"Финансовая грамотность" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Лебедева Евгения Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая деятельность" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_finansovoy_gramotnosti_4_klass.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Приказом МОУ

«Покровская СОШ»

от_________пр.№______

Директор школы

О.А.Малышева_________

Рабочая программа

По внеурочной деятельности

 «Финансовая грамотность»

ФГОС НОО

4 класс

На 2022-2023 учебный год

Воспитателя ГПД

Лебедевой Евгении Александровны

д. Покровское.

2022 г.

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»  разработана на основании ряда нормативных документов:

1.Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.»

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/

Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг.»

План мероприятий («дорожная карта») реализации второго этапа Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (на период 2021-2023 годов) (утвержден 28.07.2021 Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым и Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной)

https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=134011-plan_meropriyatii_dorozhnaya_karta_ryealizatsii_vtorogo_etapa_strategii_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_v_rossiiskoi_federatsii_na_2017-2023_gody_na_period_2021-2023_godov

2.Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по уровням образования

https://fgos.ru/

3.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ((с изменениями на 30 декабря 2021 года), (редакция, действующая с 1 марта 2022 года)) «Об образовании в Российской Федерации»

4.Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» реализует ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

5.Финансовая грамотность http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/finansovaya-gramotnost.php

6.Информационно-образовательная среда «Российская электронная школа», раздел функциональная грамотность https://fg.resh.edu.ru/

Актуальность

«Вопрос финансовой грамотности –

это вопрос финансового благополучия наших семей,

наших граждан, и это должно рассматриваться

как один из важнейших приоритетов

нашей социальной политики»

Антон Силуанов, министр финансов РФ

Президент РФ в послании Федеральному собранию выделил одну из важных задач, это повышение уровня жизни населения страны, борьба с бедностью. Одной из ключевых звеньев в решении этих задач являются образовательные и просветительские программы по повышению финансовой грамотности. В современном обществе большое внимание уделяется вопросу формирования у учащихся не просто знаний, как набора сведений о мире, а способности действовать в этом мире на благо общества, и самого себя.

Включение элементов финансовой грамотности в обязательную школьную программу является одной из задач реализации национальной стратегии по повышению финансовой грамотности в России.

Цели и задачи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:

  • воспитание ответственности в сфере потребления семейных ресурсов, ресурсов школы и общества;
  • развитие интереса в области экономических отношений в семье;
  • формирование опыта применения элементарных финансовых знаний и умений для решения простых вопросов в области экономики семьи, выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет.

Задачи:

  1. Сформировать у детей первичные представления о финансах, об истории возникновении денег.
  2. Научить младших школьников пользоваться финансовыми инструментами, понятиями.
  3. Развивать у детей логическое мышление, элементарные математические операции.
  4. Расширить образовательный кругозор школьников.
  5. Воспитать финансово-грамотного гражданина.

Психологические условия, создание которых необходимо для эффективного обучения финансовой грамотности

Важнейшим психологическим условием организации эффективного обучения на занятиях по финансовой грамотности является учет психологических особенностей обучающихся. Они определяются следующими факторами:

− возрастом и соответствующими особенностями восприятия мира, потребностями в его познании и коммуникации;

− особенностями семьи (состав, уровень образования родителей, характер взаимоотношений в семье);

− особенностями региона проживания.

Планируемые результаты обучения 

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность» 

У выпускника будут сформированы:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Выпускник получит возможность для формирования:

• понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» 

Познавательные:

Выпускник научится:

• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

Выпускник получит возможность научиться:

• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

Выпускник научится:

• определять личные цели развития финансовой грамотности;

• ставить финансовые цели;

• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

 • оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Выпускник получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные: 

Выпускник научится:

• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» 

Выпускник научится:

• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

• объяснять проблемы, возникающие при обмене;

• приводить примеры товарных денег;

• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

• понимать, что деньги зарабатываются трудом; • описывать виды и функции денег;

• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

• называть основные источники доходов;

• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

• называть основные направления расходов семьи;

• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

• различать планируемые и непредвиденные расходы;

• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

 • объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Выпускник получит возможность научиться:

• описывать свойства товарных денег;

• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);

• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема занятия

Тип занятия

Кол-во

часов

Модуль 1.  Как появились деньги и какими они бывают

8

1

Как появились деньги

Постановка проектной задачи

1

2

История российских денег

Решение проектной задачи

1

3

Какие бывают деньги

Решение проектной задачи

1

4

Банки, банкоматы и банковские карты

Занятие-экскурсия

1

5

Безналичные деньги и платежи

Решение проектной задачи

1

6

Как я умею пользоваться деньгами

Занятие-игра

1

7

Что такое валюта

Решение проектной задачи

1

8

Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги

Занятие промежуточного оценивания

1

Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье

2

9

Откуда в семье берутся деньги

Решение проектной задачи

1

10

Подсчитаем все доходы семьи

Практическое занятие

1

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать

2

11

На что семья тратит деньги

Решение проектной задачи

1

12

Подсчитаем все расходы семьи

Практическое занятие

1

Модуль 4. Деньги счет любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

4

13

Как планировать семейный бюджет

Решение проектной задачи,

1

14

Правила составления семейного бюджета

Решение проектной задачи

1

15

Учимся составлять семейный бюджет

Занятие-игра

1

16

Итоговая проверочная работа

Занятие итогового оценивания

1

Итого:

16

Содержание курса.

