Рабочая программа дополнительного образования "Моя Москва" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Козлова Наталья Вячеславовна

Дополнительная программа составлена в соответствии с основными нормативными документами.

          Актуальность: курс дополнительного образования «Моя Москва» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Знакомство учеников с историей и современной жизнью столицы нашего государства, изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе.

  Цель программы: формирование у обучающихся знаний об исторических местах и улицах Москвы через изучение истории города, его архитектуры и городского пространства; развитие исследовательских навыков посредством организации коллективной деятельности.

          Задачи программы:

  • сформировать у школьников представление о Москве; 
  • пробудить интерес к прошлому и настоящему города;
  • приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;
  • воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры; 
  • раскрытие доступных для понимания учащимися связей, существующих в большом городе — природа и планировка города, местоположение города и его влияние на рост и развитие, природа и занятия жителей, обычаи и традиции предков, и современная культура;
  • создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев; 
  • воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
  • повышение общей культуры и эрудиции школьников; 
  • развитие наблюдательности, речи, общего кругозора школьников.

           Направление: общекультурное (туристско-краеведческое)

          Формы и методы работы: демонстрационная (обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационном экраном), фронтальная (обучающиеся одновременно работают под управлением педагога), самостоятельная (обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий).    

          Данная программа рассчитана на 1 год обучения для детей 6,5-8 лет.

          Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу, в год 38 учебных часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа179.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Школа № 448

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Моя Москва»

учителя начальных классов

Козловой Натальи Вячеславовны

2019 – 2020 учебный год

г. Москва

Содержание

  1. Пояснительная записка        3
  2. Учебный (тематический) план 1 года обучения        6
  3. Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения        8
  4. Формы аттестации и оценочные материалы        26
  5. Организационно-педагогические условия реализации Программы        26
  6. Список литературы        31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя Москва» имеет туристско-краеведческую направленность.

Краеведение – важный фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания обучающихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политическому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Каждый край нашей страны имеет свои культурные традиции и памятные места, которые могут стать основой краеведческой работы. Памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей художественной культуры, занимают особое место среди объектов искусствоведческого краеведения.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Актуальность настоящей Программы заключается в том, что она позволяет средствами дополнительного образования частично компенсировать пробелы в знаниях о родном крае и известных людях по разным предметам, одновременно способствуя и общекультурному развитию обучающихся.

Встреча с местностью и обстановкой, где жили и творили писатели, музыканты и актеры, посещение тех мест, где художниками владели, запечатленные в их творениях мысли и чувства, где их глазам открывались картины поэтического восприятия окружающего мира, производят яркое, неизгладимое впечатление.

Во время занятий обучающиеся получают информацию о родном городе, районе, области, роли города Москва в истории России; узнают традиционные для родного края промыслы; знакомятся с культурным наследием родного города, именами знаменитых людей, чья жизнь и творчество были связаны с Москвой.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность обучающихся и самостоятельное приобретение знаний.

Новизна и отличительные особенности Программы

Новизна и отличительная особенность Программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития обучающегося и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Особенностью данной Программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать обучающихся на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа разработана на основании программ:

  • «Москвоведение»        (разработчики        Крикун        С.        Н.        педагог        ГБОУ Инженерно-техническая школа – Москва, 2017);
  • «Москвоведение» (разработчики Давыдова О.А., Сергеева Г.Ю педагоги ГБОУ Школа № 2026 – Москва, 2017);
  • «Истоки» (разработчик Чувашева Е.В., педагог дополнительного образования ГБОУ Школа № 1524 – Москва, 2017).

Цель

Цель Программы: формирование у обучающихся знаний об исторических местах и улицах Москвы через изучение истории города, его архитектуры и городского пространства; развитие исследовательских навыков посредством организации коллективной деятельности.

Задачи

Обучающие:

  • формирование системы разносторонних краеведческих знаний;
  • формирование у обучающихся комплексных знаний о родном городе;
  • освоение обучающимися историко-обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, зданий, города, рода).

Развивающие:

  • развитие познавательных способностей обучающегося;
  • развитие интереса обучающихся к родному городу;
  • развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;
  • формирование интереса к истории своей Родины, расширение собственного культурного кругозора.

Воспитательные:

  • формирование патриотического сознания на основе изучения истории и культуры родного края;
  • формирование        общечеловеческих нравственных        ценностных  ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств;
  • воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

Категория обучающихся

Дополнительная        общеобразовательная        общеразвивающая        программа

«Моя Москва» предназначена для обучающихся 7-8 лет.

