Рабочая программа по русскому языку 104 кл. ШКОЛА РОССИИ
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

           Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr.r_yaz_1-4_shk_r.docx99.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №33 п. Октябрьский

муниципального образования Туапсинский район

Краснодарский край

                                                                    УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

                                                              от                               20     года

                                                                Председатель педсовета

     

                                                                         подпись руководителя ОУ      ФИО

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

(ІІ  вида)

по   русскому  языку

Ступень обучения (класс)        начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов       643

Составитель   Белоусова Светлана Сергеевна

Программа разработана на основе авторской программы курса «Русский язык», авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В.       УМК «Школа России»,  М.«Просвещение» 2011г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Обучение письму

115

100

100

 1.1.

Добукварный период

17

15

1.2

Букварный период

67

54

1.3

Послебукварный  период

31

31

2

Наша речь.

5

5

2

3

2.1

Виды речи

2

2

2

2.2

Диалог и монолог

1

1

1

3

Текст, предложение, диалог

3

3

3

4

Текст

4

4

4

4.1

Текст

2

2

4.2

Части текста

2

2

5

Предложение

21

20

12

8

5.1

Предложение

3

3

3

5.2

Члены предложения

9

9

9

5.3

Однородные члены предложения

5

4

4

5.4

Простые и сложные предложения

4

4

4

6

Сова, слова, слов…

22

22

4

18

6.1

Слово и его значение

4

4

4

6.2

Синонимы и антонимы

4

4

4

6.3

Однокоренные слова

4

4

4

6.4

Слог. Ударение. Перенос слова

6

6

6

7

Слово и слог. Ударение.

6

6

6

8

Звуки и буквы

93

93

34

59

8.1

Звуки и буквы

3

3

2

1

8.2

Русский алфавит, или Азбука

5

5

2

3

8.3

Гласные звуки

5

5

3

2

8.4

Ударные и безударные гласные

5

5

5

8.5

Шипящие согласные звуки

5

5

5

8.6

Заглавная буква в словах.

3

3

3

8.7

Мягкий знак как показатель мягкости

3

3

3

8.8

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

15

15

15

8.9

Согласные звуки

4

4

3

1

8.10

Согласные звонкие и глухие

5

8.11

Согласный звук [й] и буква «и краткое»

