Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
    рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

    Резакова Анна Анатольевна

    В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

    Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk.docx51.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Русский язык 1 класс

    УМК «Школа России»

    1. Роль и место дисциплины

    В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

    Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

    2. Адресат

    Программа адресована обучающимся первых  классов общеобразовательных школ.

    3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

    4. Цели и задачи

    В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

    1. познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
    2. социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

    1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
    2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
    3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
    4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    5. Специфика  программы

    Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (23 учебные недели, 9 ч. в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

    Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

    После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо поздравление и т. п.)

    6. Основные содержательные линии курса

    Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:

    1. система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
    2. орфография и пунктуация;
    3. развитие речи.

    Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

    Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

    В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

    7. Структура программы

    Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

    Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

    Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

    Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

    Фонетика. Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

    Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.

    Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца).

    Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

    Орфография. Ознакомление с правилами правописания и их применение:

    1. обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
    2. заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
    3. раздельное написание слов;
    4. перенос слов по слогам без стечения согласных;
    5. знаки препинания в конце предложения.

    Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

    Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

    Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

    Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения слова; определение значения слова в тексте. Осознание словарного богатства русского языка. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значения слова: анализ образцов использования в тексте. Синонимы и антонимы( без называния терминов).Изучается во всех разделах курса.

    Морфология. Умение опознавать имена собственные. Слова, обозначающие предмет, признак и действие предметов.

    Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

    Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

    Применение правил правописания:

    1. сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу  в положении под ударением;
    2. сочетания чк — чн;
    3. перенос слов;
    4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
    5. проверяемые безударные гласные в корне слова;
    6. парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
    7. непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
    8. знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

    Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

    Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

    8. Требования к результатам

    Личностные результаты

    1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

    2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

    5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Предметные результаты

    1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

    2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

    3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

    4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

    5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

    6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

    7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

    9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

    9. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

    2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    3. Использование знаково-символических средств представления информации.

    4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

    5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

    6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

    7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

    9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

    11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

    12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

    10. Формы организации учебного процесса

    Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.

    Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

    Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

    В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно.

    11. Объем и сроки изучения

    Рабочая программа рассчитана: в 1 классе - 115 учебных часов (период обучения грамоте), 50 учебных часов (русский язык) в год, 5 часов - в неделю.

    Обучение грамоте (русский язык)

    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу периода обучения грамоте):

             

    Обучающиеся должны знать:

    все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

    Обучающиеся должны уметь:

    вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

    различать гласные и согласные звуки и буквы;

    правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

    определять место ударения в слове;

    вычленять слова из предложения;

    устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.

    Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

    Предмет

    Подготовительный период (4 учебные недели)

    Букварный период

    (16 учебных недель)

    Послебукварный период

    (3 учебные недели)

    Итого

    Русский язык

    22 часов

    78 часов

    15 часов

    115 часов

    Тематическое планирование по литературному чтению и русскому языку (период обучения грамоте)

    Содержание курса

    Тематическое планирование

    Характеристика деятельности учащихся

    Обучение грамоте (207 ч.)

    1. Графика

    Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

    Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

    Знакомство с русским алфавитом.

    Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание их разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

    Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Выбор буквы гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного.

    Функции букв е, ё, ю, я. Буквы, обозначающие согласные звуки. Разные способы обозначения буквами звука [й']. Функция букв ь и ъ.

    Русский алфавит. Название букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов.

    Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву.

    Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге, буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков.

    показатель твердости – мягкости предшествующих согласных звуков.

    Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – з, ш – ж, с – ш, з – ж, р – л, ц – ч и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а, и – у, п – т, л – м, х – ж, ш – т, в – д и т. д.).

    Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’].

    Объяснять функцию букв ь и ъ.

    Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

    Восстанавливать алфавитный порядок слов.

    2. Письмо

    Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

    Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв.

     Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы.

     Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов  с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки.

     Алгоритм списывания с печатного и письменного шрифта.

    Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает.

    Анализировать поэлементный состав букв.

    Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

    Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

    Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

    Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

    Выкладывать слова из разрезной азбуки.

    Списывать с печатного и письменного текста.

    Переносить слова по слогам.

    Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх – пяти слов со звуками в сильной позиции.

    Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

    3. Слово и предложение

    Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

    Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка

    Слово как объект изучения, материал для анализа.

    Различение слова и обозначаемого им предмета.

     Значение слова.

     Слова, называющие предметы.

     Слова, называющие действия.

     Слова, называющие признаки.

     Активизация и расширение словарного запаса

    Наблюдение над значением слов.

     Понимание значения слова в контексте.

     Включение слов в предложение.

    Наблюдение над родственными словами (без введения терминологии).

    Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

     Коррекция предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки.

    Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия).

    Группировать слова, сходные по значению и звучанию.

    Моделировать предложение.

    Наблюдать: определять количество слов в предложении.

    Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой.

    Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений

    4. Орфография

    Знакомство с правилами правописания и их применение:

    1. раздельное написание слов;
    2. обозначение гласных после шипящих        

           (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

    1. прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
    2. перенос слов по слогам без стечения  

            согласных.

    Знаки препинания в конце предложения.

    Раздельное написание слов.

    Гласные после шипящих в ударных слогах (ча-ща, чу-щу,жи-ши).

    Заглавная буква в начале предложения.

    Заглавная буква в именах собственных.

    Знаки препинания в конце предложения.

    Деление слов на слоги.

    Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

    Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

    Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать  имена собственные на заданную букву.

    Оформлять начало и конец предложения.

    Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

    5. Развитие речи

    Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

    Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

    Составлять текст по серии сюжетных картинок.

    Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

    Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

    Включаться в групповую работу, связанную с общением.

    Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

    Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы.

    Обосновывать собственное мнение.

    Систематический курс русского языка (50ч.)

    Фонетика и графика

    Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твёрдости – мягкости. Слог. Ударение. Фонетический анализ слова.

    Звуки речи и буквы.

    Обозначение звуков речи на письме.

    Гласные и согласные звуки и буквы.

    Отсутствие при произнесении звука преграды в ротовой полости как отличительный признак гласных звуков.

    Ударные и безударные гласные звуки в слове.

    Согласные звуки.

    Согласные твёрдые и мягкие (парные и непарные).

    Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

    Согласные звонкие и глухие (парные и непарные).

    Дифференциация сходных звуков и обозначающих их букв.

    Слог.

    Деление слов на слоги.

    Роль ударения.

    Устный фонетический анализ слова.

    Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям

    Характеризовать звуки (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие).

    Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, твёрдых/мягких, звонких/глухих согласных.

    Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв).

    Объяснять принцип деления слов на слоги.

    Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.

    Лексика

    Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

    Слово и его значение.

    Слова однозначные и многозначные.

    Наблюдение над многозначными словами в предложениях. Наблюдение за использованием синонимов в тексте.

    Наблюдать за использованием в тексте синонимов.

    Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова.

    Объяснять значение фразеологизмов.

    Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи.

    Синтаксис

    Предложение

    Слово и предложение. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные Предложения восклицательные и невосклицательные . Характеристика простого предложения по цели высказывания и интонации.

    Сравнивать предложение и слово: описывать их сходство и различия. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Наблюдать: Находить в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

    Классифицировать предложения по цели высказывания.

    характеристиками.

    Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

    Орфография и пунктуация

    Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

    Знаки препинаний в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

    Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Перенос слов.

    Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

    Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм.

    Анализировать текст: находить слова с определённой орфограммой.

    Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки.

    Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

    Календарно-тематическое планирование

    (период обучения грамоте)

    Тема урока

    Планируемая дата

    Фактическая дата

    Подготовительный период – 22 ч.

    Знакомство с прописью. Наши пальчики играют

    Подготовка руки к письму. Наш друг – Карандаш

    Подготовка руки к письму. Любимые игрушки

    Подготовка руки к письму. Мы лепим, лепим, лепим.

    Путешествие в страну Знаний.

    Представление результатов творческой самостоятельной работы.

    Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

    Письмо овалов и полуовалов.

    Рисование бордюров.

    Письмо длинных прямых наклонных линий

    Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу влево. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо.

    Письмо короткой  наклонной линии с закруглением вверху влево. Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу вправо.

    Письмо больших и малых овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

    Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

    Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.

    Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

    Строчная и заглавная буквы А, а.

    Строчная и заглавная буквы О, о.

    Строчная буква и.

