Доклад "Из опыта работы по программе «Основы правовых знаний»
статья ( класс) на тему

Правовая подготовка позволит решить и ряд проблем воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростков и   профилактику правонарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pravo.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы по программе «Основы правовых знаний».

Программа факультативного  курса правовой подготовки учащихся      5-9-х классов.

        Выпускник основой ступени обучения оказывается в ситуации выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности, а потому возникает потребность организовать  курс, который не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволят ему самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям, желаниям личности. Правовая подготовка позволит решить и ряд проблем воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростков и   профилактику правонарушений. Т.к совершая правонарушение подросток просто не знает, что нарушает закон.

Главными целями правового обучения и воспитания и воспитания стали вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности.

Главными задачами современной школы должно стать формирование:

- уважения к праву,

- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,

- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции,

- в современных условиях  приучение учащихся выполнять и следовать требованиям локальных актов школы.

Эти общие цели правового образования и воспитания конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования:

- способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

- систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;

- конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

Таким образом, правовое воспитание и образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные                   

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

3) формирование уважительного отношения к праву;

4) овладение начальными навыками адаптации в правовом обществе;

5) принятие и освоение социальной роли подростка, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о правовых нормах, социальной справедливости и свободе;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные

        1) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) решать проблемы творческого и поискового характера;

3) уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использовать речевые средства и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использовать различные способы поиска необходимой информации;

7) овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8) слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные

1) знать  некоторые главные проблемы юриспруденции и особенности данной науки;

2) понимать значимость правовой информации для современного гражданина страны;

3) осмысленно подходить к решению отдельных жизненных проблем;

4) опираться на свой социальный опыт,  при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;

5) знать и руководствоваться нормативно – правовыми документами школы.

 

Условием решения поставленных  задач в  школе является:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающие участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;

б) учебные курсы, обеспечивающие, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.

Организация правовой подготовки школьников основывается на следующих исходных принципах:

- педагог не преследует цель сформировать конкретные знания  об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;

- важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;

- необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;

Виды и формы работы.

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы игровые туры, тесты, сочинения и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву. Например сочинение на тему «Свобода личности. Что это?»

 Содержание курса.

Основа содержания курса это знакомство подростков с законами, нормативно правовыми документами и локальными актами школы.

Подаваемый материал в зависимости от возраста подростков более расширяется с 5 по 9 класс. Он выстраивается таким образом, что воспитуемые сами делают вывод о той или иной норме закона.

При этом от подростка не требуется выучить тот или иной НПА, а только вникнуть в его суть и понять, что конкретно нельзя делать.

На экране вы видите темы занятий.

  • Устав школы.  Локальные акты.
  • Роль права в жизни человека и общества 
  • Как и почему зарождается право? 
  •  Я - гражданин страны 
  • За все ли мы в ответе? 
  •  Право и организация бизнеса 
  • Работодатели и работники на рынке труда 
  • Правовые основы брака. Родители и дети 
  • Судопроизводство в нашей стране 
  • Из мира юридических профессий 
  • Мировое сообщество на защите прав человека 
  • Хочу быть юристом! Знакомство с профессией 
  • А судьи кто? 
  • Адвокат и его судьба 
  • Прокурор на страже закона 
  • Детельность нотариуса в мире права 
  • Тайны следственной профессии 
  • Учимся читать законы и составлять нужные документы 
  • Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере 
  • Как организовать свое дело 
  • Почему я должен следовать закону? 

О результатах изучения данного курса говорить пока рано. Курс практикуется в школе второй год. Но уже ясно, что необходимо продолжать изучение данного курса, т.к. профилактика правонарушений необходима,   в связи с ростом их количества. При изучении данного курса учащиеся знакомятся с уставом школы, положениями о дежурстве по школе, внутренним распорядком, положением о форме, о постановке на внутришкольный учет  и т.д.

 Можно сделать вывод о том, что изучать документы им интересно. Многие правила поведения подростки просто не знали, поэтому и не думали , что их нарушают.

Заканчивая курс необходимо будет подвести подростка к выводу о том, что знание и применение законов не только оберегает людей от незаконных действий, помогает не оступиться, но и дает возможность с полной отдачей прожить свою жизнь.

Литература

Основы правовых знаний: В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. \ Володина СИ., Полиевктова A . M, Спасская В.В. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Певцова Е.А. Право.9 кл. - М.: PC , 2012.

Певцова Е.А. Мир права вокруг нас. - М., 2000.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. - М.: Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация" Коллекционирование как исследовательская практика ребёнка (Из опыта работы по программе А.И. Савенкова)"

Коллекционированием увлекаются обычно одаренные дети. Это замечательное занятие действительно служит важным индикатором уровня развития интеллекта ребенка. Стремление к коллекционированию можно рассма...

Из опыта работы по учебному комплекту "Планета Знаний"

Обучение не стоит на месте. Сейчас много внимания уделяют развитию всесторонней личности. В комплекте "Планета Знаний" предоставляются разнообразные формы обучения, творческая самостоятельность....

Презентация "Из опыта работы по курсу основы мировых религиозных культур"

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения.Методик...

Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

В работе представлен опыт работы по предмету ОРКСЭ  по программе "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я. Использование форм, технологии и приёмов работы с учащимис...

Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»

Сегодня в каждом городе, в каждом малонаселенном пункте проживают вместе люди разных национальностей,  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного гражд...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование метапредметных знаний на уроках в начальной школе»

Сегодня роль педагога, особенно в начальной школе, заключается в поиске методов и техник нахождения “ключика” к каждому ученику, чтобы вместе с ним идти по пути к целостности личности. Развитие целост...

Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭ Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»

Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭИз опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»...