1

1

1

8.12

Слова с удвоенными согласными

2

2

2

8.13

Твёрдые и мягкие согласные звуки  и буквы для их обозначения

5

5

3

2

8.14

Мягкий знак

3

3

3

8.15

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

8

8

8

8.16

Звонкие и глухие согласные звуки

1

1

1

8.17

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

14

14

14

8.18

Обобщение знаний об изученных правилах письма

2

2

2

8.19

Разделительный мягкий знак

4

4

4

9

Части речи

134

134

58

76

9.1

Части речи

3

3

2

1

9.2

Имя существительное

49

49

19

30

9.3

Глагол

33

33

12

21

9.4

Имя прилагательное

32

32

13

19

9.5

Местоимение

9

9

4

5

9.6

Предлоги

6

6

6

10

Язык и речь

2

2

2

11

Текст. Предложение. Словосочетание

14

14

14

11.1

Текст

2

2

2

11.2

Предложение

1

1

1

11.3

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

3

3

3

11.4

Предложения с обращением

1

1

1

11.5

Состав предложения

3

3

3

11.6

Простое и сложное предложения

2

2

2

11.7

Словосочетание

2

2

2

12

Слово  в языке и речи

40

36

19

17

12.1

Лексическое значение слова

6

5

2

3

12.2

Омонимы

1

1

1

12.3

Слово и словосочетание

1

1

1

12.4

Фразеологизмы

2

2

2

12.5

Части речи

12

10

5

5

12.7

Однокоренные слова

1

1

1

12.8

Слово и слог. Звуки и буквы

7

7

7

12.9

Состав слова

10

9

9

13

Состав слова

16

16

16

13.1

Корень слова

3

3

3

13.2

Формы слова. Окончание

3

3

3

13.3

Приставка

3

3

3

13.4

Суффикс

3

3

3

13.5

Основа слова

1

1

1

13.6

Обобщение знаний о составе слова

3

3

3

14

Правописание частей слова

29

29

29

14.1

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова  

1

1

1

14.2

Правописание слов с безударными гласными в корне

4

4

4

14.3

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне

5

5

5

14.4

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

5

5

5

14.5

Правописание слов с удвоенными согласными

2

2

2

14.6

Правописание суффиксов и приставок

4

4

4

14.7

Правописание приставок и предлогов

3

3

3

14.8

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

5

5

5

15

Повторение

57

54

1

16

14

14

9

15.1

Наша речь и наш язык

1

1

1

15.2

Текст

3

2

2

15.3

Предложение

3

2

2

15.4

Обращение

1

1

1

15.5

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

2

2

2

15.6

Словосочетание

1

1

1

16

Имя существительное

43

40

40

16.1

Изменение по падежам

5

5

5

16.2

Три склонения имён существительных

8

7

7

16.3

Правописание безударных падежных окончаний в единственном числе

20

18

18

16.4

Правописание безударных падежных окончаний во множественном числе

8

8

8

16.5

Обобщение знаний

2

2

2

17

Имя прилагательное

30

27

27

17.1

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном

4

2

2

17.2

Изменение по падежам имён прилагательных

2

2

2

17.3

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

10

10

10

17.4

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе

7

6

6

17.5

Склонение имён прилагательных во множественном числе

5

5

5

17.6

Обобщение знаний

2

2

2

18

Личные местоимения

7

6

6

18.1

Местоимение

2

2

2

18.2

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений

5

4

4

19

Глагол

34

32

32

19.1

Повторение и углубление представлений  о глаголе как части речи

3

3

3

19.2

Неопределённая форма глагола

5

4

4

19.3

Спряжение глагола

5

5

5

19.4

І и ІІ спряжение глаголов

3

3

3

19.5

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

8

8

8

19.6

Правописание возвратных глаголов

3

2

2

19.7

Правописание глаголов в прошедшем времени

3

3

3

19.8

Обобщение по теме «Глагол»

4

4

4

Контрольные работы

3

4

6

6

Проекты

2

4

5

5

675 ч

643 ч

150 ч

170 ч

170 ч

153 ч

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие  и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие  этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов  и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальными духовным ценностям.

Метапредметные  результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.Фомирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знако-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска ( в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных  точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать  в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателем общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных  текстов. Владение умением проверять написанное.

7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

9. Формирование умений опознать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

        Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

        Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.  

        Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под  диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов(сочинений) по интересной  детям тематике ( на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. д.).

Обучение грамоте

        Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

        Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых  и мягких, звонких и глухих.

        Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

        Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы  гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е,ё,ю.я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

        Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

        Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

        Знакомство с орфоэпическим чтением ( при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

        Письмо.  Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

        Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

        Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

        Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

        Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

        Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтение вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове  ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласных – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. 

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными ё, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков ( в пределах изученного).

Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса –ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слов по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором  употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на  ий,  ья,  ов,  ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные  местоимения 1, 2, 3 го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённаяформа глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем  и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными  предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие  предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и  сказуемого. Различение главных и второстепенных членов  предложения. Установление связи (при помощи смысловых  вопросов) между словами в словосочетании и предложении.  Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:

• сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении   под ударением;

• сочетания чк — чн, чт, щн;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах  собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

• безударные падежные окончания имён существительных

(кроме существительных на  мя,  ий,  ья,  ье,  ия,  ов,  ин);

• безударные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2 го лица единственного числа (пишешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании  ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.  Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение  основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение  нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,  обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.   Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста  (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.  Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их  особенности.  Знакомство с жанрами письма и поздравления.  Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах  синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений  (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения повествования, сочинения описания, сочинения рассуждения.

Содержание программы

1класс 150 ч

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ 100 ч

Добукварный период (15 ч)

        Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа тетради и классной доски.