Срок реализации Программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Моя Москва» рассчитана на  1 год обучения. Продолжительность составляет 38 учебных часов.

Форма и режим занятий

Форма проведения учебных занятий – групповая. В ходе реализации Программы применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Планируемые результаты

К концу обучения по Программе обучающиеся будут знать:

  • природные условия города;
  • исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
  • исторические и культурные достопримечательности: Кремль, соборы Кремля, памятники знаменитым москвичам и гражданам России;
  • топонимику и историю центральных улиц и районов города;
  • быт и нравы жителей древней Москвы;
  • имена и биографии знаменитых москвичей;
  • «адреса» известных жителей города;
  • «литературную и театральную» Москву;
  • «военную историю» Москвы;
  • смысл понятий: экспонат, экскурсия, коллекция, экспозиция,
  • правила поведения в музее,
  • знать, как предмет старины может рассказать историю родного края.

К концу обучения по Программе обучающиеся будут уметь:

  • устанавливать связи между: природой города и занятиями жителей в древней Москве;
  • читать план города, охранять объекты, памятники истории и архитектуры родного города;
  • давать оценку деятельности людей с экологической точки зрения;
  • в доступной форме излагать знания о Москве;
  • наблюдать за происходящим и интересоваться историей родного края,
  • уважительно относиться к предметам старины,
  • задавать вопросы, составлять рассказы,
  • выступать перед аудиторией и слушать других.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы  контроля

1.

Москва сегодня

 3

1.1.

Москва – наш город

1

Опрос

1.2.

Городская символика

2

Беседа

2.

Откуда Москва пошла

8

Беседа

2.1.

Древняя Москва и ее жители

1

Беседа

2.2.

Первое упоминание о Москве

1

Беседа

2.3.

Москва – всем городам мать

2

Беседа

2.4.

Наши предки москвичи

2

Игра

2.5.

Родословная моей семьи

2

Проект

3.

Сердце Москвы

 9

3.1.

Стены и башни Кремля

2

Беседа

3.2.

Монастыри-сторожи

1

Беседа

3.3.

Прогулка по Кремлю

1

Беседа

3.4.

Главная площадь Москвы

1

Опрос

3.5.

Памятники Москвы

1

Беседа

3.6.

Главная улица Москвы

1

Беседа

3.7.

Городская мозаика «История города в названиях улиц»

1

Беседа

3.8.

Город-герой Москва

1

Опрос

4.

Достопримечательности города

7

4.1

Москва архитектурная

1

Беседа

4.2.

Московский транспорт. Правила безопасности в городе

1

Опрос

4.3.

Московские реки

1

Опрос

4.4.

Московские музеи        

2

Беседа

4.5.

Московские театры

2

Беседа

5.

Мир живого в большом городе

3

Беседа

5.1.

Флора и фауна Москвы

1

Опрос

5.2.

Ботанический сад МГУ им. М.В. Ломоносова

1

Беседа

5.3.

Московский зоопарк

1

Беседа

6.

Административные округа Москвы

5

6.1.

Обзор всех округов. Район «Восточный»

1

Опрос

6.2.

Инфраструктура района «Восточный». ПДД

1

Игра

6.3.

Наша школа. Традиции школы и района.

1

Беседа

6.4.

Я – юный читатель

1

Экскурсия

6.5.

Достопримечательности района. Лучшие люди района.

1

Беседа

7.

Моя Москва

3

7.1.

Угадай силуэт

1

Игра

7.2.

Дорогая моя столица

1

Викторина

7.3.

Итоговое занятие.  Проект «Моя Москва»

1

Защита проекта

Всего:

38

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

Раздел 1. МОСКВА СЕГОДНЯ

  1. Москва – наш город

Теория. Введение в тему. Беседа «Москва - столица нашей Родины». Москва на карте России. Площадь и территория современной Москвы, численность населения. Географическое положение, стрелки рек Москвы, Неглинной и Яузы. Практика. Разучивание песни «С чего начинается родина» (Сл. М.Л. Матусовский, муз. В.Е. Баснер). Рисунок города Москвы.

  1. Городская символика

Теория. Рассказ «Герб, флаг Москвы». Геральдика. Что такое герб города. Легенда о Георгии Победоносце. Почему московский герб изображен на государственном флаге России. Практика. Разучивание гимна Москвы. Коллективная аппликация «Герб Москвы».

