Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каллиграфия" 1-2 класс
рабочая программа (1 класс)

Неупокоева Людмила Сергеевна

Данная программа разработана для работы педагогов начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-2_kl_rp_vud_kalligrafiya.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса

по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности

«Каллиграфия»

1-2 класс

I. Пояснительная записка

        Рабочая программа по каллиграфии для 1-2 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы О.В. Лысенко «Каллиграфия». Программа реализуется в форме внеурочной деятельности курс «Час по интересам». Срок реализации программы 2 года.

Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.

        Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.

        Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует  воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.

Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.

        Задачи работы курса:

- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними;

- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;

- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв;

- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;

- учить проявлять творческий подход к работе;

- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы  в первоначальный замысел;

- учить индивидуальной работе;

- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;

- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;

- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.

II. Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

        В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ «Средняя школа №5» программа «Каллиграфия» реализуется с 1 по 2 класс. Программа по каллиграфии рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 33 часа в год для 1-ых классов, 34 часа в год для 2-ых классов.

III. Описание ценностных ориентиров содержания программы

Важными ориентирами содержания данной программы являются:

- эмоциональное развитие души;

- раскрытие творческих способностей;

- пространственное видение окружающего мира;

- воспитание воли, терпения, прилежания, аккуратности, ответственности за

- стимуляция речи и мышления;

- приобщение к изобразительному творчеству;

- защита и профилактика от компьютерной зависимости;

- коррекция почерка.

Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени сложности знаков и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для обучаемых всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания.

По данной образовательной программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.

IV. Содержание программы внеурочной деятельности

1 класс

Развитие мелкой моторики (2ч.)

Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)

Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии.

Упражнения для работы над высотой букв (4 ч.)

Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания

По грибы по ягоды (обведение рисунков по контуру)

Юный строитель (вертикальная штриховка)

Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв)

Упражнения для работы над формой отдельных букв (7 ч.)

С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)

Сказочный город (все виды штриховок и обводок)

Делай как я (повторение заданных фигур, узора)

Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху)

В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой)

Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал)

Умелые ручки (лепка элементов букв, складывание букв)

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв (9 ч.)

В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э)

Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ)

Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т)

А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я)

Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё)

Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б)

Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж)

Мы ученики (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч)

Точка, точка, запятая (работа по клеточкам)

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв (8 ч.)

Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н, К)

Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ)

Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) Соотнесение звуков и букв.

Весёлая азбука

Алфавит.

Упражнение в письме под диктовку.

Списывание с печатного текста.

Письмо под диктовку.

Практические и творческие работы (3 ч.)

Списывание с печатного текста.

Ай, да мы, молодцы! (итоговое занятие)

2 класс

Повторяем написание основных элементов букв (10 ч.)

Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые прямые наклонные линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. Большой и маленький овалы. Большие и малые полуовалы. Линия с петлёй вверху и внизу. Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки.

Отрабатываем написание форм букв по группам (8 ч.)

Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. Группа букв: ь, ъ, ы ,в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.

Пишем правильно соединения букв (11 ч.)

Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. Написание соединений иеий, иц, ищ. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. Написание соединений яб, яр, яв, ят. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. Написание соединений ль, мь, ья,ье. Написание заглавных и строчных букв в соединении. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. Рациональные способы соединения

Подводим итоги (5 ч.)

Списывание печатного текста. Списывание письменного текста. Письмо под диктовку букв, соединений, слов, предложений

Конкурс по каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии.

Методы и формы оценки результатов освоения программы        

Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

        Итоговый контроль в формах:

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- конкурсы;

- выставки.

        Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

V. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

1 класс

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

•        интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения;

•        интерес к изучению старославянского языка;

•        познавательный интерес к новым способам письма;

•        адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.

•        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

•        эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

•        чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность написанной буквы, орнаментальной цепочки, розетки, стремиться к совершенствованию собственного письма;

•        любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре;

•        осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Обучающийся получит возможность для формирования:

•        внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

•        выраженной познавательной мотивации;

•        устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

•        планировать свои действия;

•        работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

•        осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

•        адекватно воспринимать оценку учителя;

•        различать способ и результат действия.

•        самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

Обучающийся получит возможность научиться:

•        проявлять познавательную инициативу;

•        самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся смогут:

•        допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

•        учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться, приходить к общему решению;

•        соблюдать корректность в высказываниях;

•        задавать вопросы по существу;

•        контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

•        владеть монологической и диалогической формой речи;

•        осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

•        осуществлять поиск нужной информации для выполнения каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

•        высказываться в устной и письменной форме;

•        анализировать объекты, выделять главное;

•        осуществлять синтез (целое из частей);

•        проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•         использованию методов и приёмов каллиграфической-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

•        развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

•        познакомиться с историей появления и развития русского письма, книжными традициями;

•        расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для каллиграфического творчества, письма;

•        познакомиться с приёмами создания орнамента, написания старославянских букв, буквицы-инициала, розетки, орнаментальной плетенки;

•        использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

•        совершенствовать навыки каллиграфической деятельности в коллективе;

•        достичь оптимального для каждого уровня развития.

