«Формирование математической грамотности через игровую деятельность»
статья

Бабанова Елена Викторовна

Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность, под которой  понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_vystuplenie_formir_matem_gramotnosti.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иванковская средняя школа

 «Формирование математической грамотности через игровую деятельность»

Подготовила учитель начальных классов

Бабанова Е.В.

Август 2022 г.

Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны. В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года сказано, что наша страна должна стать одной из 10 ведущих стран мира по качеству образования, а в процесс обучения нужно внедрять «методики и технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений».

Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность, под которой  понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». 

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Перед педагогами стоит серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально - грамотного человека.

      Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

• распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

• формулировать эти проблемы на языке математики;

• решать проблемы, используя математические факты и методы;

• анализировать использованные методы решения;

• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

• формулировать и записывать результаты решения.

              Известный математик Джордж Пойа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».   Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения игровой технологии на уроках математики.

               Математические игры выполняют различные функции:

1.     Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.

2.     Математическая игра требует от школьника хорошего знания предмета. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

3.     В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4.     Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, побуждают их познавательную активность.

5.     Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

        Игра является моим незаменимым помощником в работе, она формирует у учащихся такие качества как интерес к учебному материалу, положительное отношение к школе, внимание, мышление. В игре учащиеся учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. В совместной деятельности детей возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает усвоение учебного материала. В зависимости от цели, темы и характера игры игровой момент включаю на различных этапах урока. Например, при устном счете можно использовать следующие игры для развития математической грамотности:

Игра «Самый быстрый почтальон».

     Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома.

Игра «Наряди ёлочку»

   Учитель вывешивает два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров (от 8 до10 в каждом). К доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою ёлочку

Игра «Кто считает лучше?»

         Учитель делит класс на три команды. Каждый член команды получает карточку с числом от 1 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встаёт. Тот, кто первым даёт правильный ответ, приносит своей команде очко.

Рассмотрим пример математической игры  по теме «Решение текстовых задач». Я предлагаю вам побыть сейчас в роли учеников 3 класса.

- На свой день рождения вы пригласили пятерых друзей. Для угощения вы решили приготовить салат.

Задание 1. На сколько порций вы должны  приготовить салат?

В кулинарной книге мамы вы нашли рецепт салата с курицей на 3 порции:

Продукты

Количество

Картофель

3 шт

Морковь

1 шт

Лук репчатый

1 шт

Маринованные огурцы

1 шт

Яблоки

1 шт

Яйца

2 шт

Зелёный горошек

2 ст.ложки

Отварная курица

200 граммов

Майонез

2 ст.ложки

Задание 2. Во сколько раз больше вы должны купить продуктов на салат?

Заполните таблицу:

Продукты

Количество

Новое количество

Картофель

3шт (приблизительно полкило)

Морковь

1 шт

Лук репчатый

1 шт

Маринованные огурцы

1 шт

Яблоки

1 шт

Яйца

2 шт

Зелёный горошек

4 ст.ложки

Отварная курица

200 граммов

Майонез

2 ст.ложки

Задание 3. Используя иллюстрацию с ценами, сосчитайте, сколько денег потратите  на продукты  для салата?        

 

Задание 4. Посчитайте, сколько денег у вас останется после покупки продуктов для салата в вашей копилке.

Монеты

Количество

Монеты

Количество

40 шт.

12 шт.

20 шт.

14 шт.

   

Систематическое использование на уроках математики игровых заданий формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы школы по формированию у младших школьников математической грамотности во внеурочной деятельности

Главная цель моей педагогической деятельности – формирование личности, желающей и умеющей учиться.Ведь ученик сегодня должен быть гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и отстаивать инфо...

Формирование детского коллектива через игровую деятельность

Изо дня в день, общаясь с детьми, зачастую замечаешь, что многие дети не умеют нормально общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации.Положение может исправить ...

Мастер-класс «Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

laquo;Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать ...

«Формирование математической грамотности в начальных классах через уроки математики и другие предметные области».

Математическая грамотность формируется не только на уроках математики, но и при изучении других учебных предметов, таких как технология, окружающий мир, английский язык. В своей статье мы попытаемся п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности через решение практических задач" для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности через решение практических задач"  для  3   класса на 2023-2024 учебный ...

Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность

Понятие «игра» можно определить следующим   образом:Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором с...