Рабочие программы внеурочной деятельности"Шахматы", 1-4 классы
рабочая программа (1 класс)

Парфентьева (Буриева) Анжела Рустамовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шахматы 1 класс38.37 КБ
Файл Шахматы 2 класс39.29 КБ
Файл Шахматы 3 класс40.17 КБ
Файл Шахматы 4 класс40.1 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

 «Шахматы»

Учитель начальных классов

Парфентьева Анжела Рустамовна


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:

Первый  уровень результатов

  • занимаются шахматами пор руководством учителя;
  • выполняют упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления    здоровья;
  • выполняют элементарные задания в группе, команде.

Второй  уровень результатов  

  • проявляют интерес к интеллектуальным играм, используют их в свободное время;
  • обладают положительными качествами личности, нормами коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

Третий  уровень результатов

  • выработана потребность к систематическим занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играми;
  • сформировано начальное представление о культуре шахматной игры;   
  • младший школьник  имеет устойчивую мотивацию к интеллектуальным занятиям;
  • обобщение и углубление знаний об истории шахмат;
  • умение работать в коллективе. 

Личностные результаты:  

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
  • уметь ориентироваться на шахматной доске;
  • уметь играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • уметь правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • уметь различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • уметь рокировать;
  • уметь объявлять шах, мат;
  • уметь решать элементарные задачи на мат в один ход.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности

1 класс (33 часа)

Содержание курса

Формы организации занятий

Основные виды деятельности

Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры

(28 ч)

занятие-путешествие;

занятие-практикум; беседа;

практические и дидактические игры;

решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

-ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

- правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

- различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах, мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

-работать в паре

Спортивно-соревновательная деятельность (5 ч)

занятие-практикум; турнир;

соревнования.

 

-соблюдать правила безопасности в различных местах занятий: учебный кабинет, спортивный зал;

-определять допустимый риск в игре, соревновании;

-использовать оборудование и инвентарь для занятий шахматами.

  1. Тематический план

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

1

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Шахматы - мои друзья.

03.09

2

Шахматная доска.

10.09

3

Горизонталь.

17.09

4

Вертикаль.

24.09

5

Диагональ.

07.10

6

Волшебная шахматная доска.

08.10

7

Ладья.

15.10

8

Слон.

22.10

9

Ферзь.

29.10

10

Конь.

12.11

11

Пешка.

19.11

12

Король.

26.11

13

Шахматные фигуры и начальная позиция.

03.12

14

Ценность фигур.

10.12

15

Шахматная нотация. Проверочная работа

17.12

16

Шах и защита от шаха.

24.12

17

Мат.

14.01

18

Пат, ничья.

21.01

19

Рокировка.

28.01

20

Взятие на проходе.

04.02

21

Превращение пешки.

11.02

22

Мат двумя ладьями одинокому королю.

18.02

23

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

04.03

24

Мат ферзём и королём одинокому королю.

11.03

25

Как начинать партию: дебют.

18.03

26

Ошибочные ходы в начале партии.

25.03

27

Тактические приёмы.

08.04

28

Правила поведения соперников во время игры.

15.04

29

История шахмат.

22.04

30

Три стадии шахматной партии. Проверочная работа.

29.04

31

Шахматный турнир.

06.05

32

Шахматный турнир.

13.05

33

Спортивно - шахматный праздник.

20.05

Всего 33 часа



Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

 «Шахматы»

Учитель начальных классов

Буриева Анжела Рустамовна


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:

Первый  уровень результатов

  • занимаются шахматами пор руководством учителя;
  • выполняют упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления    здоровья;
  • выполняют элементарные задания в группе, команде.

Второй  уровень результатов  

  • проявляют интерес к интеллектуальным играм, используют их в свободное время;
  • обладают положительными качествами личности, нормами коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

Третий  уровень результатов

  • выработана потребность к систематическим занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играми;
  • сформировано начальное представление о культуре шахматной игры;   
  • младший школьник  имеет устойчивую мотивацию к интеллектуальным занятиям;
  • обобщение и углубление знаний об истории шахмат;
  • умение работать в коллективе. 

Личностные результаты:  

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты:

- уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

- защищать свои фигуры от нападения и угроз;

- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

- ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

- разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

- реализовывать большое материальное преимущество.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности

2 класс (34 часа)

Содержание курса

Формы организации занятий

Основные виды деятельности

Теоретические основы и правила шахматной игры

(17 ч)

занятие-путешествие;

занятие-практикум; беседа;

практические и дидактические игры;

решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

- знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

- знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться;

- умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом;

- соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Практико-соревновательная деятельность

(17 ч)

занятие-практикум; турнир;

соревнования.

