Доклад из опыта работы "Проектные задачи"
материал

Туманова Галина Сергеевна

Доклад из опыта работы "Проектные задачи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы «Проектные задачи на уроках литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира».

МБОУ «Петровская СОШ»

Учитель нач. кл. Туманова Г.С.

(Слайд 1)

Сейчас ни для кого не секрет, что ученики в современном образовании другие, и поэтому роль учителя становится другой. В современных условиях учителям необходимо находить такие методы, которые позволяют по-новому организовать процесс обучения, устанавливать взаимоотношения между учителем и учеником на современных условиях.

Работая по новым федеральным государственным стандартам образования, я, как и все учителя, столкнулась с таким методом обучения, как проектная деятельность, которая позволяет правильно организовать поисковую деятельность у учащихся, обеспечивает рост коммуникабельности учеников и развивает умения самостоятельно найти пути решения поставленных задач. Проектирование – популярный тренд отечественного и зарубежного образования. Данный вид учебной деятельности школьников обладает многими преимуществами, основное из которых – познание окружающего мира через практическую творческую деятельность. Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный.

 (Слайд 2)

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения  и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

 В своей педагогической практике я часто использую метод проектов для активизации познавательной деятельности обучающихся.

В 1 классе ученики только обучаются делать проекты.

При изучении темы «Алфавит», чтобы обобщить знания об изученных буквах, первоклассникам предлагается сделать индивидуальный проект - выбрать одну букву русского алфавита и рассказать о ней.(Слайд 3)

Ученики творчески подходят к выполнению задания  «Наш весёлый алфавит».

В результате работы над этим проектом дети обобщают знания о буквах русского алфавита, подбирают занимательный материал о буквах, учатся творчески оформлять свою работу, выступать перед аудиторией, представляя результаты своего труда.

 (Слайд 4)

Мы работали над такими проектами, как «Моя семья»,

Слайд 5 « О чём может рассказывать библиотека» ,

Слайд 6 «Моя малая Родина»,

Слайд 7, 8 «Пишем письмо Деду Морозу». В результате данного проекта учащиеся 1 класса оформили свой проект в виде рисунка, а вот 2 класс научились письменно излагать свои мысли, писать письмо.

Слайд 9 Проет «Безопасная дорога» и т. д.

Несмотря на то, что метод учебных проектов был официально введен в систему общего образования Федеральными государственными образовательными стандартами еще в 2009 году, до сих пор его методическое сопровождение – актуальная и востребованная тема для педагогов-практиков. Особенно в начальной школе. В связи с обозначенным новым образовательным результатом в практику начальной школы входит (Слайд 10)проектная задача, как основа для модульной организации образовательного процесса в начальной школе. Она ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и универсальных учебных действий.

(Слайд 11) Проектная задача – это набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Слайд 12Проектная задача принципиально носит групповой характер              ( слайд 13)  Чем отличается проект от проектной задачи. В проекте -  нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.

В проектной задаче – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в  виде набора (системы) заданий

Слайд 14

Каковы же особенности проектных задач?

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях по форме и содержанию приближенных к реальным. В межпредметной проектной задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Количество заданий – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

На уроках мы решали такие проектные задачи:

Слайд 15,16,17 «Братья наши меньшие»,

Проект познакомит  детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; учит заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.                                                                                                                                  Основополагающий вопрос проекта

Как мы можем помочь зимующим птицам?

           Одна из главных  проектных  задач

  1. Изготовить кормушки для птиц .                                                                                                                                                                                                                                       

Результаты работы над проектом (Проектный продукт).

  1. Календарь наблюдений за птицами
  2. Кормушки для птиц.

                    Фото          

Следующий проект:

Слайд 18-25 «Следствие ведут знатоки»,

  1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.

Ребята, нам в класс пришло странное письмо, которое не подписано, и поэтому мы не можем узнать, от кого оно. Кто-то очень просит нашей помощи. Нам необходимо узнать, от кого оно и помочь незнакомке вернуть различные предметы домой.

  1. Формулировка задачи

«Дорогие ребята! От меня убежала вся моя посуда, и сито, и корыто, и метла, и кочерга! Обещаю, что буду хорошо к ним относиться и соблюдать чистоту! Помогите вернуть все предметы домой! Мне очень нужна ваша помощь!»

Задание 1

Для того чтобы отгадать, кто же отправил нам письмо, необходимо решить ребус.

Задание 2

Мы узнали, что письмо пришло к нам в класс от бабушки Федоры. От нее убежало очень много предметов быта. Но тарелки оставили подсказку о том, где они прячутся. Прочитай слово по первым буквам предметов, изображенных на картинках, и отгадайте, где спрятались тарелки.

3.Кроме тарелок, от Федоры сбежал и ее любимый утюг. Помогите бабушке пройти через сложный лабиринт и найти ее утюг.

Задание 4

Тарелки рассказали нам, куда сбежало корыто. Но местность окружена непроходимыми лесами, поэтому добраться до него можно только на лодке по рекам и озеру. Посчитайте, сколько километров нам придется проплыть до местонахождения корыта, если река Белая по длине 25 километров, озеро - 5 километров, река Веселая - 27 километров, а река Березовая - 15 километров. А - наше местоположение

Б - местоположение корыт

Задание 5

Когда мы нашли корыто, оно рассказало нам, что метла тоже оставила подсказку, где ее найти. Разгадайте кроссворд и узнаете!

Задание 6

Остальные друзья Федоры спрятались в другой деревне. Каким маршрутом нам нужно воспользоваться? Отыщи наиболее короткий маршрут.

Задание 7

Федора очень рада, что ее друзья вернулись домой и хочет приготовить борщ и блины, но не знает, какие именно ингредиенты нужно использовать. Нужные основные ингредиенты обведите в кружок и подпишите их название, а ненужные - зачеркните. Это конечный результат

Еще одна ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА «КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ»

Тип        проектной задачи.

Метапредметная (русский язык, математика, литература, ИЗО, технология)                                      

  Деятельность детей  направлена на создание общего результата: создание стенгазеты. Решение задачи начинается с просмотра видеоролика «Звёздный полёт» и получения зашифрованного письма, из которого дети узнают о создании конечного результата.      

                       Слайд 26-27 «Космические дали».

И в заключении моего выступления хочется закончить словами Л.Выготского «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. "Из опыта работы начальных классов по внедрению здоровьесберегающих технологий".

Этот доклад отражает работу МО учителей начальных классов в рамках здоровьесберегающих технологий в нашей школе. Далее будет несколько частей презентации, если уместятся, где отражена доказательная ба...

Доклад из опыта работы "Использование ЭОР на уроках английского языка"

Тема моего выступления «Использование электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка» достаточно актуальна,  так как  в последние  годы всё чаще поднимается вопрос о пр...

Доклад " Из опыта работы по ОРКСЭ"

Модуль: Основы православной культуры....

Доклад из опыта работы на тему: "Работа с одаренными детьми по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании".

Выступила на 7-ой международной педагогической площадки "Развитие инновационного потенциала учреждений дополнительного образования детей"  г.Тайшет с докладом на пед чтении....

Доклад из опыта работы по театрализованной деятельности

В материале описан личный опыт работы с детьми по теме "Развитие речи детей через театрализованную деятельность".  Буду рада если данная информация пригодится коллегам....

Доклад "Из опыта работы по программе «Основы правовых знаний»

Правовая подготовка позволит решить и ряд проблем воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростков и   профилактику правонарушений....

Доклад из опыта работы

различные методы и приемы работы, а также использование игровой технологии (игра-путешествие)...