Букварный период (54 ч)

        Овладение начертанием письменных прописных (заглавных)  и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом.

Послебукварный период (31 ч)

        Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

РУССКИЙ ЯЗЫК  50 ч

Наша речь( 2 ч)

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление).Русский язык – родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении.

Диалог. Знаки препинания в конце предложения ( точка, вопросительный знак, восклицательный знаки).

Слова, слова, слова…(4 ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова». Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению.

Слово и слог. Ударение (6 ч)

Слово и слог (2 ч) Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

 Перенос слов (2 ч) Правила переноса слов (первое представление).

Ударение (общее представление) (2 ч) Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём..

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы (2ч) Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Слова с непроверяемым написанием.

Русский алфавит, или Азбука (2ч) Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями.

Гласные звуки (3 ч) Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.

Ударные и безударные гласные звуки (5 ч) Произношение ударного (безударного) гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

Согласные звуки (3ч) Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы й и и. Слова со звуком [й] и буквой «и краткое».

Твёрдые и мягкие согласные звуки (3 ч) Согласные парные и непарные по твёрдости – мягкости. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (3 ч) Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным.

Согласные  звонкие и глухие (5 ч) Согласные звонкие и глухие на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук.

 Шипящие согласные звуки (5 ч) Буквы шипящих согласных звуков:  непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч,щ.

Буквосочетания  ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт.

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, их правило правописания..

Заглавная буква в словах (3 ч) Заглавная буква  в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

 Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Коллективное составление содержания основной части сказки. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Повторение (1ч)

Повторение изученных тем.

2 класс (170 ч)

Наша речь (3 ч)

Виды речи (2 ч) Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Виды речевой деятельности человека.  Речь устная, письменная, внутренняя ( речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи.

        Диалог и монолог (1 ч) Речь диалогическая и монологическая. Развивать познавательный интерес к происхождению слов.

Текст (4 ч)

        Текст (2 ч)  Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.

        Части текста (2 ч) Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Восприятие прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей.

Предложение (12 ч)

        Предложение (3 ч) Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое)  ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения ( точка, вопросительный, восклицательный знаки).

        Члены предложения (9 ч) Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова… (18 ч)

        Слово и его значение. (4 ч) Номинативная (назывная) функция слова. Понимание  слова как единицы звучания и значения. Слово как общее называние многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

        Синонимы и антонимы (4 ч) Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

        Однокоренные слова (4 ч) Родственные слова. Корень слова (первое представления). Различие родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

        Слог. Ударение. Перенос слова (6 ч)  (повторение и углубление представлений). Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.

        Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

        Перенос слов по слогам. Правила переноса части слов с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка) . Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти им на помощь ( на основе нравственного содержания текстов учебника).

Звуки и буквы (59 ч)

        Звуки и буквы (1 ч) Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот.

        Русский алфавит, или Азбука (3 ч) Значение алфавита. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями.

        Гласные звуки  (2 ч)(повторение и обобщение представлений). Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука – согласный звук [й] и последующий гласный звук. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка.

        Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15ч) Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного  гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы,  обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

        Согласные звуки (1 ч) Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

        Согласный звук [й'] и буква «и краткое» (1 ч) 

        Слова с удвоенным согласным (2 ч) Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

        Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2 ч) Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника.

        Мягкий знак (ь) (3 ч) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

        Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8ч) Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, их правописание. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, их правописание.

        Звонкие и глухие согласные звуки (1ч) Звонкие  и глухие согласные звуки и их обозначение буквами.

        Правописание слов с парными по глухости- звонкости на конце слова и перед согласным (14 ч) Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласными и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы их проверки.

        Обобщение знаний об изученных правилах письма (2ч) Правописание гласных и согласных в корне  слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня  и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. Фонетический разбор слова.  

        Разделительный мягкий знак (4ч) Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Части речи ( 58 ч)

Части речи (2 ч) Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Имя существительное (19 ч) Имя существительное  как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.  Заглавная буква в именах собственных. Число имен существительных.