    Заглавная буква И.

    Строчная буква ы.

    Строчная и заглавная буквы У, у.

    Букварный (основной) период – 78ч.

    Написание строчной буквы  н. (Гласные и согласные звуки).

    3.10

    Написание заглавной буквы Н.

    4.10

    Написание строчной буквы  с.

    5.10

    Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль.

    Написание  заглавной буквы С.

    Написание строчной буквы  к. 

    Написание заглавной буквы К.

    Написание строчной буквы т.

    Повторение пройденного. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

    Написание заглавной буквы Т. (Звонкие и глухие согласные).

    Написание строчной буквы л.

    Написание заглавной буквы Л.

    Написание строчной буквы р.

    Запись слов  с опорой на слого-звуковой разбор

    Написание заглавной буквы Р.

    Написание строчной буквы  в. (Твёрдые и мягкие парные звуки).

    Написание заглавной буквы В.

    Написание строчной буквы  е.

    Списывание предложений с печатного текста.

    Написание заглавной буквы Е.

    Написание слов и предложений с изученными буквами.

    Написание строчной буквы  п.

    Написание заглавной буквы П. 

    Приёмы правильного списывания с печатного шрифта.

    Написание строчной буквы  м.

    Написание заглавной буквы М.

    Написание строчной буквы  з.

    Написание заглавной буквы З.

    Написание слов и предложений с буквами з, З.

    Написание заглавной буквы Б.

    Написание слов и предложений с буквами б, Б.

    Наблюдение связей слов в предложении по числу (ед. и множ.)

    Написание слов и предложений с изученными буквами.

    Написание строчной буквы  д.

    Написание заглавной буквы Д.

    Написание слов с буквами д и т.

    Написание слов с буквами Д и Т.

    Написание слов и предложений с изученными буквами.

    Написание строчной буквы  я.

    Написание заглавной буквы Я.

    Написание строчной и заглавной буквы  я, Я.

    Написание строчной буквы  г.

    Алгоритм списывания с печатного текста.

    Написание заглавной буквы Г.

    Написание строчной буквы  ч.

    Сочетания ча, чу.

    Написание заглавной буквы Ч.

    Написание слов и предложений с изученными буквами.

    Написание буквы ь.

    Написание буквы ь в конце слова.

    Написание буквы ь  в середине слова.

    Написание строчной буквы  ш.

    Написание слов и предложений с изученными буквами.

    Написание заглавной буквы Ш.

    Написание слов с сочетанием ши.

    Написание строчной буквы  ж.

    Написание заглавной буквы Ж.

    Написание слов с сочетаниями жи, ши.

    Написание слов с сочетаниями жи, ши.

    Написание строчной буквы  ё.

    Написание заглавной буквы Ё.

    Списывание слов и предложений с изученными буквами.

    Написание строчной буквы  х.

    Написание заглавной буквы Х.

    Написание строчной буквы  ю.

    Написание заглавной буквы Ю.

    Написание строчной и заглавной буквы ю, Ю.

    Написание строчной буквы ц.

    Написание заглавной буквы Ц.

    Написание строчной  буквы э.

    Написание заглавной буквы Э.

    Списывание слов и предложений с изученными буквами.

    Написание строчной буквы  щ.

    Написание заглавной буквы Щ.

    Написание строчной буквы  ф.

    Написание заглавной буквы Ф.

    Списывание слов и предложений с изученными буквами.

    Письмо буквы Ъ и Ь.

    Послебукварный  период – 15 ч.

    Правописание сочетаний чк, чн, щн.

    Правописание сочетаний чк, чн, щн.

    Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в начале предложения. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

    Заглавная буква в именах собственных.

    Письмо под диктовку слов и предложений с изученными буквами.

    Списывание  с печатного текста.

    Сильные и слабые позиции гласных звуков.

    Письмо под диктовку с орфографическим проговариванием.

    Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

    Правописание сочетаний жи-ши.

    Правописание сочетаний ча-ща.

    Правописание сочетаний чу-щу.

    Алфавит и его значение.

    Алфавит и его значение.

    Праздник «До свидания, Азбука!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

    Данная разработка содержит пояснительную записку...

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...

    Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

       Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

    Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

    .Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

    .Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...