Эссе на тему"Талантливый ученик - талантливый учитель"
статья

Николаенко Виктория Александровна

    Может ли талант ученика влиять на учителя, тем самым усиливая его учительские способности? И каждый учитель, имеющий хоть мало-мальский опыт, скажет: «Да, когда понимаешь, что твои знания ложатся в благодатную почву, хочется давать больше, стремишься не просто добросовестно развивать компетенции, рекомендованные ФГОСом, а вместе с детьми в который раз постигать суть вещей и законы мироздания». А дети это чувствуют и вознаграждают сторицей старания учителя: далеко не все, даже одаренные, взрослые умеют так выразительно читать стихи, как это делают четвероклашки, как будто лучше них, взрослых, понимают, как чудесно морозное зимнее утро, когда «друг прелестный» еще дремлет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл talantlivyy_uchenik_-_talantlivyy_uchitel.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Талантливый ученик - талантливый учитель

Эссе

Предложенная для размышления тема не просто заставляет задуматься, а даже вызывает у меня некоторый протест. Нужно переставить слова, и все станет на свои места. Действительно, очень логично и привычно выглядит фраза «Талантливый учитель – талантливый ученик». Ведь именно у учителей, о которых говорят: «Он учитель от Бога», - и вырастают талантливые ученики. И таких примеров в моей памяти накопилось немало: протопоп Сильвестр и Иван Грозный, Василий Андреевич Жуковский и император Александр II. Очень ярко это отразилось в живописи: Тициан – Эль Греко, Карл Брюллов – Тарас Шевченко; в поэзии: Гавриил Державин – Александр Пушкин, в театральном искусстве: Константин Станиславский, педагог, создатель теоретик театра, вырастил не одно поколение талантливейших актеров, создатель системы актёрского искусства, названной «системой Станиславского» И можно еще продолжать и продолжать, но… у каждого учителя ведь не один ученик, их много, а признанных талантов – единицы. То есть дело не только в талантливом учителе, а в том, что он сумел разглядеть и развить талант своего ученика. А возможно в этом и заключается сам талант учителя – увидеть и взрастить талант. И теперь при любой постановке проблемы следует разобраться в значении этого качества личности.

Итак… Что такое талант? Кто такой талантливый учитель? Кого можно назвать талантливым учеником?

Ответить на эти вопросы несложно, потому что педагогика и психология определились с терминологией, да и жизненных примеров талантливых людей хоть отбавляй. Например, такое определение вполне, на мой взгляд, отражает сущность понятия: «Талант – определённые или выдающиеся врождённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта, одарённость». То есть синонимом к слову талант будет «о-даренность» (дар небес, божий дар), а антонимом «без-дарность».

Особенно привлекает своей романтичностью и достоверностью именно в связи с учительской профессией цитата выдающегося историка, писателя и педагога Василия Ключевского: «Талант — искра божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим».

         Понятно, что в нашем случае речь идет о способности, «даре» учить других людей, и, если бы проблема стояла так, как ее перефразировали мы, то – о способности учиться и развивать свой природный дар. О таких примерах мы писали выше, к ним можно добавить великое множество громких имен: Лев Толстой, основавший в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и считавший их чрезвычайно одаренными от природы («Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят»); Константин Дмитриевич Ушинский, основатель научной педагогики в России, утверждавший, что  «Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств» и многие другие.

Из зарубежных педагогов это  Адольф Дистервег, который тоже считал, что труд педагога сродни искусству: «Мы видели, что искусство обучения заключается не в умении сообщить, но в умении возбуждать, будить, оживлять»; Рудольф Штайнер, создатель Вальдорфской школы, автор книги «Образование ребенка», писал: «Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека».

 Что же объединяет таких разных людей? И вот тут я буду совсем не оригинальна: любовь к людям, к детям, стремление их понять и научить тому, к чему у них есть склонность, развивать ту деятельность, которую они могут освоить без внутреннего сопротивления организма. Не случайно одна из любимых книг педагогов, которую написал тоже педагог, Шалва Амонашвили,  так и называется «Сердце отдаю детям», а среди выдающихся учителей есть настоящие герои, жертвовавшие своим благополучием и даже жизнью ради своих воспитанников. Это, например, Иоганн Песталоцци, швейцарский гуманист, который учил обездоленных ребятишек доброте и самоотверженности. Педагог за свою жизнь написал множество книг, а на гонорары за них строил новые и новые приюты. У него к старости не было ничего, кроме мировой славы. Недаром на его надгробном памятнике написано: «Всё для других, ничего для себя».