МОДУЛЬ 1. КАК ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ 

Планируемые результаты изучения раздела 

Базовый уровень (учащийся научится) 

Личностные результаты – понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.

Метапредметные результаты:

• компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;

• компетенция определения своих финансовых целей;

• компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой целью;

• компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Предметные результаты:

• умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;

• умение объяснять причины обмена;

• умение различать виды денег;

• умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;

• умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;

• умение считать наличные деньги (купюры и монеты);

• умение правильно считать сдачу;

• умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

• умение приводить примеры валют;

• умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению переводить одну валюту в другую с помощью валютных курсов.

Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта.

МОДУЛЬ 2. ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ 

Планируемые результаты изучения раздела 

Базовый уровень (учащийся научится) 

Личностные результаты:

 • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

• понимание, что деньги зарабатываются трудом человека.

Метапредметные результаты:

• компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового контроля результата;

• компетенция оценки правильности финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

• компетенция исправления своих действий на основе оценки и учёта выявленных ошибок. Предметные результаты:

• умение правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;

• умение объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи;

• умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

• умение считать общую сумму доходов семьи на условных примерах.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться):

• умению сравнивать разные источники доходов семьи;

• умению объяснять на примерах, от чего зависит величина доходов семьи;

• умению объяснять способы увеличения доходов семьи.

Базовые понятия и знания: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес.

МОДУЛЬ 3. ПОЧЕМУ СЕМЬЕ ИНОГДА НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ НА ЖИЗНЬ И КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ 

Планируемые результаты изучения раздела 

Базовый уровень (учащийся научится) 

Личностные результаты – понимание разницы между базовыми потребностями людей и их желаниями.

Метапредметные результаты:

• компетенция составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;

• компетенция слушания собеседника (взрослого и ровесника);

• компетенция ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

 • компетенция формулирования вопросов по теме.

Предметные результаты:

• умение правильно использовать термины: расходы, основные направления расходов, необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг), обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и непредвиденные расходы;

• умение приводить примеры основных направлений расходов семьи;

• умение считать общую сумму расходов семьи на условных примерах.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться): 

• умению сравнивать разные направления расходов семьи;

• умению объяснять на примерах, от чего зависит величина расходов семьи;

• умению объяснять способы сокращения расходов семьи.

Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы.

МОДУЛЬ 4. ДЕНЬГИ СЧёТ ЛЮБЯТ, ИЛИ КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМ КОШЕЛЬКОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ ПУСТОВАЛ 

Планируемые результаты изучения раздела 

Базовый уровень (учащийся научится) 

Личностные результаты – понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

Метапредметные результаты:

• компетенция владения элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

• компетенция выполнения пошагового и итогового контроля своей работы и её результата;

• компетенция оценки своей учебной деятельности по освоению финансовой грамотности.

 Предметные результаты:

• умение правильно использовать термины: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;

• умение составлять семейный бюджет на условных примерах;

• умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения;

• умение решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению объяснять возможные способы сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.

Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.

Список литературы.

  1. Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books
  2. Минпросвещения России

https://edu.gov.ru/

http://government.ru/department/390/events/

  1. Минфин России

https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=134011-plan_meropriyatii_dorozhnaya_karta_ryealizatsii_vtorogo_etapa_strategii_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_v_rossiiskoi_federatsii_na_2017-2023_gody_na_period_2021-2023_godov

  1. Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: 4 класс учебная программа. 2020 г. Издательство «ВАКО».
  2.  Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: 4 класс методические рекомендации для учителя. 2020 г. Издательство «ВАКО».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая грамотность» Направление: разумное финансовое поведение Уровень образования (класс):4 класс начальной школы (базовый)

Личностными результатами изучения данного курса являются:• осознание себя как члена семьи, общества и государства;• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений...

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (на примере решения финансовых задач). Урок математики по формированию финансовой грамотности в 1 классе.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (на примере решения финансовых задач). Урок математики по формированию финансовой грамотности в 1 классе....

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деловая игра “Финансовый театр”» (2 класс)

Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понимании природы и происхождения денег, их роли в жизни человека и их разновидностей.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1....

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.  Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...

Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2.  Научить ...