Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Школа России
рабочая программа (3 класс)

Чиркова Анна Андреевна

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rya.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 9"

Утверждено.

Директор

МКОУ «ООШ № 9»

_________Т.Н.Шмыглева

Приказ № ___

«31» августа 2022 г. 

Рассмотрено

Руководитель ШМО НК

 МКОУ «ООШ № 9»

_________ /Сахарова И.В./

Протокол № 1

от«31» августа 2022 г.

     Согласовано.

Зам. директора по УР МКОУ «ООШ № 9»

_________И.Н.Бирючинских

«31» августа 2022 г.

 

Рабочая программа

Учебный предмет: русский язык

Предметная область: русский язык и литературное чтение

Класс:  3 б

Составитель: Юрченко Анна Андреевна

учитель начальных классов

2022г.


Планируемые предметные и метапредметные результаты

изучения  учебного предмета

ФГОС НОО

12.1. Русский язык и литературное чтение

Русский язык:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средств для успешного решения коммуникативных задач;
  5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

ООП НОО (Целевой раздел). Предметные результаты

1.2.2. Русский язык 

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающийся научится:

- различать звуки и буквы;

- характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

- знать последовательность букв в русском алфавите.

Обучающийся получит возможность научиться:

 пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающийся научится:

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться: 

- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом,

- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Обучающийся научится:

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- оценивать уместность использования слов в тексте;

Раздел «Морфология»

Обучающийся научится:

- определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж;

- определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

- определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся.

Раздел «Синтаксис»

Обучающийся научится:

- различать предложение, словосочетание, слово;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

- выделять предложения с однородными членами.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- различать второстепенные члены предложения - определения, дополнения, обстоятельства;

- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

- применять правила правописания (в объёме содержания курса);

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

- безошибочно списывать текст объёмом 60-70 слов;

- писать под диктовку тексты объёмом 50-60 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. 

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры с определённой орфограммой;

- - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся научится:

- с помощью учителя оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

- самостоятельно озаглавливать текст;

- составлять простой план текста;

- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- создавать тексты по предложенному заголовку;

- подробно или выборочно пересказывать текст;

- пересказывать текст от другого лица;

-составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

-  анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи:

соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); - соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

ООП  НОО (Целевой раздел)

1.2.1.Формирование универсальных учебных действий  

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета

  Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

          Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или т. класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Содержание учебного предмета

1.Место предмета в Учебном плане

На изучение предмета русского языка в 3 классе отводится 136 часов в учебный год (4 часа в неделю), согласно Учебному плану МКОУ «ООШ № 9»

По плану:  1 четверть –29часов;                   По календарно – учебному графику:   1 четверть – 29 часов;

                   2 четверть – 32часа;                                                                                   2 четверть – 32 часа;

                   3 четверть – 42 часа;                                                                                   3 четверть – 42 часов;

                   4 четверть – 31 часов.                                                                                     4 четверть – 27 час.

                          136 ч                                                                                                                       132 ч   

                                                                                               

    2. Содержание учебного предмета и характеристика основных видов деятельности обучающихся с учётом Программы воспитания МКОУ «ООШ № 9»

(Приложение к ООП НК, Программа воспитания МКОУ «ООШ № 9»)

Содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Из Программы воспитания

Язык и речь (1 ч)

Наша речь и наш язык

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку. *Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Текст. Предложение. Словосочетание (15 ч)

Текст (повторение и углубление представлений о тексте) Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).

Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. Предложения с обращением (общее представление)

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. 

Определять тему и главную мысль текста.Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

 Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. 

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

Из Программы воспитания:

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя.

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). *Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный).

Разбор предложения по членам.

Простое и сложное предложения

(общее представление)

Словосочетание 

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

*Слова с непроверяемым написанием: пшеница.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.  Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. 

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Из Программы воспитания: Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний

Слово в языке и речи (16ч.)

Слово и его лексическое значение

(повторение и углубление представлений о слове) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. *Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода.

Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.

Омонимы  Использование омонимов в речи.  Фразеологизмы Значение фразеологизмов и их использование в речи. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличить фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов, находить в нем нужную информацию.

Из Программы воспитания:

Развивать коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

Части речи 

Обобщение        и углубление

представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени

прилагательном, глаголе,

местоимении) и их признаках  

*Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.

Из Программы воспитания:

Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний

Имя числительное (общее

представление)

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? Который?), объяснять значение имен числительных в речи. Приводить примеры слов-имен числительных.

Из Программы воспитания: воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное.

