Система оценивания образовательных достижений
статья

Светлана Андреевна Сайко

Оценочную деятельность учителя строю на следующих принципах:

- оценивание является постоянным процессом

- оценивание может быть только критериальным; основными критериями оценивания выступают планируемые результаты

- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся; они могут вырабатываться ими совместно.

- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности обучающегося и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений (из опыта работы)

С введением стандартов второго поколения меняется и подход к анализу и оценке результативности образовательного процесса.

Изучив соответствующую литературу, я для себя выделила следующее:

- к основным результатам начального образования стандарт относит:

формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний;

воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования)

- особенность – уровневый подход к представлению планируемых результатов, т.е. за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки формируется сегодня оценка, а необходимый для продолжения образования и реально достижимый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

         Оценочную деятельность учителя строю на следующих принципах:

- оценивание является постоянным процессом

- оценивание может быть только критериальным; основными критериями оценивания выступают планируемые результаты

- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся; они могут вырабатываться ими совместно.

- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности обучающегося и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка

- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно – оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке

         В систему оценки включаются:

- внешняя оценка

- внутренняя оценка

- самооценка обучающихся

           Оценить – значит выделить результат деятельности, представить предстоящий ход или восстановить ход законченной деятельности, соотнести с целью.

           В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ.

          Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующих основных блока:

самоопределение

смыслообразование

морально – этическая ориентация

        Основное содержание оценки личностных результатов строю вокруг оценки:

     сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально – положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности - уроки. познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

       сформированности основ гражданской идентичности - чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для своего Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;

          сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

              сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

         знания моральных норм и сформированности морально – этических суждений - способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения, нарушения моральной нормы

          Личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.

            В своей работе использую следующие типовые задачи для оценки сформированности личностных УУД:

Типовые задачи для оценки сформированности УУД   

Оцениваемые УУД

Форма (ситуация оценивания)

Метод оценивания

Методика

- действия, направленные на  определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения

Фронтальный письменный  опрос

Учащимся предлагается инструкция

«Кто я?» (модификация методики Куна)

- личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности

Фронтальный письменный опрос

Учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

- действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся

Опросник для учителя

Учителю предъявляется шкала с инструкцией

«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»

- действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося

Опросник

Учащимся предлагается инструкция

Опросник мотивации

- личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности

Фронтальный письменный опрос

Учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника

Методика выявления характера атрибуции успеха/ неуспеха.

- действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм

Индивидуальное обследование ребенка

Беседа

Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже)

- действия нравственно-этического оценивания

Индивидуальное обследование ребенка

Беседа

Моральная дилемма

( норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)

- выделение морального содержания действий и ситуаций

Фронтальное анкетирование

Ученикам предъявляется шкала с инструкцией

Анкета «Оцени поступок»

           Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Объектом оценки предметных результатов  служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, относящихся к содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью и составляют основу для продолжения обучения. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

                Использую следующие методики оценивания:

комплексные контрольные работы на основе работы с текстом        

   практические работы

 анализирующее наблюдение

 самооценку и взаимооценку

портфолио

проектные задачи (авторские Воронцова А.Б. и разработанные МО учителей начальных классов нашей гимназии)

     Для проведения диагностики использую следующие инструменты:

специально сконструированные диагностические задачи

стандартизированные итоговые работы

проверочные задания по предметам

итоговые комплексные работы (авторы Логинова О.Б., Яковлева С.Г.)

листы самооценивания

Примеры заданий:                                                                                                                                                            

Планируемый результат: классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные / побудительные / вопросительные предложения.                                                                                                                                                                                                                                            Задание базового уровня: найди побудительное предложение. Обведи номер ответа.

Какая сегодня прекрасная погода!                                 3) Попробуй записать свои впечатления.

Как ты можешь читать в такой темноте?                      4)  До чего же красивы наши берёзовые рощи!

Образец правильного ответа:   3) Попробуй записать свои впечатления.

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Задание повышенного уровня: Придумай и запиши вопросительное предложение.

Ответ: ____________________________________________

Образец правильного ответа:   записано вопросительное предложение.

Критерий достижения планируемого результата: записанное предложение является вопросительным.

В своей работе использую контрольно-измерительные материалы с готовыми для работы пособиями для начальной школы, включающими в себя такие работы, как: комбинированные, творческие задания для дифференцированного тематического контроля знаний, умений и навыков учащихся, проверочные и итоговые тесты, контрольно-тренировочные задания, тесты и контрольные работы по основным темам курса учебных предметов в школе.

Анализ педагогической деятельности помог мне  определить методическую проблему: «Как диагностировать процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии?  Как своевременно корректировать?»

Я пришла к выводу, что одним из путей решения этой проблемы является формирующее оценивание. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении обучающимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

            Принципы формирующего оценивания:

разработка критериев оценивания на основе поставленных учебных целей

отсутствие открытого и скрытого сравнения результатов разных учащихся

участие самих обучающихся в оценивании

процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения

использование электронных инструментов для оценивания

документирование достижений учащихся.

          Возможная архитектура применения «формирующего оценивания» в начальной школе:
•Стартовая диагностика - определение уровня каждого учащегося.
• Наблюдения, консультации с родителями о прогрессе ребёнка через 2 недели.
• Диагностическое обследование с целью выявления пробелов в знаниях, с последующей корректировкой (через 4 недели).
• Заключительное оценивание через 8 недель.     

        Формирующая оценка – «обратная связь» для обучающихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Поэтому наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной связи – это период до начала тестовых проверок. Например, как можно  получить представление об уровне усвоения нового учебного материала? Можно воспользоваться инструментом «Билет на выход». В конце урока дети прикрепляют к доске стикеры, на которых написано: «Что я понял?», «Что я не понял?» И: «Какой вопрос мне хотелось бы задать?» Если учитель осмыслит эти тексты, то, придя завтра на урок, он будет знать, какая проблема есть у конкретного ученика, какие вопросы еще не поняты никем, а на чем уже не стоит задерживаться.                                                                                           В качестве инструментов оценивания использую оценочных листов, формы самооценки и взаимооценки.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате? (Учимся вспоминать цель)

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью)

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.  (Учимся находить и признавать ошибки)

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? (Учимся оценивать процесс)

В дальнейшем к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.

Где найти время для развития умения самооценки?

1-й шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое на весь материал, использовать на выработку у учеников умения самооценки.

2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного или изучение нового) для использования алгоритма самооценки.

3-й шаг. Выбрать простое задание, после выполнения которого одному из учеников будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценки (опорный сигнал).

Как обучить детей порядку самооценки?

1-й шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).

2-й шаг: После предъявления решения (устный ответ, запись на доске и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что в начале в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «Задание?», «Результат?», «Правильно?», «Сам?». Ученик даёт ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.

3-й шаг. На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке).

4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога, самооценка может проводиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.

5-й шаг. Когда ученики начинают проводить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и использовать, только если у кого-то возникают затруднения.

Типичная оценочная методика при формирующем оценивании:

• Проверка уровня знания – даётся задание на простое применение изученного правила.
• Проверка уровня понимания – даётся задание, для которого требуется применение анализа и глубокое понимание материала.
• Проверка умения практического применения полученных знаний – учащимся предлагается задание, в котором требуется практическое применение изученного материала в знакомой жизненной ситуации.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;

- может помогать учиться на ошибках;

- может помогать понять, что важно;

- может помогать понять, что у них получается;

- может помогать обнаруживать, что они не знают;

- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений....

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...

Система оценивания образовательных достижений

Оценивание является постоянным процессом  в образовании детей.В зависи­мости от этапа обучения я использую  диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...