Или врач Хенрик Гольдшмидт и литератор под псевдонимом Януш Корчак, – он открыл «Дом сирот», где нашли приют обездоленные дети. Учитель до последней капли крови, он встретил смерть в концлагере, хотя ему, известному писателю, предлагали спастись. Он не мог ничего изменить, но он мог оставаться с детьми до конца, рассказывая им очередную, последнюю, сказку…

Итак, можно сделать вывод, что талантливый учитель, это тот, кто любит детей и относится к воспитанию и обучению серьезно и творчески. А кто же все-таки такой талантливый ученик? И вот теперь мы вернемся к тому, как сформулирована проблема в заглавии нашего эссе.

Может ли талант ученика влиять на учителя, тем самым усиливая его учительские способности? И каждый учитель, имеющий хоть мало-мальский опыт, скажет: «Да, когда понимаешь, что твои знания ложатся в благодатную почву, хочется давать больше, стремишься не просто добросовестно развивать компетенции, рекомендованные ФГОСом, а вместе с детьми в который раз постигать суть вещей и законы мироздания». А дети это чувствуют и вознаграждают сторицей старания учителя: далеко не все, даже одаренные, взрослые умеют так выразительно читать стихи, как это делают четвероклашки, как будто лучше них, взрослых, понимают, как чудесно морозное зимнее утро, когда «друг прелестный» еще дремлет.

А какие чудесные сказки, загадки, стихотворения рождаются под детским перышком, ведь дети, причем практически все (простите мне мою категоричность) очень чутки к рифме, к ритму, к фантазии. И ты уже не можешь идти просто «на работу», ты идешь «к детям», ты стремишься их удивить и научить, а они стремятся тебя порадовать и тоже удивить: как красиво нарисовал (видно, что тщательно выписана каждая деталь), как интересно сочинил (ниоткуда не списывал, а сидел и придумывал), прорешал не только несколько примеров, а две странички, потому что было интересно. И завертелся круговорот творчества – от ученика к учителю,  от учителя к ученику.

Прочитала где-то, что между этими понятиями – «талантливый ученик» и «талантливый учитель» нужно ставить знак равенства… Возможно… Но если привлекать и другие математические знаки, то иногда это может быть знак «больше-меньше», причем, не факт, что больше всегда будет у учителя, и это нормально, потому что в союзе с талантливыми учениками должны выступать талантливые родители, а если еще и бабушки-дедушки с несколькими высшими образованиями и природными данными, то это уже,  это же здорово!

Вот и получается, что нет никакого противоречия, и талантливые ученики могут стимулировать одаренность учителя, побуждать его к развитию, и обоим от этого только польза. И поэтому закончить хочу замечательной цитатой о таланте, автором которой является одаренный музыкант Джон Ленон: «Талант – это способность верить в успех. Полный бред, когда говорят, что я вдруг открыл в себе дарование. Я просто работал». И от себя добавлю: «Работаю с удовольствием. Потому что у меня талантливые ученики» !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Если имя твоё-учитель"

Эссе на тему "Если имя твоё-учитель"...

Эссе на тему "Почему я стала учителем"

Данное эссе о выборе моей профессии...

Эссе на тему " Моя будущая профессия-учитель"

С самого раннего возраста я начала задумываться, кем я хочу стать? На данный момент у нас множество профессий, но я после долгих раздумий выбрала профессию, которой хочу посвятить всю свою жизнь. Это ...

Эссе на тему: "Учитель и ученик растут вместе..."

Школа… Это удивительный мир учителей и учеников. Это мир, который дарит радость общения, счастье погружения в мир детства…Школа не может существовать без учителя. Ведь учитель – тв...

Тема эссе: «В делах своих учеников учитель вечен!».

Эссе на тему: "В делах своих учеников учитель вечен!"...