Проектная деятельность
статья (3 класс)

Басова Елена Александровна

Елена Александровна    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1.2_otchet_o_proektah.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ О СИСТЕМЕ РАБОТЫ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ

МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ

Метод проектов – это  учебно-познавательные приемы, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате  самостоятельных  действий  учащихся, позволяющих получить продукт с заданными свойствами, с обязательной презентацией этих результатов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая- либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.  

В своей работе в начальных классах я использую различные виды проектов. Учащиеся первых и вторых классов еще только усваивают особенности работы над проектами, овладевают элементарными знаниями. Тематику  проектов мы всегда определяем с целью углубить знания отдельных ребят  по предмету. Например, во втором классе  при работе с непроверяемыми орфограммами в корнях слов мы разрабатывали проект «Слово». Цель проекта: запомнить орфографическое написание, лексическое значение словарных слов. Сначала работа идет на уроке, затем продолжается дома. Последовательность работы определяется готовым планом:

  1. Запиши слово. 2. Поставь ударение. 3. Определи количество звуков,    букв и слогов.4. Отметь орфограмму. 5.Найди значение слова в Толковом словаре.5. Составь предложение.6. Подбери родственные слова. 7.Найди пословицы, поговорки и стихотворения со словом.  Проект носит индивидуальный характер  и предполагает самостоятельное исследование. Темы проектов: «Крылатые слова» и «Тайны корня».

 Чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету. В пример можно привести исследовательскую работу по окружающему миру «Как снежинка появляется?» группы учащихся 1 класса, в котором надо наблюдать за течением опытов с водой, делать выводы, придумать и сделать  снежинки из бумаги. А вот вырастить кристаллы дети не смогли, поэтому обратились мы к учителю химии. Одним словом, пришлось привлечь  данные из разных области знаний. Дети искали материал в дополнительной литературе, проводили опрос в своих семьях и среди учащихся своего класса.

Исследовательский  метод  обучения  предполагает  организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие  исследования  от  проекта  состоит в том, что исследование  не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – поиск истины, а проектирование – решение определенной задачи. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности.  

Проектная технология и технология исследовательской деятельности  предполагают:

  • наличие  проблемы и гипотезы, требующей исследовательского поиска  ее подтверждения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость результатов;
  • самостоятельную деятельность ученика;
  • поэтапного достижения результатов проекта;
  • оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Таким образом,  исследование  -  это в  большей степени  научная  деятельность,  а  проект  -  это творческая деятельность. Причем, проект  может быть формой  оформления результатов  исследования.  В итоге, мы используем оба метода, так как они близки по целям, задачам, методам, формам и часто выступают в совокупности.

Проектную деятельность мы проводили,  исходя из того, что мои ученики, начиная с первого класса,  вместе с мной и с родителями, выполняют собственный проект, решая какую-либо исследовательскую задачу. Включаясь таким образом в активную деятельность, учащиеся овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, работают над различными проектами, учатся взаимодействовать в парах и группах, общаться между собой, договариваться, распределять роли, задания, что необходимо для развития универсальных учебных действий.

В  основе  и  метода  проектов и  метода  исследований  лежат:

  • развитие  познавательных  умений и навыков учащихся;
  • умение  ориентироваться в  информационном  пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук.

В четвертом классе учащиеся приняли участие в коллективной исследовательской работе  «Целебные травы». Эта работа предполагала изучение трав своего края и их целебных свойств, а также создание собственного альбома «Сила целебных трав». Работа состояла из пяти этапов:

  • подготовительного;
  • теоретического;
  • технологического;
  • анкетирования и анализа;
  • заключение и выводы.

Работа началась в мае  в конце учебного года, продолжалась в следующем учебном году с сентября по февраль и закончилась защитой проектов в апреле.

Для меня важно развить кругозор и лексический запас детей, познакомить с самыми простыми общеукрепляющими травяными сборами. Здесь применялись методы наблюдения, опроса и общения со взрослыми людьми. А для учащихся было важно узнать, что кроме лекарственных препаратов существуют лечебные травы и сборы. Они щадяще действуют на организм, но применять их нужно только по назначению врача. Работа над проектом сплотила класс, позволила получить удовольствие от общения в процессе опроса и создания рисунков для альбома «Сила целебных трав». А при проведении классного часа  дети пили собственноручно заваренный чай с чебрецом, аромат от которого запомнился надолго. Свой проект учащиеся презентовали во время посещения питомника хаски «DogWinter»: рассказали о полезном действии местных трав, а работники питомника расширили знания учащихся и родителей о том, какие уникальные продукты разрабатывают ученые-медики из естественных трав. Дети получили дополнительные знания и  эмоциональное удовлетворение, когда их угостили замечательным травяным каюрским чаем.

Необходимо отметить, что данная технология признана многими моими коллегами, как дополнение к другим видам обучения.

Учитель                                     Басова Е.А.

   Директор МОУ «СОШ №9»                                      Родионова С.Ф.  

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...