных упражнений, но и в выдумке, изобретательности.

Игра «Прыганье через веревочку»

Двое играющих держат веревку за концы, а остальные прыгают через нее. Веревочку держат на той или иной высоте по договоренности или же вращают ее, а прыгающие стараются перепрыгнуть через нее в то время, когда она опускается возможно ближе к земле.

Игра «Забегалы»

Двое крутят веревку. Можно один конец привязать к столбику или дереву и тогда крутить сможет один человек. По жребию решают, кому крутить, кому прыгать. Когда веревку раскрутят, каждый играющий по очереди забегает под крутящуюся веревку, делает оговоренное число прыжков условным способом и выбегает с противоположной стороны, уступая очередь следующему. Тот повторяет задание, уступая очередь другому, и т.д.

Если прыжок не получился, то прыгавший сменяет одного из крутивших веревку. Способы прыганья усложняются: прыжки на обеих ногах сменяются прыжками на правой ноге, потом на левой или скрестив ноги и т.д. Увеличивается также скорость кручения веревки. Не сделавшие ни одной ошибки играющие — чемпионы. В конце они начинают показывать самые сложные из известных способов прыганья и даже изобретают новые. Например, прыжок сопровождается дополнительными движениями: поворотами при прыжке на 180 и 360 градусов, приседаниями и пр.

Игра «Люлька или лодочка»

Веревку держат, как в игре «Забегалы», но не делают ее полный оборот в воздухе, а лишь раскачивают над землей на разной высоте — от 10—20 до 50 см и выше.

Участники по одному или парами разбегаются и перепрыгивают через раскачиваемую веревку. Можно прыгать разными способами: с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещенными ногами, с поворотом при прыжке и т.д. Прыгают, пока не совершают ошибки. Допустивший ошибку сменяет одного из держащих веревку.

Указания к проведению: в игры с веревочкой чаще играют девочки. Необходима веревка длиной 2—3 м. Ошибкой считаются любое задевание веревки, неполучившийся прыжок. Однако если ошибка произошла по вине крутивших веревку, то прыгавший имеет право на повторную попытку. Старшие дошкольники могут играть в веревочку самостоятельно, однако взрослые должны подсказать доступные им способы прыжков. Девочки-подростки проявляют много изобретательности в этих играх, что позволяет проводить конкурсы чемпионов прыгалки.

Игра «Я знаю»

Первый играющий, выбранный по жребию, начинает бить мяч рукой о землю, на каждый удар произнося по одному слову условленной фразы: «Я знаю пять...» Далее перечисляются различные предметы (например, цветы или животные, названия городов или рек, имена мальчиков или девочек).

Кто ошибется в подборе слов или уронит мяч на землю, тот передает очередь следующему и ждет, когда очередь снова придет к нему. Побеждает тот, кто первым выполнит упражнение. Затем задание усложняется: длиннее делается цепочка слов: «Я знаю шесть...» и т.д., или по мячу бьют тыльной стороной, ребром ладони, или на каждое слово делают еще шаг вперед.

Игра «Нагонялы»

 

Играют так же, но второй играющий должен повторить все слова и действия первого и потом выполнить придуманное им самим, давая тем самым задание для повторения третьему, и т.д.

Указания к проведению: в этой игре могут участвовать дети от 5 до 10 лет (от 2 до 5 человек). Можно играть с мячом любых размеров, но достаточно упругим, чтобы он легко отскакивал от земли. В начале игры необходимо договориться о задании. Считается ошибкой, если играющий назовет большее или меньшее количество предметов, чем было условлено. Играют до тех пор, пока не надоест. Игра способствует развитию памяти, внимания. Усложнения, дополнения, вносимые в игру, способствуют развитию детского творчества.

Игра «Летучий мяч (собачки)»

Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удается, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.

Указания к проведению: минимальное количество играющих — 3 человека. Игра проводится на свободной площадке. Необходимо соблюдать следующие правила: разрешается при ловле мяча сходить с места, играющие не должны задерживать мяч. Играющим для игры требуется простой детский мяч, можно также использовать шапку, воздушный шар.

Если в игре много участников — можно выделить двух водящих. Водящий имеет право касаться не только мяча, находящегося у кого-либо в руках, в воздухе, на земле, но и мяча, вылетевшего за круг.

Мальчикам интересны игры-соревнования, где нужно проявить силу, ловкость. И безусловно, весной на открытых площадках, полянах эти игры особенно увлекательны. В старину игры-соревнования такого типа широко использовались в народных праздниках, гуляньях как забавные состязания.

Игра «Петушиный бой»

Вариант 1

Играющие делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Перед началом игры договариваются, как будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.

Вариант 2

Играющие по сговору делятся на две команды, выбирая по возможности для себя примерно равного по весу и силам противника. Вдоль площадки, где проходит игра, проводят две параллельные линии на расстоянии 3 м. Команды выстраиваются на линиях друг против друга. Каждый захватывает ногу, согнутую в колене за спиной двумя руками. По сигналу соперники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге. «Петух», который затолкает противника за противоположную линию (вынудит встать на обе ноги), получает очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Указания к проведению: в игру могут играть и дошкольники (вариант 1), и школьники всех возрастов. Число участников может быть от 4 до 20 человек. Лучше играть на улице, на свободной площадке. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу. Руками толкать друг друга нельзя, только плечом. За использование запрещенных приемов «петух» считается побежденным. Если во время боя оба «петуха» одновременно окажутся за чертой, победа никому не присуждается, а они снова встают в исходную позицию. Особенно интересна игра, когда остаются два самых сильных и ловких участника. Один из них становится победителем состязания.

