ДОКЛАД ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК КОРРЕКЦИОННО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК К ОВЛАДЕНИЮ ДЕТЬМИ НАВЫКАМИ ПИСЬМА
материал

ДОКЛАД  ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК КОРРЕКЦИОННО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК К ОВЛАДЕНИЮ ДЕТЬМИ   НАВЫКАМИ ПИСЬМА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа -  интернат № 63 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

 

 

                                ДОКЛАД

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

КАК КОРРЕКЦИОННО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

               К ОВЛАДЕНИЮ ДЕТЬМИ   НАВЫКАМИ ПИСЬМА

       

                  Учитель начальных классов

 Шарипкулова Дилара Рауфовна

(Слайд 1,2)

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педагогика, - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экологические вредности, неблагоприятные социальные условия, алкоголизм.  

Учить ребенка с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период.  

У детей, поступивших в первый класс, наиболее ярко   выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой.  Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.

В начальном звене дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела.  

Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.

 Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

 Поэтому в подготовительный и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму

  • Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
  • Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
  • Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, обучающиеся укрепляют и развивают мелкие мышцы пальцев.
  • Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
  • Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

   Самым важным и основным является подготовка мелкой моторики рук к овладению детьми с ограниченными возможностями здоровья навыкам письма – это пальчиковая гимнастика.

Слайд 3 Целью данной гимнастики является развитие мелких моторных актов и двигательных умений. Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.

При проведения пальчиковой гимнастики я использовала следующие методы:

  • массаж рук;
  • упражнения с резиновыми мячами небольшого размера;
  • игры с пальчиками.

(слайд 4)

 Я хочу подробнее остановиться на использовании в практике моей работы пальчиковой гимнастики, как элемента коррекционно-оздоровительных действий в различных формах учебной деятельности.

      Развитие тонкой моторики кистей рук у детей с умственной отсталостью было продолжено "пальчиковыми играми", это вид упражнений, широко распространенный в   практике

Поначалу я обучала детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их (каждое положение рук имело свое игровое название), затем были добавлены упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. "Игры с пальчиками" активно использовались мною на уроках при подготовке руки к письму и при проведении физкультминуток, т.к. при письме пальчики детей устают, а веселые и разнообразные упражнения «Игры с пальчиками» давали им необходимый отдых.

Дети пишут буквы, слоги, слова в тетрадях, стараются соблюдать каллиграфические требования к написанию букв, а в дальнейшем, считаю, что пальчиковая гимнастика поможет поставить детям правильный почерк.

Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают пальцам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, готовят к овладению учащимися начальных классов навыками письма, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное напряжение.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия с использованием пальчиковой гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

Учитель, разумеется, сам должен решить, как ему использовать в своей работе пальчиковую гимнастику, но необходимо помнить:

Поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, чтения, труда и физкультуры.

На уроках математики и чтения фокус внимания следует перенести с разминки пальцев и ладоней на их массаж, т. е. здесь лучше выбирать упражнения на различные растирания и на статическое напряжение. Хотя, конечно, не стоит пренебрегать и остальными упражнениями.

На уроках труда пальцы нуждаются в отдыхе и развитии ловкости не меньше, чем на уроках письма. Что касается физкультуры, то гимнастика для пальцев вполне может войти в состав общей гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие на тему: "Развитие мелкой моторики рук"

Данное занятие направлено на развитие тонко-координированных движений кисти и пальцев рук, формированию навыка работы с мелкими предметами и шнурками....

Система коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данной методической разработке расматривается система комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у школьников с интеллектуально...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП

Статья для  консультации родителй, учитилей начальной школы, логопедов, учителей музыки и физкультуры...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА

Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...

«Значение пальчиковой гимнастики для детей младшего школьного возраста. Развитие мелкой моторики».

laquo;Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или  неосознанные, ...