Раздел 2. ОТКУДА МОСКВА ПОШЛА…

  1. Древняя Москва и ее жители

Теория. Рассказ. В лесном краю московском. Славяне - древние жители московской земли. Практика. Загадки о природе и природных явлениях. Аппликация из природного материала «Живые краски природы».

  1. Первое упоминание о Москве.

Теория. Сказание о начале Москвы. Боярин Кучко. Рассказ «Как князь Юрий Долгорукий основал Москву». Практика. Отгадывание ребусов «Узнай имя князя», «Где впервые встречается имя города».

  1. Москва - всем городам мать

Теория. Рассказ «Почему Москва стала главным городом Руси» (князья: Даниил Московский, Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III- «государь всея Руси»). 

  1. Наши предки москвичи

Теория. Рассказ. Как выглядели москвичи в старину: одежда, головные уборы, обувь. В каких домах жили москвичи: красный угол, мебель, посуда. Маленькие москвичи и семейные праздники: игры и игрушки детей в давние времена.    Семейные праздники москвичей: свадьба, новоселье, крестины, новый год,  масленица. Практика. Рассказы детей «Моя любимая игрушка», «Мой любимый праздник». Практика. Проведение старинных игр. Изготовление игрушки.

  1. Родословная моей семьи - создание проекта «Дорожите именем своим»

Теория. Что такое «родословная». Практика. Практическая работа по созданию проекта «Моя семья» (оформление постера: родословное древо семьи, интересные факты из истории семьи, рисунки и фотографии)

Раздел 3. СЕРДЦЕ МОСКВЫ

3.1.   Стены и башни Кремля. Деревянный, белокаменный, кирпичный Кремль.

Теория. Рассказ. Зачем Москве нужна была крепость. Как строились крепости: выбор места, стены и башни. Древняя крепость – выдающееся произведение архитектуры и военного искусства. Виртуальная экскурсия «Вдоль башен Кремля». Практика. Изготовление 3D-макета (лепка) «История стен Кремля».

3.2. Монастыри-сторожи: Новодевичий, Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский, Спасо-Андроников. 

Теория. Из истории монастырей. Виртуальная экскурсия по монастырям. Их роль в культуре России и в защите Москвы. Практика. Рисунок «Москва златоглавая».

  1. Прогулка по Кремлю

Теория. Виртуальная «Обзорная экскурсия по Кремлю». Памятники Кремля. Царь-пушка. Царь-колокол. Ивановская площадь. Соборная площадь. Колокольня «Иван Великий». Практика. Викторина: «Достопримечательности Кремля». Лепка из пластилина моделей Царь-пушки и Царь-колокола

  1. Главная площадь Москвы

Теория. Беседа «А из нашего окна...» Красная площадь – сердце России. Почему площадь назвали Красной. Парады на Красной площади. Башни, выходящие на Красную площадь. Спасская башня. Главные часы Москвы. Звезды Кремля. Практика. Отгадывание загадок. Практическая работа: оригами «Звезда».

  1. Памятники Москвы

Теория. Рассказ и фоторепортаж. Первый памятник Москвы Д. Пожарскому и К. Минину. Описание скульптурного памятника. Знакомство с  другими памятниками Москвы.

  1. Главная улица Москвы

Теория. Виртуальная экскурсия «Прогулка по Тверской». Улица памятников и площадей. На Триумфальной площади. Памятник В. Маяковскому. Пушкинская площадь. Практика. Викторина «Улица памятников и площадей». Чтение стихов.

  1. Городская мозаика «История города в названиях улиц»

Теория. Рассказ «История города в названиях улиц». Героические страницы истории в названиях улиц.

  1. Город-герой Москва.

Теория.  Оборона Москвы в годы Великой Отечественной войны. Выдающиеся личности тех времен. Практика. Беседа с детьми на тему войны (отрывок презентации «Детство, опалённое войной»). Рисунок «Миру-мир, войны не нужно!». Оригами «Гвоздика».

Раздел 4. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА

  1.    Московская архитектура

Теория. Работа с рисунками и фотографиями по теме «Москва старая и современная». Здания разных времен на территории Москвы. Московские высотки. Дом Пашкова. Палаты бояр Романовых. Современная архитектура. Практика. Рисунки по заданию: «Моделирование города  будущего».