Однокоренные слова

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Из Программы воспитания: терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

Слово и слог. Звуки и буквы

(обобщение и углубление представлений) 

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с ударными (сочетания жи— ши, ча—ща, чу— шу) и безударными гласными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко- буквенный разбор определённого слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

Из Программы воспитания:

Привлекать внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

Состав слова (13ч.)

Корень слова

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне.

 Сложные слова.

Работа со словарём однокоренных. Правописание сложных слов

Формы слова. Окончание

Приставка суффикс

Значение этих значимых частей в слове.

Основа слова

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

Разбор слова по составу.

Формирование навыка моделирования слов.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Работать со словарём однокоренных слов. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

Из Программы воспитания:

- активизировать познавательные интересы,  активность,  инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Правописание частей слова (23ч)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой  орфографическую задачу, определять пути её решения.

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне 

Правописание слов с удвоенными согласными.  Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) 

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач.

Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).                      

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.  Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Из Программы воспитания:

Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний.

Части речи ( 61 час)

 (повторение и углубление представлений) Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

Имя существительное

Повторение и углубление представлений

Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Число имён существительных

Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Развитие речи. Работа с текстом.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

Из Программы воспитания:

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя.

Род имён существительных

Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слова с непроверяемым написанием: кровать.

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные  по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные.  Определять род имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)  Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам.

Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён   существительных.

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).

Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. 

Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

Из Программы воспитания:

активизировать познавательные интересы,  активность,  инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

 Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

Падеж имён существительных

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. *Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом.

Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного с

именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте.              Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др).

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Из Программы воспитания:

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. 

Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». 

Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени

прилагательного.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Из Программы воспитания:

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

Формы имён прилагательных. Род имён прилагательных  

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость         рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). *Слова с непроверяемым написанием: сирень

Число имён прилагательных 

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Падеж имён прилагательных (общее представление)  Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на –ий, - ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.  Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Из Программы воспитания: Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний.

Глагол

Повторение и углубление представлений о глаголе Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Формы глагола

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? И что сделать? *Слова с непроверяемым написанием: песок.

Узнавать неопределенную форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы.

Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределенной форме.

Число глаголов Изменение глаголов по числам.

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам

Времена глагола 

 Изменение глаголов по временам.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Род глаголов в прошедшем времени

Родовые окончания глаголов (-а, -о).

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

Правописание частицы НЕ с глаголами 

Обобщение знаний о глаголе 

Морфологический разбор глагола.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.       Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.                        Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.        

 Из Программы воспитания: Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний.

Повторение 9 ч.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов (тем)

Всего часов

1

Язык и речь

1

2

Текст. Предложение. Словосочетание

15

3

Слово в языке и речи

16

4

Состав слова

13

5

Правописание частей слова

23

6

Части речи

58

7

Повторение

10

Итого:

136

Контрольные работы

Вид деятельности

Урок

1

Контрольный диктант (стартовый контроль) № 1.

7

2

Контрольное списывание

11

3

Контрольный диктант по теме: «Текст. Предложение. Словосочетание»  № 2

16

4

Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи»  № 3

25

5

Контрольный диктант.  Итоги 1 четверти.  № 4

29

6

Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные в корне» № 5

49

11

Контрольный диктант по теме: «Правописание согласных» № 6

56

Контрольное списывание

65

12

Контрольный диктант по теме: «Разделительный ъ» № 7

68

13

Контрольный диктант по теме: «Род и число имен существительных»  № 8

78

14

Контрольное списывание

82

15

Промежуточная аттестация. Комплексная работа.

99

16

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» № 9

100

17

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»  № 10

109

18

Контрольный словарный диктант        

111

19

Контрольный диктант по теме: «Местоимение»  № 11

114

20

Промежуточная аттестация.  Диктант с грамматическим заданием.  № 12

117

Развитие речи

Урок

Вид деятельности

Упр.

21

Изложение по опорным словам.

Iч 88

23

 Коллективное составление текста по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

92

37

Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе».

177

41

Контрольное изложение.

191

73

Изложение.

IIч 21

82

Изложение.

62

94

Изложение.

101

97

Сочинение по картине  К.Ф.Юона  «Конец зимы. Полдень».

108

107

Сочинение по картине А.А.Серова «Девочка с персиками».

154

 

Проектная деятельность

Урок

Название проекта

Характеристика основных видов деятельности

74

Тайна имени.

Составление рассказа о своём имени по плану.