Глагол (12 ч) Глагол как часть речи и употребление его в речи. Число глагола. Правописание частицы не  с глаголом.

Имя прилагательное (13 ч) Имя прилагательное как часть речи.Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Единственное и множественное число имён прилагательных. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Местоимение (4ч) Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи.

Предлоги (6 ч) Роль предлогов в речи. Функции предлогов. Правописание предлогов с именами существительными.

Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Коллективное составление рассказа по репродукции картины, составление устного рассказа по серии рисунков. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста.

Повторение (16 ч)

Повторение тем изученных во 2 классе.

3 класс (170 ч)

Язык и речь  (2 ч)

        Наша речь и наш язык (2 ч) Виды речи. Речь, её значение. Речь – отражение культуры человека. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.  

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Текст (2 ч) Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Предложение (1 ч) (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге)

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) по интонации (восклицательные и невосклицательные) (3 ч) Знаки препинания в конце предложений.

Предложения с обращением (1 ч) Предложение с обращением (общее представление.

Состав предложения (3ч) Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложения(2 ч) Запятая внутри сложного предложения.

Словосочетание (2 ч) Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Слова в языке и речи  (19 ч)

       Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) (2 ч)  Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.

Омонимы (1ч ) Использование омонимов в речи.

Слово и словосочетание (1 ч)

Фразеологизмы (2 ч) Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Части речи (5 ч) Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи       ( имени существительном, имени  прилагательном, глаголе, местоимении и их признаках).

Имя числительное (2 ч) (общее представление).

        Однокоренные слова (1 ч) Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова.

 Слово и слог. Звуки и буквы (7 ч). Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Состав слова (16 ч)

        Корень слова (3 ч) Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.

Формы слова. Окончание (3 ч) 

Приставка (3 ч) 

Суффикс (3 ч) Значение этих  значимых частей в слове.

Основа слова (1 ч)  Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

        Общее  представление о  составе слова (3 ч)  Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Правописание частей слова (29 ч) 

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1 ч) Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Правописание слов с безударными гласными в корне (4 ч) Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне (5 ч)

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (5 ч)

Правописание слов с удвоенными согласными (2 ч)

Правописание суффиксов и приставок ( 4 ч)

Правописание  приставок и предлогов (3)

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) (5 ч)

Части речи (76 ч)

        Части речи (1 ч) Повторение и углубление представлений.

        Существительное (30 ч). Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевленные имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.  Род имён существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам. Неизменяемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.

        Прилагательное (19 ч). Лексическое значение имен прилагательных. Обогащение словарного запаса имен прилагательных. Роль имён прилагательных в тексте. Формы имён прилагательных. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных.  Число имён прилагательных. Падеж имён прилагательных. Начальная форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного.

        Местоимение (5 ч) Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Морфологический разбор местоимений.

        Глагол (21 ч).  Значение и употребление глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Начальная форма глагола. Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами. Морфологический разбор глагола 

Повторение (14 ч).

Повторение тем изученных в 3 классе.

        Развитие речи: Составление текста по рисунку. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. Составление предложений  (текста) из  деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Подробное изложение с языковым анализом текста. Изложение  повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины. Составление письма.

        

        

4 класс  ( 153 ч)

Повторение (9 ч)

        Наша речь и наш язык (1ч) Диалогическая и монологическая речь. «Волшебные слова» русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова- извинения и др.

        Текст (2 ч) Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

        Предложение (2 ч)  Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные, невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения.

        Обращение (1 ч) Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, в середине, конце. Знаки препинания в предложениях с обращением.

        Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.(2 ч.) Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Моделирование предложений.

        Словосочетание (1 ч) Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Предложение (8 ч)

        Однородные члены предложения (4 ч) Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но). Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

Простые и сложные предложения (4 ч) Различение простых и сложных предложений. Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях.

Слово в языке и речи (17 ч)

Лексическое значение слова (3 ч) Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом  и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах.

Состав слова (9 ч) Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.  Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса –ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов (-ик, -ек). Правописание ъ и ь разделительных знаков.