  1.    Московский транспорт. Правила безопасности в городе

Теория. Рассказ «Из истории московского транспорта». История общественного транспорта Москвы. Извозчики. Конка. Трамвай. Автобус. Метро. Красота столичного метрополитена. Безопасность на дорогах Москвы Правила пользования городским общественным транспортом. Практика. Отгадывание загадок о видах транспорта. Изготовление коллажа «От кареты до метро».

  1.    Московские реки

Теория. Беседа «Значение рек для жизни города. Главная река Москвы». Практика. Конструирование модели городского моста (пластилин, бумага, картон).

  1.    Московские музеи

Теория. Беседа «Какие бывают музеи. Правила поведения в музеях». Виртуальная экскурсия Музей-панорама «Бородинская битва». Государственная Третьяковская галерея. Планетарий. Музей В.М. Васнецова. Практика. Игра «Угадай, в какой музей ты попал». Рассматривание репродукций из Третьяковской галереи.

  1.    Московские театры

Теория. Беседа «Какие бывают театры». Виртуальные экскурсии: театр кукол им. С.В. Образцова, театр «Волшебная лампа», Московский детский театр теней. Практика. Разучивание скороговорок. Инсценировка «Ожившие сказочные герои».

Раздел 5. МИР ЖИВОГО В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

  1.    Флора и фауна Москвы

Теория. Московская природа. Кто живет в московских лесах. Что растет в московских парках. Красная книга. Беседа о бережном отношении к природе. Игра «Узнай животное по описанию». Изучение гербария. Практика. Рисунки деревьев, растущих в нашем городе. Изготовление кормушек «Птичья столовая».

  1.    Ботанический сад МГУ им. М. В. Ломоносова «Аптекарский огород»

Теория. Виртуальная экскурсия по саду. История создания и работы сада. Практика. Отгадывание загадок. Создание коллажа «Заморские цветы».

  1.    Московский зоопарк

Теория. Виртуальная экскурсия «Звериный городок». История создания и работы зоопарка. Практика. Разгадывание кроссворда и загадок про животных. Аппликация фигурок животных из геометрических фигур.

Раздел 6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОКРУГА МОСКВЫ

6.1.       Район «Восточный», в котором мы учимся и живем.

Теория. История появления района «Восточный» на карте Москвы. Символика нашего района. Районная управа. Практика. Аппликация «Герб района».

  1. Инфраструктура района «Восточный»

Теория. Дорога от дома до школы. Виды транспорта. Правила безопасного поведения на улице и дома. Службы экстренной помощи москвичам «Добрые волшебники района». Практика. Викторина «Красный, желтый, зеленый». Игра «Кто стучится в дверь ко мне…?»

  1. Наша школа. Традиции нашей школы – традиции района

Теория. История образования и жизни        моей школы.        Традиции школы. Практика. Проект «Школьные годы, чудесные…»

  1. Я – юный читатель. Библиотеки в нашем районе

Теория. Главная библиотека города Москвы. Библиотеки района «Восточный». Правила поведения в библиотеке. Правила обращения с книгой. Практика. Беседа с детьми о любимой книге. Изготовление закладки для книги. Экскурсия в детскую библиотеку.

  1. Достопримечательности района. Лучшие люди нашего района.

Теория. Памятники. Предприятия. Знакомство с лучшими людьми района (заочно). О людях разных профессий и их вкладе в жизнь и развитие города, района. Проект «Кем я хочу быть…».

Раздел 7. МОЯ МОСКВА

  1.   Угадай силуэт

Теория. Повторение и закрепление изученного за год. Практика. Игра «Угадай что это?»

  1. Дорогая моя столица

Теория. Повторение и закрепление изученного за год. Практика. Проведение викторины «Что мы знаем о Москве».

  1.   Итоговое занятие

Теория. Что узнали? Чему научились? Обобщение материала. Практика. Проект «Моя Москва». Мини-сочинение на тему: «Самый  интересный урок»

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Результаты освоения Программы отслеживаются по итогам бесед, опросов,  выполнения практических заданий.

В процессе реализации Программы предусмотрены следующие виды контроля:

Входной контроль. Проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности.

Текущий контроль. Проводится на каждом занятии в виде выполнения упражнений всеми учащимися, по группам и индивидуально.

Тематический контроль. Проводится по мере освоения каждой темы. Включает фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и групповом опросе.

Итоговый контроль. Защита проекта.