Календарно- тематическое планирование

Разделы и темы

Кол-во

часов

Дата

план

Дата факт

1

1 четверть  ЯЗЫК И РЕЧЬ – 1 час

Урок знаний. Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи. Для чего нужен язык.

1

01.09.22

ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – 15 часов

2

Что такое текст.  Какие бывают тексты.

1

05.09.22

3

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

1

06.09.22

4

Виды предложений по цели высказывания.

1

07.09.22

5

Коллективное составление рассказа по картине К.Е.Маяковского «Дети, бегущие от грозы».

1

08.09.22

6

Виды предложений по интонации.

1

12.09.22

7

Контрольный  диктант  (стартовый контроль) № 1.

1

13.09.22

8

Работа над ошибками.     Предложение с обращением.

1

14.09.22

9

Главные и второстепенные члены предложения.

1

15.09.22

10

Распространенные и нераспространенные предложения.

Разбор предложений по членам.

1

19.09.22

11

Контрольное списывание.

1

20.09.22

12

Работа над ошибками.      Простые и сложные предложения.

1

21.09.22

13

Простые и сложные предложения.

Запятая внутри сложного предложения.

1

22.09.22

14

Словосочетание.

1

26.09.22

15

Словосочетание.

1

27.09.22

16

Контрольный диктант по теме: «Текст. Предложение. Словосочетание» № 2

1

28.09.22

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ - 16 часов

17

Лексическое значение слова.

1

29.09.22

18

 Синонимы и антонимы. Словарный диктант.

1

3.10.22

19

Омонимы.

1

4.10.22

20

Слово и словосочетание.

1

5.10.22

21

Р.р. Изложение по опорным словам.

1

6.10.22

22

Работа над ошибками.      Фразеологизмы.

1

10.10.22

23

Р.р. Коллективное составление текста по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

1

11.10.22

24

Части речи.

1

12.10.22

25

Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи» № 3

1

13.10.22

26

Работа над ошибками.      Части речи.

1

17.10.22

27

Имя числительное.

1

18.10.22

28

 Однокоренные слова.

1

19.10.22

29

Контрольный диктант за 1 четверть.  № 4

1

20.10.22

30

Работа над ошибками. Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки. Слоги.

1

31.10.22

31

Согласные звуки. Жи- ши, ча- ща, чу- щу.

1

01.11.22

32

Разделительный ь.        Словарный диктант.

1

02.11.22

СОСТАВ СЛОВА - 13 часов

33

Корень слова.

1

03.11.22

34

Как найти в слове корень.

1

07.11.22

35

Формы слова. Окончание.

1

08.11.22

36

Как найти в слове окончание.

1

09.11.22

37

Р.р. Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

1

10.11.22

38

Работа над ошибками.  Приставка.

1

14.11.22

39

Как найти в слове приставку? Значение приставок.

1

15.11.22

40

Словарный диктант. Суффикс.

1

16.11.22

41

Р.р. Контрольное изложение.

1

17.11.22

42

Работа над ошибками.     Как найти в слове суффикс.

1

21.11.22

43

Значение суффиксов.  Словарный диктант.

 1

22.11.22

44

Основа слова. Разбор слов по составу.

1

23.11.22

45

Повторение изученного.

1

24.11.22

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА - 23 часа

46

Работа над ошибками.

В каких значимых частях слова есть орфограммы.

1

28.11.22

47

Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

1

29.11.22

48

Безударные гласные в корне слова.

1

30.11.22

49

Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные в корне»  № 5

1

01.12.22

50

Работа над ошибками.

Правописание слов с парными согласными.

1

5.12.22

51

Парные согласные на конце слова и перед согласными в корне.

1

6.12.22

52

Парные согласные на конце слова и перед согласными в корне.

1

7.12.22

53

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

8.12.22

54

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

12.12.22

55

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

13.12.22

56

Контрольный диктант по теме: «Правописание согласных» № 6

1

14.12.22

57

Работа над ошибками.

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

15.12.22

58

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

19.12.22

59

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

20.12.22

60

Правописание суффиксов и приставок.

1

21.12.22

61

Правописание суффиксов и приставок.

1

22.12.22

62

Правописание приставок и предлогов.

1

09.01.23

63

Правописание приставок и предлогов.

1

10.01.23

64

Правописание приставок и предлогов.

1

11.01.23

65

Контрольное списывание. Упр. 276

1

12.01.23

66

Правописание слов с разделительным ъ знаком.

1

16.01.23

67

Правописание слов с разделительным ъ знаком.

1

17.01.23

68

Контрольный диктант по теме: «Разделительный ъ» № 7

1

18.01.23

ЧАСТИ РЕЧИ - 58 часов

20

69

Части речи.