 

- расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения;

- анализируют свои ответы и ответы своих сверстников;

- с помощью тестового задания оценивают собственное выполнение;

- умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени;

- осваивают правила игры;

- активно участвуют в играх и эстафетах;

- общаются и взаимодействуют со сверстниками;

- проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр;

- регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими;

- соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

  1. Календарно – тематическое планирование по шахматам во 2-е классе

№ п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

по плану

по факту

  1. Теоретические основы и правила шахматной игры (17 ч)

1

Единый урок исторических знаний «Югре – 900!».

01.09

2

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

08.09

3

Шахматные фигуры (повторение)

15.09

4

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение)

22.09

5

Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение)

29.09

6

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

06.10

7

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

13.10

8

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

20.10

9

Тактический приём «двойной удар»

27.10

10

Тактический приём «связка»

10.11

11

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

17.11

12

Тактический приём «ловля фигуры»

24.11

13

Тактический приём «сквозной удар»

01.12

14

Мат на последней горизонтали

08.12

15

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

15.12

16

Тактический приём «открытый шах»

22.12

17

Тактический приём «двойной шах»

12.01

  1. Практико-соревновательная деятельность (17 ч)

18

Шахматный турнир

19.01

19

Шахматный турнир

26.01

20

Шахматный турнир

02.02

21

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

09.02

22

Основы игры в дебюте: атака на короля

16.02

23

Основы игры в дебюте: атака на короля

02.03

24

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

09.03

25

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

16.03

26

Основы анализа шахматной партии

23.03

27

Основы анализа шахматной партии

06.04

28

Основы анализа шахматной партии

13.04

29

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

20.04

30

Шахматный турнир

27.04

31

Шахматный турнир

04.05

32

Шахматный турнир

11.05

33

Шахматный турнир

18.05

34

Шахматный праздник

25.05

Всего: 34 часа



Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО

Рабочая программа

курса  внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

 «Шахматы»

Учитель начальных классов

Парфентьева Анжела Рустамовна

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:

Первый  уровень результатов

  • занимаются шахматами под руководством учителя;
  • выполняют упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления    здоровья;
  • знают правила техники безопасности во время занятий;
  • выполняют элементарные задания в группе, команде.

Второй  уровень результатов  

  • проявляют интерес к интеллектуальным играм, используют их в свободное время;
  • обладаютположительными качествами личности, нормами коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

Третий  уровень результатов

  • выработана потребность к систематическим занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играми;
  • сформировано начальное представление о культуре шахматной игры;   
  • младший школьник  имеет устойчивую мотивацию к интеллектуальным занятиям;
  • обобщение и углубление знаний об истории шахмат;
  • принимают участие в соревнованиях;
  • умеют работать в коллективе.

Личностные результаты:  

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственногоздоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулироватьпроблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидетьреакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основесогласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вестидискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать иосуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
  • уметь ориентироваться на шахматной доске;
  • уметь играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • уметь правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • уметь различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • уметь рокировать;
  • уметь объявлять шах, мат;
  •  овладеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
  • понимать основы разыгрывания дебют и правильно выводить фигуры в начале партии;
  • знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
  • уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
  • уметь решать элементарные задачи на мат в один ход.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности

3-й год обучения (34 часа)

Раздел

Формы организации занятий

Основные виды деятельности

Теоретические основы и правила шахматной игры.

 (15 ч)

занятие-путешествие; занятие-практикум; беседа; практические и дидактические игры; решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Изучают историю шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.  Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Практико-соревновательная деятельность (19 ч)

занятие-практикум; турнир;

соревнования.

 

 Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

  1. Тематическое планирование по шахматам в 3-е классе

Тема урока

Дата

Факт

Примечание

Теоретические основы и правила шахматной игры.

1

История возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований.

07.09

2

Матование одинокого короля разными фигурами (повторение).

14.09

3

Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение).

21.09

4

Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах» (повторение).

28.09

5

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

05.10

6

Тактический прием «завлечение»

12.10

7

Тактический прием «отвлечение»

19.10

8

Тактический прием «уничтожение защиты»

26.10

9

Тактический прием «спёртый мат»

09.11

10

Сочетание тактических приемов.