Результаты обучения по программе выявляются по итогам проведения тестов, викторин, интеллектуальных конкурсов, защиты проекта.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формы занятий:

По количеству обучающихся, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

По особенностям коммуникативного взаимодействия: беседа, практикум, интеллектуальная игра, выставка, викторина, экскурсии, мастер-класс, презентация, просмотр видеофильмов, проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта), подготовка сообщений, презентационных материалов; практическое занятие.

По дидактической цели: комбинированные формы занятий.

По типу: комбинированное, теоретическое, практическое

     

Методы обучения:

  • Словесный:
  • рассказ обзорный для раскрытия новой темы,
  • беседы с обучающимися в процессе изучения темы.
  • Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств.
  • Игровой:        создание        специальных        ситуаций,        моделирующих        реальную ситуацию, из которой обучающимся предлагается найти выход.
  • Исследовательский:        выполнение        обучающимися        определенных исследовательских заданий во время занятия.
  • Проектный:        работа обучающихся над индивидуальным краеведческим проектом.

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована Программа

1. Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

  • приобретение обучающимися знаний об истории и географии своего города через изучение его достопримечательностей; ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;
  • развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений обучающегося к

базовым ценностям нашего общества и к социальной

реальности в целом)

  • развитие ценностных отношений обучающегося к истории и географии своего города, его прошлому и настоящему
  • истории своей школы, района.

3. Результаты третьего уровня (приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия)

  • приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия во взаимодействии со сверстниками и взрослыми
  • посещения культурно-образовательных учреждений
  • сбора и обработки историко-географической информации

Материально-технические условия реализации Программы

Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы  «Моя Москва» необходимы следующие условия:

  • Экранно-звуковые        пособия:        аудиозаписи,        видеофильмы, соответствующие тематике Программы.
  • Пособия        для        практических        и        исследовательских        работ:        карта Москвы и Московской области, карта России, контурные карты и схемы.
  • Печатные пособия: Иллюстрации, тематические наборы картинок «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Транспорт», «Музыкальные инструменты», «Посуда» и т.п.,
  • Альбомы.
  • Наборы открыток.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авербух И., Лобачева И. Моя Столица. - М.: Олма-пресс, 2006.
  2. Вахрушев А.Б. и др. Москвоведение. / А.Б. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова - М.: АНО ИЦ, 2002.
  3. Александров Ю. А. Москва заповедная - М.: Московская правда, 1991.
  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: Советский спорт, 1985.
  5. Забелин И. Е. Сведения о Москве и московских садах в ХУIII и ХIХ веках в кн. Опыты изучения русских древностей и истории. ч. 2 - М.: Тип. Грачева и К., 1873.
  6. Ковригина О. Золотых и серебряных дел мастера Московской Немецкой слободы.
  7. Культурное        и        природное        наследие        и        его        освоение        в        учебно- воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Выпуск
  1. Экскурсионное краеведение. / Под ред. С. И. Козленко - М.: МИОО, 2006.
  1. Культурное        и        природное        наследие        и        его        освоение        в        учебно- воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Выпуск 2. Организация краеведческой работы. / Ред.-сост. А.В. Святославский - М.: МИОО, 2007.
  2. Методические материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко - М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1997.
  3. Памятные места слободы в «Старых садех» // Наука и жизнь. – 1969 -№2.
  4. Святославский А.В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. - М.: МИОО, 2006.
  5. Снегирев И.М. Московские урочища древние и новые. - М., 1852. 13.Сорокин В. Заповедный Арбат // Наука и жизнь. – 1985 - № 7-8.
  6. Улицы Москвы. Старые и новые названия. Топонимический словарь- справочник. – М.: Наука, техника, образование, 2003.

Электронные ресурсы

           Узнай Москву [Электронный ресурс] М., 2018. URL: https://um.mos.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования "Заниматика" - 2 класс

Темы занятий спланированы с учётом прохождения учебного материала на уроках математики. Таким образом, создаётся возможность сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работ...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Рабочая программа дополнительного образования 3 класс (углубление) немецкий

Данная рабочая программа представляет собой курс немецкого языка в 3 классе по УМК "Мозаик"....

Авторская рабочая программа дополнительного образования "Проект-это просто", 1-4 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Программа "Проект-это просто" имеет социальную проектную направленность и ориентирована на обучающихся начальной школы (7-11 лет). Она предоставляет школьникам широкий спектр возможностей дл...