Игра «Золотые ворота»

Выбирают двух игроков посильнее. Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Изображающие «ворота» в это время говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй — запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока.

Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за пояс друг друга.

Указания к проведению: в игре принимает участие четное количество участников, от 6 и более. Проводится она на свободной площадке. Лучше, если «ворота» изображают взрослые чтобы не быть пойманными, участники могут ускорять шаг, переходить на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руки хотя бы с одним игроком. Кто бежит, не держась ни с кем за руки, считается пойманным.

Игры с выбором

Игра «Ручеек»

Играющие встают парами друг за другом, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается коридор. Тот, кому пара не досталась, идет к истоку, началу «ручейка», и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему нравится (ищет себе пару). Новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка».

Указания к проведению: в эту игру дети играют самостоятельно. Хорошо использовать ее во время праздников, когда вместе с детьми играют и взрослые. Игра может проходить с музыкальным сопровождением. Необходимо разнообразить свой выбор, использовать при этом шутки. Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес.

Игра «Соседи»

Играющие встают в кружок парами. Один с общего согласия обходит всех с вопросом: «Доволен ли соседом?» Водящий спрашивает каждого из пары. Если кто-то недоволен, то ведущий спрашивает: «Кого выбираешь в соседи?» Называется кто-либо из играющих. Сосед, которым недовольны, обязан поменяться местами с тем, на кого указали. Если кто-то выберет водящего, то изгнанный становится водящим. Если соседи довольны друг другом, то ведущий предлагает показать свое удовольствие: соседи обнимаются или пожимают друг другу руки. Если кто-то говорит: «Всеми недоволен!» — все участники игры вскакивают, быстро меняются местами, а оставшийся без места становится водящим.

Указания к проведению: эта игра интересна детям любого возраста. Ситуация выбора делает ее особенно эмоциональной. Следует помнить, что в момент, когда один из играющих всем недоволен, каждый участник игры должен покинуть свое место и быстро занять любое освободившееся.

Игра «Прорываты»

Участники делятся на две команды (по сговору). Взявшись за руки, они выстраиваются друг напротив друга цепочкой на расстоянии 7—8 шагов. Затем из каждой команды по очереди начинают звать:

— Тары-бары, дайте нам такого-то.

Названный отделяется от команды и бежит к зовущим, а подбежав, старается прорвать образующую ими цепь. Если ему это удалось, он уводит в свою команду одного из оторванных, по выбору, если нет, то сам остается в чужой команде. Беганье происходит попеременно до тех пор, пока в одной из команд не останется только один играющий.

Игры-загадки

Игра «Краски»

Участники игры выбирают по жребию хозяина и двух покупателей. Остальные игроки — краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину, он приглашает покупателя. Покупатель стучит:

— Тук, тук!

— Кто там?

— Покупатель!

— За чем пришел?

— За краской.

— За какой?

— За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад приноси!» или «Скачи на одной ножке по голубой дорожке, принеси мне голубые сапожки!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Когда покупатель отгадает несколько красок, он становится хозяином, а покупатель выбирается из числа угаданных красок.

При большем количестве участников можно выбрать двух покупателей. Сначала с хозяином разговаривает один покупатель, затем другой. Они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.

Указания к проведению: выбирая эту игру, следует помнить, что она в большей степени способствует развитию памяти ребенка: надо вспомнить, какие существуют цвета красок, удержать в памяти загаданные краски. Игра может быть усложнена тем, что покупателю предлагается поймать угаданную краску. При этом определяются границы, до которых можно ловить играющих.

Игра «Жмурки»

Одному из играющих закрывают глаза, отводят от остальных игроков и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним, например:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас!

— Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Русские народные игры"

Программа курса «Русские народные игры»1 класс (66 ч)Пояснительная записка  Безусловно, содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, трудовое, нравственное, эмоциональн...

Русские народные игры

Презентация "Русские народные игры" выполнена с целью познакомить учащихся с русскими народными забавами, развлечениями в рамках школьного мероприятия. Предлагается использовать полученную информацию ...

Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.

Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Методическая разработка Подвижные игры на свежем воздухе "Русские народные игры на свежем воздухе"

Мероприятие Подвижные игры на свежем воздухе«Русские народные игрына свежем воздухе»Игры народные на свежем воздухе–издавна известная забава детей.Эти игры, как песни и сказки, созда...

Русские народные игры для детей в группе продлённого дня.

Дети группы продлённого дня проводят в школе очень много времени.Как помочь ребятам снять физическое ,умственное напряжение после тяжёлого учебного дня?Препдлагаю устроить народные игры?! Прямо в поме...

Русские народные игры, как основа сохранения русских традиций

Игра – это уникальнейшее явление человеческого бытия. Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является ведущей формой деятельности ребенка до определенного возраста. В играх фо...