16.11

11

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

23.11

12

Борьба за инициативу

30.11

13

Основы дебюта: атака на не рокировавшегося короля

07.12

14

Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля

14.12

15

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

21.12

Практико-соревновательная деятельность

16

Шахматный турнир

11.01

17

Шахматный турнир

18.01

18

Шахматный турнир

25.01

19

Шахматный турнир

01.02

20

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план.

08.02

21

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата.         

15.02

22

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом».

22.02

23

Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля

29.02

24

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой

07.03

25

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата.

14.03

26

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки.

21.03

27

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

04.04

28

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов

11.04

29

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен

18.04

30

Шахматный турнир

25.04

31

Шахматный турнир

16.05

32

Шахматный турнир

23.05

33

Шахматный турнир

30.05

34

Шахматный праздник

 

Всего: 34 часа



Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО

Рабочая программа

курса  внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

 «Шахматы»

Учитель начальных классов

Парфентьева Анжела Рустамовна

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:

Первый  уровень результатов

  • занимаются шахматами под руководством учителя;
  • выполняют упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления    здоровья;
  • знают правила техники безопасности во время занятий;
  • выполняют элементарные задания в группе, команде.

Второй  уровень результатов  

  • проявляют интерес к интеллектуальным играм, используют их в свободное время;
  • обладаютположительными качествами личности, нормами коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

Третий  уровень результатов

  • выработана потребность к систематическим занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играми;
  • сформировано начальное представление о культуре шахматной игры;   
  • младший школьник  имеет устойчивую мотивацию к интеллектуальным занятиям;
  • обобщение и углубление знаний об истории шахмат;
  • принимают участие в соревнованиях;
  • умеют работать в коллективе.

Личностные результаты:  

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственногоздоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулироватьпроблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидетьреакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основесогласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вестидискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать иосуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
  • уметь ориентироваться на шахматной доске;
  • уметь играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • уметь правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • уметь различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • уметь рокировать;
  • уметь объявлять шах, мат;
  •  овладеть новыми элементами шахматной тактики: «мельница», «перекрытие», «рентген»;
  • понимать основы разыгрывания дебют и правильно выводить фигуры в начале партии;
  • знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
  • уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
  • уметь решать элементарные задачи на мат в один ход.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности

4-й год обучения (34 часа)

Раздел

Формы организации занятий

Основные виды деятельности

Теоретические основы и правила шахматной игры.

 (15 ч)

занятие-путешествие; занятие-практикум; беседа; практические и дидактические игры; решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Изучают историю шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.  Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Практико-соревновательная деятельность (19 ч)

занятие-практикум; турнир;

соревнования.

 

 Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

  1. Тематическое планирование по шахматам в 4-Е классе

На изучение шахмат в 4 классе отводится 34 часа. Программа может реализовываться очно аудиторно и опосредованно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Тема урока

Дата

Факт

Примечание

Теоретические основы и правила шахматной игры.

1

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России

05.09

2

Основные принципы игры в дебюте

12.09

3

Перевес в развитии фигур

19.09

4

Атака на короля

26.09

5

Перевес в пространстве

03.10

6

Оценка позиций

10.10

7

План игры

17.10

8

Выбор хода

24.10

9

Открытые дебюты

26.10

Внеаудит.

Приказ № 172 от 24.07.2020г.

10

Полуоткрытые дебюты

27.10

Внеаудит.

Приказ № 172 от 24.07.2020г.

11

Закрытые дебюты

28.10

Внеаудит.

Приказ № 172 от 24.07.2020г.

12

Гамбиты

07.11

13

Тактический прием «мельница»

14.11

14

Тактический прием «перекрытие»

21.11

15

Тактический прием «рентген»

28.11

Практико-соревновательная деятельность

16

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

05.12

17

Анализ шахматной партии: выбери ход

12.12

18

Шахматный турнир

19.12

19

Шахматный турнир

09.01

20

Шахматный турнир

16.01

21

Шахматный турнир

23.01

22

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

30.01

23

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

06.02

24

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

13.02

25

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

20.02

26

Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю

27.02

27

Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю

06.03

28

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

20.03

29

Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом

10.04

30

Шахматный турнир

17.04

31

Шахматный турнир

24.04

32

Шахматный турнир

22.05

33

Шахматный турнир

29.05

34

Шахматный праздник

Всего: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе

Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; реализует общеинтеллектуаль...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы составлена с учётом требований ФГОС НОО....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Шахматы" для учащихся 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Шахматы" для учащихся 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 2 класс

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Шахматы" для учащихся 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Шахматы" для учащихся 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с программой  И.Г. Сухина  "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011г.)Программа внеурочной деятельно...