        Части речи (5 ч) Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. Наречие (общее представление). Значение и употребление в речи.

Имя существительное (40 ч)

        Изменение по падежам (5 ч) Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических)  вопросов. Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме.

        Три склонения имён существительных (7 ч) Падежные окончания имён существительных 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения.

        Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе (18 ч)  Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Именительный и винительный падежи. Родительный падеж. Дательный падеж. Творительный падеж. Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

        Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе (8 ч) Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. Именительный падеж. Родительный падеж. Винительный падеж одушевлённых имён существительных.  Дательный, творительный, предложный падежи. Лексические и грамматические нормы употребления имён существительных.

        Обобщение знаний (2 ч) Обобщение знаний об имени существительном.

Имя прилагательное (27ч)

        Повторение и углубление представлений об имени прилагательном ( 2ч)

Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных. Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам ( в единственном числе). Начальная форма имён прилагательных.

        Изменение по падежам имён прилагательных ( 2 ч)  Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

        Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (10 ч) Окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах.

        Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе (6ч) Именительный и винительный падежи. Родительный, дательный, творительный падежи.

        Склонение имён прилагательных во множественном числе (5 ч) Иметь представление об окончаниях имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Именительный и винительный падежи. Родительный и предложный падежи. Дательный и творительный падежи. Нормы правильного согласования имён прилагательных и имён существительных в речи.

        Обобщение знаний (2 ч) Обобщение об имени прилагательном.

Личные местоимения (6ч)

        Местоимение (2 ч) Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

        Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений (4 ч) Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончание личных местоимений в косвенных  формах. Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. Морфологический разбор личных местоимений.

Глагол (32 ч)

        Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (3 ч) Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам.

        Неопределённая форма глагола (4 ч) Различение неопределённой формы глагола среди других форм глагола и отличие её от омонимических имён существительных.

        Спряжение глагола (5 ч) Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Лицо и число глаголов. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

        І и ІІ спряжение глаголов (3 ч) Спряжение  глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов І и ІІ спряжения.

        Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (8 ч) Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Правописания глаголов с безударными личными окончаниями.

        Правописание возвратных глаголов (2ч) Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

        Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч) Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

        Обобщение по теме «Глагол» (4 ч) Морфологический разбор глаголов.

Повторение (14 ч)

        Повторение тем изученных в 4 классе.

        Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. Составление устного рассказа на выбранную тему. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформированного текста; письменное выборочное изложение по вопросам. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Наблюдение над изобразительно-выразительным средствам языка, составление текста по рисунку и фразеологизму.

Учебно-методическое обеспечение

1. Печатные пособия:

1. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

2.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс - М. Просвещение. 2011

3.Канакина В.П. Русский язык: Методическое пособие с поурочными разработками: 1 класс-М. Просвещение.2012

4.Канакина В.П., Русский язык: Рабочая тетрадь: 1 класс- М. Просвещение. 2011

5. Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Добукварный, букварный, послебукварный периоды. Новый комплект уроков / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2011.

6. Крылова, О. Н. Тесты по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука». 1 класс : в 2 ч. Ч. 1. / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.

2. Информационно-коммуникативные средства:

Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).

3. Наглядные пособия:

Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др. (авторы Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова); лента букв.

4. Материально-технические средства:

Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

* Канакина В. П. [и др.]. Русский язык. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. С. 39–49.

 СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  МО

учителей начальных классов  № 1

от  ___августа 20___ года

Руководитель  МО

_____________/______________ /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________   / _____________ /

____  августа 20___ года

       Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________/Т.Я. Магулян

«____» августа 2014г.

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №33 п. Октябрьский

муниципального образования Туапсинский район

Краснодарский край

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По русскому языку

Класс    1

Учитель   Белоусова Светлана Сергеевна

Количество часов: всего   150   часов;  в неделю    5  час;

     Планирование составлено на основе рабочей программы по русскому языку, 1-4 классы, автор  Белоусова С.С., утвержденной  решением педсовета  от «28 » августа 2014 года,  протокол  №1 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку,  2 - 4 класс (УМК " школа России")...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...