2 класс

        

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

        Предметные универсальные учебные действия:

- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;

- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;

- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;

- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;

- каллиграфические упражнения  по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок;

- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

- развитие орфографической зоркости учащихся;

- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.

        

VI. Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема и основное содержание занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемая дата

проведения

Фактическая дата проведения

1

Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)

1

Рассматривать рисунки и выбирать те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого) с точки зрения посадки и положения ручки в руке; определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте. Анализировать штриховку, сравнивать направления штриховки. Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирать соответствующее направление штрихов. Выражать своё отношение к выполненной работе.

2

Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии.

1

Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат.

3

Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания

1

Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур.

4

По грибы по ягоды (обведение рисунков по контуру)

1

Проверять умение писать изученные элементы, осознавать задачу урока.  Анализировать записи и находить в них новый элемент. Оценивать свою работу.

5

Юный строитель (вертикальная штриховка)

1

Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат.

Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур.

6

Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв)

1

Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. Выражать своё отношение к выполненной работе.

7

С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)

1

Проверять умение писать изученные элементы, осознавать задачу урока.  Анализировать записи и находить в них новый элемент. Оценивать свою работу.

8

Сказочный город (все виды штриховок и обводок)

1

Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. Раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур.

9

Делай как я (повторение заданных фигур, узора)

1

Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат.

Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. Выражать своё отношение к выполненной работе.

10

Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху)

1

Анализировать элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма элемента и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения. Оценивать выполнение работы

11

В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой)

1

Анализировать элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма элемента и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения. Оценивать выполнение работы

12

Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал)

1

Анализировать элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма элемента и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения. Оценивать выполнение работы

13

Умелые ручки (лепка элементов букв, складывание букв)

1

Анализировать элементы. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Выражать своё отношение к выполненной работе.

14

В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений.

15

Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

16

Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

17

А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

18

Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

19

Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

20

Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

21

Мы ученики (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

22

Точка, точка, запятая (работа по клеточкам)

1

Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

23

Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н, К)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

24

Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

25

Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) Соотнесение звуков и букв.

1

Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма.

26

Весёлая азбука

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученных букв, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений.

27

Весёлая азбука

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученных букв, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений.

28

Алфавит.

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученных букв, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку слов, определять их алфавитный порядок.

29

Упражнение в письме под диктовку.

1

Писать под диктовку, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

30

Списывание с печатного текста.

1

Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

31

Письмо под диктовку.

1

Писать под диктовку, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

32

Списывание с печатного текста.

1

Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

33

Ай, да мы, молодцы! (итоговое занятие)

1

Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма.

2 класс

Тема и основное содержание занятия

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемая дата

проведения

Фактическая дата проведения

1

Ориентирование на листе бумаги.

1

Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность.

2.

Большие и малые прямые наклонные линии.

1

Упражнения для движения кисти слева направо наоборот. Отработка правильного наклона, параллельности штрихов. Штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение для разминки: ритмирование. Игровая и познавательная деятельность.

3.

Прямая линия с закруглением внизу.

1

Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Штриховка.

4.

Прямая наклонная линия с закруглением вверху.

1

Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков.

5.

Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

1

Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность.

6.

Большой и маленький овалы.

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение  пальчиковой гимнастики. Штриховка.Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность.

7.

Большие и малые полуовалы.

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование.

8.

Линия с петлёй вверху и внизу.

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке в письме букв с петлями.  Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Продолжение узора по образцу. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек».

9.

Малая и большая пламевидные прямые.

1

Упражнения в виде росчерка, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование.

10.

Петля на линии строки.

1

Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.  Графический диктант.

11.

Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г.

1

Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.

12.

Группа букв: л, м, Л, М, я, Я.

1

Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Игровая и творческая деятельность.

13.

Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч.

1

Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка.

14.

Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Штриховка.

15.

Группа букв: ь, ъ, ы ,в.

1

Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность.

16.

Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

17.

Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

18

Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

19.

Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. 

1

Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.

20.

Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос.

1

Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами  и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.

21

Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ.

1

Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Творческая деятельность.

22.

Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас.

1

Работа над формой и соединением букв. Штриховка. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование.

23.

Написание соединений ие, ий, ИЦ, ИЩ.

1

Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».

24.

Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез.

1

Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

25.

Рациональные способы соединений в словах.

1

Знакомство с рациональными способами соединений букв в словах. Штриховка. Проблемные задания.

26.

Написание соединений яб, яр, яв, ят.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Обрывание листа бумаги. Штриховка.

27.

Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

28.

Написание соединений ль, мь, ья,ье.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

29.

Написание заглавных и строчных букв.

1

Практикум. Работа по образцам прописи. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы.

30.

Написание соединений Оо, Сс, Ээ.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. «Клубочки», «Волны».

31.

Работа по устранению графических недочётов.

1

Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи.

32.

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

33.

Конкурс по каллиграфии.

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

34.

Итоговая работа по каллиграфии.

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

VII. Описание учебно-методического   и  материально-технического обеспечения

1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002

2. Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.

3. Васина В.В. Праздник числа. М., 1993 г.

4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.

5. Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г.

6. Лысенко О.В. Методики интенсивного обучения. Каллиграфия / Методические рекомендации для учителя.

7. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. -  Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

8. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл.

        

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...