1

19.01.23

70

Имя существительное.

1

23.01.23

71

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

24.01.23

72

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

25.01.23

73

Р.р. Изложение.

1

26.01.23

74

Проект «Тайна имени».  Число имен существительных.

1

30.01.23

75

Число имен существительных.

1

31.01.23

76

Род имен существительных.

1

1.02.23

77

Род имен существительных.  Подготовка к диктанту.

1

2.02.23

78

Контрольный диктант по теме: «Род и число имен существительных» № 8

1

6.02.23

79

Работа над ошибками.       Род имен существительных.

1

7.02.23

80

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

1

8.02.23

81

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

1

9.02.23

82

Контрольное списывание

1

13.02.23

83

Работа над ошибками.

Что такое склонение имен существительных.

1

14.02.23

84

Изменение существительных по падежам.

1

15.02.23

85

Определение падежа существительных.

1

16.02.23

86

Именительный падеж - кто? что?

1

20.02.23

87

Родительный падеж – кого? чего?

1

21.02.23

88

  Дательный падеж - кому? чему?

1

22.02.23

89

Винительный падеж - кого? что?

1

27.02.23

90

Именительный, родительный, винительный падежи.

1

28.02.23

91

Творительный падеж - кем? чем?

1

01.03.23

92

Предложный падеж - о ком? о чём?

1

02.03.23

93

Закрепление знаний о падежах.

94

Р.р.  Изложение

1

  06.03.23

95

Работа над ошибками   Имя прилагательное.

1

07.03.23

96

Сложные имена прилагательные.

1

09.03.23

97

Р.р. Текст - описание Сочинение по картине К.Ф.Юона  «Конец зимы. Полдень».

1

13.03.23

98

Работа над ошибками.  Роль прилагательных в тексте.

1

14.03.23

99

Промежуточная аттестация.

Комплексная работа.

1

15.03.23

100

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» № 9

1

16.03.23

101

Род имён прилагательных.

1

20.03.23

102

Род имён прилагательных.

1

21.03.23

103

Род имён прилагательных.

104

Число имён прилагательных.

1

22.03.23

105

Падеж имен прилагательных.

1

23.03.23

106

Падеж имен прилагательных

1

05.04.23

107

Р.р. Сочинение по картине А.А.Серова «Девочка с персиками».

1

06.04.23

108

Падеж имен прилагательных.

1

10.04.23

109

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» № 10

1

11.04.23

110

Работа над ошибками.  Местоимение как часть речи.

1

12.04.23

111

Личные местоимения.

Контрольный словарный диктант.

1

13.04.23

112

Изменение местоимений по родам.

1

17.04.23

113

Морфологический разбор местоимений.

1

18.04.23

114

Диктант по теме: «Местоимение» № 11

1

19.04.23

115

Работа над ошибками.  Глагол.

1

20.04.23

116

Глагол.

1

24.04.23

117

Промежуточная аттестация.

Диктант с грамматическим заданием. № 12

1

25.04.23

118

Неопределенная форма глагола.

1

26.04.23

119

Неопределенная форма глагола.

1

27.04.23

120

Число глагола.

1

02.05.23

121

Времена глагола.

1

03.05.23

122

Времена глагола.

1

04.05.23

123

Времена глагола.

1

10.05.23

124

Роль глаголов прошедшего времени.

1

11.05.23

125

Не с глаголом.

1

15.05.23

126

Обобщение о глаголе

1

16.05.23

                 ПОВТОРЕНИЕ – 10 часов

127-128

Правописание частей слова.

2

2

17.05.23

18.05.23

129-130

«Предложение» Текст. Тема текста

131-132

Словосочетания.

2

22.05.23

23.05.23

133-134

Части речи.

2

24.05.23

135

Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова».

1

25.05.23

136

Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа по русскому языку (1-4). "Школа России"

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России

В рабочей программе указаны цели и задачи изучения курса ,ууд ,характеристика деятельности учащихся.Программа соответствует комплекту " Школа России" автор Климанова....

Рабочая программа по русскому языку 4класс УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), примерной программы начального общего образования (2009), Концепции духо...

Рабочая программа по русскому языку 104 кл. ШКОЛА РОССИИ

         Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...

Рабочая программа по русскому языку к комплексу Школа России. ФГОС. 3 класс.

Рабочая прорграмма по русскому языку к учебно-методическому комплексну Школа России для 3 класса. В программе приложени календарно-тематическое планирование уроков, карта контроля и другое....